Слайд 1
Государство
Академия старшеклассников в Екатеринбурге. 06.05.2017г.
Слайд 2Государство
Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным
аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.
В структурном плане государство
предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Слайд 3Государство
С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление
обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем.
С организационной точки зрения
государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.
Слайд 4Признаки государства
Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению
к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и
осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.
Слайд 5Методы регулирования экономической жизни государством
Правовые методы (законы, нормативные акты)
Финансово-экономические методы
(налоги, пошлины, денежная политика, бюджет, государственные инвестиции)
Экономическое программирование (программы и
планы развития экономики)
Слайд 6
Методы борьбы с инфляцией:
1) денежная политика жёстких ограничений на ежегодные
приросты денежной массы; 2) сокращение бюджетного дефицита с перспективой его
полной ликвидации путём увеличения доходов и уменьшения расходов государства.
Комплекс антиинфляционных мероприятий:
1) стабилизация и стимулирование производства; 2) совершенствование налоговой системы; 3) регулирование цен и доходов.
Слайд 7Денежная реформа
дефляция (от лат. de-flatio — выдувание) – сокращение денежной
массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков;
деноминация (от лат.
denominatio — переименование) – укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые;
девальвация (от лат. de — приставка, означающая понижение, и valeo — стою) – уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам;
ревальвация (от лат. re — приставка, означающая возобновление, возврат, и valeo — стою) – повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства, т.е. процесс, противоположный девальвации;
нуллификация (от лат. nullificatio — уничтожение) – объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу.
Слайд 8Функции государства
Обеспечение комфортного проживания и повышение уровня жизни своих граждан
Для
этого государство:
Решает экономические и социальные проблемы;
Обеспечивает целостность страны;
Управляет экономикой и
обществом;
Охраняет свои границы и т.п.
Слайд 9Гражданское общество
Сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся общественных (некоммерческих)
организаций и ассоциаций, огражденных от прямого вмешательства и произвольной регламентации
со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов.
Гражданское общество противостоит государству и выступает фильтром требований и поддержки общества к политической системе.
Гражданское общество – совокупность субъектов деятельности, объектом которых являются реализация прав и свобод человека, принципов разделения властей, защита права на частную собственность и т.п.
Слайд 10Политический режим
Политическое управление, совокупность методов, приемов и форм осуществления политических
отношений в стране, способ функционирования политической системы.
Политические режимы:
Демократия
Авторитаризм
Тоталитаризм
Слайд 11Форма государственного правления
Система организаций высших органов государственной власти, порядок их
образования, сроки деятельности и компетенцию, также порядок взаимодействия данных органов
между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Формы государственного устройства:
Монархия (абсолютная, ограниченная)
Республика (президентская, парламентская, смешанная)
Слайд 12Форма государственного устройства
Способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.
Формы
государственного устройства:
Унитарное государство
Федерация
Конфедерация
Слайд 13Закон
Нормативно-правовой акт — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий
или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт в России (а также
во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документарную форму. В России и ряде других стран существует деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые — исполнительной.
Слайд 14Правовое государство
Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам
права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства,
свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.
Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка.
Слайд 15Правовое государство
1. Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не
стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств
руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководств.
2. Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.
3. Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям.
Слайд 16Правовое государство
Правовое государство требует наличия следующих институтов:
Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным
и чётко определённым процедурам и нормам.
Равенство перед законом, так, что
все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
Существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.
Выполнение функции нормативного регулирования действий государства отделённым от исполнительной власти законодательным органом
Слайд 17Принцип разделения властей
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним
из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Исполнительная
власть
Законодательная власть
Судебная власть
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол
Слайд 18Принцип разделения властей
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество,
государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной
степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Слайд 19Программа социально-экономического развития (проект)
Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона/страны/мировой
экономики.
Оценка ресурсов и состояния рынка производства и потребления.
Состояние демографической ситуации
и рынок труда в регионе/стране/мировой экономике.
Анализ финансового состояния и бюджетного процесса.
Выделение основных социально-экономических проблем, мешающих развитию экономики.
Долгосрочный и среднесрочный прогнозы развития ситуации.
Слайд 20Программа социально-экономического развития (проект)
1. Цели и приоритеты развития (концепция развития).
2.
План основных шагов по направлению к поставленной цели.
3. План конкретных
мероприятий на определенный период с жестким закреплением источников финансирования (бюджет развития).
4. Порядок, сроки и механизм контроля исполнения принятых программ и анализ эффективности данной программы.
Слайд 21Вопросы для разработки концепции программы
Какие проблемы будем решать?
Чего хотим добиться,
каких результатов? Стратегические цели развития на 5-10 лет.
Цели на ближайший
год.
За счет чего мы добьемся поставленных целей? Какие изменения необходимо произвести?
Что будем менять в государственном устройстве? Какие будем использовать методы макроэкономического регулирования? Что будем менять в макроэкономике, микроэкономике?
Слайд 22Вопросы для разработки концепции программы
6. Какие будут бюджетная и налоговая
политики?
7. Как будем снижать уровень инфляции?
8. Как будем увеличивать ВВП
стран/мировой экономики?
9. Какие будем принимать нормативные документы? Какие государственные органы/институты будем создавать?
10. Как будем способствовать увеличению прибыли предприятий и удовлетворению потребительского спроса и осуществлению государственных расходов в полной мере?
11. Как будем увеличивать численность населения?
Слайд 23Кейс 06.05.2017
Разработать программу социально-экономического развития мировой экономики (глобального мира) –
разработать проект создания единого государства/наднационального объединения как средство достижения целей.