Слайд 1ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Центры промысла игрушек
Слайд 2История глиняной игрушки
Керамические фигурки - вылепленные руками, без
каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного
изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.
Слайд 6История Абашевской игрушки
с.Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области.
Производство
игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание
гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг.
Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.
Слайд 7
В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой
краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка")
придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер.
Лучшими абашевскими мастерами оказывались как правило староверы.
Слайд 10История Дымковской игрушки
г.Вятка.
Промысел игрушки уже
в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название
игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы").
Слайд 11
Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы
городской жизни.
Праздничный и нарядный облик игрушек создается
росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.
Слайд 13История Жбанниковской игрушки
деревни Жбанниково, Ромпино, Рыжухино и др.
Городецкого района Нижегородской области.
Промысел возник в начале XX в.
Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.
Слайд 14
Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной
эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более
светлых тонов. Отдельные детали фигур "серебрятся" с помощью алюминиевого порошка.
Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах-основах.
Слайд 17История Каргопольской игрушки
г.Каргополъ Архангельской области.
Производство игрушки сопутствовало
старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда.
В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.
Слайд 18
В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены.
Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по
предварительно выбеленной поверхности фигур.
Слайд 20История Филимоновской игрушки
д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.
Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла
в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
Слайд 21
При обжиге глина дает белую поверхность, на которую
наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
Для
филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.