Слайд 1Индивидуальная психология
Альфреда Адлера.
Выполнила: Алёшкина Анька (2/2)
Направление глубинной психологии, психотерапевтическая
система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века. Это
направление Адлер создал на основе психоанализа З. Фрейда, отрицая некоторые идеи «родительской» школы.
Слайд 2Индивидуальная психология Альфреда Адлера возникла как результат переосмысления основных положений
психоанализа.
Адлер, поначалу с восторгом воспринявший идеи Фрейда и активно с
ним сотрудничавший, вскоре понял, что его собственные взгляды расходятся с мнением основателя психоаналитической концепции. Сейчас индивидуальная психология рассматривается не как ответвление психоанализа, а как самостоятельная концепция, а идеи Адлера считают сформировавшимися еще до встречи с Фрейдом.
Слайд 3Особенный интерес теория личности Адлера вызывает у представителей педагогической психологии,
да и вообще, современная психология индивидуальности, изучающая личностное своеобразие психических
процессов, многим обязана теории Адлера.
Слайд 4В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на
трех факторах.
1.Чувство общности.
2.Чувство собственной значимости.
3.Чувство неполноценности.
Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные
и взаимозависимые.
Слайд 5Каковы же основные принципы адлеровской теории?
Во-первых, основатель индивидуальной психологии
утверждал, что личность целостна. В отличие от Фрейда, который делал
акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу. Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.
Слайд 6Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять
направление развития личности. Творческое «Я» формирует то, что автор концепции
назвал жизненным стилем — совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения. Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.
Слайд 7В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе
не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии,
мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.
Слайд 8Типология личности по Адлеру
Соотношение описанных факторов в структуре личности формирует
несколько моделей ее развития. Типология личностей Адлера строится на соотношении
двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента. Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.
Слайд 91. Первый тип личности — управляющий. Такие люди отличаются активностью,
энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка — превосходство над другими при
слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.
Слайд 102. «Берущие» личности проявляют низкую социальную активность, или же она
отсутствует у них вообще. Они не доставляют другим ни страданий,
ни радостей. Потребности удовлетворяют главным образом за счет других.
Слайд 113. Третья личностная модель — избегающая. Названа она так потому,
что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем,
а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.
Слайд 124. Самым продуктивным Адлер считал социально-полезный тип. Это тот счастливый
случай, когда высокий социальный интерес соединяется с активным желанием самосовершенствоваться.
Основные жизненные задачи решаются с учетом интересов других. Социально-полезный тип искренне заинтересован в общении с людьми и активной деятельности на благо общества. Такой тип становится воплощением психологической зрелости.
Слайд 13ВЖУХ…
…и ты социально-полезный тип