Слайд 1
«Игра как средство коррекции неблагоприятных вариантов психического развития и формирования
учебной мотивации у детей с общим недоразвитием речи и проблемами
в обучении».
Учитель-логопед
С.М.Черявко
Слайд 2 Известно, что психофизические особенности и своеобразие познавательной деятельности детей с
общим недоразвитием речи (ОНР)обуславливают недостаточную готовность к обучению в школе.
Диагноз
ОНР ставится тогда, когда ребёнок к определённому паспортному возрасту не достигает необходимого уровня речевого развития.
В последние годы получены данные о взаимосвязи темпа индивидуального созревания мозга и функционального развития.
Слайд 3 Дети 6-7 лет с более низким уровнем функциональной зрелости
мозга имеют:
нарушения в развитии речи
восприятия
моторики
трудности при выполнении зрительно-пространственных
и зрительно вербальных заданий
нарушения сложных форм поведения
неустойчивость внимания
неспособность выполнять задания по инструкции, планировать свою деятельность
эмоциональная неустойчивость, которая проявляется в быстрой смене настроения, причём колебания настроения могут происходить при самых незначительных изменениях привычной для них обстановки: громкая речь учителя, духота в кабинете, смена рабочего места и так далее.
Слайд 4C первых дней обучения среди учеников сразу выделяются такие дети:
ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире
различные отклонения в
речи
низкую работоспособность
быструю утомляемость
низкий уровень познавательных процессов
испытывали трудности в организации себя на учебный процесс трудности в соблюдении принятых в школе норм поведения
слабо сформированные коммуникативные умения
часть детей имели либо завышенную, либо, наоборот, заниженную самооценку
Все эти отклонения в развитии сказываются на усвоении ими программного материала. Таким образом, появилась острая необходимость создания коррекционно-развивающей системы и поиск эффективных методов работы с детьми данной категории.
Слайд 5
Выгодский Л.С. писал:
« Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо
деятельности, заинтересуй его»
Умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся
к занятиям, способствует формированию положительной мотивации учения.
Слайд 6В своей работе особое значение стала уделять игре
способствует созданию у
учеников эмоционального настроя
вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности
улучшает общую
работоспособность
даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки
Слайд 7
это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует
никаких целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления физических и
духовных сил.
Игровая деятельность
Слайд 8
очень полезное дело.
Через игру ребёнок получает сведения об окружающей
жизни, усваивает правила человеческих отношений, в игре развиваются его мышление
и творческие способности, формируется воля. Важно помнить, что игра влияет на развитие обоих полушарий мозга. Так за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие. За интуицию, мелодику, ритм, фантазии, эмоции – правое.
Игра для ребёнка
Слайд 9
,,
Повышение учебной мотивации
Слайд 10В своей работе широко использую разнообразные виды игр, развивающие познавательную
активность ребёнка:
.
.
дидактические
игры с пальчиками
Слайд 11Через игрушки – предметы дети познают форму, цвет, объём, материал,
мир животных, мир людей и т.п.
Слайд 12В сюжетно - ролевой игре ярко выражаются интересы детей, реализуются
их мечты и стремления. Они являются важным средством воспитания личности.
Стараюсь
создать условия для длительных игр. Ролевые игры помогли мне понять не только, чем заняты ребята дома, их « внутренний» мир, но и чем они хотели бы заняться.
Слайд 13Дидактические игры являются одним из эффективных методов и приёмов, активно
воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, пробуждение
интереса к учебному предмету.
Как правило, такие игры требуют от школьника расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Слайд 14Оригами – идеальная дидактическая игра
развивает фантазию и изобретательность, логику и
пространственное мышление, память, внимание
способствует развитию эстетических чувств ребёнка
Складывание фигурок является
мощным стимулом развития у ребёнка восприятия: не только слухового и зрительного анализаторов, но и тактильных ощущений.
Слайд 15Когда процесс пооперационного складывания сопровождается сказкой, игрой, то фигурка получается
незаметно, « сама по себе», за счёт переключения внимания.
Игрушка
воспринимается ребёнком как чудо, созданное своими руками. Используя игрушки в технике оригами, разыгрываем русские народные сказки, а так же придумываем сюжеты своих сказок.
Слайд 16«Пальчиковые игры»
они не только забавляют их, но
и развивают мелкую моторику и координацию движений активизируют речевые навыки,
память и мышление
пробуждают творческое воображение и внимание
При выполнении детьми игр с пальчиками у них остаётся впечатление легкости и эмоционального подъёма.
Слайд 17Для достижения цели были определены задачи:
развитие познавательной активности учащихся;
формировать адекватную
самооценку учащихся;
формировать произвольные психические процессы: произвольность поведения, коммуникативные умения.
Слайд 18Основная идея -создание с детьми спектаклей на уроках художественного ручного
труда.
Слайд 19Виды спектаклей
Наперсточный
Перчаточный
Настольный
Рисованный
Слайд 20Напёрсточный театр – невероятно увлекательная сюжетно-ролевая игра.
Напёрсточные куклы можно изготовить
по шаблону, по размеру пальчика ребёнка из мягкой ткани, картона,
цветной бумаги, которые идут на оформление. Затем напёрсточные куклы дети надевают на пальчик и играют сказку, разучивают чистоговорки или скороговорки, повторяют стихи и правила, таблицу сложения и умножения. Эффект поразительный, потому что ребята отвечают не от своего имени, а от имени куклы. Это помогает преодолевать робость и достичь поставленной цели.
Слайд 21Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут
хохотать, плакать, кричать, обижаться.
Принимать различные позы, удивляться, ныть и
смотреть “букой”.
Ребенку младшего дошкольного возраста гораздо проще управлять куклой на своей руке, нежели войти в образ героя, надев на себя костюм.
Слайд 22Рисованный театр: рисуют персонажей сказки и декорации. Затем закрепляют их
на палочках и играют спектакль на ширме.
Слайд 23Дети учатся конструировать персонажей из бумаги и других материалов. Они
постигают азы геометрии, учатся измерять и чертить геометрические фигуры.
Слайд 24Используя игру и методы театральной педагогики, создаю « речевое поле»,
где детям обеспечивается активное общение не только с помощью вербальных
средств, но и с помощью мимики, жестов, движений.
В процессе работы над ролью ребёнок видит, как интонация обогащает речь множеством смысловых и эмоциональных оттенков, что одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, могут полностью изменить смысл высказывания.
Дети знакомятся с такими эмоциями как сочувствие, страх, сожаление, удивление, отчаяние, недоумение и т.д.
Они начинают понимать, что эмоциональный язык может: выражать то же, что и речь; акцентировать ту или иную часть речевого сообщения; заменять
отдельное слово или фразу; предвосхищать значения, переданные речью и т.п.
Слайд 25Вопросы на сравнения:
- Сравните черты характера у сказочных героев- Буратино,
Бабы Яги, Колобка, Кота в сапогах, Карабаса-Барабаса, Серого Волка и
т.д.
Изображение различных персонажей с помощью интонации, мимики, движений..
Эти задания способствуют развитию у детей творческого воображения и сценических навыков.
Слайд 26Использование игры и методов театральной педагогики позволяют создать множество проблемных
ситуаций, которые можно решать различными способами.
Использование принципа проблемности возможно при
решении воспитательных задач, ведь каждое литературное произведение несёт в себе нравственный смысл. Только в этом случае источником нравственного раздумья – переживания будет не познавательный, а нравственный конфликт. Обращение к драматическому искусству позволяет мне в художественной форме подать ребятам ту или иную нравственную идею.
- Какими качествами обладают герои того или иного произведения?
- По каким поступкам можно определить это?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Как бы ты повёл себя на месте того или иного персонажа?
Эти вопросы помогают ребёнку осмыслить нравственное содержание произведения, идентифицировать себя с тем или иным персонажем, эмоционально откликнуться на события, происходящие с ним.
Слайд 27С готовым спектаклем дети выступают перед ребятами из других классов
и перед родителями, испытывая при этом чувство гордости и самоудовлетворения
за проделанную работу, что способствует формированию учебной мотивации.
Слайд 28Постепенно у ребёнка формируются учебные навыки
умение внимательно слушать задание
планировать,
определять последовательность работы
доводить начатое дело до конца
оценивать результат своей
деятельности
появляется устойчивый интерес к учебному процессу
Слайд 33ПРИГЛАШАЮ К СОТРУД-
НИЧЕСТВУ
С уважением, учитель-логопед С.М.Черявко