Слайд 2Информационный контур организации
Слайд 3Информационный контур системы управления организацией
Система управления
Управляющая часть
Управляемый процесс
Управляющие воздействия
Информация об
управляемом процессе
Слайд 4Задачи системы управления
Управление предприятием
Планирование
Организация
Координация
Стимулирование
Контроль
Управление развитием системы управления
Анализ и оценка эффективности
управления
Анализ и прогнозирование угроз снижения эффективности управления
Разработка превентивных мер по
поддержанию качества управления
Слайд 6Организация
вспомним что мы знаем об организации и немного уточним наши
знания и представления
Организация – это стабильная формальная социальная структура, которая
получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. Организации обладают как рядом общих черт, присущим им всем, так и многими индивидуальными особенностями
Способы описания
Путем задания структуры (структурная модель)
Путем описания состояний (статика и динамика, состояние организации – набор параметров)
Функциональная модель
Метамодель организации (статическая и динамическая форма)
Слайд 7Метамодель
Метамодель организации – это наиболее общее и всестороннее представление ее
как единой системы, имеющей краткосрочные и долгосрочные цели ведения деятельности,
определенные миссией и стратегией, обладающей внешними и внутренними ресурсами, необходимыми для выполнения миссии и достижения поставленных целей, а также сложившимися правилами осуществления деятельности – способами реализации бизнес-процессов и бизнес-функций
Задание метамодели организации означает определение ее архитектуры и инфраструктуры
Слайд 8Архитектура организации – некоторая концепция (логическое построение), определяющая, что и
как она делает (миссия, цели, стратегия, основные функции), на какие
части она распадается (свойства элементов), где они размещены (структура организации) и как эти части и на каких принципах взаимодействуют (взаимосвязь компонентов)
Архитектура организации (рассматриваемая как описание высшего уровня), содержит в себе понятия более низкого уровня – архитектуры функциональных и структурных частей организации
Метамодель: архитектура
Слайд 9Для построения архитектуры организации необходима определенная инфраструктура организации – комплекс
взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения некоторой
проблемы или задачи, т. е. инфраструктура – это набор средств реализации архитектуры
Выбор определенной архитектуры организации предопределяет необходимую для этого инфраструктуру
Для понятия «инфраструктура», также как и для понятия «архитектура», характерно содержание описания инфраструктур нижнего уровня иерархии и инфраструктур функциональной нацеленности
Метамодель: инфраструктура
Слайд 10Метамодель в динамической форме
Метамодель организации в динамическом состоянии – описание
перехода организации из одного состояния в другое
Возможны: исходное состояние, текущее
состояние, желаемое состояние
На практике данное описание представляет собой систему планов и проектов по реализации текущих, краткосрочных и стратегических целей, каждая из которых характеризуется определенными свойствами состояния организации, описываемыми характеристиками элементов статической метамодели
Слайд 11Иерархия систем управления
Различают 3 уровня управления в организациях:
Высший - стратегический,
средний – тактический, низший – оперативный.
Управленческая пирамида
Слайд 12Иерархия систем управления
Каждый уровень характеризуется собственным набором функций, уровнем компетенции
и нуждается в соответствующей информации.
На высшем уровне управления реализуется стратегическое
управление, определяется миссия организации, цели управления, долгосрочные планы, стратегия их реализации.
Средний уровень управления – уровень тактического управления. Здесь составляются тактические планы, осуществляется контроль за их выполнением, отслеживаются ресурсы.
На низшем уровне управления осуществляется оперативное управление, реализуются объемно-календарные планы, осуществляется оперативный контроль и учет
Наличие различных функциональных элементов на разных уровнях системы управления организацией приводит к появлению соответствующих подсистем в информационных системах организаций
Слайд 13Собственно сама бизнес модель реализуется на тактическом и оперативном уровне
уровнях управления
Слайд 14Бизнес-модель организации и ее составляющие
Тип системы
управления
Организационная
культура
Неформализуемая
Информация и знания
Информация
документы и
документооборот
Бизнес –
функции
Бизнес –
процессы
Бизнес –
проекты
Управленческие
Процедуры
Анализ информации
Процесс принятия
решений
Каналы
снабжения
Производство
и
технологии
Каналы
продажи
Организационная
Структура
Функции
подразделений
и сотрудников
Продукты и услуги
Слайд 16Организация
Бизнес - процессы
и
Бизнес - функции
Слайд 17Организации в общем виде
Производство
Финансовый
учет
Закупки
Продажи
Слайд 18Бизнес- процессы и функции
Бизнес – процесс – совокупность различных видов
деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько
видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя
Бизнес – процесс – несколько связанных работ или процедур, в совокупности реализующих конкретную цель текущей деятельности в рамках существующей организационной структуры
Бизнес – процесс – преобразование входных элементов (информации, данных, продуктов и т.д.) в выходные
Функция – устойчивая совокупность однородных специализированных работ (действий, операций), способность реализации которых поддерживается в компании
Слайд 19Пример взаимодействия процессов и функций
Функция
Закупка
Функция
Хранение
Функция
Сбыт
Закупка
кофе
Закупка
сигарет
Закупка
ноутбуков
Хранение
кофе
Хранение
сигарет
Хранение
ноутбуков
Сбыт
кофе
Сбыт
сигарет
Сбыт
ноутбуков
Бизнес – процесс «Торговля
кофе»
Бизнес – процесс «Торговля сигаретами»
Бизнес – процесс «Торговля ноутбуками»
Окончание
Окончание
Окончание
Слайд 20Отличительные характеристики бизнес – процессов и функций
Функция
Бизнес - процессс
Совокупность однородных
видов деятельности
Совокупность специализированных видов деятельности
Является частью бизнес – процесса и
может входить в различные бизнес – процессы
Совокупность различных видов деятельности
Взаимосвязаны и упорядочены во времени и пространстве
Наличие «входов» и «выходов»
Наличие результата, обладающего ценностью для потребителя
Состоит из функций
Слайд 21Функциональная и процессная структуры организаций
Компания
Отдел
закупок
Отдел
хранения
Отдел
сбыта
Функция «Закупка»
Функциональный подход
Департамент
кофе
Бизнес
– процесс
«Торговля кофе»
Компания
Функция «Хранение»
Функция «Сбыт»
Департамент
сигарет
Департамент
ноутбуков
Бизнес – процесс
«Торговля
сигаретами»
Бизнес
– процесс
«Торговля
ноутбуками»
Процессный подход
Слайд 22Преимущества и недостатки подходов
Слайд 23В реальности бизнес-процессы существуют, но часто имеют недостатки, которые мешают
успешной автоматизации
Бизнес-процессы очень фрагментированы
Бизнес-процессы не формализованы и не описаны
Не всегда
понятно, кто же отвечает за результат
По мере выполнения бизнес-процесса слишком часто происходит передача ответственности и никто не несет ответственности за бизнес-процесс в целом
Недостаточность или переизбыточность точек контроля
Информационное обеспечение бизнес-процессов неэффективно – нет достаточной целостности, полноты, своевременности поступления информации
Слайд 24Варианты организационных структур
Функционально-ориентированная организационная структура
Процессно-ориентированная организационная структура
Матричная организационная структура
Ориентирована и
на функции и на процессы
Слайд 25Окружение организации
Потребители
Поставщики
Акционеры
Государство
Конкуренты
Профсоюзы
Маркетинг
Продажи
Дизайн
Закупки
Логистика
Производство
Управление качеством
Доставка
Финансы
Сервис
Слайд 26Информационная
система
организации
Слайд 27Компоненты ИС
(описание на 2-х следующих слайдах)
Цели
Управленческие процедуры
Процедуры ИС
ИТ инфраструктура
Информация
Данные
Пользователи
Персонал ИС
Слайд 28Структура ИС
Цель:
Производство нужной для организации информации, информационной и технической среды
для осуществления управления организацией
Информация, информационные ресурсы
Организационно оформленная и систематизированная совокупность
целенаправленных сведений, обеспечивающих взаимодействие между элементами организации, а также между организацией и внешней средой для обеспечения функционирования этой организации
Пользователи информационной системы, персонал ИС
Сбор, формирование, распространение и использование информации
Обеспечение функционирования и развития информационной системы
Слайд 29Процедуры
Процедуры решения управленческих задач – управленческие формализмы
Процедуры и технологии функционирования
информационной системы
ИТ – инфраструктура
Инфраструктура данных (данные, базы данных, хранилища данных,
СУБД, регламентирующие документы, и т.п.)
Техническая инфраструктура (аппаратные средства вычислительной техники, вычислительные сети, каналы связи, коммуникационные устройства, регламентирующие документы, и т.п.), обеспечивающая работу ИС
Программная инфраструктура, состоящая из прикладного и системного программного обеспечения, обеспечивающего исполнение бизнес – функций и бизнес- процессов, и обеспечивающая функционирование технических средств.
Структура ИС
Слайд 31Возможные мотивы разработки ИС
Повышение достоверности и доступности информации
Улучшение процесса принятия
решений
Управление связями с клиентами
Управление жизненным циклом продукта (лидерство в сфере
товарной инновации – повышение рентабельности продукта)
Управление логистической цепочкой (операционное совершенство- источники поставок в глобальном масштабе, товары и услуги для клиентов, отвечающие их индивидуальным предпочтениям)
Слайд 32Подходы к разработке ИС с точки зрения «Цели»
Ориентация на решение
проблем
По принципу «Хочу все знать»
Слайд 33Примеры проблем управления организацией
Отслеживание дебиторской и кредиторской задолженности
Замораживание оборотных средств
в запасах материалов
Штрафы за нарушение финансовой дисциплины
Отсутствие унификации в рамках
предприятия
Производственное планирование
«Островная» автоматизация
Большие затраты на содержание персонала
Слайд 34Адекватное отражение. Все, что вы хотите знать о предприятии («Хочу
все знать»)
Номенклатура
Продукция и полуфабрикаты
Сырье и материалы
Вспомогательные материалы
Производственный процесс
Спецификации и рецептура
Переделы,
переходы, операции и маршрутные карты
Производственные участки, оборудование, персонал
Измерение и документальное подтверждение
Административная структура
Подчинение, ответственность, обобщение (консолидация)
Учетная политика
План счетов
Учет стоимости запасов
Налогообложение
Распределение накладных расходов
Распределение затрат между выпуском и незавершенным призводством
Слайд 35Документооборот
Операции и типы документов
Регистрация документов и подведение итогов за период
Снабжение
Договор
с поставщиком
Оформление оплаты
Оформление поставки
Регистрация счета-фактуры
Запасы
Приход на склад
Внутреннее перемещение
Передача в производство
Учет
в производстве
Выпуск-расход, Сдача продукции. Брак и отходы.
Адекватное отражение. Все, что вы хотите знать о предприятии («Хочу все знать»)
Слайд 36Информация, данные, знания
Информационные ресурсы
Документ и документооборот
Информационные продукты и услуги
Слайд 37Свойства информации
Информация – это не любые сведения, она несет в
себе нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность
Информация существует вне ее создателя,
это отчужденное от ее создателя знание
Знание – отражение действительности в мышлении человека
Информация записывается в виде сообщений, на определенном языке в виде знаков
Слайд 38Сообщение может быть записано на материальном носителе
Сообщение доступно для воспроизведения
без участия автора
Сообщение передается по каналам коммуникаций
Свойства информации
Слайд 39Данные, информация, знания
Информация – это то, что человек может извлечь
из данных, т.е. то, что превращается человеком в знания
Знание –
совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, которая передается другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме
Данные – информация, представленная в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки
Слайд 40Информация из внутренней среды
Источники информации – подразделения организации
Виды внутренней информации
– плановая, контрольная, учетная, научно-техническая, аналитическая, др.
Внутренняя информация передается и
используется в рамках следующих ИС:
Транзакционные системы, предназначенные для операционной работы с клиентами
Системы внутрифирменного электронного документооборота
Электронные хранилища информации и документов
Бумажный документооборот и документы на бумажных носителях
Свойства информации: информация внутренней среды, как правило, более точная, полная, чем информация из внешней среды, отражает финансово-хозяйственное состояние организации
Процедуры обработки: обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур
Слайд 41Источники информации:
Законодательные и регулирующие органы (законы, постановления, сообщения налоговых органов,
и т.п.)
Клиенты и партнеры предприятия (технологическая и научно-техническая информация, содержащая
научные знания, сведения об изобретениях, технологиях, информация от поставщиков, потребителей, партнеров, консалтинговых фирм, банков и т.п.)
Информационные агентства (общая информация о состоянии экономики и специализированная экономическая информация в информационно-аналитических материалах, специализированных журналах, газетах, ресурсах Интернет)
Конкуренты (информация о товарах, ценах, действиях и т.п.)
Органы статистического учета (информация статистических исследований).
Свойства информации: информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна, противоречива, имеет вероятностный характер
Процедуры обработки: чаще всего она требует нестандартных процедур обработки
Информация из внешней среды
Слайд 42Информационные ресурсы, документооборот, продукты и услуги
Информационные ресурсы – организационно оформленная
и систематизированная совокупность целенаправленных сведений, обеспечивающих взаимодействие между элементами организации,
а также между организацией и внешней средой для обеспечения функционирования этой организации
Информационные ресурсы можно определить как весь объем информации, имеющийся в информационной системе
Информационные ресурсы организации состоят из недокументированной информации и документированной информации (комплекс взаимосвязанных документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.п., применяемых в процессе выполнения различных функций управления)
Слайд 43Документ – информационное сообщение в бумажной, звуковой или электронной форме,
оформленное по определенным правилам и заверенное в установленном порядке
Документооборот –
система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа (т.е. процедуры формирования и использования документов для управления)
В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается продукция, которая называется информационными продуктами и услугами
Информационные ресурсы, документооборот, продукты и услуги
Слайд 45Работа с информацией
(рассматриваемые вопросы)
Источники информации
Как выстроить технологию получения информации
Как
анализировать и использовать все, что у вас есть
Информационная разведка
Слайд 46Как ведущие фирмы используют информацию для роста конкурентного преимущества
Получаемые преимущества
возможны в четырех областях
Эффективность производства, повышение производительности труда
Новые возможности
Обслуживание клиентов
Улучшение
управления бизнесом
Слайд 47Как изменился ваш бизнес, благодаря использованию информационных технологий ?
Улучшилось обслуживание
покупателей
Увеличились производительные мощности
Меньше ошибок
Больше гибкости, благодаря автоматизации
Увеличилась скорость принятия решений
И
т.д.
Каждое предприятия, руководители всех уровней, должны иметь ответы на этот вопрос
Как ведущие фирмы используют информацию для роста конкурентного преимущества
Слайд 48Определено, что т.н. «системный фактор» в успешных фирмах состоит, в
основном, из четырех частей
Критическая информация
Ключевые индикаторы
Финансовый контроль
Информационные системы
Слайд 49В работе Hanage R. Managing Information for Profit and Growth
предложено 4 фактора успеха, инструментом достижения которых могут служить информационные
технологии
Отслеживание критической информации
Использование обобщенных показателей хода бизнеса – ключевых индикаторов
Хорошие информационные системы
Осуществление финансового контроля
Все эти факторы успеха связаны с информацией и информационным менеджментом
Рассмотрим пример отслеживания критической информации и использования ключевых индикаторов в двух компаниях
Слайд 50Критическая информация и ключевые индикаторы
Источник: Hanage R. Managing Information for
Profit and Growth
Слайд 51Критическая информация и ключевые индикаторы
Слайд 52Лист критической информации. Осуществите следующие действия, чтобы понять, как дела
в вашей организации
Шаг 1. Покупатели. Почему они покупают у Вас.
Каковы их реальные потребности. Сделайте обзор отношения покупателей к Вам, чтобы это выяснить.
Шаг 2. Новый бизнес. Как Вы начинаете новый проект в бизнесе. Оцените эффективность Вашей генерации стратегий в бизнесе.
Шаг 3. Внутренние затраты. Где действительно растут внутренние затраты.
Шаг 4. Новые возможности. Где они существуют. Где Вы получаете информацию о покупателях, конкурентах и состоянии рынка.
Слайд 53Следующий фактор - успеха осуществление финансового контроля. На первый взгляд
этот фактор не относится к информационному менеджменту. Однако задача информационного
менеджмента – в обеспечении точной информацией с заданной периодичностью для решения задач финансового контроля.
Слайд 54Финансовая информация
Ответьте на следующие вопросы(чтобы понять достаточно ли хорошо у
вас организована работа с финансовой информацией)
Есть ли у Вас хорошие
прогнозы по поводу потока наличности?
Когда Вы просматриваете новый проект, делаете ли Вы точные расчеты затрат и доходов?
Знаете ли Вы рентабельность каждого сектора Вашего бизнеса, принимая во внимание полезность его для других?
Просматриваете ли Вы Ваши ключевые показатели регулярно
Знаете ли Вы, где находятся Ваши оборотные средства (деньги на счете, товар на складе, сырье и т.п.) и где сколько?
Слайд 55Управленческие процедуры и
процедуры ИС
Слайд 56Управленческие процедуры – алгоритмы решения управленческих задач («управленческие формализмы»), определяемые
или одобряемые менеджерами организации: (что входит в состав таких процедур
и что на них влияет)
Регулярный менеджмент
Формализация, формализуемое и неформализуемое знание
Ориентация на знание и персонал
Уровни зрелости организации
Функционально – ориентированные, процессно – ориентированные, проектно – ориентированные организации
Слайд 57Процедуры ИС :
-Действия ИС, определяемые ее приложениями для пользователей и
ИТ – инфраструктурой по поддержке и замещению пользователей ИС в
организации
-Технологии функционирования самой ИС
Слайд 58Пять уровней зрелости организации
(по уровню культуры работы с информацией и
готовности к автоматизации)
Модель Software Engineering Institute,
Carnegie Mellon University
Слайд 59Уровень 1. Анархия
Симптомы:
Сотрудники сами определяют , что хорошо, а что
плохо
Затраты и качество не прогнозируются
Отсутствуют формализованные планы
Отсутствует контроль изменений
Высшее руководство
плохо представляет положение дел
Слайд 60Уровень 2. «Фольклор»
Симптомы:
Выявлена определенная повторяемость организационных процессов
Опыт организации представлен в
виде преданий корпоративной мифологии
Знания накапливаются в виде личного опыта сотрудников
и пропадают при их увольнении
Слайд 61Уровень 3. «Стандарты»
Симптомы:
Корпоративная мифология записана на бумаге
Процессы повторяемы и не
зависят от личных качеств исполнителей
Информация о процессах для измерения эффективности
не собирается
Наличие формализованного описания процессов не означает, что они точно исполняются
Организация начинает адаптировать свой опыт к специфике бизнеса
Производится анализ знаний и умений сотрудников с целью определения необходимого уровня компетентности
Вырабатывается стратегия развития компетентности
Слайд 62Уровень 4. Измеряемый
Симптомы:
Процессы измеряемы и стандартизованы
Слайд 63Уровень 5. «Оптимизируемый»
Симптомы:
Концентрация усилий на повторяемости и измеряемости
Вся информация о
функционировании процессов фиксируется
Слайд 64Автоматизация нерациональна на уровнях 1 и 2
Автоматизация возможна начиная с
уровня 3
Слайд 65Характеристики зрелой организации, в которой возможна успешная автоматизация управленческих процедур
Слайд 66Характеристики зрелой организации
Наличие воспроизводимых процедур управления, которые предназначены для создания
и внедрения (процедуры для персонала, элементы ПО и оборудования)
Имеется в
наличии «Документация по процедурам», предназначенная для распространения среди персонала
Обеспечена пригодность процессов для функционирования в предполагаемой рабочей среде, при этом процессы прошли тестирование и доработку
Налажено управление и мониторинг функционирования процесса (в том случае, если функции процесса не соответствуют ожиданиям, предпринимаются корректирующие меры)
Осуществляется оценка всех рабочих продуктов, определяются дефекты, и проводится комплексное тестирование продуктов
Действует механизм обратной связи, предназначенный для изменения неэффективных управленческих процессов и совершенствования рабочих продуктов
Сроки и бюджетные показатели составляются на основе опыта предыдущей работы. Ожидаемые результаты достигаются без излишних усилий
Слайд 68Пользователи ИС
Пользователи ИС – люди использующие ИС для осуществления своих
бизнес – функций в организации (они участвуют в процессах сбора,
формирования и использования информации в организации)
Пользователи объединены в различные подразделения организации, образующие ее организационную структуру
Эти подразделения будем в дальнейшем называть бизнес - подразделения
Слайд 69Управление информационными системами
Ответственность менеджеров
Слайд 70Ответственность менеджеров в области информационных систем и требования к их
квалификации
1. Понимание своего бизнеса и места в нем своей организации
через информационные потребности:
В чем состоит ваш бизнес
Реальный взгляд на будущее организации и создание идей на продажу
Какова конкурентная среда в Вашей области деятельности
Необходимость планирования информации и информационной архитектуры организации
Установление вероятностных характеристик частей системы
Увеличение технологического потенциала фирмы
Задачи служащего главного информационного офиса
Слайд 712. Понимание возможностей современных автоматизированных и неавтоматизированных информационных систем
Понимание роли
ИТ в управленческих процедурах
Обеспечение текущих потребностей бизнеса в ИТ
Каким образом
нужно руководить Вашим отделом информационных систем
Ответственность менеджеров в области информационных систем и требования к их квалификации
Слайд 723. Умение определить стратегию развития информационных систем
Какова цель развития информационной
системы
Какую концепцию развития Вы выбрали
Что и в какой последовательности мы
будем делать
Ответственность менеджеров в области информационных систем и требования к их квалификации
Слайд 734. Умение работать в современной информационной среде:
Какими практическими навыками работы
в в информационной среде Вы обладаете
Знаете ли Вы и работаете
ли с базовыми инструментальными средствами деловой информатики (текстовыми редакторами, электронными таблицами, СУБД, графическими пакетами, средствами коммуникации и обмена данными и т. п.)
Ответственность менеджеров в области информационных систем и требования к их квалификации
Слайд 74Вы должны быть способны улучшатть свое дело с помощью правильного
использования информациию
Ключевые вопросы:
Соответстуют ли Ваши информационные системы целям Вашего бизнеса
Есть
ли у Вас вся необходимая информация о покупателях и рынках
Используете ли Вы Ваши информационные системы для помощи в принятии решений
Улучшаете ли Вы постоянно Ваши информационные системы
Дают ли Ваши информационные системы конкурентные преимущества
Слайд 75Инструменты информационного менеджмента
Слайд 76Стратегия ИС. Основные вопросы стратегии
Что внедрять
Как повлияет внедрение на организацию
Где
взять
Как внедрять
Последовательность действий
Как эксплуатировать
Как руководить IT-подразделением
Как развивать
Достижение
Результата:
За разумное время
С
приемлимыми
затратами
Слайд 77Ключевые вопросы: хорошо ли мы управляем информацией
Получаете ли Вы информацию
тогда, когда она нужна Вам, - либо слишком поздно, чтобы
она была полезной
Та ли это информация – или она слишком неполна, или наоборот, слишком подробна
Анализируется ли она и суммируется ли для того, чтобы ее легко было использовать – или она переполнена ненужными деталями
Слайд 78Действительно ли Вы знаете, что потребители думают о Вашем бизнесе
– или большая часть Ваших знаний «понаслышке»
Получаете ли Вы и
Ваш персонал одинаковую информацию
Вся ли важная информация доступна для всего персонала, которому она нужна – или она спрятана в файлах, записных книжках, головах сотрудников