Слайд 1Имя существительное
«Имя существительное – хлеб языка»
Л.Успенский
Слайд 2Игра «Спрятанное слово»
Атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой
кристаллики льда.
Учебный час, посвященный отдельному предмету
Театральное представление или то, что
представляется взору, привлекает взор
Это слово имеет значение «соединение заметок, группа записей»
Слайд 3Игра «Спрятанное слово»
5. С древнегреческого языка это слово означает «весь
водный покров Земли»
6. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения
7.
Синоним слов «работа, занятие»
8. Часть суток от захода до восхода солнца
Слайд 4 Кроссворд
к
н
4б
о
3з
л
ь
о
8н
1с
2у
щ
н
о
р
о
е
е
г
н
с
л
е
и
к
р
к
т
о
т
а
с
ч
ч
р
т
а
е
у
д
ь
е
Слайд 5Имя существительное
Распределим слова дворец, кукуруза, ворота, снег, дружба, медведь, мечта
по трём группам.
Какие это будут группы?
Слайд 6Имя существительное
1 группа: дворец, ворота, медведь
2 группа: кукуруза, снег
3 группа:
дружба, мечта
Слайд 7Существительное обозначает
- конкретные предметы (дом, книга, поле,…)
- вещества (бензин,
железо, молоко, мясо,…)
- качества и свойства ( хрупкость, верность,
честность,…)
- действие или состояние ( бег, ходьба, изумление, восхищение,…)
-живые существа и растения (пшеница, кошка, человек,…)
-явление природы (вьюга, радуга,…)
-общественные явления (праздник, олимпиада,…)
-географические названия (Кузоватово, Байкал,…)
Слайд 8Лексико-семантические разряды
1. Конкретные
книга – две книги, много книг;
столик – два
столика, много столиков;
учитель – два учителя, много учителей.
2. Отвлечённые (или
абстрактные)
храбрость, дружба, бег.
Слайд 9Лексико-семантические разряды
3. Вещественные имена существительные
Они употребляются или в ед.,
или во мн. числе:
опилки, соль, цемент.
4. Собирательные имена существительные
Употребляются только
в форме ед. числа, не поддаются счёту:
детвора, мебель, воронье.
Слайд 10Выпишите имена существительные
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет
ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого
лица.
Слайд 11 Кто? Что?
У одушевлённых существительных форма
В.п. совпадает с формой родительного падежа
Вижу учеников – нет учеников
В.п. = Р.п.
У неодушевлённых существительных Вижу книги – лежат книги
В.п. = Им.п.
Слайд 12Игра «Белая ворона»
1 ряд. О смелост...,
о храброст...,
о
неустрашимост...,
о трусост... .
2 ряд. Песни, ножницы, кони, бури.
3 ряд.
Грач..., печ..., ноч..., доч…
Слайд 13 Синтаксическая роль
1. Россия – моя Родина
2. Моя родная страна
– Россия.
3. За границей я часто думаю о России.
4. С
самого рождения я живу в России.
Слайд 15Домашнее задание
Кто хочет, может сочинить грамматическую сказку про любой признак
имени существительного.
Кто желает, может составить карточки-задания по любой изученной орфограмме.
Составить
кроссворд по теме «Имя существительное».
Слайд 16Рефлексия
Что мы сегодня изучили?
Удалось ли нам доказать, что существительное –
удивительная часть речи?
Что нового вы узнали для себя на уроке?
Довольны
ли своей работой?