Разделы презентаций


Грамматика. Грамматическое значение и грамматические способы

II. Внутренняя флексияграмматически значимое измене­ние фонемного состава корня (англ. foot — feet 'нога — ноги'; mouse — mice 'мышь - мыши‘; ходил — хаживал, дик — дичь). Разновидности внутренней флексии (по

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Грамматика. Грамматическое значение и грамматические способы
Белица Татьяна Ивановна

Грамматика. Грамматическое значение и грамматические способыБелица Татьяна Ивановна

Слайд 2II. Внутренняя флексия
грамматически значимое измене­ние фонемного состава корня (англ. foot

— feet 'нога — ноги'; mouse — mice 'мышь -

мыши‘; ходил — хаживал, дик — дичь).
Разновидности внутренней флексии (по Я. Гримму):
 аблаут (нем. Ablaut 'чередование') — исторические чередования гласных в корнях, выражающие словоизменительные или словооб­разовательные значения (англ. sing 'петь' — sang 'пел'; нем. singen 'петь' — sang 'пел');
умлаут (нем. Umlaut - 'перегласовка') - изменение гласных (сдвиг их вперед) корня под влиянием гласных суффикса или окончания, выполняющее грамматическую функцию (нем. Vater 'отец' - Vӓter 'отцы').

II. Внутренняя флексияграмматически значимое измене­ние фонемного состава корня (англ. foot — feet 'нога — ноги'; mouse —

Слайд 3III. Редупликация, или повтор (от лат. reduplicatio ‘удвоение’)
Выражение грамматического значения

путем полного или частичного повтора основы.
В индонезийском языке: orang

‘человек’, orangorang ‘люди’ (ГЗ – мн.ч.)
В русском: ходишь-ходишь, еле-еле, белый-белый (ГЗ – превосходная степень ‘самый’)
В древнегреческом: graphō  ‘записываю’,  gegrapha 'я записал’
В татарском языке кызыл  ‘красный’, кып-кызыл  ‘очень красный, красный, как помидор’
III. Редупликация, или повтор  (от лат. reduplicatio ‘удвоение’)Выражение грамматического значения путем полного или частичного повтора основы.

Слайд 4IV. Ударение
Изменение ударения служит способом выражения грамматического значения (характерно для

языков с нефиксированным ударением); принадлежность слова к той или иной

части речи определяется по месту ударения
в англ. prógress  — глагол 'развиваться', progréss — существительное 'развитие';
в русском языке ударение может разграничивать формы числа существительных, наклонения и вида глагола: óкна — окнá , лю́бите — любúте, насы́пать— насыпáть).
IV. УдарениеИзменение ударения служит способом выражения грамматического значения (характерно для языков с нефиксированным ударением); принадлежность слова к

Слайд 5V. Супплетивизм (от лат. suppleo ‘пополняю, восполняю’)
Объединение разнокорневых слов в

одну грамматическую пару для выражения грамматических значений
В индоевропейских языках при

образовании степеней сравнения прилагательных и форм личных местоимений
Англ. good — better, I — me
Нем. gut — besser, ich — mich
Франц. bon — melleur
Рус. хороший — лучше, плохой — хуже, я - меня
V. Супплетивизм  (от лат. suppleo ‘пополняю, восполняю’)Объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения грамматических

Слайд 6VI. Порядок слов
Разграничивает синтаксические функции слов в предложении (субъектно-объектные

отношения, отношения определяемого и определения) и коммуникативные типы самих предложений
Радость(S)

сменяет печаль (O). — Печаль (S) сменяет радость (O).
глухие ученые — ученые глухие
grammar school ‘средняя школа’ — school grammar ‘школьная грамматика’
Разграничение повествовательных и вопросительных предложений: I am a teacher — Am I a teacher?

VI. Порядок слов Разграничивает синтаксические функции слов в предложении (субъектно-объектные отношения, отношения определяемого и определения) и коммуникативные

Слайд 7VII. Служебные слова
Единицы, которые сопровождают знаменательные слова и освобождают их

от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксацию
Предлоги (или послелоги)
Союзы
Частицы
Артикли
А.А.Реформатский

выделяет также вспомогательные глаголы, слова степени (более, менее), ‘пустые’ слова (англ. he-cat и she-cat)

VII. Служебные словаЕдиницы, которые сопровождают знаменательные слова и освобождают их от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксациюПредлоги

Слайд 8VIII. Интонация
Этот способ относится не к слову, а к фразе,

поэтому он связан с предложением и его строением.
Различает коммуникативную и

модальную характеристики предложения: отличает вопросительные предложения от утвердительных; выражающих сомнение, удивление, побуждение и т.д. (Ты написал. Ты написал? Ты написал!)
Расстановка и градация пауз может по-разному расчленять пред­ложение (Ходить долго — не мог и Ходить — долго не мог)
Паузирование может различать простое и сложное предло­жение: Вижу лицо в слезах — Вижу: лицо — в слезах.

VIII. ИнтонацияЭтот способ относится не к слову, а к фразе, поэтому он связан с предложением и его

Слайд 9Смешанный (гибридный) способ
Объединяет признаки синтетического и аналитического типов
В русском: грамматическое

значение предложного и других падежей выражается двояко — падежной флексией

и предлогом.
рассказать о конференции
побывать в Ботаническом саду
поехать на рыбалку
познакомиться с артистом

Смешанный (гибридный) способОбъединяет признаки синтетического и аналитического типовВ русском: грамматическое значение предложного и других падежей выражается двояко

Слайд 10Агглютинация и фузия как две тенденции аффиксации

Агглютинация и фузия как две тенденции аффиксации

Слайд 11Агглютинация и фузия

Агглютинация и фузия

Слайд 12Агглютинация и фузия

Агглютинация и фузия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика