Слайд 2Новизна как главный фактор конкурентных преимуществ фирмы
Конкурентные преимущества могут создаваться
различными способами:
- низкой ценой,
- высоким имиджем фирмы,
- приоритетным доступом к
ограниченным ресурсам,
-различными льготами и т.д.
Решающими являются два вида преимуществ:
1. Качество продукта.
2. Его новизна.
Слайд 3При этом понятие «качество» рассматривается в двух аспектах:
с технической точки
зрения
– это соответствие изделия требованиям проектной, нормативной и другой
документации;
с потребительской точки зрения
– это совокупность характеристик продукта, определяющая их способность удовлетворять потребности покупателя.
Слайд 4Понятие «новизна» также может рассматриваться:
с точки зрения технической
– это
новое конструктивное или технологическое решение, примененное в изделии;
с точки зрения
потребительской
– это способность продукта по-новому, не так как прежде, удовлетворять существующие потребности потребителя либо выявлять и удовлетворять новые, ранее не известные потребности.
Слайд 5Логическая схема обоснования приоритетности новизны как конкурентного преимущества фирмы
Слайд 6
Инновация и инновационный процесс
Инновация
– конечный результат деятельности по проведению
нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного
на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.
Инновационный процесс
– это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.
Слайд 7Характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:
научно-техническая новизна;
производственная применимость;
коммерческая
реализуемость.
Слайд 8Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности
рынка.
С этой точки зрения выделяют два момента:
"материализацию" инновации –
от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию;
"коммерциализацию" инновации – превращение ее в источник дохода.
Слайд 9Основные понятия инновационного процесса
Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел,
изобретение, открытие.
Новация – проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический
проект, модель, опытный образец.
Концепция инновации – система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка.
Инициация инновации – научно-техническая, экспериментальная, или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.
Диффузия инновации – процесс распространения инновации за счет фирм – последователей (имитаторов).
Рутинизация инновации – приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, – моральное старение инновации.
Слайд 11Виды инновационного процесса
В зависимости от того, где применяется инновация –
внутри фирмы или за ее пределами различают три вида инновационного
процесса:
простой внутриорганизационный (натуральный);
простой межорганизационный (товарный);
расширенный.
Слайд 12Простой внутриорганизационный (натуральный) процесс
предполагает создание и использование новшества внутри
одной и той же организации.
Новшество в этом случае не
принимает непосредственно товарной формы.
Хотя в роли потребителей выступают те подразделения и сотрудники, которые используют внутрифирменную инновацию.
Слайд 13Простой межорганизационный (товарный) процесс
представляет новшество как предмет купли-продажи на
внешнем рынке.
Такая форма инновационного процесса означает:
полное отделение функции
создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Слайд 14Расширенный инновационный процесс
проявляется в создании новых производителей, нарушении монополии
производителя-пионера, дальнейшем распространении товара – диффузии. Явление диффузии инновации способствует
экономическому развитию общества и является стимулом для инициации нового инновационного процесса.
Слайд 15Факторы, влияющие на скорость диффузии инновации
-технические и потребительские свойства
инновации;
-инновационная стратегия предприятия;
-характеристики рынка, на котором реализуется инновация.
Слайд 16Субъекты инновационной деятельности
новаторы;
ранние реципиенты (пионеры, лидеры);
имитаторы, которые в свою очередь
делятся на:
ранее большинство;
отстающие.
Слайд 17Новаторы
являются генераторами научно-технических знаний.
Это могут быть индивидуальные изобретатели,
научные и исследовательские организации, малые научные предприятия.
Они заинтересованы в
получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.
Слайд 18Ранние реципиенты
(пионеры, лидеры)
это производственные фирмы, первыми освоившие
новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов.
Они стремятся к получению сверхприбыли
путем скорейшего продвижения инновации на рынок.
К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе.
В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях.
Слайд 19Раннее большинство
представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество
в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие
– это
фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения.
Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.
Слайд 20Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью.
Они приобретают патенты и
лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов,
разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).
Слайд 21Субъекты инновационной деятельности
Слайд 22Другие участники инновационной деятельности, которые выполняют обслуживающие функции и создают
инновационную инфраструктуру:
биржи, банки;
инвестиционные и финансовые компании;
средства массовой информации;
информационные технологии и
средства деловой коммуникации;
патентные организации;
органы сертификации;
библиотеки;
ярмарки, аукционы, семинары;
система страхования;
рекламные агентства;
система образования;
консалтинговые компании.
Слайд 23Классификация инноваций
Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их
проявлениях и позициях в системе фирмы.
Методология системного описания инноваций базируется
на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло».
Слайд 24Классификация инноваций по видам объектов
В зависимости от вида объекта инновации
делятся на:
Предметные инновации – это новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты,
комплектующие, продукты. Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации.
Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей, но по-другому;
Слайд 25Процессные инновации – это новые услуги, производственные процессы, методы организации
производства, организационные структуры, системы управления.
В этом классе инноваций определяющей
является инновация в области производственных процессов, ее также называют – технологическая инновация. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства.
Слайд 26Классификация инноваций по месту расположения
По месту в системе предприятия
инновации делятся на:
Инновации на входе предприятия – новые материальные ресурсы,
сырье, информация.
Инновации внутри системы предприятия – это новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура.
Экономический эффект от такой инновации остается на предприятии
Слайд 27Инновации на выходе предприятия
это новые продукты, услуги, технологии и
информация, предназначенные для продажи (ноу-хау).
Экономический эффект такой инновации получает
потребитель.
Слайд 28
Классификация инноваций по степени новизны
В зависимости от степени новизны выделяют
:
Радикальные (базовые) инновации – например, новый продукт на основе изобретения
- пионера;
Улучшающие инновации –
например, новый продукт на основе изобретения, улучшающего изобретение-пионер;
Модификационные (частные) инновации – например, новый продукт на основе рацпредложения.
Слайд 29Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями “техническое” решение практической
задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы.
Изобретение-пионер –
выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия.
Открытие – установление не известных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний.
Рациональное предложение – “техническое” решение, обладающее относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для данного рынка или для данной организации.
Слайд 30В связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация.
Она рассматривается как новый вид ресурса.
Информационная инновация обладает двумя
важнейшими свойствами:
она является первичной по отношению к другим инновациям, так как в основе всего лежит информация;
она является неисчерпаемой, в то время как другие ресурсы ограничены.
Слайд 32
Классификация инноваций в зависимости от сферы деятельности организаций
С учетом сфер
деятельности инновации подразделяют на:
Производственные – новые технологии, инструменты, оборудование;
Торговые –
новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара. Продажа товаров в кредит – пример радикальной торговой инновации.
Социальные – новый способ разрешения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;
Управленческие – новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.
Слайд 33Классификация инноваций в зависимости от характера использования
Потребительские инновации – для
удовлетворения каких-либо личных потребностей
Назначение потребительской инновации – увеличение экономического,
социального, психологического эффекта использования товара.
Примеры потребительских инноваций – новые виды одежды, пищи, бытовые приборы, услуги, лекарства и т.д.
Такие инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности.
Слайд 34Производственные (инвестиционные) инновации.
Потребителями производственной инновации могут быть производственное предприятие,
научная организация, индивидуальный предприниматель.
Назначение производственных инноваций – увеличение экономического
эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию.
Примеры производственных инноваций – новые виды комплектующих, инструмента, оборудования, в том числе и научного, новые технологии и т.д.
Слайд 35Классификация инноваций по иерархическим уровням организации
Организацию можно анализировать по трем
уровням:
На первом уровне организация рассматривается как единое целое – корпорация.
Этому уровню соответствует стратегический менеджмент;
На втором, нижележащем уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений, обладающих связями и отношениями друг с другом.
Этому уровню соответствует внутрифирменный (производственный) менеджмент;
На третьем уровне организация рассматривается как система людей, личностей.
Этому уровню соответствует персональный менеджмент.
Слайд 36Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций:
для стратегического уровня – инновации
в миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах;
для
внутрифирменного уровня – инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля;
для персонального уровня – это инновации в технике личного труда, методах развития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения.
Слайд 38 Источники инноваций
Источники инноваций находятся как вне, так и внутри
организации.
Во внешней среде организации выделяют два вида источников:
-изменения фоновой
среды (макросреды) организации;
-изменения деловой среды.
Изменения фоновой среды – это изменения политических, экономических, научно-технических, социальных, экологических и правовых факторов.
Для исследования и анализа изменений всех вышеперечисленных факторов макросреды, используются методы PEST – анализа.
Слайд 39Наибольший интерес с точки зрения инновационного менеджмента представляют научно-технические факторы.
Те фирмы, которые своевременно не сумели отследить новые открытия и
изобретения в областях науки, соответствующих их сфере деятельности, могут испытать так называемый футуро-шок – ослабление конкурентных позиций, провал в хозяйственной деятельности из-за быстрого морального устаревания продукта фирмы.
Слайд 40При исследовании научно-технических факторов следует обращать внимание на науки в
смежных и даже, казалось бы, далеких от сферы деятельности фирмы
отраслях.
Открытия, сделанные там, через некоторое время могут распространиться на многие производственные и непроизводственные отрасли.
Яркий пример тому – развитие микроэлектроники, которая находит применение практически во всех видах деятельности человека – в медицине, образовании, станкостроении и т.д., заменив традиционные технологии.
Слайд 41Для прогноза изменений научно-технических и, как следствие, экономических факторов используется
теория циклов хозяйственной конъюнктуры Кондратьева. Дополнительно изменения научно-технических факторов исследуются
с помощью группы методов анализа тенденций технического прогресса.
Слайд 42Изменения деловой среды это
1 - поиск инновационных возможностей в
среде деловых партнеров фирмы, инновации которых необходимо изучать и контролировать.
Например, инновации у поставщиков сырья или оборудования, могут ,цепной реакцией, вызвать инновационный процесс в самой фирме.
2 - инновационная деятельность конкурентов – следующее важное направление поиска инновационных возможностей.
Однако если эта деятельность динамична и эффективна и к тому же строго засекречена, то фирма рискует попасть в число отстающих имитаторов.
Слайд 43 3 - потребители продукта фирмы являются важным источником инновационных
идей.
Можно выделить три направления использования этого источника:
1. Отслеживание изменений
потребностей потребителей и выявление скрытых потребностей.
Изменения потребностей потребителей могут быть связаны с изменениями в восприятии, ценностях, моде.
Прогнозирование будущего производится на оценке настоящего, оно позволяет сделать следующий шаг в изменении продукта раньше, чем это сделают конкуренты. Возврат в прошлое дает возможность использовать старое по-новому.
Слайд 44Выявленные скрытые потребности информируют разработчиков о том, как можно модифицировать
продукт, добавив в него новые свойства или изменив количественные характеристики
имеющихся в продукте свойств.
Одно из возможных направлений такого совершенствования продукта – добавление в его функциональные возможности тех действий, которые выполняют потребители при эксплуатации и обслуживании продукта. Так, например, были разработаны шины с контролем давления и автоматической подкачкой воздуха.
Слайд 452. Тщательная типология потребителя. Выделение групп потребителей по каким-то особым,
специфическим характеристикам, тщательное изучение особенностей использования продукта каждой группой потребителей
может дать информацию о том, как модифицировать базовый продукт и создать ассортиментный ряд продуктов, обладающих какими-то отличительными свойствами.
Причем, как показывает опыт, полученная информация очень часто «наталкивает» разработчиков на оригинальные конструкторские и дизайнерские решения.
Слайд 463. Организация обратной связи от потребителя.
Потребители могут действовать как
генераторы идей, поскольку они имеют опыт эксплуатации продукта и в
этом смысле являются наилучшими «испытательными лабораториями».
Отсюда могут возникнуть идеи по совершенствованию продукта.
Вышеперечисленные источники инноваций, находящиеся в деловой среде, изучаются и анализируются методами маркетинговых исследований.
Слайд 47Во внутренней среде организации также существует два вида источников:
изменения внутренней
среды организации;
решение проблем и устранение недостатков организации.
Слайд 48Изменения внутренней среды организации не столько дают инновационную идею, сколько
возможность инициации инновационного процесса.
Существует две разновидности изменений внутренней среды
организации:
эволюционные (естественные) изменения;
ситуационные изменения.
Слайд 49В каждой организации происходит большое количество эволюционных, естественных изменений. Такие,
например, как моральное и физическое старение оборудования или выпускаемого продукта,
приобретение опыта сотрудниками организации.
Эти изменения происходят независимо от желания менеджеров, их можно учитывать в своих планах и использовать для проведения инноваций. Например, если менеджер знает о том, что оборудование придется менять вследствие его износа, то он может использовать эту возможность, для того чтобы внедрить взамен изношенного принципиально новое оборудование и на основе этого новые технологии.
Удобным инструментом для анализа эволюционных изменений является метод анализа жизненных циклов систем.
Слайд 50Ситуационные изменения – это новые ситуации, часть которых можно спрогнозировать
заранее и быть готовыми к их использованию (активные действия менеджера),
а часть является внезапными, неожиданными.
На неожиданные ситуации менеджер вынужден реагировать (реактивные действия менеджера) и, если получиться, использовать представившуюся возможность для проведения инноваций.
Слайд 51Другой внутренний источник инноваций – решение проблем организации.
При творческом
решении проблем удается преодолеть существующие шаблоны, барьеры, стереотипы, найти новые
подходы. Следует различать:
-видимые (явные) проблемы
-невидимые (скрытые) проблемы.
Видимые проблемы – это те, которые мешают работе организации, нарушают ее ритмичный, непрерывный процесс.
Они могут быть:
техническими, экономическими, социальными.
Слайд 52 Скрытые проблемы представляют для менеджера большой интерес.
Скрытая
проблема это какая-то невидимая и вследствие этого неиспользованная возможность улучшения
чего-либо, внесения новизны.
Скрытая проблема психологически может проявляться как неконгруэнтность – ощущение несоответствия между желаемым и действительным.
Слайд 53Существует ряд методов, основанных на системном подходе, для совершенствования и
развития организации путём решения ее проблем и недостатков, а именно:
-метод системного анализа с использованием диаграммы Исикавы;
-метод анализа бизнес–процессов с использованием специального программного обеспечения – CASE-средств;
-метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).
Слайд 54По данным статистики из всех вышеперечисленных источников наиболее важными являются:
развитие
науки и техники – появление новых открытий, изобретений; «ноу-хау», новых
средств труда и т.д.
изменения и проблемы в производстве изделия на предприятии, то есть потребности производства;
изменения потребностей потребителей.