Слайд 1
ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Лекция № 1/1
Государственная
политика в сфере информатизации общества и информационной безопасности
Учебные вопросы
Информация как
продукт
Основные направления информатизации общества
Источники конфиденциальной информации
Слайд 2Литература
Аполлонский А.В., Домбровская Л.А., Примакин А.И., Смирнова О.Г., Основы информационной безопасности
в ОВД: Учебник для вузов. – СПб.: Университет МВД РФ,
2010 – 174 с.
Доценко С.М., Примакин А.И. Информационная безопасность и применение информационных технологий в борьбе с преступностью: Учебник для вузов. – СПб.: Университет МВД РФ, 2004 – С. 10-30, С. 84-107, С. 113-145.
Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. Фонд «Университет». СПб 2000. - 428 с.
Слайд 3Вопрос 1.
Информация как продукт
Информация - это сведения о лицах,
предметах, событиях, явлениях и процессах (независимо от формы их представления),
отраженные на материальных носителях, используемые в целях получения знаний и практических решений.
Слайд 4Наиболее важными в практическом плане свойствами информации является: ценность, достоверность,
своевременность.
Ценность информации определяется обеспечением возможности достижения цели, поставленной перед получателем.
Достоверность
- соответствие полученной информации действительной обстановке.
Своевременность, т. е. соответствие ценности и достоверности определенному временному периоду.
Слайд 5Рынок информации
В число основных секторов этого рынка входят:
традиционные СМИ (телевидение,
радио, газеты);
справочные издания (энциклопедии, учебники, словари, каталоги
и т. д.);
справочно-информационные службы (телефонные службы, справочные бюро, доски объявлений и др.);
консалтинговые службы (юридические, маркетинговые, налоговые и др.);
компьютерные информационные системы;
отраслевые базы данных;
Интернет.
Слайд 6Вопрос 2.
Основные направления информатизации общества.
В истории общественного развития можно
выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере
производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений.
Слайд 7Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к
гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась
возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.
Слайд 8Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники
Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения
информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.
Слайд 9Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря
которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать
информацию в значительных объемах.
Следствие этой революции — повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям.
Слайд 10Четвертая информационная революция
(середина XX в.) связана с изобретением вычислительной
техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций.
Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.
Слайд 11Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и
развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты,
проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет.
Слайд 12Суть этой революции заключается в следующем:
неимоверно возрастают скорости и
объемы обрабатываемой информации,
появляются новые уникальные возможности производства, передачи и
распространения информации, поиска и получения информации,
новые виды традиционной деятельности в этих сетях.
Интернет — «строительный материал» информационного общества.
Слайд 13Развитие человечества сопровождалось ростом объема накопленных знаний и сведений, как
о самом человеке, так и об окружающем его мире.
в
19 столетии общая сумма человеческих знаний удваивались через 50 лет,
к 1950 г. – через каждые 10 лет,
к 1970 г. - каждые 5 лет,
а с 1990г. - ежегодно.
Сложившуюся ситуацию нередко характеризуют с помощью выражения: «информационный взрыв».
Слайд 14Основные характеристики информационного общества:
наличие информационной инфраструктуры,
массовое применение персональных компьютеров,
подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС),
новые формы и виды деятельности
в ТИТС или в виртуальном пространстве
(повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);
практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет);
трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа;
отсутствие географических и геополитических границ государств — участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.
Слайд 15В Хартии выделяется четыре раздела:
использование возможностей цифровых технологий;
преодоление
электронно-цифрового разрыва;
содействие всеобщему участию;
дальнейшее развитие.
Слайд 16В любой отрасли права (в любой отрасли общественной деятельности) циркулируют
отношения, которые являются однородной группой общественных отношений в определенной сфере.
В информационной сфере циркулируют информационные отношения.
Слайд 17К объектам информационных отношений относятся
информация и информационные объекты,
информационные
технологии, средства их обеспечения, средства связи и телекоммуникаций.
Слайд 18особенности информационных отношений
сводятся к тому, что эти отношения:
возникают, развиваются
и прекращаются в информационной сфере при обращении информации;
опосредуют государственную политику
признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов правового регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.
Слайд 19Анализ информационной сферы и действующих в ней субъектов позволяет выделить
три их основные категории субъектов:
производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов,
информационных услуг, а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
обладатели (держатели) информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственники информационных систем и средств их обеспечения;
потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
Слайд 20Особенность информационно-правовых норм
содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения),
устанавливаются государством в определенном порядке, форме
вводятся в действие в
установленный законодателем срок.
Слайд 21Государственная информационная политика — это
часть внутренней и внешней политики
государства, которая состоит в регулировании информационных потоков и информационной деятельности
различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля.
Нормативной основой информатизации правовой сферы является Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяющий основные направления информатизации:
информатизация правотворчества;
информатизация правоприменительной деятельности;
информатизация правоохранительной деятельности;
информатизация правового образования и воспитания;
правовое обеспечение процессов информатизации.
Слайд 22Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
обеспечение условий для
развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
формирование и
защита государственных информационных ресурсов;
создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
Слайд 23Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:
содействие формированию рынка
информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
формирование и
осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
поддержка проектов и программ информатизации;
создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
Слайд 24Вопрос 3
Источники конфиденциальной информации
Источник информации - это материальный объект, обладающий
определенными сведениями (информацией), представляющими конкретный интерес для злоумышленников или конкурентов.
Слайд 25К источникам конфиденциальной информации относятся:
Люди (сотрудники, обслуживающий персонал, продавцы, клиенты
и др.).
Документы самого различного характера и назначения.
Публикации: доклады, статьи, интервью,
проспекты, книги и т. д.
Технические носители информации и документов.
Технические средства обработки информации: автоматизированные средства обработки информации и средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, в том числе и средства связи.
Выпускаемую продукцию.
Производственные и промышленные отходы.
Слайд 26Люди
являются и обладателями и распространителями информации;
способны ее анализировать, обобщать,
делать соответствующие выводы;
скрывать, воровать, продавать и совершать иные криминальные действия
Слайд 27Опытный промышленный шпион сам не стремится проникнуть на фирму, а
подбирает из числа служащих подходящую «жертву».
Кроме того, он знает,
что самые лучшие источники информации не «жертвы», а болтуны..
Слайд 28документы
Под документом понимают материальный носитель информации (бумага, кино- и фотопленка,
магнитная лента и т. п.) с зафиксированной на нем информацией,
предназначенной для ее использования во времени и пространстве.
Слайд 29Публикации
Публикации - это информационные носители в виде самых разнообразных изданий,
подразделяющихся на первичные и вторичные.
Слайд 30публикации
К первичным относятся книги, статьи, периодические и продолжающиеся издания, сборники,
научно-технические отчеты, диссертации, рекламные проспекты, доклады и др.
Ко вторичным,
- информационные карты, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры, библиографические указатели, каталоги и др.
Слайд 31Технические носители
К техническим носителям информации относятся бумажные носители, кино- и
фотоматериалы (микро- и кинофильмы), магнитные носители (дискеты, жесткие диски, стримеры),
видеозаписи, информация на экранах ПЭВМ, на табло коллективного пользования, на экранах промышленных телевизионных установок и других средствах.
Слайд 32Технические средства обработки информации
технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности;
технические
средства автоматизированной обработки информации.
Слайд 33Технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности
телефонные аппараты и телефонная
связь;
телеграфная, фототелеграфная и факсимильная связь;
системы радиосвязи;
телевизионные;
радиоприемники и
радиотрансляционные системы;
системы громкоговорящей связи;
средства магнитной и видеозаписи.
Слайд 34Продукция
определяется этапами «жизненного цикла»:
идеей,
макетом,
опытным образцом,
испытаниями,
серийным производством,
эксплуатацией,
модернизацией
снятием с производства
Слайд 35Промышленные и производственные отходы
Откровение шпиона:
«рекомендую обращать внимание на содержание мусорных
корзин: стоит недорого, а среди смятых бумажек, испорченных, документов и
разных копирок, если искать, можно найти тысячедолларовый банкнот; я не раз их находил в виде черновиков, за которые мне платили тысячи».