Слайд 4Флавий
Книга III:6: 7. Напротив этого стола, ближе к южной стене,
был поставлен золотой светильник чеканной работы, внутри пустой, весивший сто
мин, что евреи обозначают словом "кинхар", а в переводе на греческий язык это передается "талант" [39]. Он состоял из круглых трубок, шаровидных лилий, изображений гранатовых яблок и чашечек, числом до семидесяти, которые все исходили из одного общего основания и возвышались кверху, образуя такое количество ветвей, сколько существует планет вместе с солнцем, именно семь чашечек, расположенных по одной линии (на одинаковой высоте) друг против друга. На этих чашечках помещалось семь лампочек, тоже по числу планет. Так как светильник поставлен накось, то и лампочки были обращены к востоку и югу.
Слайд 5Стол для хлебов предложения
И сделай стол из дерева шитим, два
локтя длина его и локоть ширина его, и полтора локтя
вышина его. И обложи его золотом чистым, и сделай к нему венец золотой кругом. И сделай к нему раму в ладонь кругом, и венец золотой сделай к раме его кругом. И сделай для него четыре кольца золотых, и прикрепи кольца на четырех углах у четырех ножек его. Против рамы да будут кольца вместилищами для шестов, чтобы носить стол. И сделай шесты из дерева шиттим, и обложи их золотом, и посредством их носим будет стол. И сделай блюда его и ложки его, и чаши его, и кружки его, которыми возливают; из золота чистого сделай их. И возлагай на этот стол хлеб предложения предо Мною постоянно.
(Исх. 25:23-30)
Слайд 11Флавий
В святилище Моисей поместил стол, похожий на те, которые находятся
в дельфийском храме253, длина его была в два локтя, ширина
в один локоть, а вышина в три спифама. У этого стола ножки были в нижней половине своей изящно выточены и походили на те подставки, на которые дорийцы254 обыкновенно кладут ложа. На этом подножии лежала искусно сделанная четырехугольная доска, которая была окружена со всех сторон ободком величиной в человеческую руку кверху и книзу. У каждой ножки было приделано по кольцу под самой крышкой стола, и сквозь эти кольца продевались золоченые шесты из вышеупомянутого отличного дерева; их нельзя было вынимать, потому что они не проходили насквозь под столом, а упирались концами в углубления, из которых одно было сделано в самой доске стола, а другие в каждой из его ножек. С помощью этих шестов стол переносился во время путешествий. На этом столе, который помещался в святилище с северной стороны, невдалеке от Святая Святых, были разложены друг против друга рядами по шести штук десять опресноков, выпеченных из двух ассаронов (эта мера у евреев равняется семи аттическим котилам255) самой чистой и лучшей муки. На эти хлебы насыпался из двух золотых чаш фимиам256, и эти хлебы заменялись новыми по прошествии каждой недели, в день, называемый нами субботним, так как седьмой день именуется у нас Sabbat. О причине этого обычая мы скажем в другом месте257.
Слайд 12«Лежащие на столе двенадцать хлебов знаменуют собой год, разделенный на
такое же число месяцев. Светильник, состоящий из семидесяти составных частей,
напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь. Завесы, сотканные из четырех сортов материала, служат эмблемою стихий, при чем виссон очевидно напоминает землю, которая родит лен, пурпур – море, окрашивающееся в пурпуровый цвет кровью рыб, фиолетовый гиакинф-лазоревый воздух, а багряный цвет служит символом огня. Льняной хитон первосвященника также напоминает о земле, фиолетовые нити его – небосклон, причем гранаты вызывают представление о молниях, а звук колокольчиков знаменует раскаты грома. Наплечник также – изображение всей созданной Господом Богом природы, почему, мне кажется, он и сделан из четырех родов материала, причем вотканные в него золотые нити, по моему мнению, должны напоминать о всюду проникающем свете. Нагрудник, помещающийся как раз посередине наплечника, занимает именно то же самое место, которое занимает земля в самом центре мироздания. Охватывающий эту одежду пояс служит эмблемой океана, который также обтекает вокруг всей земли. Сардониксы на плечах первосвященника знаменуют солнце и луну, а двенадцать камней [нагрудника] могут быть приняты либо за изображения месяцев, либо за такое же число звезд, группу которых греки называют зодиаком. То и другое предположение не будет ошибочным. Головной убор [первосвященника] также напоминает, по моему мнению, о небе, тем более что лазоревато-фиолетового цвета, да и, кроме того, иначе на нем не была бы помещена надпись с именем Господа Бога. Вдобавок на нем имеется венчик, и притом золотой, который указывает на сияние, постоянно окружающее Божество. Сказанного здесь, на мой взгляд, достаточно. Впрочем, еще часто и во многих местах мне придется упоминать о деяниях, свидетельствующих о великом благочестии нашего законодателя».
Слайд 13Хитон Первосвященника
В трактате "О жизни Моисея" () Филон говорит о
хитоне Первосвященника, с головы до пят гиацинтовом, по низу которого
идут золотые гранаты, перемежающихся с колокольчиками и цветами (XXIII). Это символы воды, земли и гармонии (XXIV): гранат представляет воду, поскольку гранат истекает соком (XIX). Philo De vita Mosis II, 117.
Philo, De vita Mosis, 503.
Слайд 14Филон
“Льняной хитон первосвященника также напоминает о земле, фиолетовые нити его
- небосклон, причем гранаты вызывают представление о молниях, а звук
колокольчиков знаменует раскаты грома».
Слайд 15Стамна манны (ручка)
сосуд, содержащий манну, некогда прообразовал Тебя, Богородица, ибо
Ты носила в Себе Христа, пославшего с неба манну познания
всем, кто чтит Тебя (глас 8, вторник, утреня, канон 1,6 богородичен);
облако и рай, и дверь света мы видим в Тебе, и жертвенник, и руно, и сосуд, содержащий в себе манну (глас 1, пятница, утреня, канон 2, 5-4);
Слайд 18Книга Иисуса Сына Сирахова 38:36-39
Все они надеются на свои руки,
и каждый умудряется в своем деле; без них ни город
не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем, и однако они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами; но поддерживают быт житейский, и молитва их – об успехе художества их.
Слайд 19Древности 12,3,3.
«Поэтому и мы решили воздать им за это, восстановить
их сильно пострадавший от беспрерывных войн город и дать возможность
множеству рассеянных повсюду евреев вернуться в него и вновь поселиться здесь. (…) повелеваю закончить дело постройки храма, портиков вокруг последнего и всего, что бы потребовалось еще пристроить. Потребный для этого строительный материал пусть будет доставлен из пределов самой Иудеи, от других народов и с Ливана, и притом без взимания какой бы то ни было пошлины. (…) А для того, чтобы город скорее успел отстроиться, я освобождаю настоящих его жителей, равно как всех тех, кто бы вздумал поселиться в нем до месяца иперберетая, от всех повинностей в течение трех лет».
Слайд 20Сын Сирахов о Симоне, сыне Онии 50:1-5
при жизни своей исправил
дом и во дни свои укрепил храм: Им проложено основание
двойного возвышения – возведение высокой ограды храма (…) водохранилище (…) чтобы предохранить народ свой от бедствий, он укрепил город против осады
Слайд 212 Макк.II, 4:7-22: 9
Сверх того обещал и еще подписать
сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властию его устроить
училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохянами. (…) 12. Намеренно под самою крепостью построил он училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку
Слайд 22Древности 12,5,4.
«Лучшие здания города он (Антиох) разрушил и, срыв городские
стены, укрепил находившийся в нижней части города холм, называвшейся Акрой.
Этот холм был высок и господствовал над Храмом; поэтому-то Царь и укрепил его высокими стенами и башнями и поместил тут македонский гарнизон. Кроме того, в этой крепости остались также безбожники из народа и все гнусные люди, которые причинили своим согражданам много бедствий”
Слайд 231 Макк.1:33-17
“33 Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими
башнями, и сделался он для них крепостью. 34 И поместили там народ
нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; 35 запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.
36 И было это постоянною засадою для святилища и злым диаволом для Израиля. 37 Они проливали невинную кровь вокруг святилища и оскверняли святилище”
Слайд 28Иоанн Гиркан. Лилия и пальмовая ветвь, надпись.
Слайд 29Монета Иоанна Гиркана. Двойная корнукопия и гранат
Слайд 30Монета Иоанна Гиркана с венком, надписью «Иехаханан первосвященник и heber
ha-ehudim»
Слайд 31И.О.Бикерман о Храме
“Храм был обиталищем Бога Живого. От него исходили
лучи святости по всему Иерусалиму. В самом имени города Иеросалем
или Иерусалеме греки и эллинизированные евреи обнаруживали греческий корень хиерос, то есть святой. Евполем уже около 160 г.до Н.Э. утверждал, что Hierousalem получил имя от Святилища, heiron. Из документа Селевка следует, что раввинистическая классификация дсяти степеней святости – от Палестины (святейшей других земли) и до священнейшего места (Святая Святых) – была известна уже во дни первосвященника Симеона (Шимона) Праведного, то есть около 200 г. до Н.Э.” С.158.