Разделы презентаций


ГИА С2 Сочинение о роли фразеологизмов

Содержание

Не забывай на праведном пути То, что старик Марк Твен сказал когда-то: «Ты должен слово нужное найти,А не его троюродного брата». мом деле, надо трудиться в поте лица!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ГИА С2
Сочинение
о роли
фразеологизмов

ГИА С2Сочинениео ролифразеологизмов

Слайд 2


Не забывай на праведном пути
То, что старик Марк Твен

сказал когда-то:
«Ты должен слово нужное найти,
А не его троюродного

брата».

мом деле,
надо
трудиться
в поте лица!

Это задание
выеденного яйца
не стоит!

Пора
браться
за ум!

В этом знаю
толк
и справл
как н
лучше!

Не забывай на праведном пути То, что старик Марк Твен сказал когда-то: «Ты должен слово нужное найти,А

Слайд 3 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из

учебника русского языка:
«Фразеологизмы – неизменные спутники

нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Засучу
рукава
и всех
за пояс заткну!

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка:    «Фразеологизмы

Слайд 4Роль фразеологизмов в тексте
Многообразны человеческие отношения, которые

запечатлелись в народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли

до нас во фразеологических сочетаниях радость и страдания людей, смех и слезы, любовь и гнев, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
М.А.Шолохов

Роль фразеологизмов в тексте   Многообразны человеческие отношения, которые запечатлелись в народных изречениях и афоризмах. Из

Слайд 5Источники исконно русских фразеологизмов

Источники исконно русских фразеологизмов

Слайд 6Источники заимствованных фразеологизмов

Источники заимствованных фразеологизмов

Слайд 7Фразеологизм можно заменить
общеупотребительным словом.

2. Фразеологизм всегда имеет
переносное значение.
3.

Фразеологизм может иметь
синонимы и антонимы.
Запомните!

Фразеологизм можно заменить общеупотребительным словом.2. Фразеологизм всегда имеет переносное значение. 3. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.Запомните!

Слайд 8А как скажет русский?
Англичане говорят, что такие люди похожи друг

на друга как две горошины, шведы – как две ягоды,

немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?
(Как две капли воды)
Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?
(Как сыр в масле катается)
Если англичанин знает что либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский?
(Как свои пять пальцев)
Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские?
(У него денег куры не клюют)
Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы?
(Зарубить себе на носу)
Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы?
(В подмётки не годится)
После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ?
(Искры из глаз сыплются)

А как скажет русский?Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы –

Слайд 9Знаешь ли ты фразеологизмы?
Работа

над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких

затруднений. Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках всё быстро воспринимал и легко усваивал, а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой даже дремал. Поэтому дома Вовка сначала напряжённо думал над предложенной темой, а потом торопливо написал что-то. Он решил, что в худшем случае ловко обманет учителя, сказав, что забыл тетрадь. Вовка невнимательно прочитал написанное, беззаботно улёгся перед телевизором и вскоре крепко уснул.
Однако он не сообразил, что его учитель – человек опытный, и моментально раскроет Вовкин обман….
Выбрать подходящие фразеологизмы из данной группы: в мгновение ока,бил баклуши, стреляный воробей, в голову не пришло, обвести вокруг пальца, ломать голову, как свои пять пальцев, клевать носом, как по маслу, спать без задних ног, с лёгким сердцем, пробежать глазами, как рыба в воде, схватывать на лету, на скорую руку, на худой конец.
Знаешь ли ты фразеологизмы?      Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки

Слайд 10Какой текст выразительнее?
Работа над

сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений.

Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках всё быстро воспринимал и легко усваивал, а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой даже дремал. Поэтому дома Вовка сначала напряжённо думал над предложенной темой, а потом торопливо написал что-то. Он решил, что в худшем случае ловко обманет учителя, сказав, что забыл тетрадь. Вовка невнимательно прочитал написанное, беззаботно улёгся перед телевизором и вскоре крепко уснул.
Однако он не сообразил, что его учитель – человек опытный, и моментально раскроет Вовкин обман….

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу. Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему , потому что на уроках всё схватывал на лету, а вот его друг Вовка в это время бил баклуши и порой даже клевал носом. Поэтому дома Вовка сначала ломал голову над предложенной темой, а потом на скорую руку написал что-то. Он решил, что на худой конец обведёт учителя вокруг пальца, сказав, что забыл тетрадь. Вовка пробежал глазами написанное, с лёгким сердцем улёгся перед телевизором и вскоре уснул без задних ног.
Однако ему в голову не пришло, что его учитель – стреляный воробей, и в мгновение ока раскроет Вовкин обман….

Какой текст выразительнее?      Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла

Слайд 11
особенности душевного состояния, поведения человека,
его поступки, действия, помогают легче

их представить;
отношение человека к окружающему миру и т.д.,
позволяют


индивидуализировать речь героев,
сделать язык насыщенным, колоритным.

Фразеологизмы ярко,
эмоционально
описывают

особенности душевного состояния, поведения человека, его поступки, действия, помогают легче их представить; отношение человека к окружающему миру

Слайд 12Текст

Текст

Слайд 13(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить:

у него были ярко-рыжие волосы.
(3)— Твоя фамилия?
(4)— Княжин.
(5)— А как

ты занимался по физике?
(6)— Это мой любимый предмет.
(7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной.
(9)— Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина.
(10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.
(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина:
(12)— Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза.
(15)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (16)— А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?
(18)Через неделю в физический кружок первым записался Княжин. (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию.
(20)— Зачем ты записался во все кружки? — спросил я Княжина.- (21)Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
(22)— Нет, я знаю, но мне надо — упрямо ответил он. (23)Это моя тайна.
(24)— Тайна это или не тайна, — сказал я, - но ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.
(25)Княжин очень расстроился.
(26)— Я должен всё знать,— сказал он. (27)— Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (28)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.

(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.(3)— Твоя фамилия?(4)—

Слайд 1429)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо.
(30)«Этот долетит!» —

подумал я.
(31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия

физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить.
(33)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки?
(35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне:
(37)— У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос.
(39)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (40)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос:
(41)— Есть что-нибудь новенькое?
(42)— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — ты мне покоя не даёшь! (43)Не может быть каждый день что-нибудь новенькое.
(44)Я оглянулся. (45)Передо мной стоял Княжин, и у него на носу красовались маленькие очки.
(46)Он тихо сказал:
(47)— А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал — близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (48)Я эти очки ненавижу.
(49)Он был такой несчастный! (50) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.
(51)Я сказал:
(52)— Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53)Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! (54)Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.
(55)— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? — он преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (56)— Как же я сам не сообразил?
(57)Он снова светился счастьем. (58)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди». (По В. Железникову)

29)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо. (30)«Этот долетит!» — подумал я.(31)За три месяца он не пропустил

Слайд 15Ищем фразеологизмы в тексте
(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный

голос Лёвушкина…
(13)Тоже мне, строит из себя умника!
(16)— А ты

без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?
(19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам…
(24)Если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.
(27)— Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля.
(34)Устал грызть гранит науки?
(35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал.
(38)Рассказать не могу, это больной вопрос.
(42)— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — ты мне покоя не даёшь!
(52)— Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53) Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! и т.д.


Ищем фразеологизмы в тексте(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина…(13)Тоже мне, строит из себя умника!

Слайд 16Пишем
сочинение

Пишемсочинение

Слайд 17Вариант 1

Вариант 1

Слайд 18 Задумывались ли вы над

тем, кого окружающие слушают с нескрываемым интересом? Конечно же, тех,

чья речь образна, и фразеологизмы являются одним из самых распространённых и ярких средств выразительности языка.
А как рано мы начинаем знакомиться с ними! Кому из нас, например, родители, удивляясь или изумляясь, не говорили: «Не верю своим глазам!» То же самое произносит и рассказчик, когда видит, что Княжин записался во все кружки (предложение 19). Учитель понимает, что в этом случае у его ученика не останется времени на изучение любимого предмета, и он утверждает: «На физику у тебя времени будет в обрез». Конечно же, и это выражение мы знаем давным-давно!
Поэтому верно утверждение о том, что «фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Задумывались ли вы над тем, кого окружающие слушают с нескрываемым интересом?

Слайд 19Вариант 2

Вариант 2

Слайд 20 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто

пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь

многие из них привычны и знакомы с детства», - утверждается в учебнике русского языка.
Действительно, «не вешать нос» (предложение 53) мы призываем тех, кто отчаялся, пришёл в уныние, и втайне от всех – «в глубине души» (предложение 27) - надеемся и верим, что это произойдёт. Мы употребляем подобные выражения в зависимости от ситуации, потому что они являются готовыми яркими образными определениями наших состояний или настроений.
Вот так народная мудрость нашла краткое выражение мысли во фразеологизмах, и раннее знакомство с ними делает нашу речь яркой, обогащает её, развивает образное мышление.
   
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже

Слайд 21Вариант 3

Вариант 3

Слайд 22 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы

часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая,

ведь многие из них привычны и знакомы с детства», - утверждается в учебнике русского языка.
В самом деле, всегда, желая выразить мысль емко и точно, мы используем фразеологизмы, потому что знаем их давным-давно.
Как, например, точнее и образнее можно спросить у человека, почему он обиделся? Конечно, с помощью фразеологизма, как это делает Княжин, герой рассказа, обращаясь к Лёвушкину: «И чего ты сразу губы надул?»
Как можно показать надоедливым окружающим своё неудовольствие от общения? Несомненно, тоже фразеологизмом! Так, например, поступила девушка-продавщица, обратившись к Княжину: «… Ты мне покоя не даёшь!»
Следовательно, придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл нам помогают привычные с раннего детства речевые обороты – фразеологизмы.
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой

Слайд 23Ни пуха ни пера!
Егораева Г.Т, ведущий методист издательства «Экзамен», Москва

Ни пуха ни пера!Егораева Г.Т, ведущий методист издательства «Экзамен», Москва

Слайд 24Литература
  Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. –

М.: Рус.яз., 1986.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под

ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
info@poznanie21.ru
Литература  Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986. Ожегов С.И. Словарь русского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика