Слайд 1Художественные направления
и стили
Слайд 2Мировая художественная культура - совокупность культурных достояний всех стран и
народов. Следовательно, полностью описать все разнообразие и богатство форм творчества
невозможно, поэтому в истории мировой литературы выделяют лишь основные течения и тенденции, которые имели наибольшее влияние на ее развитие.
Слайд 3Итак, стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или
индивидуальную манеру художника
"Стиль" - понятие многозначное. В повседневной жизни мы
употребляем понятие "стиль одежды", "стиль моды”, "стиль жизни", "стиль работы".
Слайд 4История культуры делится на определенные периоды. Она состоит из первобытной
культуры, культуры Древнего Мира (Древний Египет), античной (Древняя Греция и
Рим). В западноевропейской культуре выделяется романский период, готика, эпоха Ренессанса (Возрождения), барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и культура XX столетия.
Каждый стиль порождается определенной эпохой, вместе с ней эволюционирует и отмирает или же переходит в другой стиль, который во многом от него отличается и проходит этап становления.
Слайд 5Античность: культура и искусство
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus
– «древний". Им принято называть особый период развития Древней Греции
и Рима. Античное искусство стало основой общеевропейской и мировой художественной культуры.
Главным принципом античного искусства было соблюдение геометрических пропорций и симметрии. Наиболее ярко это проявилось в архитектуре и скульптуре. Ведущими архитектурными сооружениями Древней Греции были храмы, театры, общественные здания. Они отличаются простотой форм, изысканностью, отсутствием лишних деталей.
Слайд 7Римское скульптурное искусство заслуживает особого внимания. Его характерной чертой является
исключительный реализм в воспроизведении черт человеческого лица. Благодаря римской скульптуре
до нас дошли портреты известных полководцев, императоров, философов, писателей.
Слайд 8Романский стиль
Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Европе в
X-XII вв., один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Название стиля происходит от латинского слова romanus - "римский". Это объясняется тем, что романские постройки во многом следовали признакам римской архитектуры.
Слайд 9Основными зданиями романского периода стали
храм-крепость и замок-крепость, для которых характерны строгие геометрические
формы, толстые стены, маленькие окна.
Слайд 10В эпоху романского искусства развивались и различные виды живописи: миниатюра,
монументальная живопись, витраж.
В музыке романского периода ведущее место отводилось церковному
пению на основе григорианского хорала (единогласного мужского пения или хорового пения в унисон).
Слайд 11Готический стиль
Готический стиль - это художественный стиль, который оказался завершающим
этапом в развитии средних веков культуры стран Западной Европы (между
серединой XII и XVI веков).
Готический стиль отобразился преимущественно в архитектуре храмов, соборов, церквей.
Слайд 12На период готики пришелся расцвет книжной миниатюры - иллюстрирования рыцарских
романов. Музыкальное искусство в эпоху готики переживало обновление. Традиции светской
музыки проникали в церковную. Стали популярными духовные песни на местных диалектах, в гимны ввели сжатые рифмованные тексты, близкие к светской лирики.
Слайд 13Стиль эпохи Возрождения
Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры
Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре
нового времени.
Возрождением эту эпоху называют потому, что художники начали обращаться к культурным достижениям античной культуры.
Для живописи эпохи Ренессанса характерно сближение художников с природой, соблюдение законов анатомии, перспективы, действия света.
Слайд 14Архитектура Ренессанса является своеобразным возвращением к принципам и формам античного
искусства. Особое значение в строительстве предоставлялось симметрии, пропорции, геометрии и
порядка составных частей.
Слайд 15Профессиональная музыка в эпоху возрождения потеряла характер сугубо церковного искусства
и ощутила влияние народной музыки. Эпоха Возрождения завершилась появлением новых
музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории.
Слайд 16Стиль эпохи барокко
Барокко (порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы»)
- характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков,
центром которой была Италия. Основные черты стиля барокко - парадность, торжественность, великолепие, динамичность. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, плавностью и сложным сочетанием криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатую на скульптурный декор. Часто встречаются развернуты колоннады, пилястры.
Слайд 17В живописи преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные и мифологические
темы, парадные портреты, предназначенные для отделки интерьеров.
Слайд 18Музыкальное искусство эпохи барокко ознаменовалось появлением новых жанров. Произошел переход
от средневековой ладової системы к мажорно-минорной.
Слайд 19Стиль эпохи классицизма
Классици́зм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое
направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
Одним из выдающихся черт классицизма является обращение к античному искусству и художественным традициям Возрождения. В архитектуре приобрели популярность симметрично-осевые композиции, рельефы, колонны, статуи.
Слайд 20Скульптурное искусство времени обращалось к мифологическим образам античной культуры, поэтому
выдающихся государственных мужей и знатных красавиц часто изображали в образах
античных богов.
В живописи классического периода главное значение приобрело передача объема с помощью светотени.
Слайд 21В эпоху классицизма профессиональное музыкальное искусство почти полностью стало светским,
распространенным во дворцах королей и вельмож. Значительным шагом в музыкальном
искусстве является изобретение фортепиано.
Слайд 22Стиль эпохи романтизма
Романти́зм — художественное направление в европейской и американской культуре
конца
XVIII века — первой половины XIX века.
В конце 18 в. новая культурная эпоха - романтизм - отказалась от классицизма и в значительной степени изменила искусство. Больше всего романтизм проявился в живописи, литературе, музыке, театральном искусстве. В отличие от классицизма он почти отсутствует в архитектуре.
Слайд 23Живопись и графика - самые распространенные виды изобразительного искусства эпохи
романтизма. В то время начали создаваться национальные художественные школы.
Музыкальная культура
королевских дворцов и дворянства в эпоху романтизма уступила новой - бюргерской. Элитарный круг слушателей изменился на массовую публику. Очень активно развивались композиторское искусство и исполнительское мастерство.
Слайд 24Искусство реализма
Реализм (от лат. realis - "настоящий") - художественное направление,
которое сформировалось к середине 19 в. Основной отличительной чертой реалистического
искусства является достоверное изображение окружающей действительности, показ всех сфер жизни такими, какими они есть на самом деле. Больше всего реализм проявился в литературе, живописи, театре, фотоискусстве, кино.
В изобразительном искусстве очень активно развивались жанры пейзажа, натюрморта, портрета бытового характера. Отображение обыденной жизни простого человека стало одной из ведущих тем живописи.
Слайд 26В театральном искусстве формировался образ типичного представителя социальной среды, к
которому он принадлежал. Жанр драмы постепенно вытеснил трагедию, а в
конце 19 в. в театре возникла новая специальность - режиссура.
В музыкальном искусстве 19 века происходило развитие национальных музыкальных школ. Композиторы-реалисты также обращались к бытовым сюжетам и народным обычаям.
Слайд 27
Импрессионизм
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети
XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся
по всему миру.
Основным принципом импрессионизма было обращение к реальной действительности с целью передать непосредственные впечатление от нее.
В пейзажах и портретах импрессионисты пытались сохранить силу "первого впечатления", что позволяло отразить в увиденном характерные черты, минуя отдельные детали.
Слайд 28Работам скульпторов присущи текучесть формы и передачи мгновенного движения.
Слайд 29В музыкальном импрессионизме главное - передачи настроений, что приобретают символическое
значение. В театральном искусстве большое значение придавалось в первую очередь
передаче атмосферы действа. Содержательность жизни передавалась посредством намеренно беглых характеристик в сочетании с отдельными яркими деталями, которые раскрывали переживания героя, его мысли, поступки.