Слайд 1ГИА по обществознанию, 9 класс
Тема 1. Человек и общество
вопросы кодификатора
Учитель
истории и обществознания
Ганюшин Михаил Евгеньевич
МБОУ Ичалковская СОШ
Перевозский район
Нижегородская область
Слайд 2- Общество как форма жизнедеятельности людей
- Взаимодействие общества и природы
-
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
- Биологическое и социальное в
человеке
- Личность. Особенности подросткового возраста
- Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
- Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
- Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Вопросы кодификатора
Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок
Слайд 3Общество как форма жизнедеятельности людей
Общество в широком смысле слова –
обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального
мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.
Слайд 4Общество как форма жизнедеятельности людей
Слайд 5Общество как форма жизнедеятельности людей
Глобализация – исторический процесс сближения наций
и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в
единую политическую систему.
Типы обществ (справка)
Глобальные проблемы (справка)
Слайд 6Общество как форма жизнедеятельности людей
Задание А1 (д.в. 2010г). Учёные-обществоведы определяют
общество как
весь мир в многообразии его форм
совокупность природных и социальных
сил
обособившуюся от природы часть мира
естественные условия существования человека
Слайд 7Взаимодействие общества и природы
Весь мир, в многообразии его форм и
проявлений.
Биосфера, естественные условия жизни общества, человека.
Общество неразрывно связано с природой,
в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
Слайд 8Взаимодействие общества и природы
Типы отношений общества и природы
Гармоничные
Конфликтные
получение обществом из
природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов
загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное
расходование минеральных ресурсов
Взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
Слайд 9Взаимодействие общества и природы
Задание А2 (д.в. 2009г). Воздействие природы на
развитие общества иллюстрирует
создание природного заповедника
ликвидация горожанами последствий землетрясения
законодательное ограничение охоты
на волков
загрязнение реки промышленными отходами
Слайд 10Задание А3 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о взаимосвязи
общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б.
Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Взаимодействие общества и природы
Слайд 11Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Слайд 12Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Слайд 13Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
все сферы общества тесно взаимосвязаны
Слайд 14Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А4 (д.в. 2011г). Производство
материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
социальной
трудовой
экономической
технической
Слайд 15Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А5 (д.в. 2009г). Правительство
ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких
сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
политической и экономической
экономической и социальной
социальной и духовной
духовной и политической
Слайд 16Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А6 (д.в. 2012г). Издержки
производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
экономическую
социальную
политическую
духовную
Слайд 17Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А7 (д.в. 2012г.). Верны
ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В
структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Слайд 18Биологическое и социальное в человеке
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее
звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало:
Анатомия;
Физиология;
протекание различных процессов
в организме (питание, дыхание, сон и т.д.).
Слайд 19Биологическое и социальное в человеке
Основные отличия человека от животных:
Человек способен
производить орудия труда, использовать их;
Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением
и членораздельной речью;
Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
самореализация личности
Слайд 20Биологическое и социальное в человеке
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом
для поддержание жизнедеятельности организма.
Слайд 21Биологическое и социальное в человеке
Задатки – природная предрасположенность человека к
тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от
которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Слайд 22Биологическое и социальное в человеке
Задание А8 (д.в. 2011г.). Социальной сущностью
человека обусловлена его потребность в
дыхании
питании
самосохранении
самореализации
Слайд 23Биологическое и социальное в человеке
Задание В1 (д.в. 2009г). В приведённом
списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека
от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
потребность в пище и воде
способность к творчеству
способность к чувственному познанию
наличие сознания
1
3
2
4
Слайд 24Личность. Особенности подросткового возраста
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел
индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах
деятельности и поведения.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Слайд 25Личность. Особенности подросткового возраста
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего
развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного
функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Этапы социализации (справка)
Слайд 26Личность. Особенности подросткового возраста
Особенности подросткового возраста:
Психологические изменения;
Физиологические изменения;
Развитие мышления;
Формирование самосознания;
Формирование
мировоззрения;
Полярность мнений и поведения;
Чувство взрослости.
Слайд 27Личность. Особенности подросткового возраста
Задание А9 (д.в. 2010г). Саша хорошо учится
в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших
сестрёнку и брата. Всё это характеризует Сашу как
гражданина
индивида
личность
сына
Слайд 28Личность. Особенности подросткового возраста
Задание А10 (д.в. 2011г). Володя хорошо учится,
проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке
авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как
индивида
личность
ученика
товарища
Слайд 29Личность. Особенности подросткового возраста
Задание А11 (д.в. 2012г). Сергей работает врачом.
В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается
в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
товарища
индивида
личность
работника
Слайд 30Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность –
особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.
Деятельность человека
Активность животного
Отличия деятельности
человека от активности животных (справка)
Слайд 31Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Основные компоненты
деятельности (справка)
Слайд 32Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Труд –
это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Игра –
это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Слайд 33Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Задание В2
(д.в. 2011г). Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он
много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.
даёт возможность овладеть новым опытом
построена на замещении реальных объектов условными
имеет определённые мотивы и цели
ведёт к усвоению предметных областей
1
3
2
4
Слайд 34Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Малая группа –
немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель
и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
Признаки малой группы:
Наличие общей цели;
Совместная деятельность;
Личное взаимодействие членов группы;
Длительность существования;
Добровольный характер;
Определённый эмоциональный фон.
Слайд 35Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Слайд 36Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными
индивидами.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Формальные
- переговоры о
приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Слайд 37Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Общение – это
процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого
происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире;
- происходит передача опыта;
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество;
- усваивает правила и нормы поведения;
- учится оценивать поступки других людей;
формирует личные качества:
принципиальность, отзывчивость,
честность, доброту и др.
Слайд 38Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Задание А12 (д.в.
2012г). Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
глава государства обращается
к гражданам в СМИ
врачи слушают доклад министра здравоохранения
друзья встретились после ссоры, выяснили причины и помирились
представители профсоюзов обсуждают организацию митинга
Слайд 39Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Задание А13 (д.в.
2010г). Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием
обучение
свобода
творчество
общение
Слайд 40Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся
в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
Причины конфликтов:
Неумение контролировать эмоции;
Негативные
чувства (зависть, корысть);
Невоспитанность;
Различные ценностные ориентации;
Возрастные.
Слайд 41Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Стратегии поведения в условиях конфликта:
Избегание –
стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её;
Приспособление – сглаживание
противоречий в ущерб своих интересам;
Соперничество – открытая борьба за свои интересы;
Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок;
5) Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
Слайд 42Источники
Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
Зарубин В.Г. и
др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;
Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.