Слайд 1Индустрия телевидения
Часть 4
Слайд 2ТЕЛЕВИЗИОННАЯ
АУДИТОРИЯ —ТОВАР
Слайд 3КОММОДИФИКАЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АУДИТОРИИ
Аудитория представляет собой совокупность людей, включённых в процесс
телепотребления. Но одновременно аудитория телевидения (в силу его массовой природы)
— это практически все общество, все население, которое является непосредственным участником всех общественных процессов — политических, экономических, культурных. В этом контексте аудитория может рассматриваться как «публика», которая состоит из граждан, выступающих реципиентами «сообщений», значимого символического содержания — смыслов, мифов, образов, идеологии и пр. Этот подход характерен для общественных и государственных систем телевещания, которые функционируют как элементы информационно-идеологического пространства, выполняя задачи, связанные с формированием общественного мнения, трансляцией знаний, идеологии, ценностей и других элементов культуры.
Слайд 4В этих условиях «аудитория» интересует телекомпании прежде всего как «рынок
потребителей», как аудитория рекламы. «Содержание» в этом контексте становится способом
привлечь аудиторию для эквивалентного обмена её на деньги рекламодателей. Аудитория становится «товаром», который обеспечивает телекомпаниям основные доходы.
Коммодификация аудитории (то есть превращение её в товар) меняет взгляд на аудиторию — она рассматривается уже не как «публика», а как «рынок». При таком подходе коммуникатора меньше интересует передача определённого смысла; главное — привлечь внимание потребителей, которым можно продать продукт или услугу. Концепция аудитории как «рынка» предполагает анализ аудитории в терминах потребления. Важнейшей характеристикой становится размер аудитории, поскольку он является показателем спроса на данный телеканал (телепередачу) и, следовательно, его коммерческой эффективности.
Слайд 5С целью максимизации аудитории телеканалы следуют за потребностями и запросами
зрителей, постоянное изучение которых становится абсолютно необходимым условием для эффективного
функционирования телевидения в условиях рынка и конкуренции. При изучении «аудитории-рынка» важными становятся также социально-демографические характеристики телезрителей, включая доход, стиль жизни, отношение к рекламе, потребительское поведение и пр., поскольку эти параметры позволяют оценивать «качество» аудитории как «товара», предназначенного для рекламодателей.
Слайд 6ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ РОССИЯН
ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
В 2009 году, по данным опроса городского
населения, на семью из 1-2 человек приходилось, в среднем, 1,5
телевизора, на семью из 3 и более человек — 1,9 телевизора. Справедливости ради отметим, что в российских городах все-таки встречаются домохозяйства, не оснащённые телевизором. Доля людей, проживающих в таких домохозяйствах, составляет примерно пол-процента.
К концу 2009 года уже треть городских жителей (32%) обзавелись хотя бы одним телевизором с «плоским» экраном.
Почти 70% городских семей оснащены DVD-плейерами и/или видеомагнитофонами. В каждой второй семье (55%) имеются компьютеры и/или ноутбуки.
44% семей подключены к интернету.
Слайд 8Число доступных телеканалов
С учётом сельского населения, платным ТВ в 2009
г. была охвачена 1/3 всех российских домохозяйств.
Слайд 9Доля городского населения, подписанного на услуги платного телевидения (в %
от числа опрошенных)
Несмотря на популярность технологии IPTV в Москве и
некоторых других городах, в общероссийском масштабе её вклад в абонентскую базу платного телевидения весьма невелик — не более 3%. В целом, эфирный приём телеканалов населением играет все меньшую роль. Это характерно не только для мегаполисов. Регионы уверенно догоняют столицы в развитии многоканальных систем. Абонентам предлагаются в одном пакете как российские общедоступные (эфирные) каналы, так и платные зарубежные. Общее число каналов в сетях обычного кабельного оператора составляет от 30 до 60 в аналоговом пакете и до 120-150 в цифровом (в Москве — 160-170 цифровых каналов).
Слайд 10Распространённость новых технологий, обеспечивающих подлинную многоканальность (многие десятки и сотни
телеканалов) и вовсе ограничена: только около 10% опрошенных имеют дома
более 50-ти каналов, а более 75-ти каналов — всего 0.5% опрошенных
Слайд 11ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕАУДИТОРИИ
Слайд 12ОБЪЕМ АУДИТОРИИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛЕПРОСМОТРА
По данным различных социологических опросов населения,
в течение последних лет количество тех, кто ежедневно смотрит телевизор,
находится на уровне 80%, а средняя продолжительность телепросмотра среди этих людей составляет около 5 часов в сутки.
В 2009 году ежедневно к телевизору обращались в среднем 71% россиян, которые проводили у телеэкрана в среднем 5 часов 21 минуту в сутки.
Этот показатель в системе измерений телеаудитории называется «среднесуточный охват аудитории».
Слайд 13Больше всего (свыше четырёх часов в день) телевизор смотрят жители
таких стран, как США, Аргентина, Япония, Сербия, Хорватия, Черногория, Венгрия,
Польша, Армения. Наименьшие объёмы телепотребления (от двух до двух с половиной часов в сутки) характерны для Венесуэлы, Австрии, Дании, Норвегии, Парагвая, Индии, Таиланда и др. Россия входит в двадцатку стран с наиболее высоким уровнем телепотребления.
Слайд 15ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ТЕЛЕАУДИТОРИИ
Каждый день у телеэкрана оказывается 74% женщин и
только 68% мужчин. И продолжительность телепросмотра у женщин в среднем
на полчаса больше, чем у мужчин — соответственно 5 час 24 мин и 4 час 54 мин в сутки.
Дети 4-11
Молодые 11-34
135 мин.
165 мин.
Взрослые 35-44
244 мин.
55+
322 мин.
Слайд 16Условием успеха коммерческого телевидения является не просто производство массовой аудитории,
но и производство определённых (целевых) аудиторий, представляющих особый интерес для
рекламодателей. Женщины, отвечающие, как правило, за ведение домашнего хозяйства и совершающие большинство покупок товаров повседневного спроса, являются наиболее востребованной рекламодателями аудиторией. Именно на них и рассчитана большая часть рекламы и, соответственно, передач на общедоступных национальных телеканалах — телесериалы, развлекательные ток-шоу, передачи о ремонте, кулинарии, здоровье, моде, концерты популярных исполнителей и всевозможные шоу со «звездами» и др.
Слайд 17ПРАКТИКИ ТЕЛЕПОТРЕБЛЕНИЯ РОССИЯН
Слайд 18Суточный и недельный циклы телесмотрения: динамика общей аудитории телевидения в
течение суток, в % к величине генеральной совокупности
Прайм-тайм
На четыре часа
прайм-тайма может уходить до 80% всех средств, затрачиваемых общенациональным телеканалом на программирование.
Слайд 19Сезонный цикл телесмотрения: динамика объёма аудитории телевидения по месяцам года
( в % к величине генеральной совокупности)
Телевидение живёт сезонами, которые
начинаются в сентябре и заканчиваются в июне. Сезонность находит отражение в программировании. Начало сезона характеризуется вводом новых сеток вещания и «ярмаркой премьер», которая достигает пика к новогодним праздникам. Летом регулярные (цикловые) программы уходят в отпуск, и их место занимают либо повторы старых выпусков, либо кинопоказ, который также состоит, в основном, из повторов. Поскольку на «больших» каналах летом выходят повторы, аудитория переключается на многочисленные нишевые каналы, и суммарная доля «большой тройки» федеральных телеканалов летом традиционно снижается.
Слайд 20Летнее уменьшение аудитории федеральных телеканалов
(Первый канал, Россия, НТВ), 2006-2009
Слайд 21Характеристики
зрительского
поведения
Половина опрошенных (50%) склонны заранее планировать, когда и
что смотреть, подстраивая под это свой график и дела, а
для второй половины (47%) характерно обращение к телевизору «когда есть время и возможность» и «спонтанный» выбор телепередач для просмотра. Одна половина телеаудитории (51%) предпочитает смотреть телевизор, отложив все дела и не отвлекаясь на посторонние занятия, другая (46%) — обычно смотрит телевизор в фоновом режиме, совмещая с другими делами. И только в отношении зэппинга аудитория разделилась на две неравные части: треть (32%) призналась, что склонна к «сканированию» каналов (зэппингу), а две трети утверждают, что им более свойственно смотреть телепередачи от начала до конца.
Слайд 22НОВЫЕ ПРАКТИКИ ТЕЛЕПОТРЕБЛЕНИЯ
9% опрошенных смотрят телепередачи на мониторе компьютера (6%
делают это через Интернет, а 3% просто используют ТВ-тюнер), причем
все они имеют дома и обычный телевизор. Среди молодых респондентов (от 15 до 24 лет) такой телепросмотр практикует каждый пятый (20%). Россияне осваивают также практики «отложенного» телесмотрения: 13% опрошенных либо скачивают интересующие их телепередачи из Интернета, либо записывают на видеомагнитофон, DVD и пр., чтобы посмотреть в удобное для себя время. Среди пользователей Интернета скачивание телепередач практикует почти каждый третий, особенно в группе 15-24-летних (37%). Отметим, что два-три года назад такие нетрадиционные способы телепросмотра практиковали менее 3% россиян.
Слайд 23«Зомбоящик»
Важным фактором «отказа от телевизора» является также неприятие содержания современного
телепотока, которая проявляется как предельная эмоция раздражения и возмущения. Телевизор
воспринимается как «зомбоящик» — целостный, не расчленённый на программы и каналы поток телевизионного вещания с присущими ему навязыванием позиции, официозом, надоевшими лицами, нагнетанием негатива, низкопробностью, назойливой рекламой и т.д. Такая эмоция неприятна респондентам сама по себе, поэтому они стараются уйти и от соприкосновения с массовым ТВ, и от этой эмоции: «все, что угодно, только не это».
Слайд 24КОНКУРЕНЦИЯ ТЕЛЕКАНАЛОВ
В БОРЬБЕ ЗА АУДИТОРИЮ
Слайд 25Фрагментация российской телеаудитории
И несмотря на то, что телеканалов становится
больше, каждый человек выбирает для себя три-четыре телеканала с интересующим
контентом, которые смотрит регулярно (а остальные — смотрит время от времени, по случаю или никогда). Фрагментация телеаудитории свидетельствует об углублении различий в интересах и потребностях телезрителей, индивидуализации их контентных предпочтений.
Слайд 26Распределение аудитории между телеканалами в 2009 г., в % от
общей аудитории телевидения
Слайд 27Расположение эфирных и неэфирных телеканалов в координатах «пол-возраст»
Слайд 28КОНКУРЕНЦИЯ В СЕГМЕНТЕ
ЭФИРНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Слайд 29ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ
ПРЕДПОЧТЕНИЯ РОССИЯН
Слайд 31Источники финансирования
К источникам финансирования телевидения относятся: собственные доходы (средства) субъектов
отрасли (доходы от рекламы, подписки на платное телевидение, продажи контента
и лицензий, оказания услуг по доставке сигнала, product placement и др.); субсидии (как со стороны государства, так и со стороны собственников и партнёров); заёмные и привлечённые средства (кредиты, эмиссия ценных бумаг субъектов ТВ-рынка (IPO) и др.). Но на сегодняшний день финансовую основу деятельности телевидения составляют три основных источника: доходы от рекламы, государственные субсидии и доходы от подписки на платные телевизионные услуги.
Слайд 33Доходы эфирных телеканалов от национального размещения рекламы в России и
объёмы проданных GRP 30’’ по группам каналов в 2007-2009 гг.,
%.
2007 году на три крупнейших телеканала, составляющих группу федеральных телеканалов, приходилось более 63% доходов от рекламы (от всех анализируемых 15 телеканалов). За два последующих года доля доходов от рекламы этой группы каналов уменьшилась до 56%. В свою очередь, доходы от рекламы основных сетевых и нишевых эфирных каналов за последние несколько лет показали впечатляющую динамику. Если в 2007 году на них приходилось суммарно 37% всех доходов от федеральной рекламы, то в 2009 году — уже 44%. Заметим, что такая тенденция характерна не только для России, но и для многих других стран. Для телевизионного рынка это приносит позитивный эффект, обостряя конкуренцию и позволяя небольшим телеканалам улучшать качество контента. В расчётах учитывались только бюджеты национальных телерекламных компаний (без учёта региональных бюджетов).
Слайд 34ФИНАНСИРОВАНИЕ
НЕЭФИРНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ
Основной доход они получают от продажи собственно контента (упакованного
в тематический телеканал), за который платит уже сама аудитория. Впрочем,
это не мешает многим неэфирным телеканалам в качестве дополнительного источника доходов использовать и рекламу, то есть «продавать» и свою аудиторию рекламодателям. Хотя за последнее время количество телеканалов, использующих рекламу, сильно возросло, все же доля доходов от рекламы в совокупном объёме доходов неэфирных телеканалов не превышает 25%, а основным источником доходов остаётся подписка (отчисления операторов).
Слайд 36ПРОЧИЕ ДОХОДЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Телемагазины являются, наверное, самым «древним» из этих способов,
с которым российские телезрители впервые столкнулись ещё в начале 90-х.
Бизнес-модель телемагазинов достаточно проста. В отведённое для телемагазина эфирное время подробно рассказывается о товарах, которые предлагается приобрести, а также указываются контактные данные продавца. За такую услугу организатор телемагазина платит телеканалу деньги. Второй вариант телемагазина используется на неэфирном телевидении.
Здесь существуют целые телеканалы, профилем деятельности и основным источником доходов которых является продажа товаров. Интеграция продавца и телеканала в данном случае более сильная, чем в случае выделенного времени на «обычном» канале.
Слайд 37ПРОЧИЕ ДОХОДЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
ТВ + телефон. Речь идёт об (1) интерактивном
голосовании по телефону в рамках телевизионной передачи и (2) интерактивных
SMS-посланиях. Технической основой этих бизнесов служит свободная тарификация звонков или SMS на определённые номера операторов связи, а также возможность вывода собранных денег со счетов связистов на счета их партнёров.
В первом случае бизнес-модель строится на получении денег за голоса телезрителей, выраженных в платных звонках или SMS на определённый номер. Эти деньги делятся между операторами связи, производителями телепрограмм и телеканалами. Пропорции разделения прибыли не раскрываются. Как правило, такая схема применяется в ток-шоу, в т.ч. и на крупнейших телеканалах страны.
Во втором случае бизнес-модель телеканалов основывается на получении денег от телезрителей, отправляющих платные SMS с посланиями в надежде, что их покажут в прямом эфире. Особенно популярна эта бизнес-модель во время прокручивания клипов на музыкальных телеканалах. Очевидно, что в данном случае, помимо телеканалов, зарабатывают и операторы сотовой связи, но пропорция доходов также неизвестна.
Слайд 38ПРОЧИЕ ДОХОДЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Интерактивные телеигры. Наверное, самыми неоднозначными в плане прозрачности
и этичности бизнес-концепции на телевидении, являются телеигры. Хотя эта бизнес-модель
и схожа с предыдущими (получение прибыли от особым образом тарифицируемых звонков и SMS), но другой способ генерации этих звонков и SMS заставляет нас выделить этот вид активности в отдельную категорию. Если в предыдущих случаях телезрители получают вполне ощутимую выгоду от своих действий (добавление голоса в пользу избранника, получение мобильного контента, показ SMS-послания), то в данном случае выгода не гарантируется. Как правило, независимо от того, попал ли в эфир звонок (а значит и получена возможность ответить на вопрос викторины) или нет, деньги все равно списываются со счета абонента. Этой не вполне «честной» для зрителя схемой пользуются не все интерактивные телеигры, но, к сожалению, многие из них. Достаточно провести нехитрые математические вычисления в части доходов и расходов таких предприятий, чтобы понять — без обмана они вряд ли смогли бы выйти даже на уровень самоокупаемости, не говоря уже о получении прибыли.