мастерство владения и знания перспективы. Для средневекового человека небо обладало особым
притяжением, для человека Ренессанса таким притяжением обладает линия горизонта и ландшафт. С помощью научного знания, геометрии и математики художники создают идеальный мир, не просто подражающей природе, а преображающий её.
Первая формулировка о перспективе принадлежит флорентийскому архитектору Филиппо Брунеллески. Однако Брунеллески не объяснял действия законов перспективы. Это сделал в трактате «О живописи» архитектор и писатель Леон Баттиста Альберти. Альберти называет перспективу «окном», через которое мы смотрим в пространство, это определение несёт в себе не только описательный, но и философский смысл. Используя обратную перспективу, икона помещала человека в свой небесный мир, создавая эффект «здесь-бытия». Картина кватроченто отчуждает пространство живописи от пространства зрителя, демонстрируя мир на картине, уходящий в другое измерение — измерение художественное. Огромное внимание перспективе уделял Паоло Уччелло, мастер раннего Возрождения. Со слов Вазари известно, что он днями напролёт чертил, соединял прямые, выписывал архитектурные элементы. В его живописи нет ещё той идеальной перспективы высокого Ренессанса, но уже видны определённые наработки: фигуры, расположенные ближе к зрителю, большего размера, удалённые — уменьшаются в зависимости от их места на полотне, а не статуса.
Сцены из жизни отшельников
Паоло Уччелло
109×80 см