Слайд 1Институт фундаментальной подготовки
Слайд 2Психология
Лекция 10.
Эмоциональные состояния
Новых Лариса Владимировна
Слайд 3Эмоции и чувства
Современные условия жизни связаны с повышенной эмоциональной возбудимостью.
Особенно активно этому явлению помогают массовое распространение компьютерных технологий, мобильной
связи и Интернета.
Одновременно диаметрально противоположным явлением современности стала апатия – безразличие ко всему, что вокруг происходит.
Слайд 4Эмоции и чувства
Более актуально, нежели когда-либо перед современным человеком стоит
задача формирования эмоциональной устойчивости.
Однако эмоции обязательно нужно выражать, нельзя
загонять их внутрь себя или подавлять.
Невыраженные эмоции часто становятся причиной возникновения серьезных психических болезней.
Слайд 5Эмоции и чувства
«Эмоция» – слово латинского происхождения, в буквальном переводе
«emoveo» означает «волную», «возбуждаю».
Человек испытывает различные эмоциональные состояния –
настроения, аффекты, страсти, агрессии, фрустрации, стрессы.
Слайд 6Эмоции и чувства
Эмоции – это психические состояния, реакции психики на
события жизни. Они выражаются в форме переживаний человеком своего отношения
к чему-либо.
Это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного.
Эмоции могут быть положительными или отрицательными, интенсивными и короткими.
Слайд 7Эмоции и чувства
Эмоции бывают обусловлены мотивациями человека и его органами
чувств. Все то, что делает человек, в конечном счете, служит
цели удовлетворения его разнообразных потребностей, любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Слайд 8Эмоциональные процессы и состояния
Эмоции сигнализируют о наличии какой-то потребности, придают
определенный чувственный тон нашим ощущениям и восприятиям, активизируют или угнетают
мышление в форме устойчивых образцов (паттернов), становятся важной характеристикой конкретной личности.
Слайд 9Эмоциональные процессы и состояния
Эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма при побуждении
к какому-либо виду деятельности.
Слайд 10Эмоциональные процессы и состояния
Функции эмоций:
функция оценки значимости (ситуации или
объектов в связи с мотивами);
функция побуждения активности;
подкрепления деятельности (награда
или наказание);
предвосхищающая функция (предчувствие);
функция дифференциации и синтеза образа (впечатление и воспоминание);
функция мобилизации органов действия;
функция «аварийного» разрешения ситуации;
организующая функция;
коммуникативная функция (непроизвольные эмоциональные движения).
Слайд 11Эмоциональные процессы и состояния
Основные виды эмоций:
предметные,
интеллектуальные,
эстетические,
моральные.
Слайд 12Эмоциональные процессы и состояния
Центры эмоций находятся в подкорковых слоях головного
мозга. В них выделяются центры страдания и центры наслаждения.
Слайд 13Эмоциональные процессы и состояния
Другой американский психолог Кэррол Изард предложил считать
фундаментальными эмоциями:
Интерес.
Радость.
Удивление.
Горе, страдание и депрессия.
Гнев.
Отвращение.
Презрение.
Страх.
Стыд и застенчивость.
Вина.
Слайд 14Эмоциональные процессы и состояния
Основными эмоциями по мнению американского психолога Роберта
Вудвортса являются:
Любовь, веселье, радость.
Удивление.
Страх, страдание.
Гнев, решимость.
Отвращение.
Презрение.
Слайд 15Эмоциональные процессы и состояния
Вильям Мак-Дугал выделял семь первичных инстинктов и
реакций на них, присущих человеку:
страх (бегство),
отвращение (отталкивание),
удивление
(любопытство),
гнев (драчливость),
зависимость (самоуничижение),
положительное настроение (самоутверждение),
нежность (забота).
Слайд 16Эмоциональные процессы и состояния
В трехмерной теории чувств Вильгельм Вундт выделял
удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрядку, возбуждение и успокоение.
Слайд 17Теории эмоций
На основе учения Ч. Дарвина психологом П.К. Анохиным была
создана биологическая теория эмоций, рассматривающая эмоции как продукт эволюции, как
приспособительный фактор в жизни.
Слайд 18Теории эмоций
П.В.Симонов выразил формулой Э = П (Н – С)
соотношения между эмоцией (Э), потребностью (П), прогностической информацией для действий
по удовлетворению данной потребности (Н) и реальной информацией для целенаправленного поведения (С).
Слайд 19Теории эмоций
Уильям Джеймс и Н.Н. Ланге предложили «периферическую» теорию эмоций,
согласно которой эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в
мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта. Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим.
Слайд 21Теории эмоций
Согласно концепции Магды Арнольд, интуитивная оценка ситуации (например, угрозы)
вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях,
переживается как эмоция и может привести к действию. Мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.
Слайд 22Теории эмоций
Далибор Биндра считает, что нельзя провести жесткое разграничение между
эмоцией и мотивацией. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами
внешней среды, а мотивации – только изменениями внутренней среды организма.
Слайд 23Теории эмоций
Концепция «центрального мотивационного состояния» Д. Биндра представляет комплекс нервных
процессов, возникающих в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа.
Слайд 24Эмоции
Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они
воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются
другим людям, сопереживаются.
Слайд 25Эмоции и чувства
Среди психических переживаний человека присутствуют еще чувства.
Они
бывают более устойчивыми, так как связаны с выражением отношения человека
к объектам.
Центры чувств находятся в коре головного мозга.
Слайд 26Эмоции и чувства
Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний
длительностью. Чувства могут длиться годами, а иногда и всю жизнь,
например чувство любви или ненависти. В отличие от эмоциональных состояний чувства предметны, они всегда связаны с предметом или действием с ним.
Слайд 27Эмоции и чувства
Чувства тоже выполняют в жизни человека мотивирующую роль.
В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить
и усилить свои положительные чувства.
Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно человеком регулироваться.
Слайд 28Эмоции и чувства
В чувствах в форме непосредственного переживания выражаются все
установки человека, включая мировоззренческие, идеологические, отношение человека к миру и
к другим людям.
Слайд 29Эмоциональные процессы и состояния
Настроение представляет собой слабо выраженное устойчивое эмоциональное
состояние.
Как и все другие эмоции, настроение подвержено колебаниям в
течение суток и может в процессе коммуникации неожиданно измениться под воздействием внешних факторов.
Слайд 30Эмоциональные процессы и состояния
Настроение человека часто отражает переживание уже достигнутого
успеха или неудач, либо высокую или низкую вероятность успеха или
неудачи в скором будущем. В плохом или хорошем настроении отражается удовлетворение или неудовлетворение какой-то потребности в прошлом, успех или неудача в достижении цели или решении задачи.
Слайд 31Эмоциональные процессы и состояния
Длительно текущее сниженное или повышенное настроение (свыше
двух недель), не характерное для данного человека, является патологическим признаком,
при котором неудовлетворенная потребность либо действительно отсутствует, либо глубоко скрыта от сознания субъекта, и ее обнаружение требует специального психологического анализа. Человек чаще всего переживает смешанные состояния.
Слайд 32Эмоциональные процессы и состояния
В возникновении настроения участвует обычно множество факторов.
Чувственную основу его часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма
и органические ощущения (интроцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов.
Слайд 33Эмоциональные процессы и состояния
Аффект – очень интенсивное, быстро возникающее и
кратковременное эмоциональное состояние, вызванное эмоциональной ситуацией. Это бурная быстрая вспышка
взрывного характера, неподконтрольная сознанию. Ее отличает большая сила интенсивности.
Слайд 34Эмоциональные процессы и состояния
Аффекты сопровождаются видимыми изменениями в поведении человека.
Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его
конец.
Название этому эмоциональному состоянию дало латинское слово «affectus», означающее «душевное волнение, страсть».
Слайд 35Эмоциональные процессы и состояния
Развитие аффекта подчиняется закону: чем более сильным
является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось
затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.
Слайд 36Эмоциональные процессы и состояния
В отличие от других эмоций и чувств
аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и
двигательными реакциями.
Слайд 37Эмоциональные процессы и состояния
Аффекты препятствуют нормальной организации поведения человека, его
разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной
памяти.
Слайд 38Эмоциональные процессы и состояния
Эмоциональная напряженность аффектогенных ситуаций может накапливаться, и
если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и
бурной эмоциональной разрядке, которая, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
Слайд 39Эмоциональные процессы и состояния
Разновидностями слабых аффектов являются гнев, агрессия, вражда,
злоба, страх, ревность, страсть, отчаяние.
Можно впасть в состояние аффекта
и на почве радости, обретения неожиданного успеха в чем-либо.
Слайд 40Эмоциональные процессы и состояния
Страсть – вид сложных, качественно своеобразных и
встречающихся только у человека эмоциональных состояний.
Страсть представляет собой сплав
эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Это порыв, сильное увлечение чем-либо или кем-либо.
Слайд 41Эмоциональные процессы и состояния
Фобия – это боязнь человеком замкнутого или
открытого пространства, высоты. Гнев, агрессия, насилие – это проявление психической
разрядки.
Слайд 42Эмоциональные процессы и состояния
Слайд 43Эмоциональные процессы и состояния
Страх – это реакция организма человека на
опасность в виде крика, бегства, гримасы на лице. При этом
в теле наблюдается дрожь, в горле – сухость, учащается дыхание и сердцебиение. Иногда страх порождает даже мышечный паралич. Страх может быть безумным, паническим, ужасным.
Слайд 44Эмоциональные процессы и состояния
Аффект имеет диффузный характер и захватывает всю
личность целиком.
Он в считанные секунды может кардинально изменить направленность
установок человека и привычное поведение, резко снижает сознательный контроль за собственными действиями.
Человек становится неспособным держать себя в руках, не осознает свои поступки, проявляет расстройство памяти.
Слайд 45Эмоциональные процессы и состояния
Основными причинами аффектов являются неожиданные экстремальные воздействия,
вызванные следующими обстоятельствами:
– недостаточная профессиональная подготовленность,
– слабый тип нервной системы,
–
фрустрация, разочарование, неисполнение ожиданий,
– обида, оскорбление, опасность насилия.
Слайд 46Эмоциональные процессы и состояния
Выделяется три стадии аффекта:
рост эмоционального напряжения
и дезорганизация контроля;
перевозбуждение, вспышка и выброс энергии;
слабость и
депрессия.
Слайд 47Эмоциональные процессы и состояния
Вследствие аффекта может наступить переутомление, нарушение сна,
возникнуть сердечно-сосудистые заболевания (стенокардия, инфаркт, ишемия, атеросклероз), дистрофия печени, желудочно-кишечные
расстройства, и язвы и даже смертельный исход.
Слайд 48Влияние аффекта на организм человека
Слайд 49Эмоциональные процессы и состояния
Справляться с последствиями аффектов сложно.
Нужно стараться
укреплять психологическую устойчивость. Для этого рекомендуется научиться переключать внимание, контролировать
эмоции, практиковать медитацию и гимнастику йогов, стремиться полноценно спать ночью, заниматься аутотренингом, самовнушением, самопрограммированием на позитивные установки.
Слайд 50Эмоциональные процессы и состояния
Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и
длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная
система получает эмоциональную перегрузку.
Слайд 51Эмоциональные процессы и состояния
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход
его поведения.
Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают
отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.
Слайд 52Эмоциональные процессы и состояния
Слайд 53Эмоциональные процессы и состояния
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны.
Чрезмерный стресс
создает проблемы для индивидуумов и организаций.
Стресс является неотъемлемой частью
человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.
Нулевой стресс невозможен.
Слайд 54Эмоциональные процессы и состояния
В переводе с английского языка «стресс» –
это давление, нажим, напряжение.
Термин введен в науку канадским физиологом
Гансом Селье.
Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса.
Слайд 55Эмоциональные процессы и состояния
Жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс,
являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный
успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов, радость встречи с родными и близкими после долгой разлуки, победа любимой команды, любовь, творческое вдохновение) и отрицательные ситуации.
Слайд 56Эмоциональные процессы и состояния
Чтобы как-то различать источники стрессов и сами
стрессы, положительные стрессовые состояния получили название эвстресс, отрицательные – дистресс
(горе, несчастье, недомогание, нужда) или просто стресс.
Слайд 57Эмоциональные процессы и состояния
Любое событие, факт или сообщение может вызвать
стресс, т.е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная
ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности человека, его опыта, ожиданий, уверенности в себе. Особенно большое значение имеет оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Слайд 58Эмоциональные процессы и состояния
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть.
Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные
катаклизмы, смерть близкого человека).
Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.
Слайд 59Эмоциональные процессы и состояния
Стресс может быть физическим, психическим, физиологическим.
Это
нервно-психическое перенапряжение, связанное с мобилизацией всех физических и психических сил.
В наши дни стресс является серьезной проблемой всех деловых людей.
Нередко вследствие длительного воздействия источника напряжения, тревоги возникает хронический стресс.
Слайд 60Эмоциональные процессы и состояния
Физиологический стресс может быть вызван реакцией организма
человека на боль, холод, голод, недостаток воздуха.
Психологический стресс связан
с информационным и эмоциональным напряжением.
Мужчины больше подвержены стрессам, нежели женщины.
Причины стресса могут быть утопические убеждения, возрастные особенности, семейные проблемы
Слайд 61Эмоциональные процессы и состояния
Работа в современных компаниях связана с жесткой
конкуренцией, необходимостью быстро принимать решения.
Сверхурочная работа, конфликтное общение, мобильный
телефон, электронная почта, Интернет усиливают напряжение психических сил.
Многие руководители применяют к подчиненным жесткие методы контроля и наказания за провинности и нарушения внутреннего распорядка, а так же несвоевременное исполнение работы.
Причинами стресса могут быть неинтересная работа, плохие условия работы, не устраивающие уровни полномочий и ответственности.
Слайд 62Эмоциональные процессы и состояния
Выделяют три стадии стресса:
тревога, вызванная ситуацией,
обстоятельствами или взаимоотношениями;
сопротивление возникшим проблемам;
истощение и слабость.
Слайд 63Признаки стрессового напряжения проявляются:
в невозможности на чем-то сосредоточиться;
в неспособности
вовремя закончить работу;
в частых производственных ошибках;
в ухудшении памяти;
в
частом возникновении чувства усталости;
в быстром улетучивании мыслей;
в появлении болей в области головы, спины, желудка;
в повышенной возбудимости;
в быстрой речи, потере чувства юмора;
в отсутствии радости от работы;
в резком возрастании количества выкуриваемых сигарет и пристрастии к алкогольным напиткам;
в появлении постоянного ощущения недоедания, человек не контролирует потребление пищи и быстро набирает вес. Иногда аппетит вообще пропадает благодаря потере вкуса к еде, тогда человек стремительно худеет.
Слайд 64Эмоциональные процессы и состояния
Стрессы как и аффекты понижают жизненный тонус
и вызывают в организме людей разнообразные болезни: неврозы, депрессии, хроническую
усталость, бессонницу, сердечно-сосудистую недостаточность, диабет, экзему, астму, язву желудка и кишечника, сопровождаются обильным потоотделением и дрожью, снижением иммунитета и функции щитовидной железы.
Слайд 65Последствия эмоциональных расстройств
Слайд 66Последствия стресса
Эффективным средством при преодолении последствий стресса является употребление в
пищу бананов.
Релаксация – метод, с помощью которого можно частично или
полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Нужно проводить упражнения на развитие концентрации внимания и нормализации функции дыхания.
Слайд 67Последствия стресса
Для борьбы со стрессовыми ситуациями и их последствиями наиболее
эффективными средствами являются аутотренинг, гипноз и самогипноз, массаж, прием контрастных
ванн, использование цветотерапии, полноценный сон, а так же физические упражнения, психологическая разгрузка (рассказ о проблемах).
Слайд 68Виды эмоций
К понятию и состоянию стресса близко и понятие «фрустрация».
Сам термин «frustratio» в переводе с латинского языка означает «обман,
тщетное ожидание».
Слайд 69Виды эмоций
Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают
человека, когда на пути к достижению цели он встречается с
неожиданными помехами, мешающими удовлетворению потребности.
Слайд 70Виды эмоций
Фрустрация создает наряду с исходной мотивацией новую защитную мотивацию,
направленную на преодоление возникшего препятствия.
Прежняя и новая мотивация реализуются
в эмоциональных реакциях.
Слайд 71Эмоциональные процессы и состояния
Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение
генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия.
Адекватная реакция на
препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно.
Слайд 72Эмоциональные процессы и состояния
Агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в
бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (его
начинают щипать, бить, толкать) или объект (попытки сломать его).
Слайд 73Состояние фрустрации
В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например,
выходит из комнаты), сохраняя внутреннюю агрессивность, не проявляемую открыто.
Слайд 75Конфликты
Конфликты возникают, когда пересекаются интересы и потребности людей, их цели,
позиции, мнения, взгляды.
К конфликтам приводит повышенная страстность, ранимость, обидчивость,
потребность в самоутверждении и самоуважении.
Конфликты возникают на почве разногласий в манерах поведения, по поводу вещей, целей, ценностей.
Слайд 76Причины конфликтов
Условия возникновения конфликтов бывают объективные и субъективные.
Конфликтная почва
лежит и в основе
распределения материальных, социальных и духовных благ,
когда возникает конкуренция, ревность, зависть, жадность, стремление к престижу.
Слайд 77Причины конфликтов
Эмоциональная неустойчивость делает взрывоопасными любые противоречия.
Самой распространенной причиной
конфликтов является
непонимание или недопонимание,
искаженное восприятие,
неверное предположение в
отношении чьих-либо действий,
различия в планах, интересах и оценках.
Слайд 78Причины конфликтов
Психологическая неуравновешенность формирует такие причины конфликта, как амбициозность (преувеличенное
восприятие собственной значимости); слабость (безверие в свои силы порождает подозрительность,
мнительность, страх опасности); недостаток информации о действиях других; отсутствие стратегических жизненных ориентиров (цели, задач, смысла жизни).
Слайд 80Виды конфликтов
Конфликты бывают политическими, национальными, социальными, экономическими, религиозными, культурными и
прочими. Они могут быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством
служебного долга руководителя); межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Слайд 81Виды конфликтов
Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками,
не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между
людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие.
80 % конфликтов происходит по вине руководителя.
Слайд 82Конфликты бывают конструктивными и деструктивными.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия,
которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов,
их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития.
Деструктивные конфликты приводят к негативным и разрушительным действиям, перерастающим в склоку и другие негативные явления, что резко снижается эффективность работы группы или организации.
Слайд 83Виды конфликтов
Конфликты бывают реальными и мнимыми.
В реальных конфликтах одна
из сторон требует взаимных или односторонних уступок, компенсаций.
Мнимые конфликты
связаны с требованием внимательного и доходчивого объяснения действий других людей.
Слайд 84Виды конфликтов
Осознаваемый конфликт связан с ситуацией, когда одна сторона понимает,
что ее цели из-за действий другой стороны подвергаются угрозе; ощущаемый
конфликт – отрицательное отношение одной стороны к другой; очевидный конфликт – намеренное негативное взаимодействие двух сторон, ущемление друг друга и воспрепятствование друг другу.
Слайд 85Конфликтная ситуация
По степени вовлеченности в конфликт выделяются: непосредственные участники конфликта,
способствующие конфликту и препятствующие развитию конфликта.
Слайд 86Конфликты
Конфликт обеспечивает разрядку отрицательной или избыточной психической энергии (плохое настроение,
раздражение).
Конфликтная личность придумывает своей позиции одно объяснение за другим,
пока не исчезнет раздражитель.
Нужно учиться понимать скрытую психологическую подоснову конфликта.
Слайд 87Конфликт
В конфликтах на деловой основе сталкиваются интересы и цели людей,
возникает желание подчинить, изменить ход мыслей и поведение соперника, либо
устранить его.
Сопернику внушается неприемлемость его позиции и действий, против него настраиваются другие люди.
Слайд 88Конфликт
Начало конфликта – открытое столкновение позиций соперников, выражаемое в обмолвках,
требованиях, отказе продолжать какие-либо действия.
Психологическая несовместимость людей – фактор,
предшествующий конфликтной ситуации.
Слайд 89Структура конфликта
В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо
с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со
спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Слайд 90Структура конфликта
Следующий элемент конфликта – цели, субъективные мотивы его участников,
обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Конфликт
предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
В любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Слайд 91Конфликты имеют общие стадии протекания:
– предконфликтная: обострение ситуации, появление причин
для развития конфликта, осознание участниками взаимодействия несовместимости интересов, поиск поводов
к заявлению о своих претензиях, выдвижение требований;
– конфликт: открытое столкновение, неприятие требований противников, выдвижение встречных условий, вовлечение в конфликт других людей;
– разрешение конфликта: устранение причин конфликта участниками или сторонними силами;
– затухание конфликта: устранение последствий конфликта.
Слайд 92Конфликты
Руководители фирм тратят до 20 % своего времени на разрешение
возникающих конфликтных ситуаций. Задача руководителя заключается в том, чтобы постараться
предотвратить конфликт, свести к минимуму его разрастание и последствия. Конфликты всегда разрушительны. Однако некоторые конфликты оказываются полезны для дальнейшего роста организации, благоприятствуют ее эффективному функционированию, снимая накопившееся напряжение и противоречия.
Слайд 93Разновидностью конфликта является интрига – намеренное нечестное действие, выгодное его
инициатору, у интриги есть сюжетная линия.
Слайд 94Стратегии поведения руководителя в конфликтной ситуации были разработаны К.У. Томасом
и Р.Х Килменном, их выбор всегда согласуется с конкретной ситуацией.
Способы разрешения конфликтной ситуации:
силовой (принуждение),
сотрудничество (сглаживание) и приспособление к ситуации,
конкуренция или соперничество,
уход от конфликта (уклонение) или игнорирование,
компромисс одной из сторон или обоюдный компромисс,
решение проблемы.
Слайд 95Преодоление конфликтов
Стиль поведения руководителя в конкретном конфликте определяется мерой, достаточной
для удовлетворения собственных интересов или интересов предприятия, его действия при
этом могут быть пассивными или активными, совместными со всеми участниками конфликта, с одной из конфликтующих сторон или вовсе без их участия.
Слайд 97Преодоление конфликтов
Методами управления конфликтами являются:
беседы,
переговоры,
разъяснение ожидаемых результатов
и требований,
координация ситуации руководителем,
ориентация на организационные цели,
система
вознаграждений и увольнение.