Слайд 1ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ РАБОТУ В МИРОВОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
Слайд 2Глобализация (от лат. globus – шар) – это интенсивная интернационализация международных
отношений, объединяющих социально-культурных, экономических, политических процессов населения земного шара.
Слайд 3научно-технический прогресс;
развитие внутригосударственных и международных систем транспортного сообщения (наземный,
воздушный, водный);
информационно-коммуникационные технологии: спутниковая связь,
интернет-ресурсы,
электронная почта,
желание и возможности
людей для такого рода объединения в различных социальных сетях и месенджерах: ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники, Твитер, Перископ, Телеграм, Аск, WhatsApp, Viber, Hfngouts, Skype, IMessage и др.
Основными условиями глобализационных процессов являются:
Слайд 4
Уровни глобализации:
на официальном,
межгосударственном,
на уровне общественных организаций,
в частном
порядке на межличностном уровне.
Выделяются
явные,
неявные уровни глобализации
Слайд 5 В социально-культурной сфере явление глобализации отображается в форме: международных
фестивалей,
гастрольной деятельности,
передвижных музейных экспозиций, кинопроката,
туризма,
онлайн-трансляций спектаклей,
концертов, виртуальных экскурсий,
чемпионатов, олимпиад,
международного сотрудничества между детскими и молодёжными общественными движениями, различными творческими союзами и др.
Слайд 6 три подхода к глобализации:
1. Глобализация в социально-культурной сфере объективный
процесс, который стирает национальные границы культур.
2. Умерено-критическое отношение к
глобализации выражается в сопротивлении общества к интеграционным процессам в культуре, сохраняя культурно-исторические наследие.
3. Глобализация – это апокалипсис культуры (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ж. Бодрияр и др.). Апокалипсис связан с созданной глобализацией спецификой культурной индустрии, которая обуславливает массовую, постмодернистскую культуру.
Слайд 7Массовая культура – это явление современного глобализма. Она олицетворяет характер
распространённого на обывательском уровне общественного сознания. Является первой ступенью освоения
культурных ценностей.
Слайд 8Основные императивы массовой культуры – это доминирование индустрии досуга, развитая
система культурно-массовых мероприятий, регулирующая и поддерживающая общественно приемлемый уровень восприятия
жизни населением.
Слайд 9военно-политические,
социально-экономические,
экологические проблемы,
демографические проблемы и проблемы здоровья населения.
Глобальные
проблемы
Слайд 10Организация Объединённых Наций (ООН),
Совет Европы (СЕ), Организация по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
Международный банк реконструкции и развития (МБРР),
Международный валютный фонд (МВФ); Всемирная торговая организация (ВТО); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.
Международные организации координирующие усилия по решению глобализационных проблем
Слайд 11межправительственных международных организаций, была создана в 1945 году представителями пятидесяти
одной страны. Это крупнейшая международная организация работает для поддержания и укрепления
международного мира и обеспечения коллективной безопасности, развития международного сотрудничества и содействия глобальному социально-экономическому прогрессу.
Организация Объединенных Наций (ООН
Слайд 12Совет Европы (СЕ) основан в 1949 году. В состав СЕ
входит 57 государств.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в
1944 г. организация объединяет 189 стран.
Международный Валютный Фонд – это специализированное учреждение (ООН), созданное в целях развития международного финансового сотрудничества и международной стабильности в валютно-финансовой сфере.
Всемирная Организация Здравоохранения. 7 апреля 1948г. – 26 государств ратифицировали устав Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), таким образом, Организация была официально учреждена. Главная роль ВОЗ заключается в защите здоровья населения всех стран
Слайд 13Организация Объединенных Наций ЮНЕСКО занимается решением проблем в области образования,
науки и культуры.
Основана 16 ноября 1945 г.
Штаб-квартира ЮНЕСКО
находится в Париже. Во многих странах есть представительства ЮНЕСКО. В России бюро по вопросам Образования, Науки, Культуры, Информации и Коммуникации было открыто в 1994 году. Расположено Бюро в г. Москве.
Слайд 14Сферы интересов ЮНЕСКО:
образование,
научная сфера,
право,
культура,
коммуникации и информация
Слайд 15 Крупные проекты ЮНЕСКО:
Поддержка реформ и развития систем
образования в странах кластера с особым акцентом на создание Национальных
планов действия по Образованию для всех и на развитие образования в области профилактики ВИЧ/СПИД. Содействие Российской Федерации в восстановлении и модернизации системы образования в Чеченской Республике;
Дискуссии в области реформ научной политики и культуры инноваций, укрепление биосферных территорий;
Продвижение прав человека и демократических принципов, с учетом положения молодежи как целевой группы этой деятельности;
Поддержка культурного разнообразия, содействие сохранению материального и нематериального культурного наследия;
Продвижение универсального доступа к знаниям, укрепление демократических норм в сфере информации и коммуникации.
Слайд 16 Проекты ЮНЕСКО в сфере культуры:
всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном
разнообразии содержит основу новой этики взаимодействия культур (2001);
Конвенция о сохранении
нематериального культурного наследия (2003) охватывает фольклор и традиции устного творчества, включая языки, как носители нематериального культурного наследия, зрелища, ритуалы и праздники, навыки и обычаи, связанные с природой и окружающим миром, а также традиционные знания и ремесла.
Слайд 17 Проекты в области коммуникации и информации :
Расширение доступа
к информации и знаниям как средство обеспечения развития, участия и
социальной интеграции для жителей, особенно молодежи, небольших и удаленных населенных пунктов;
Свобода печати и самовыражения.
Слайд 18 Положительное влияние глобализации в социально-культурной сфере сказывается в
создании
информационного культурного пространства доступного для каждого человека в любой точке
земного шара,
налаживание и улучшение культурных связей и информационных потоков «диалог культур» между культурами различных народов.
Слайд 19Распространение негативных явлений:
наркоторговля,
эпидемии,
распространение не достоверной информации
в интернете;
эпидемии.
Диалектика процессов глобализации:
одни процессы являются причиной ограничения
взаимодействия и сотрудничества между людьми и странами, другие процессы (интернет коммуникации), наоборот, усиливаются и этим объединяют людей в сообщества.
Слайд 20 Условия смягчения негативных последствий глобализации:
не форсировать глобализационные
процессы,
следование принципу многополярности современного мира
Слайд 21 Глобализационные тенденции в социально-культурной сфере:
Интернет, информационно-коммуникационные технологии сделали информацию
о культурных ценностях, событиях культуры более доступную;
передовой опыт доступен для
изучения;
Развитие международного и внутреннего туризма;
создание рекреационных сфер;
распространение новых видов искусств и форм социально-культурной деятельности;
Популярность праздников и культурных событий (карнавал, уличные театры, онлайн трансляции спектаклей, концертов, виртуальные экскурсии;
Сотрудничество государств в сферах социальной работы, социального воспитания, культуры при содействии международных организаций.
Слайд 22Положение Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.,
отражено практически в конституции каждого государства, гласит: «Каждый человек имеет
право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами» (статья 27).
Слайд 23Общемировые негативные явления социально-культурной сферы:
коммерциализация культуры,
недоступность определённых культурных ценностей для
большинства людей,
доминирование развлекательного содержания в сфере досуга,
«двойной стандарт» в
оценке социокультурных явлений