Слайд 2Всем известная фарфоровая утварь с синим орнаментом взяла свое название
у своей исторической родины – волости «Гжель», расположенной примерно на
расстоянии шестидесяти километров от города Москвы. Гжель, как вид высокохудожественной майолики, начинает свое развитие в начале XVI в.
Самые ранние упоминания Гжели встречаются в духовных грамотах 1339 года, принадлежавших Ивану Калите. Уже в конце XVI в. местные ремесленники привозили в Москву посуду и прочую утварь собственного производства, а так же гжельскую глину в Яузскую слободу местным мастерам. Некоторые из них, привезя глину, так и оставались работать там.
Слайд 3Ближе к концу XVIII в. Гжель стала центром изготовления майолики
в России, благодаря открытым в начале века заводам по производству
изделий из фарфора. Но, несмотря на наличие заводов, оставалось так же и немало гончаров, трудившихся, не покладая рук, в собственных мастерских и изготавливая неповторимые по красоте изделия из глины. Работы таких мастеров были особыми, ведь у каждого из них был свой стиль, выработанный годами и опытом.
Расцвет гжельской керамики пришелся на середину - конец XVIII в. В это время Гжель прославилась на всю Россию, и даже в самых дальних уголках нашей страны была популярна. В течение нескольких веков гжельские гончары создавали изделия из глины, с которыми ничто не могло сравниться.
Слайд 4В XIX в. в моду вошло изготовление простого фаянса, или,
как его еще называли, - полуфаянса. Для этого в глину
добавляли известь, придающую белизну. Изделия из фаянса, привезенные из-за границы были достаточно дорогим удовольствием и даже, будучи богатым человеком, не каждый мог себе позволить такую утварь. Впрочем, полуфаянс прекрасно заменил дорогостоящий фаянс и получил признание во всей стране.
Слайд 5В то же время классическим цветом гжельской росписи признали кобальтовый
цвет. Кобальт замечательно смешивается с глазурью и после обжига приобретает
синий цвет. А впоследствии может храниться очень долго, не теряя при этом своей насыщенности и красоты. Вазы, горшки и другие изделия тех времен отлично сохранили свой вид и по сей день. Сейчас очень сложно увидеть различия между изделиями, изготовленными в те времена и современными.
Даже в наши дня гжельские мастера свято чтут традиции своих предков, используя полученные от них знания, приумножая их и передавая дальше.
Слайд 6К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду.
Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых
в деревне Кузяево. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
Слайд 7К концу XIX столетия ситуация меняется и гжельское искусство начинает
приходить в упадок. Спрос на продукцию постоянно падает и в
итоге остается работать только несколько крупных фабрик. После гражданской войны гжельский промысел вновь набирает обороты, в связи с чем начинают открываться новые артели. Но подлинное возрождение гжели начинается лишь после окончания Великой Отечественной войны. Традиции древнего искусства продолжил современный гжельский фарфор, который возродили известный советский ученый Салтыков и художница Бессарабова. Конечно, техника гжели в современных условиях претерпела кардинальные изменения, ведь теперь мастера стали использовать новые керамические краски (подглазурный высокотемпературный кобальт), но в итоге получилась та самая гжель, которую сегодня без труда узнают во всем мире.