Разделы презентаций


Индустриальная цивилизация Запад и Восток

Содержание

Типичные черты и особенностииндустриального развитияЭкономическая и социальная модернизация европейских государств в XIX - нач. XX вв.Особенности индустриального развития стран ВостокаДуховная и материальная культура индустриальной эпохи2341

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Индустриальная цивилизация:
Запад и Восток

Индустриальная цивилизация: Запад и Восток

Слайд 2

Типичные черты и особенности
индустриального развития
Экономическая и социальная модернизация
европейских государств

в XIX - нач. XX вв.
Особенности индустриального
развития стран Востока
Духовная

и материальная культура
индустриальной эпохи


2

3

4

1

Типичные черты и особенностииндустриального развитияЭкономическая и социальная модернизация европейских государств в XIX - нач. XX вв.Особенности индустриального

Слайд 3


Всякий процесс, разворачивающийся
во времени, имеет свой особый
хронологический

строй, который отражает
изменения в сущностных характеристиках изучаемого
явления. В

данном случае речь идёт об эволюции
западной цивилизации на стадии перехода
от «традиционного» к «индустриальному» обществу,
то есть о том историческом этапе, когда буржуазные
отношения превращались в определяющий
фактор общественного прогресса.
Всякий процесс, разворачивающийся во времени, имеет свой особый  хронологический строй, который отражает изменения в сущностных характеристиках

Слайд 4









Термин «индустриальное общество»
был введен в научный оборот
французским мыслителем,

социалистом-утопистом
Клодом Анри де Рувруа Сен-Симоном в начале
XIX в.

С тех пор он широко употребляется
в обществознании, хотя ученые далеки
от единства в интерпретации его наиболее
существенных особенностей.

1750

1825

Термин «индустриальное общество» был введен в научный оборот французским мыслителем, социалистом-утопистом Клодом Анри де Рувруа Сен-Симоном в

Слайд 5

Фридрих Энгельс
начало индустриальной эпохи
характеризовал словами:
«В то время как над

Францией
проносился ураган революции,
очистивший страну, в Англии совершался
менее

шумный, но не менее грандиозный
переворот. Пар и новые рабочие машины
превратили мануфактуру в современную
крупную промышленность и тем самым
революционизировали всю основу
буржуазного общества. Вялый ход развития
времен мануфактуры превратился в
настоящий период бури и
натиска в производстве».
Фридрих Энгельсначало индустриальной эпохихарактеризовал словами: «В то время как над Францией проносился ураган революции, очистивший страну, в

Слайд 6



Возрождение -
Новые ценности:
признание
принципов
открытости,
терпимости,
свободы
научного поиска,
уважения
личности

человека.

Реформация -
создавшая
этические учения,
признававшие
ценности личной
инициативы,


профессионального
успеха, стремление
к богатству и
бережливости.



Промышленная
революция –
становление
фабричной
системы в
промышленности
и преобладание
промышленного
производства
над сельским
хозяйством.



Возрождение -Новые ценности:признание принциповоткрытости, терпимости, свободы научного поиска, уважения личности человека. Реформация - создавшая этические учения, признававшие

Слайд 7




В середине XVII – XVIII вв. новые, буржуазные отношения
окончательно

победили в «образцовых капиталистических государствах»
– Голландии, Англии, Франции. Дальнейшая


динамика этих отношений происходила в Европе и
во всем мире вширь и вглубь. Это время окончательного
становления иного, по сравнению со средневековым,
общественного сознания, новых политических институтов,
нравственных и культурных идеалов, научных прорывов,
подорвавших авторитет церкви в объяснении мироустройства;
урбанизации, идеологизации общественного мировидения,
политической, экономической, военной и культурной
экспансии Запада (сначала Западной Европы, а затем и США),
пытавшегося перестроить мир «по своему образу и подобию».
Это время не только универсалистских идей, но и универсалистской
практики Запада, подрывавшего цивилизационные
и культурные корни наций и народов всех континентов.
Данный период истории считается начальной фазой
становления индустриального общества в Европе
В середине XVII – XVIII вв. новые, буржуазные отношения окончательно победили в «образцовых капиталистических государствах» – Голландии,

Слайд 8


В Европе и Северной Америке в XIX век – начале

XX вв.
окончательно утвердился западный тип цивилизации –
особого тип

цивилизационного развития, основанный
на ускоряющемся прогрессе науки и технологии,
быстром изменении предметного мира и социальных связей,
на доминировании в культуре научной рациональности,
которая выступает как самодовлеющая ценность.
Отсюда начали формироваться индустриальные,
в конце XX в. - постиндустриальные общества

Становление индустриальной цивилизации:

В Европе и Северной Америке в XIX век – начале XX вв. окончательно утвердился западный тип цивилизации

Слайд 9
Машинный характер производства;

Циклическая динамика развития производства –
раз в десятилетие

все развитые
страны переживают экономические кризисы;

Машинный характер организации труда;

Выравнивание образования

работников;


Характерными чертами
индустриального общества являются:

Машинный характер производства;Циклическая динамика развития производства – раз в десятилетие все развитые страны переживают экономические кризисы;Машинный характер

Слайд 10



Одинаковые уровни развития регионов;

Политическое равенство;

Общество превращено в совокупность
технических систем;

Кризис

духовной среды:
«С торжеством машинного производства
эпоха гуманизма закончилась»
(Ю.В. Яковец)




Одинаковые уровни развития регионов;Политическое равенство;Общество превращено в совокупность технических систем;Кризис духовной среды: «С торжеством машинного производстваэпоха гуманизма

Слайд 11


Сама природа производительных сил в ту эпоху
требовала большой концентрации производства


и капиталов. В последней четверти XIX в.
мелкие и средние предприятия

стали поглощаться
крупными компаниями. Зарождался
монополистический капитализм.
Формы слияния были различны:
возникали картели, которые определяли цены
и делили рынки сбыта; синдикаты - объединения,
созданные для совместной продажи товаров; тресты,
в которых происходило полное объединение
собственности для совместного производства и сбыта;
концерны - объединения трестов или предприятий
на основе финансовой зависимости от
какой-либо монополистической группы
Сама природа производительных сил в ту эпохутребовала большой концентрации производства и капиталов. В последней четверти XIX в.мелкие

Слайд 13



. «Непрерывность» исторического процесса,
отсутствие явных граней между
историческими эпохами,

резких сдвигов и толчков
Неприменимость европейской концепции
линейного прогресса к

характеристике
особенностей исторического развития     

  Тип отношений общества и природы
построен на идее не господства над природой,
а слияния с нею     

Основа экономической системы —
общинно-государственные
формы собственности при слабом развитии
института частной собственности       

. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков  Неприменимость европейской

Слайд 14


Уровень социальной мобильности невысок,
границы между социальными общностями
(кастами,

сословиями) устойчивы
     Государство подчиняет себе общество,
общество вне государства и

его контроля не существует     

Принцип автономии личности, свободной от государства и социальных общностей, отсутствует.

  Главный регулятор общественной жизни -
традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений



Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы      Государство подчиняет себе общество,

Слайд 15

История движется неравномерно,
«скачками», разрывы между эпохами очевидны,
часто это

революции разных типов
1
2
3
4
  Общественно-исторический прогресс
достаточно очевиден и может быть

«измерен»
посредством разных критериев     

Общество стремится властвовать над природой,
подчиняя ее и извлекая максимально
возможное из нее     

Основа экономики — институт достигшей высокого
развития частной собственности.
Право собственности рассматривается
как естественное и неотъемлемое          

История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов1234  Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден

Слайд 16




5
6
7
8
Социальная мобильность населения высока,
возможности социальных перемещений
практически неограниченны
Общество автономно

от государства,
сложилось развитое гражданское общество
Автономия, свободы и права личности


закреплены конституционно
в качестве неотъемлемых и прирожденных.
Отношения личности и общества строятся
на началах взаимной ответственности

Важнейшими социальными ценностями
признаны способность и
готовность к изменениям, новациям     

5678Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченныОбщество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество Автономия,

Слайд 17

Фаза заката индустриального общества (с последн. четв. XX в.)
Фаза стабильного

развития индустриального общества
(до Первой мировой войны)

Фаза быстрого распространения
(до

середины XIX в.)

Фаза становления – последняя треть XVIII– начало XIX вв. с эпицентром в Англии (впоследствии Европа и Северная Америка

Фазы развития
индустриального
общества:

Переходный период к постиндустриальной цивилизации

Фаза заката индустриального общества (с последн. четв. XX в.)Фаза стабильного развития индустриального общества (до Первой мировой войны)Фаза

Слайд 18






.

Индустриальный характер
производства, формирование
развитой прослойки технических
специалистов, культ научной


рациональности обусловливают
распространение идеологии

технократизма
В его основе лежит идея рационального,

технологического устройства общества
по типу производственных
организаций, стремление перенести
методы управления производственной
организацией на все общество.


. Индустриальный характер производства, формированиеразвитой прослойки технических специалистов, культ научной рациональности обусловливают распространение идеологии технократизмаВ его основе

Слайд 19


Крупный рывок на пути модернизации сделала Германия,
объединенная в середине

XIX в.
под властью самого могущественного из
немецких государств -

Пруссии. Здесь
в 1850-е годы были проведены реформы в сфере
земельных отношений, благодаря чему уровень развития
сельского хозяйства стал относительно высоким. К концу XIX в.
Германия выдвинулась на первое место в Европе по уровню
промышленного производства, в котором ведущие позиции
занимали черная металлургия, машиностроение
и химическая промышленность.

Крупный рывок на пути модернизации сделала Германия, объединенная в середине XIX в. под властью самого могущественного из

Слайд 20

В эпоху индустриальной цивилизации
окончательно сформировались нации как идейно-политическое, гражданское

единство государства и народа.
Нация –
это исторически устойчивая
общность людей,

возникающая
в процессе формирования общности
их территории, экономической жизни, языка, культуры, менталитета.

В эпоху индустриальной цивилизации окончательно сформировались нации как идейно-политическое, гражданское единство государства и народа. Нация – это

Слайд 21




Процесс перехода от традиционного
к индустриальному обществу
т.е. обновление экономической,


социальной,
политической, духовной
сторон жизни.
МОДЕРНИЗАЦИЯ – это:

Процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу т.е. обновление экономической, социальной, политической, духовной сторон жизни. МОДЕРНИЗАЦИЯ –

Слайд 22

ПЕРВИЧНАЯ
ВТОРИЧНАЯ
ВЫНУЖДЕННАЯ
1
2
3

ПЕРВИЧНАЯВТОРИЧНАЯВЫНУЖДЕННАЯ123

Слайд 23
Под прогрессом понимается
направление развития,
для которого характерно поступательное движение


общества от низших и простых форм
общественной организации
к более

высоким и сложным. Понятию прогресса
противоположно
понятие регресс, для которого характерно
обратное движение —
от высшего к низшему, деградация,
возврат к уже
отжившим структурам и отношениям

(Научно разработано в трудах французских просветителей А.Тюрго, М.Кондорсе и др.)

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной

Слайд 24












Прогресс относится
к базовым ценностям индустриального
общества. Прогресс непосредственно
связан

со свободой и может рассматриваться
как ее неуклонная
историческая реализация.

Прогресс относится к базовым ценностям индустриального общества. Прогресс непосредственно связан со свободой и может рассматриваться как ее

Слайд 25










Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся
открытия в науке XVII—XVIII

вв.
и становление ее как социального
института. Благодаря трудам Н.

Коперника,
Г. Галилея, Ф. Бзкона, Р.Декарта,
И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась
новая картина мира.
Появление экспериментального
знания и рационалистического типа
мышления способствовало
последующему ее упорядочиванию в XIX в.

Н. Коперник

И. Ньютон

Ф. Бэкон

Г. Галилей

Р. Декарт

И.Кеплер

Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII—XVIII вв. и становление ее как социального института.

Слайд 26

Пароход – судно, приводимое в движение
паровой машиной или паровой

турбиной.
Создателем первого парохода
считается Роберт Фултон. В 1807г.
он

построил корабль с гребным колесом
«Клермонт», который совершал рейсы по
реке Гудзон от Нью-Йорка до
Олбани со скоростью около 5 узлов(9 км/ч).
Пароход – судно, приводимое в движение паровой машиной или паровой турбиной. Создателем первого парохода считается Роберт Фултон.

Слайд 27

Слово "велосипед" переводится, как "быстрая нога". В России первый велосипед было

построен
крепостным мастером Артамоновым в
1801 году. Сделан он был

из железа, весил свыше
40 килограммов и назывался словом "самокат". После этого появился так называемый "костотряс" –
так называлась тяжелая машина, окованная железом.


Слово

Слайд 28

работу возвратно-поступательного движения поршня
или вращательного движения вала.
Паровая машина—


тепловой поршневой
двигатель,
в котором
потенциальная
энергия водяного пара,
поступающего

из
парового котла,
преобразуется в
механическую
работу возвратно-поступательного движения поршня или вращательного движения вала. Паровая машина— тепловой поршневой двигатель, в котором потенциальная энергия

Слайд 29

Монгольфьер—
Аэростат с оболочкой,
наполненной горячим
воздухом. Название получил
по

фамилии изобретателей
братьев Монгольфье:
Жозефа-Мишеля и
Жан-Этьенна.
Первый полет был
совершен

в
городе Аннона
(Франция)
5 июня 1783 года.
Монгольфьер— Аэростат с оболочкой, наполненной горячим воздухом. Название получил по фамилии изобретателей братьев Монгольфье: Жозефа-Мишеля и Жан-Этьенна.

Слайд 30





Первый троллейбус
был создан в Германии
в 1882 году. В России


(точнее, в СССР)
они появились
только в 1933 году.
Первая

трамвайная
линия была открыта в 1881
году около Берлина. Длина ее составляла
2,5 километра. При этом вагон с 20
пассажирами
двигался с скоростью
30 километров на час.

Первый троллейбус был создан в Германии в 1882 году.  В России (точнее, в СССР) они появились

Слайд 31


Шрапне́ль —
взрывчатый артиллерийский снаряд,
изобретенный в 1803 г. английским

офицером
Генри Шрапнелем
и представляющий особый вид картечной гранаты.
Свинцовый цилиндр

наполняется пулями (150—300);
разрывной заряд
помещается на дне снаряда, отделяясь от пуль
перегородкой (диафрагменная шрапнель)
или в центральной
камере по оси снаряда. Шрапнель
имеет назначение
поражать живые цели, причем диафрагменные
поражают открыто расположенные войска,
а шрапнель с центральной камерой —
закрытые спереди войска.

Шрапне́ль — взрывчатый артиллерийский снаряд, изобретенный в 1803 г. английским офицеромГенри Шрапнелем и представляющий особый вид картечной

Слайд 32

Динамо-машина
Сименса произвела
настоящую революцию
в горном деле, благодаря
ей появились


электроотбойный
молоток, шахтный
электровентилятор,
электротранспортер
и, главное,
электрическая
рудничная дорога.

Динамо-машина Сименса произвеланастоящую революцию в горном деле, благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортер и, главное,

Слайд 33

Вакцинация —
введение антигенного материала
с целью вызвать иммунитет
болезни,

который
предотвратит заражение,
или ослабит его последствия. Антигенным
материалом могут

служить: живые, но
ослабленные штаммы микробов;
убитые (инактивированные)микробы; очищенный
материал, такой как белки́ микроорганизмов;
Существуют также синтетические вакцины.
Эдуард Дженнер (1749-1823)—
английский врач,
разработал первую вакцину — против оспы.
Он придумал вводить в организм человека
неопасный вирус коровьей оспы
Вакцинация — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет болезни, который предотвратит заражение, или ослабит его последствия.

Слайд 34

Филипп Рейс
(1834 - 1874)
был учителем физики в школе


в Фридрихсдорфе.
В 1861 году он
удачно провел опыт
по

передаче
человеческих голосов с
помощью прибора,
действующего при помощи
электрического тока. Однако
долгие годы никто не вспоминал
о его изобретении, в то
время как А. Белл в 1876 г.
получил патент на телефонный
аппарат, хотя изобретен он был
позднее аппарата Рейса.

Телефон Белла
после ряда
усовершенствований
был введен в
употребление в
Германии. Начиная с
ноября 1877 г.
они в своей мастерской
собирали по 200 телефонных
аппаратов каждый день.
Компания оправдала
репутацию
пионера в области
связи.

Филипп Рейс (1834 - 1874) был учителем физики в школе в Фридрихсдорфе. В 1861 году он удачно

Слайд 35


В мае 1881 года в Берлине
начала функционировать
первая

в мире электрифицированная
трамвайная линия: между Лихтерфельде
и Кадетским корпусом

прошел первый
в мире электрический трамвай. Это позволило
заменить конную тягу на электрическую.
Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 км/ч,
за первые три месяца перевез более 12 тыс.
пассажиров. Он, как и первый электровоз,
двигался от электричества,
поступавшего по рельсам.
Привычная нам модель с дугой и
проводами появилась в 1890г.
В мае 1881 года в Берлине начала функционировать первая в мире электрифицированная трамвайная линия: между Лихтерфельде

Слайд 36





1906 год.

Пылесос с мотором мощностью 1 л.с.


1928 год. Стиральная машина Turbowascher
1930 год. Первый холодильник, работающий
по принципу сухого поглощения
1932 год. Стиральная машина с центрифугой
1935 год. Электроплиты с функцией выбора температуры
1938 год. Первый холодильник с компрессором
1950 год. Первые автоматические конфорки
1956 год. Первые стиральные машины с верхней загрузкой
1960 год. Компактный холодильник повышенной вместимости

(Фирма Siemens)

1906 год.            Пылесос с мотором

Слайд 37


Рационализм и индустриализм


Наряду с прогрессом и
свободой в базовую


нормативно-ценностную
систему индустриального
общества входит также
рациональность.
Индустриальная
современность как раз

и
утверждается в истории
как процесс
общественной
рационализации.
Рационализм и индустриализм Наряду с прогрессом и свободой в базовую нормативно-ценностнуюсистему индустриального общества входит также рациональность. Индустриальная

Слайд 38

Один из современных
авторов концепции
индустриального общества
французский экономист
и

социолог
Реймон Арон
считает, в зрелом
индустриальном обществе
собственность на

средства
производства не играет
определяющей
роли. Он полагает, что
социалистическое
и капиталистическое
общества —
только две разновидности

одного
и того же рода или два варианта
одного и того же типа:
Прогрессивного
индустриального
общества. В доказательство
этого Арон указывает на
послевоенную «социализацию
европейской экономики»,
отмечая, что трансформацией,
рассматриваемой в качестве
наиболее типичной для
европейских обществ,
является национализация
многочисленных
предприятий.

Теоретики концепции
индустриального общества

Один из современных авторов концепции индустриального общества французский экономист и социолог Реймон Арон считает, в зрелом индустриальном

Слайд 39

В 60-е гг. XX в.
появились
научные работы
(Р. Арон,
Дж. Гэлбрейт),
которые содержали


оптимистические
варианты теории
индустриального
общества. Основная их идея
состояла в

том, что
эволюция
общества осуществляется
под сильным
воздействием НТР.

Дж. Гелбрейт

Р. Арон

В 60-е гг. XX в.появились научные работы (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт), которые содержали оптимистические варианты теории индустриального общества. Основная их

Слайд 40



Особенностью восточных цивилизаций
был их аграрно-традиционный
характер (за исключением Японии).


Площадь колониальных владений составляла
в 1900 г. 54,9% общемировой,
в них

проживало 35 % населения Земли.
Формы
колониального проникновения в начале ХХ в.:
традиционные захват и скупка земель,
установление контроля над национальной
промышленностью,
строительство инфраструктуры
(железных дорог, телеграфа, портов),
фабрик и заводов,
получение выгодных концессий,
финансовый контроль с вывозом капитала.
Особенностью восточных цивилизаций был их аграрно-традиционный характер (за исключением Японии). Площадь колониальных владений составлялав 1900 г. 54,9%

Слайд 41





Политика колониализма
способствовала включению Азии и Африки в мировое
хозяйство,

преодолению традиционной замкнутости,
изолированного развития неевропейских цивилизаций,
взаимопроникновению и обмену
культурными

и духовными ценностями. Колониальные
страны в разной степени, но включались в процесс
складывания планетарной цивилизации, ключевым
явлением в их истории стала модернизация.
Рынок капитала способствовал
кризису традиционного общества,
ускоренному буржуазному развитию,
коренным переменам в социальной структуре.
Политика колониализма способствовала включению Азии и Африки в мировое хозяйство, преодолению традиционной замкнутости, изолированного развития неевропейских цивилизаций,

Слайд 42



Новые формы национально-освободительного
движения за независимость и модернизацию на Востоке:
Три

основных направления:
либерально-реформистское
(эволюционный путь к независимости
в русле модернизации в

сторону
европейской цивилизации),
революционно-демократическое
(активная, иногда с оружием в руках,
борьба за республику и конституционный строй) и
наиболее распространенное и традиционное –
стихийные выступления, восстания народных масс,
пропитанные “восточной” спецификой:
во главе стояли
религиозные секты и лидеры, тайные общества.
Новые формы национально-освободительного движения за независимость и модернизацию на Востоке:Три основных направления: либерально-реформистское (эволюционный путь к независимостив

Слайд 43

Особенности индустриального развития
стран Востока:
Стремление к модернизации жизни,
обновлению

общества не разрушило базовые традиции
этих обществ, т.к. огромное многообразие

языков, религий,
традиций, существовавших в регионе, требовало взаимного
терпения и уважения друг друга. Основные влиятельные
религии этого региона - индуизм.
буддизм, ислам и конфуцианство
(как морально-этическое учение) - исходят именно из
плюралистического элемента. Эти традиционные
представления о непременном уважении иных культурных
обычаев очень облегчают проникновение западных
ценностей и их взаимодействие с "азиатскими ценностями".
В то же время, западные и иные идеи очень часто находят
своеобразное преломление в глубинных
восточных культурах, приспосабливаются к ним.

2

Особенности индустриального развития стран Востока:  Стремление к модернизации жизни, обновлению общества не разрушило базовые традиции

Слайд 44







Зачастую колонии превращались
в сырьевые резервы
метрополий или в страны

одной
сельскохозяйственной монокультуры,
что не способствовало преодолению
существенной степени
экономической

и политической
зависимости от Европы.

Особенности индустриального развития
стран Востока:

Зачастую колонии превращались в сырьевые резервы метрополий или в страны одной сельскохозяйственной монокультуры, что не способствовало преодолению

Слайд 45

Большинство стран Восточной Азии сделало упор

на развитие современной промышленности,
структуризацию современного города и
формирование современного

образа жизни на
базе традиционных ценностей или их
совмещения с западными культурными формами.
Стремление преодолеть исторически сложившуюся изоляцию
от остального мира, отставание от достижений
технологического прогресса трансформировались в
устойчивую культурную мотивацию к модернизации.
В экономике это вылилось
в развитие современных отраслей промышленности,
в развитие высокотехнологичных сфер производства,
в активную поддержку научных исследований.

1

Большинство стран Восточной Азии сделало упор на развитие современной промышленности, структуризацию современного города

Слайд 46


одним из основных культурных принципов,
характерных для большинства стран
Восточно-Азиатского региона,

является
сдержанность и самоконтроль.
Буддизм, ислам и конфуцианство
базируются на

таких идеалах как усердие,
бережливость и аскетизм и исповедуют самоконтроль.
Усердная работа в сочетании с ограничением желаний,
осуждение бессмысленной траты денег и времени
является обычными культурными приоритетами.
Поэтому возможность мобилизации рабочего ресурса в
системе ускоренного экономического развития может
быть выше, чем в западных странах.

2

одним из основных культурных принципов,характерных для большинства стран Восточно-Азиатского региона, является сдержанность и самоконтроль. Буддизм, ислам и

Слайд 47









Азиатским лидером
промышленной модернизации
являлась Япония.
Этому способствовали факторы:
          особенности

островного географического положения,
частые землетрясения,
риск при земледелии –
способствовали

повышению инициативности и
предприимчивости народа, а также стойкости при неудачах;
        В Японии традиционно пестрой была
религиозная палитра общества (синтоизм, конфуцианство, буддизм),
что питало определенную веротерпимость,
готовность к компромиссам;
“живая душа” всех предметов
согласно учению синтоизма давала дополнительный
стимул для овладения новой техникой,
а конфуцианство способствовало
укоренению в основе японского общества таких особенностей
мышления и образа жизни как система “учитель-ученик”,





Особенности индустриального развития стран Востока:

Азиатским лидером промышленной модернизацииявлялась Япония. Этому способствовали факторы:          особенности островного географического положения, частые землетрясения, риск при

Слайд 48

культ большой семьи,
преданности хозяину-господину,
чувство долга и т.п.
        в

Японии традиционно прочные позиции занимали
сильная военная машина государства и

“военный дух”
в обществе, а также самурайско-рыцарский этический кодекс
с его понятиями чести и преданности;
         уровень жизни и притязаний рабочего класса был очень низок;
          Правящая элита в 30-е годы провозгласила курс
на создание
“новой политической и экономической структуры”, т.е.
дальнейшую модернизацию страны,
усиление военно-государственного контроля над
экономикой страны,
и одновременно ужесточение
тоталитарных тенденций в политической жизни.
культ большой семьи, преданности хозяину-господину, чувство долга и т.п.        в Японии традиционно прочные позиции занимали сильная военная

Слайд 49




Выдающийся деятель японской культуры
Акутагава Рюноскэ,
образно показал, что искусство творчески
применять

и приспосабливать зарубежный опыт к
своим, национальным ценностям, является
ключом

к пониманию успехов в развитии японского
общества. "Издалека в нашу (Японию) пришли идеи
Конфуция, Мэн-Цзы, Чжуан-Цзы и других выдающихся
китайских мыслителей, - писал он. - Мудрецы Китая,
кроме учения Дао, принесли шелка, яшму и иероглифы.
И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили
себе иероглифы. Не то наш язык мог бы стать китайским.
Но мы одержали победу не только над иероглифами.
Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение
Конфуция и Будду.Наша сила не в том, чтобы разрушать.
Она в том, чтобы переделывать".

Выдающийся деятель японской культурыАкутагава Рюноскэ,образно показал, что искусство творчески применять и приспосабливать зарубежный опыт к своим, национальным

Слайд 50


Мэйдзи исин
(япон. — обновление Мэйдзи, реставрация Мэйдзи),
в широком смысле

— политические события
и социально-экономические преобразования
в Японии середины и

2-й половины XIX в.,
в результате которых была
ликвидирована феодальная система
и образовалось централизованное
буржуазно-помещичье государство;
в узком и наиболее употребительном значении —
незавершённая буржуазная
революция в Японии 1867—68.
В период, предшествовавший Мэйдзи исин,
фактическим правителем Японии являлся
диктатор —сёгун из могущественного
феодального дома Токугава.
Император практически был отстранён
от участия в политической жизни страны.
Мэйдзи исин(япон. — обновление Мэйдзи, реставрация Мэйдзи), в широком смысле — политические события и социально-экономические преобразования в

Слайд 51




Выдающийся деятель японской культуры
Акутагава Рюноскэ,
образно показал, что искусство творчески
применять

и приспосабливать зарубежный опыт к
своим, национальным ценностям, является
ключом

к пониманию успехов в развитии японского
общества. "Издалека в нашу (Японию) пришли идеи
Конфуция, Мэн-Цзы, Чжуан-Цзы и других выдающихся
китайских мыслителей, - писал он. - Мудрецы Китая,
кроме учения Дао, принесли шелка, яшму и иероглифы.
И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили
себе иероглифы. Не то наш язык мог бы стать китайским.
Но мы одержали победу не только над иероглифами.
Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение
Конфуция и Будду.Наша сила не в том, чтобы разрушать.
Она в том, чтобы переделывать".

Выдающийся деятель японской культурыАкутагава Рюноскэ,образно показал, что искусство творчески применять и приспосабливать зарубежный опыт к своим, национальным

Слайд 52




В середине XIX в. в Японии - внутренний кризис:
-

усилилось экономическое и социальное разложение
феодальной системы;
- возрос

сепаратизм отдельных княжеств;
насильственное "открытие" страны
иностранными державами (в первую очередь США),
навязавшими Японии неравноправные договоры;
Движение за национальную независимость стало сочетаться
с выступлениями против сёгуната.
Победа революции открыла путь к
буржуазным социально-экономическим
преобразованиям, но феодальные пережитки в
значительной степени были сохранены,
вследствие чего эта революция
оказалась незавершённой.
В середине XIX в. в Японии - внутренний кризис: - усилилось экономическое и социальное разложение феодальной системы;

Слайд 53


В 1868 г. были:
-распущены цеховые монополии,
- отменена феодальная

сословная система (1871),
провозглашена свобода купли-продажи
земли (1872), выбора профессии,
места жительства

и др. буржуазные свободы,
облегчившие образование национального рынка;
ликвидированы княжества (путём выкупа правительством;
князья стали получать денежную пенсию,
примерно равную 10% прежнего дохода их владения)
- введена система префектур (1871),
- проведена реформа государственного аппарата,
всеобщая воинская повинность (1872) и др.
Т.о. был положен конец феодальной раздробленности Японии
образовано монархическое
буржуазно-помещичье государство.

В 1868 г. были: -распущены цеховые монополии, - отменена феодальная сословная система (1871),провозглашена свобода купли-продажиземли (1872), выбора

Слайд 54







В конце XIX в. оформилось движение за
реформирование жизни в Китае.


Инициатором и теоретиком его был
Кан Ювэй (1858-1927)
выдающийся философ

и мыслитель.
Он пытался создать синтез
конфуцианства и достижений
современной ему западной мысли.
Выдвинул обычный для Китая идеал
общественного равенства и благоденствия,

предлагал ввести конституционную монархию,
поддерживать частное предпринимательство,
обеспечить демократические свободы.
Создал организацию Ассоциация усиления государства (1895)
которая действовала в русле "самоусиления"и имела цель
комплексного реформирования традиционного Китая.

В конце XIX в. оформилось движение зареформирование жизни в Китае. Инициатором и теоретиком его был Кан Ювэй

Слайд 55




Идеи Кан Ювэя
были поддержаны
молодым императором
Гуансюем, стремившимся к


обретению всей полноты
власти и к освобождению
из-под опеки всесильной
императрицы Цыси,

которая
много лет играла роль регентши.
В 1898 г. начался
кратковременный период реформ
("Сто дней реформ"),
который закончился неудачей.
Идеи Кан Ювэя были поддержаны молодым императором Гуансюем, стремившимся к обретению всей полнотывласти и к освобождениюиз-под опеки

Слайд 56




В начале века Индия оставалась
“жемчужиной в британской короне”,
но

новые тенденции коснулись и её.
В стране появлялась местная интеллигенция

и средний класс
(врачи, юристы, преподаватели, индийские служащие
колониальной администрации), которые были в состоянии
возглавить и разработать новые формы
национально-освободительной
борьбы против англичан.
Деятелем общемирового масштаба являлся
Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди).
Он родился в 1869 г., получил юридическое
образование в Англии.
С момента вступления в партию
Индийский национальный конгресс
в 1919 г. стал ее лидером.

Особенности индустриального
развития стран Востока:

В начале века Индия оставалась “жемчужиной в британской короне”, но новые тенденции коснулись и её. В стране

Слайд 57



Гандизм
представляет собой целостную систему
политических, философских и
морально-этических взглядов,


выросшую на национально-крестьянской
специфике Индии и особенностях религии индуизма.
Его сутью

являются сарводайя
(“общество всеобщего благоденствия”)
и сатьяграха (ненасильственное сопротивление)
как средство достичь его.
Классовую борьбу Ганди
отрицал как фактор,
разъединяющий общество..
Гандизм представляет собой целостную систему политических, философских и морально-этических взглядов, выросшую на национально-крестьянскойспецифике Индии и особенностях религии

Слайд 58

Концентрация политической силы приводит к концентрации
политической власти (диктатуре)
Крайнее проявление этой

тенденции – установление
тоталитарных режимов
Протест трудящихся масс против буржуазного мира


и социальных зол принимает форму классовых революций
Концентрация политической силы приводит к концентрацииполитической власти (диктатуре)Крайнее проявление этой тенденции – установление тоталитарных режимовПротест трудящихся масс

Слайд 59

Параллельно с корпоративным коллективизмом формируется
социально-групповое и классовое сознание.
Развитие

частнособственнических капиталистических отношений
углубляло социально-классовую дифференциацию общества.
С одной стороны,

осознает общность своих социальных
интересов буржуазия, класс капиталистов,
с другой стороны, рабочий класс, пролетариат. Переход от
ручного труда, от мануфактуры к фабрике
и заводу привел к массовой пролетаризации населения.
Параллельно с корпоративным коллективизмом формируется социально-групповое и классовое сознание. Развитие частнособственнических капиталистических отношений углубляло социально-классовую дифференциацию общества.

Слайд 60

Свободе поклоняются и
присягают на верность,
за нее борются,
ее

защищают, ради нее идут
на ограничения и жертвы.
Свободу считают


неотчуждаемой
(Ж.-Ж. Руссо: «Человек
рождается свободным..."),
как и те права, права
человека, на которые
ее "распочковывают"
в политико-правовом
пространстве бытия.
Свободе поклоняются и присягают на верность, за нее борются, ее защищают, ради нее идут на ограничения и

Слайд 61

Изобретателем и строителем машин


В то же время машинное производство подчиняет

себе человека:

Изобретателем и строителем машинВ то же время машинное производство подчиняет себе человека:

Слайд 62

Изменения,
произошедшие в технической
сфере жизни, изменили
и самого человека,

сформировав
иную поведенческую модель,
образ мыслей и новую систему
ценностных

предпочтений.
Образ человека индустриальной
эпохи менялся в соответствии
с окружавшей его
действительностью
Изменения, произошедшие в технической сфере жизни, изменили и самого человека, сформировав иную поведенческую модель, образ мыслей и

Слайд 63

Человек
индустриального общества
нередко осмысливался
в ситуации его противоположности
толпе,

обществу, и поэтому был
неизбежно одиноким.
Все более очевидным
становится

стремление
людей к индивидуализму
как стилю жизни.
«Ты ничего не должен мне,
но зато и я ничего
не должен тебе» –
принцип жизненного уклада
в обществе.



Но вместе с тем
сохраняются и тенденции
к объединению,
развиваются новые
его формы,
меняют содержание
старые.


Человек индустриального общества нередко осмысливался в ситуации его противоположности толпе, обществу, и поэтому был неизбежно одиноким. Все

Слайд 64

Итак, уже в XIX в. в. достаточно резко обозначилась грань

между двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества - доиндустриалъным

и индустриальным Вслед за изобретением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Эти изменения принесли и положительные, и отрицательные результаты, но главное - поставили перед человечеством новые проблемы, неизвестные прошлым поколениям.

В индустриальную эпоху практически все страны Востока попали в ту или иную форму зависимости от наиболее сильных капиталистических стран, превращаясь в колонии, а чаще в полуколонии.



Итак, уже в XIX в. в. достаточно резко обозначилась грань между двумя большими цивилизационными периодами в истории

Слайд 65

Однако в XIX в. колониальная система не только расширялась, но

и менялась качественно. Восток  подвергся мощной атаке промышленного капитализма, который остро

нуждался в сырье, драгоценных металлах, а также в рынках сбыта. Древние восточные цивилизации  все больше втягивались в формирующуюся мировую экономическую систему и, следовательно, попадали под ее влияние. Запад уже не просто грабил колонии - теперь он внедрялся в самые основы их жизни. Это касалось не только экономики, но и политических структур, и культуры. Новые цивилизационные основы, привнесенные Западом, были чужды Востоку  и по многим параметрам просто несовместимы с вековыми традициями. Результаты взаимодействия двух цивилизационных миров, развивающихся несинхронно и разнонаправленно, оказались невероятно сложными, и дать им однозначную оценку нельзя.
Однако в XIX в. колониальная система не только расширялась, но и менялась качественно. Восток  подвергся мощной атаке промышленного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика