Слайд 1Графические ошибки детей 6-7 лет
Разработала: студентка заочного отделения Мордасова Виктория
Владимировна
Слайд 3
Цель: изучить различные типы графических ошибок у детей 6-7 лет.
Задачи
:
1) разработка и апробация методики исследования графических ошибок детей;
2) выявление
и анализ графических ошибок детей.
3) разработка проекта формирующего эксперимента, направленного на уменьшение количества ошибок.
Гипотеза: мы предполагаем, что среди графических ошибок детей 6-7 лет в основном встречаются начертательные ошибки, а также ошибки, связанные в неусвоенностью слогового принципа русской графики.
Слайд 4
Процесс письма обеспечивается
согласованной работой четырех
анализаторов
Речедвигательный анализатор
(артикулема)
Речеслуховой анализатор
(фонема)
Зрительный анализатор
(графема)
Двигательный анализатор
(кинема)
Слайд 5 Письмо включает ряд
специфических операций:
Замысел или программа письма
Осознать задачу письма
Построить программу
Контролировать реализацию программы на протяжении письма.
( программирование осуществляется в лобных долях)
Слайд 6
-анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
-определение последовательности звуков в
слове.
-уточнение звуков, т.е. превращение
слышимых в данный момент звуковых
вариантов в четкие обобщенные речевые
звуки – фонемы.
(Акустический анализ и синтез протекают при участии артикуляции)
Слайд 7
-перевод фонем (слышимых звуков) в оптические образы (буквы)
(Осуществляется
с участием зрительного анализатора)
-перевод
оптических образов в кинетические (кинемы)
(Осуществляется с участием двигательного аппарата)
Слайд 8Почему ребёнок делает ошибки?
Слайд 9Причины детских ошибок
1) главная причина - сложность русской графики
и орфографии;
2) недостаточное развитие фонематического слуха, слабое развитие внимания,
низкий уровень самоконтроля, нарушение звукопроизношения
Слайд 10
Для развития спонтанного письма детей мною использовались следующие диагностические задания:
Письмо
Деду Морозу
Опиши картинку
Слайд 12Допиши стихотворение:
Как зелёное бревно
Я в воде лежу давно
Но не трогайте за брюшко,
Могу
съесть вас! Я …..
Ответы детей: лягушка, подушка, крокодил, черепаха, свинюшка
Слайд 13 Так же были использованы
диагностические задания:
«А что
будет дальше»?
«Отгадай и напиши» (стишок обманка)
«Имена детей»
«Слова
со звуком»
Эксперимент проводился: на базе
детского сада №88 Приморского района.
В эксперименте участвовали дети
старшего дошкольного возраста в
количестве 17 человек.
Слайд 14
1.Артем. Г 6.9 мес.
2.Василиса. С. 6.2мес.
3.Ваня. Г 6.3 мес.
4.Вика. К
6.1мес.
5.Кристина. Л 6.4 мес.
6.Ксюша. Ж 6.4 мес.
7.Лера. Г 6.3мес.
8.Лев. С 6.9 мес.
9.Лиза. М 6.6мес.
10.Маша. Ч 6.3 мес.
11.Маша. П 6.5мес
12.Митя. Ф 6.4 мес.
13.Настя. К 6.7мес.
14.Олеся. Т 6.5 мес.
15.Павел. И 6.2 мес.
16.Рома. Д 6.2 мес.
17.Уля. П 6. 6мес.
Слайд 15Логопедическое обследование звукопроизношения
Количество обследуемых – 17 человек
Из них с нарушениями
речи:
общее недоразвитие речи – 1 ребенок,
дислалия – 8.
Однако ошибки были
и в работах остальных
детей.
Слайд 16
Диагностические задания
«Письмо Деду Морозу»
«Опиши картинку»
«Допиши стихотворение»
«А
что будет дальше»?
«Отгадай и напиши» (стишок обманка)
выполняли
17 человек
«Слова со звуком»
выполняли 11 человек.
«Имена детей»
выполняли 2 человека
ошибки:
Зеркальные написания (31):
Павел.И 6.2
мес.- Б?ратино (у в обратную сторону)
Лера.Г 6.3 мес. – роƸа (роза)
Настя.К. 6.7 мес. - Б ?тылка( у в обратную сторону)
замена букв по сходству написания (4):
Лера.Г 6.3мес.- Гольшой (большой)
Лиза .М 6.6мес. - Волшевнуё-(волшебную)
пропуск элемента буквы (1):
Уля. П 6. 6мес. Шукр-(Щука)
Слайд 27Ошибки анализировались на основе составленной классификации по лекциям М.В.Русаковой и
работам Т.В.Кузьминой.
Анализировались только графические ошибки, хотя, естественно, в письменных текстах
детей было много и орфографических ошибок.
Слайд 28Ошибки, в результате которых записанное слово неверно отражает его звучание:
неправильное выделение звука (неверная идентификация фонемы; замена букв обозначающих похожие
звуки) (7);
Василиса.С. 6.2мес. Заечаф (зайчат)
Олеся.Т 6.5 мес.- Дутылка (бутылка)
пропуск буквы вследствие неидентификации фонемы (звук не получил отображения) (8)
Вика.К.6.1мес. КерԀи?? –(Кирилл)
замена буквы, обозначающей гласный, буквой, обознач ающей тот же гласный в сочетании с j (Я вместо А,Ю вместо У и т.п.
после гласных) 1: Уля. П 6.6мес. Лиянам –(лианам)
Слайд 29 пропуск слога (а) состоящего из редуцированного
гласного; б)состоящего из ударного гласного,
в)состоящего
из гласного и согласных - 9;
Настя.К 6.7мес.- Ж?лаю (желаю)
Кристина.Л 6.4 мес. - кароф ест трафку-
(корова ест травку)
ассимиляция на письме (в результате в слове возникают две одинаковые буквы либо два одинаковых сочетания букв) 4
Лера.Г 6.3 мес.- Тирар-(тигр)
Вика. К 6.1мес.- Руслуслан (Руслан)
Лиза.М 6.6мес.-Снижижинка (снежинка)
Слайд 30 перестановка слогов или звуков - 0
гиперкорректная замена ударного гласного - 1
Лев. С
6.9 мес. - Патиханьку- (потихоньку);
Добавление буквы вследствие неверного
произношения (отображен лишний звук) - 2
Лера. Г 6.3мес.- Хавечку-(овечку); Леще-(еще);
Ошибки, связанные с неусвоенностью
отступлений от слогового принципа рус. графики:
неупотребление Ь для обозначения мягкости после согласных, парных по твердости-мягкости (в середине слова; на конце слова) - 6
Лера.Г 6.3мес. - Лошад?-(лошадь)
лишний Ь: Ь как показатель конца слова - 8
Вика. К 6.1мес. – стрикочеть –(стрекочет)
использование Ь после согл., парных по тв-мяг, за которыми следуют гласные - 6
Рома.Д 6.2 мес. –Кальючками (колючками)
Вика. К 6.1мес. - ВисԀиляца –(весилятся)
далԀека- (далека)
Слайд 32 неправильный выбор гласных после согл. парных по тв-мягкости 1
Ваня. Г 6.3 мес.- Лубит-(любит)
пропуск разделительных
Ъ и Ь - 5
Уля. П 6. 6мес. АбиƸянка-(обезьянка)
обозначение на письме интервокального j И j в начале слова при помощи специальной буквы - 4
Лев. С 6.9 мес.- Тигренак прыгайть, играйть (тигренок прыгает играет)
Использование йотированных гласных вместо й - 1
Василиса. С. 6.2мес.- Заечаф (зайчат)
Слайд 33 Ошибки, связанные с неусвоенностью
отступлений от слогового
принципа
рус. графики:
гласные а-я, ы-и, у-ю, э-е после согласных,
непарных по тв-мяг, кроме ы-и после ц - 2
Лев. С 6.9 мес. Хачю-(хочу)
Митя. Ф 6.4 мес. Волшэбную- (волшебную)
Слайд 34 Классификация ошибок
Количество слов
Начертательные ошибки:
-зеркальные написания
31
-замена букв по сходству написания 4
-пропуск элемента буквы 1
Ошибки, в результате которых записанное
слово неверно отражает его звучание:
-неправильное выделение звука (неверная
идентификация фонемы; замена букв
обозначающих похожие звуки) 7
-пропуск буквы вследствие неидентификации
фонемы (звук не получил отображения) 8
замена буквы, обозначающей гласный,
буквой, обозначающей тот же гласный
в сочетании с j (Я вместо А,Ю вместо У ит.п.
после гласных) 1
Слайд 35
пропуск слога (а) состоящего из редуцированного
гласного; б)состоящего
из ударного гласного,
в)состоящего из гласного и согласных
9
ассимиляция на письме (в результате в
слове возникают две одинаковые буквы
либо два одинаковых сочетания букв) 4
перестановка слогов и звуков 0
гиперкорректная замена ударного гласного 1
Добавление буквы вследствие неверного
произношения (отображен лишний звук) 2
Слайд 36Ошибки, связанные с неусвоенностью слогового принципа русской графики:
неупотребление Ь
для обозначения
мягкости после согласных, парных по
твердости-мягкости (в середине слова
на конце слова) 6
лишний Ь: Ь как показатель конца слова 8
использование Ь после
согл., парных по тв-мяг, за которыми
следуют гласные 6
неправильный выбор гласных после согл.,
парных по тв-мягкости 1
Слайд 37пропуск разделительных Ъ и Ь
5
обозначение на письме интервокального
j И j в начале слова при помощи
специальной буквы 4
использование йотированных
гласных вместо й 1
Ошибки, связанные с неусвоенностью
отступлений от слогового принципа
рус. графики:
гласные а-я, ы-и, у-ю, э-е после согласных,
непарных по тв-мяг, кроме ы-и после ц) 2
Слайд 38Выводы
Таким образом, наибольшее количество ошибок – это начертательные (в первую
очередь – зеркальные написания) - 36.
Количество ошибок, связанных с неусвоенностью
слогового принципа русской графики, а также отступлений от него, точно такое же – 36.
Однако гораздо больше, чем мы предполагали, оказалось ошибок, в результате которых неверно передано звучание слово – 32. Возможно, отчасти это связано с тем, что половина обследуемых детей – с речевыми отклонениями.
вопросы:
Бык бурены?- Бык Буренки
Буреный- (говорит у Буренки)- у Буренки
Пратрансформерыф- про
трансформеров
соасŅва-(спасибо) -замена букв по сходству написания??
Прɴней (принеси) – пропуск буквы с и замена букв по сходству написания (и \ й)