Слайд 4Чернофигурная гидра Около 530 до н.э. Терракота Высота 43 см
Слайд 5Панафинейская чернофигурная амфора, украшалась росписью сцен спортивных игр
Слайд 13Классический период
Статуя Мирона дискобол
Слайд 15Пракситель Гермес с младенцем Дионисом
Слайд 22Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой
архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе
к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор не известен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Эта функция перешла к нему от архаического Гекатомпедона, построенного, скорее всего, при Писистрате и уничтоженного во время Греко-персидских войн. Там хранились деревянный идол Афины, упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропсом, золотой светильник работы Каллимаха, горевший всё время, хотя масло наливалось в него раз в год. Название храм получил из-за остатков гроба Эрехтея. Известно, что было ещё много менее значимых святынь. Само оливковое дерево Афины (в 480 году оно было сожжено, но затем, по легенде, возродилось вновь) росло рядом — в прилегавшем к Эрехтейону с запада святилище нимфы Пандросы. В храме находился и колодец с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном.
Слайд 23Портик Кариатид На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид,
названный так по шести статуям (высота 2,1 м), поддерживающим архитрав.
Статуи изготовлены из пентеликонского мрамора. Все они сегодня заменены на копии. Оригиналы хранятся в Британском музее (одна кариатида, вывезенная лордом Элджином) и в музее Акрополя (все прочие). Портик кариатид именовался Пандрозейоном (по имени Пандрозы — одной их дочерей Кекропса).
Слайд 29Флакон для ароматических масел сделан в виде полой внутри фигурки
сфинкса, над туловищем которого возвышается горлышко с небольшой ручкой. Поверхность
сосуда типа лекифа, внутрь которого и наливалось душистое масло, уподоблена чудовищу. Сфинкс показан сидящим на подставке на задних лапах и опирающимся на передние. Как и два других фанагорийских сосуда, ваза со сфинксом односторонняя. Фигура объемная, но левая ее сторона представляет собой стенку обычного лекифа с краснофигурным орнаментом. Таким образом, рельефное изображение дается лишь с одной стороны, а с другой сохраняется плоскостное краснофигурное. Не случайно между лапами сфинкса и под его фигурой обозначены ярко-красного цвета стенки сосуда, на которые белой краской нанесены пальметты и волюты, т. е. сохранено то же соотношение темного фона и светлого орнамента, какое существует на тыльной краснофигурной стороне лекифа. Здесь только использован
яркий цвет фона, который больше соответствует красочному облику фигурного сосуда, нежели черный лак на его тыльной стороне.
Слайд 31 Фидий Мойры с восточного фронтона Парфенона
Слайд 33Битва греков с амазонками», Скопас, фрагмент фриза
Геликарнасского Мавзолея
Слайд 34Скопас надгробие юноши с реки Илисса
Слайд 38Ника Самофракийская (II в. до н. э.) — древнегреческая мраморная
скульптура богини Ники, найденная на острове Самотраки на территории святилища
кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию.
Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.
В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Код: Ma 2369.
Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.
Слайд 49Фактически краснофигурная роспись — это чернофигурная вазопись наоборот. Перед обжигом
на поверхность подсохшей вазы наносились контуры человеческих фигур и остальные
детали изображения. Необожжённая глина в Аттике, к примеру, была оранжево-красного оттенка. Набросок рисунка наносился лёгким штрихом каким-либо тупым инструментом, либо намечался древесным углём, который исчезал после обжига. Далее контуры рисунка обводились кистью с шликером. На некоторых готовых вазах виден след наброска, особенно если конечный вариант отличался от первоначального замысла вазописца. Основные контуры рисунка проводились шликером рельефной, выпуклой линией, вероятно, кистью из щетины[1]. Остальные линии и тонкие линии внутри изображения прорисовывались разведённым раствором шликера. Кроме двух основных цветов в изображениях встречаются и другие цвета — белый и красный. Чётко выраженные рельефные линии требовались для того, чтобы достаточно жидкий шликер не создавал эффекта излишней матовости. В заключение фон между фигурами внутри изображения покрывался матово-серым шликером. Вазы проходили трёхкратный обжиг, в результате которого шликер приобретал свой характерный чёрный или тёмно-коричневый цвет.[2]