Слайд 1Характеристика базовых понятий системного подхода
Тема 2. Свойства проблем.
Проблема и
система
Слайд 2Проблема и проблемная ситуация
Проблема
Понятие проблема в прикладном системном анализе характеризуется
с двух точек зрения – объективной и субъективной.
В первом
случае акцент делается на ситуации в объективной реальности – в мире, который существует независимо от субъекта (человека) и его сознания. Проблема здесь рассматривается как проблемная ситуация – реальное стечение обстоятельств, положение вещей, которым кто-то недоволен, неудовлетворён и хотел бы изменить.
Во втором – выделяется субъективный компонент – мысли, переживания, чувства конкретного человека. Тогда проблема трактуется как субъективное отрицательное отношение человека к реальности.
Практически, когда приступают к решению проблемы с применением технологии прикладного системного анализа и основными участниками процесса становятся клиент, желающий решить проблему, и системный аналитик, который помогает ему в этом, используют оба термина. Понятие проблемная ситуация тогда доопределяется словами: «…хотел бы изменить, но не знает как это сделать».
Возможен и третий вариант, когда проблемы в действительности нет; проблема – лишь особое состояние психики субъекта.
Слайд 3Свойства проблем
Проблема развития – неудовлетворительное состояние объекта, изменение которого к
лучшему является непростым делом.
Проблема функционирования – удовлетворительное состояние объекта, сохранение
которого требует постоянных и непростых усилий.
Проблема структурированная – известен перечень параметров ситуации, установлены связи между ними и определены показатели, которые не являются удовлетворительными. Решение таких проблем возможно математическими методами, которые развивает дисциплина «Исследование операций» (ИСО).
Проблема неструктурированная – ситуация, когда известны лишь отдельные важнейшие признаки и характеристики (в основном качественные), взаимосвязи между которыми ещё предстоит установить.
Для того чтобы неструктурированные проблемы превращать в структурированные с последующим применением ИСО, и был разработан метод системного анализа.
Слайд 4Свойства проблем
Проблема стандартная – ситуация, с которой субъект ранее сталкивался.
Проблема
нестандартная – ситуация, с которой субъект столкнулся впервые.
Интересно высказывание, в
котором выражена суть проблемной ситуации: «Рефлексия* инициируется не правилами и нормами, но проблемными ситуациями, фиксирующими невозможность целедостижения за счёт реализации норм и правил» (Бабайцев А.Ю. Новейший философский словарь).
*Рефлексия
в психологии – обращение человеком своего сознания на свое мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов; рефлексия – это то, что отличает человека от зверей
в организационной деятельности — самоконтроль и самооценка своих действий, умение занимать позицию наблюдателя со стороны, анализировать трудности организации «извне», понимать и оценивать участников процесса, креативно регулировать свою работу, адекватно действовать в нестандартных ситуациях.
Слайд 5Проблема и система
В отношении проблема система определяют проблемосодержащую и
проблеморазрешающую системы.
Проблемосодержащая система (ПСС) – система, в которой возникла (зафиксирована)
проблема, подлежащая решению.
Проблеморазрешающая система (ПРС) – система, обладающая возможностями (ресурсами, компетенцией и пр.), необходимыми для ликвидации проблемы.
ПРИМЕР: Задача системного проектирования АИС УЗО*
Учреждение здравоохранения (УЗО) – объект социальной деятельности, основные функции которого связаны с лечением больных, диагностикой и профилактикой заболеваний.
*Новикова, Т. В. Системное проектирование АИС учреждения здравоохранения: учебное пособие. – Томск : Издательство СибГМУ, 2017. С. 9-13.
Слайд 6Описание деятельности УЗО
В УЗО, так же как в любой другой
системе социальной деятельности выделяют: объекты, субъектов и средства деятельности.
Соответственно определяются
производственный, управленческий и вспомогательный виды деятельности. Производственная деятельность связана с непосредственным воздействием на объект труда, управленческая – с организацией работы персонала, вспомогательная – с обеспечением учреждения средствами труда.
В каждом из перечисленных видов деятельности происходит принятие решений. В УЗО принимаются решения двух типов: медицинские и организационные. Медицинские решения принимает врач, организационные – руководитель. Один и тот же сотрудник одновременно может быть и врачом, и руководителем. В первом случае он является элементом структуры, осуществляющей производственную деятельность, во втором – элементом структуры управления.
Слайд 7Описание деятельности УЗО
В любой деятельности, связанной с принятием решений, используется
и производится информация. Отсюда особо выделяются два вида деятельности: информационная
и интеллектуальная. Информационная – деятельность, цель которой состоит в том, чтобы информация, релевантная проблеме, в необходимом и достаточном количестве была своевременно доставлена на рабочее место лица, принимающего решение (ЛПР). Интеллектуальная – деятельность по производству новой информации, т.е. информации, которая не была зафиксирована ни на каких носителях до момента принятия решения. Интеллектуальная деятельность осуществляется исключительно в мышлении человека и автоматизирована быть не может.
Информационно-технологической инфраструктурой (ИТИ) того или иного типа деятельности либо учреждения в целом будем называть структуру, которая обеспечивает достижение цели информационной деятельности.
Слайд 8Проблемосодержащие и проблеморазрешающие системы в задаче развития ИС в УЗО
Зафиксирована
проблема: деятельность учреждения не является удовлетворительной по одному или нескольким
показателям. Это означает, что результат деятельности УЗО – квалифицированная медицинская помощь населению – недостаточна (см. следующий слайд).
Анализ ситуации показал, что проблема сосредоточена в информационной деятельности УЗО. Это означает, что качество, количество и своевременность предоставления информации лицам, принимающим решения в учреждении (врачам и руководителям) не являются удовлетворительными. Таким образом, проблемосодержащей системой является ИТИ УЗО (см. следующий слайд).
Принято решение о развитии ИС путём автоматизации информационных процессов и сервисов. Таким образом, АИС рассматривается как проблеморазрешающая система, цель которой – совершенствование технологий информационной деятельности (см. следующий слайд).