Разделы презентаций


Инновационные стратегии обучения при подготовке психологических кадров

Содержание

Вопросы: Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образованияПроблемы методики структурирования предметного содержания учебных курсов по психологииСпецифика обучения психологии будущих психологов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Инновационные стратегии обучения при подготовке психологических кадров

Инновационные стратегии обучения при подготовке психологических кадров

Слайд 2Вопросы:
Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образования
Проблемы методики

структурирования предметного содержания учебных курсов по психологии
Специфика обучения психологии будущих

психологов


Вопросы: Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образованияПроблемы методики структурирования предметного содержания учебных курсов по психологииСпецифика

Слайд 31. Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образования
Культура инновационного

образования предполагает системную организацию, состоящую из 4 компонентов:
Личность педагога (управленец

и организатор образования : позиция сотрудничества, активного взаимодействия с обучающимися)
Изменение функции и строения знаний, способов организации процесса их усвоения (разные формы поисковой, конструктивной мыслительной деятельности, как продуктивный творческий процесс (согласно О. Тоффлеру, знания – это 3-я «социальная сила»)
Социальная природа всякого учения и развития личности на 1-ом плане (ориентация на групповые формы учения, совместную деятельность, общение)
Изменение критериев оценивания эффективности учения и воспитания - отказ от контроля (Оценки как основа внутренней свободы и психологической устойчивости в ситуациях, требующих самоактуализации и инициативы)


1. Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образованияКультура инновационного образования предполагает системную организацию, состоящую из 4

Слайд 4Сравнительный анализ стратегии традиционного и инновационного обучения

Сравнительный анализ стратегии традиционного и инновационного обучения

Слайд 9Психологические различия в типах управления "социальной ситуацией развития личности" в

процессе обучения помогают наметить более четкую перспективу системной реорганизации образования

преподавателей, которая может оказать влияние как на их профессиональное совершенствование, так на весь процесс личностного развития.
Здесь необходимы усилия, направленные на обучение и воспитание будущих преподавателей еще на студенческой скамье как организаторов образования.
Психологические различия в типах управления

Слайд 103. Проблемы методики структурирования предметного содержания учебных курсов по психологии


Как показывают многочисленные исследования, проведенные на материале психологии и не

только, преподаватели обычно ограничиваются выбором задач, которые создают психологическую нагрузку преимущественно на восприятие, опознание, память (процесс запоминания, воспроизведения), на простейшие мыслительные действия (упорядочение, сериация, сравнение, классификация, обобщение), которые выполняются по образцу.
3. Проблемы методики структурирования предметного содержания учебных курсов по психологии   		Как показывают многочисленные исследования, проведенные

Слайд 11 Содержание изучаемых дисциплин осваивается лишь в том случае, если оно

распредмечено и структурировано в системе учебных задач, заданий.


И этот

факт является одной из сложнейших проблем гуманитарного познания. Не случайно методика изучения психологии располагает очень малым выбором задачников, сборников упражнений и заданий.

Однако качество структурирования, обеспечивающего презентацию предметного содержания научного знания в системе учебно-познавательных задач, определяется не количеством заданий и упражнений, а психологически четким представлением преподавателя о всем спектре видов познавательной деятельности, которые он предполагает формировать у студентов в процессе освоения ими предметного содержания психологии.
Содержание изучаемых дисциплин осваивается лишь в том случае, если оно распредмечено и структурировано в системе учебных задач,

Слайд 12Основые проблемы методики структурирования предметного содержания учебных курсов по психологии
1)

Проблема выбора и построения задач и упражнений, включающих весь спектр

видов интеллектуальной деятельности, что и определяет "пространство интеллектуального развития студентов" [Толлингерова Д.А. ; Голоушова Д.. Канторкова Г. ; В Л. Ляудис ]. Каким будет это пространство, зависит от характера предлагаемых (прямо или косвенно) заданий.
Основые проблемы методики структурирования предметного содержания учебных курсов по психологии1) Проблема выбора и построения задач и упражнений,

Слайд 132) проблема системной организации на каждом учебном занятии заданий и

упражнений, направленных на освоение взаимосвязи всех видов и форм интеллектуальной

деятельности

Методика обучения в высшей школе пока еще недостаточно опирается на широко известное положение о несводимости научного познания к одному из типов мыслительной деятельности, включенной в решение познавательных задач [Толингерова Д.А.].

При этом многие вузы и системы непрерывного профессионального образования уже узаконили программы, построенные по принципу межпредметных связей гуманитарных дисциплин и естественнонаучных циклов и включающие многообразные формы занятий, направленные не только на развитие логического мышления, но и интуиции.
2) проблема системной организации на каждом учебном занятии заданий и упражнений, направленных на освоение взаимосвязи всех видов

Слайд 14Обучение психологии фактически должно иметь дело преимущественно со сложным формальным

(зависимость от ситуации во внутреннем контексте, полностью представим в точной

форме ) и неформальным (зависимость от смысла и ситуации, непредставимых в явном виде ) видами мыслительной деятельности.
Каждый из них предполагает особые способы обучения, связан с формированием различных типов мышления, а также [Талызина Н.Ф. ] взаимосвязей предметно-ситуативного, наглядно-образного, понятийного мышления.
Обучение психологии фактически должно иметь дело преимущественно со сложным формальным (зависимость от ситуации во внутреннем контексте, полностью

Слайд 15Среди современных активных методов обучения наиболее интересны для использования в

целях управления ситуацией формирования всех указанных видов мышления 3 группы

методов

Методы программированного обучения
(предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний за счет дозированного шага программы, алгоритма)
Методы проблемного обучения (акцентируют не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого(проблемная ситуация, эвристические программы ))
Методы интерактивного (коммуникативного) обучения (способы управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений (коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, метод проектов и др.)).

Среди современных активных методов обучения наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех указанных видов

Слайд 18Указанные методы обучения, обозначенные как активные, и разработанные в них

приемы могут обеспечить управление становлением некоторых форм познавательной деятельности, связанных

с усвоением психологического знания, лишь входя в систему и с учетом наиболее адекватной сферы применения каждого из них.
Указанные методы обучения, обозначенные как активные, и разработанные в них приемы могут обеспечить управление становлением некоторых форм

Слайд 19Инновационные педагогические технологии:
использование проектно-исследовательского метода обучения;
обучение учеников в сотрудничестве

(учитель-ученик, ученик-ученик, ученики-учитель)
оценивание всех видов деятельности учеников с использованием специальных

критериев и форм;
связь учебного проекта с образовательными государственным стандартом и учебными программами;
интерактивные методы обучения;
обучение рефлексии;
обучение с помощью специальной системы вопросов;
формирование критического мышления и навыков мышления высокого уровня.
Инновационные педагогические технологии: использование проектно-исследовательского метода обучения;обучение учеников в сотрудничестве (учитель-ученик, ученик-ученик, ученики-учитель)оценивание всех видов деятельности учеников

Слайд 20Модульный подход к организации обучения.
Программа обучения состоит из модулей, может

легко модернизироваться и изменяться; для каждого студента может быть составлена

индивидуальная программа; она может легко быть адаптирована к условиям дистанционного обучения.
ИКТ играют роль средства реализации модульного подхода к организации обучения. С помощью компьютера можно подготовить материалы, которые способствуют организации гибкого подхода к обучению. ИКТ позволяют разработать систему тестов, которые позволяют определить уровень начальной подготовки студентов и результаты ее освоения.
Модульный подход к организации обучения.Программа обучения состоит из модулей, может легко модернизироваться и изменяться; для каждого студента

Слайд 21Проблемное обучение
Проблема - сложная познавательная задача, решение которой имеет практический

или теоретический интерес. Если проблема правильно сформулирована, то она будет

выполнять функцию логического средства, определяющего направление поиска новой информации и тем самым обеспечивать эффективность деятельности, связанной с ее решением
Это такая организация учебного процесса, при которой студенты овладевают профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают свои умственные способности в результате решения проблемных ситуаций, подготовленных преподавателем. Деятельность студентов строится при этом вокруг ключевых проблем, выделяемых в конкретной профессиональной области. Проблема предшествует их знаниям, они вынуждены их искать и находить нужную информацию, получать знания из разных источников информации. Часто эти знания носят межпредметный характер.
Проблемное обучениеПроблема - сложная познавательная задача, решение которой имеет практический или теоретический интерес. Если проблема правильно сформулирована,

Слайд 22
Ознакомившись со сформулированной преподавателем проблемой, студенты начинают работу в группе

над определением списка вопросов, на которые им необходимо ответить для

решения такой проблемы, и обсуждают, какая информация им нужная и как они ее могут получить.
В проблемной ситуации четко формируется цель, то есть прозрачно описывается результат, а при продвижении к нему на каждом этапе также ясно подается промежуточный результат. Если некоторый промежуточный результат не совпал с вектором продвижения к конечному результату, то обновляется ранее сформулированная цель деятельности на этом этапе. Если она принимается при сопоставлении с полученными результатам, то корректируется общая цель и соответственно ожидается другой конечный результат. Если невозможно корректировать основную цель, то деятельность на этом этапе определяется ошибочной и исправляется на начальный вектор движения к конечному результату.

Ознакомившись со сформулированной преподавателем проблемой, студенты начинают работу в группе над определением списка вопросов, на которые им

Слайд 23Метод проектов.
Метод проектов возник в 20-ые годы 20-го века

в США (его называли также методом проблем). Этот метод связывают

с идеями гуманистического направления в философии и образовании (Дж. Дьюи, В.Х.Килпартик).
Проект - совокупность определенных действий, документов, текстов, предназначенных для создания реального объекта, предмета, или теоретического продукта.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов/учеников, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению некоторой проблемы, являющейся значимой для участников проекта.
Студенты разрабатывают Портфолио - комплект учебно-методических материалов для реализации учебного проекта в учебном процессе. Внедряются все стадии проектной деятельности: планирование, разработка критериев оценивания, выполнение, представление и защита проекта. По окончании обучения студенты имеют возможность реализовывать метод проектов в собственной педагогической деятельности, вначале на практике, а затем в профессиональной деятельности.
Метод проектов. Метод проектов возник в 20-ые годы 20-го века в США (его называли также методом проблем).

Слайд 24В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умения

самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие

критического и творческого мышления, формирование навыков мышления высокого уровня (по Б.Блуму), умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Пирамида Б. Блума

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в

Слайд 25Метод проектов получил распространение и большую популярность благодаря рациональному сочетанию

теоретических знаний и возможностей их практического применения для решения конкретных

жизненных проблем в совместной деятельности студентов. Привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, - которую студенты выполняют определенное время.
Допускает возможность решения некоторой предусмотренной проблемы, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интеграцию знаний, умений из разных отраслей науки и искусства. Результаты выполненных проектов должны быть «ощутимыми», то есть, если это теоретическая проблема - то должно предлагаться конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Любая работа над темой или просто групповая работа не может называться методом проектов. Метод проектов предусматривает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему с помощью самостоятельных действий студентов с обязательным представлением полученных результатов.

Метод проектов получил распространение и большую популярность благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и возможностей их практического применения

Слайд 26Как отмечает В. Я. Ляудис, расширение предмета изучения психологии за

рамки собственно научной дисциплины в область междисциплинарных связей является необходимым

условием гуманизации преподавания психологии

3. Специфика обучения психологии будущих психологов

Как отмечает В. Я. Ляудис, расширение предмета изучения психологии за рамки собственно научной дисциплины в область междисциплинарных

Слайд 27В этой связи конечная цель обучения психологии определяется определяются особенностями

ее содержания как гуманитарной дисциплины.
Поскольку в центре гуманитарного познания

– личность, отношения субъект-субъект. По М. М. Бахтину, личность как познаваемое требует не «точности» познания, но глубины «проникновения».
Психологическое познание гетерогенно и предполагает как логическое мышление, так и мышление образное, художественное.


В этой связи конечная цель обучения психологии определяется определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины. Поскольку в

Слайд 28В частности, З. Фрейд, Э. Фромм, Ж. Лакан выделили перечень

наиболее важных для психологов областей знания

В частности, З. Фрейд, Э. Фромм, Ж. Лакан выделили перечень наиболее важных для психологов областей знания

Слайд 29Т.О., цель освоения психологии вписана в систему более глобальной цели

- формирование личности специалиста, - становление мировоззрения, направленности личности на

действенное участие в продуктивной профессиональной деятельности, в культурной и общественной жизни

Особенностью психологического сознания является единство знания и действия (преобразование собственной жизнедеятельности; условий, определяющих образ мыслей и действий других людей,).
Следовательно, в процессе обучения будущий специалист должен овладеть теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Т.О., цель освоения психологии вписана в систему более глобальной цели - формирование личности специалиста, - становление мировоззрения,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика