Слайд 1ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
Слайд 2Институт - термин, употребляемый для обозначения определённого класса организаций и общественных
явлений
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Слайд 3Высшее учебное заведение (сокращённо — вуз; в соответствии с нормами русского
языка пишется строчными буквами), образовательная организация высшего образования, учебное заведение,
дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
- реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
- ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования…
Слайд 4Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
Вступил
в силу с 1 сентября 2013 года
ОБРАЗОВАНИЕ – это единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА
АСПИРАНТУРА
Слайд 5Федеральный университет - ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа,
центр науки и образования.
Слайд 6Федеральный университет - ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа,
центр науки и образования.
Слайд 7Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в
самых разных областях знания.
Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные
комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета:
Московский государственный университет,
Санкт-Петербургский государственный университет.
Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе.
Слайд 8Академия - готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское
хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).
Институт — занимается
подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.
Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер
Слайд 9Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший
в стране центр фундаментальных исследований. Основной целью деятельности Российской академии
наук является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук,
РАН призвана выполнять важную миссию обеспечения свободы научного творчества на благо и процветание страны. Будучи высшей научной организацией Российской Федерации, Российская академия наук принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых за счёт средств федерального бюджета научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
Слайд 11На протяжении почти трёх столетий существования Академии наук менялись её
задачи, статус и структура. Сейчас Академия построена по научно-отраслевому и
территориальному принципу и включает:
13 отделений РАН (по областям науки)
3 региональных отделения РАН
15 региональных научных центров РАН.
В состав РАН входят многочисленные институты.
Слайд 12Отделение физических наук
Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления
Отделение нанотехнологий и информационных технологий
Отделение химии и наук о материалах
Отделение
биологических наук
Отделение наук о Земле
Отделение математических наук
Отделение общественных наук
Секция философии, социологии, психологии и права
Секция экономики
Секция международных отношений
Отделение историко-филологических наук
Секция истории
Секция языка и литературы
Отделение физиологии и фундаментальной медицины
Отделение глобальных проблем и международных отношений
Отделение медицинских наук
Отделение сельскохозяйственных наук
Слайд 13На ноябрь 2017 года в структуре РАН было 1008 учреждений,
включая институты, научные центры, обсерватории, научные станции, ботанические сады, библиотеки,
архивы, музеи, заповедники и иные организации.
Средняя численность сотрудников РАН 125.000 человек.
В состав Российской академии наук входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты (членкоры). Главная обязанность членов Российской академии наук состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями. Члены РАН пожизненно избираются общим собранием академии.
Действительными членами РАН избираются учёные, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Членами-корреспондентами РАН избираются учёные, обогатившие науку выдающимися научными трудами.
Слайд 14В 2011 году в РАН состояли 531 действительный член и
769 членов-корреспондентов. Намеченные на декабрь 2013 года очередные выборы не
состоялись, и было объявлено о трёхлетнем моратории на приём в РАН новых членов.
Зимой 2015/2016 годов впервые избраны 493 профессора РАН, которые рассматриваются как усиление и кадровый резерв академии.
Последние на данный момент выборы в «основной» состав РАН прошли 24-28 октября 2016 года; их отличительной чертой стала значительная доля вакансий, объявленных с ограничением по возрасту: кандидат в членкоры должен быть моложе 51 года, в академики — моложе 61 года. Это позволило снизить средний возраст действительных членов академии до 73,3 лет, а членов-корреспондентов — до 66,7 лет.
Сегодня академия наук насчитывает 1973 членов — российских учёных, из них 872 академика (в том числе 44 женщины) и 1101 членкоров (в том числе 88 женщин) Кроме этого, 477 зарубежных учёных ныне являются иностранными членами РАН.
Слайд 15С конца 1980-х годов на страницах печати появилась критика деятельности
РАН.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
РАН — это застывшая феодальная структура, деятельность которой губительна
для науки.
Причина — в оценке результатов и финансировании научной деятельности, которые осуществляются с ориентацией только на взгляды самих академиков.
2000-е годы – новый виток критики.
По мнению критиков академической науки, РАН необходим переход на грантовую систему финансирования и замену иерархической структуры академии на западную модель, где во главе исследований стоит не чиновник, а заведующий лабораторией, который лично получает грант и на конкурсной основе самостоятельно формирует коллектив исследователей под конкретные задачи.
Слайд 16В 2009 году в журнале «Эксперт» вышла статья С. Гуриева,
Д. Ливанова и К. Северинова «Шесть мифов Академии наук»,
в
которой авторы попытались детально разобрать ряд популярных утверждений сторонников РАН. В статье указывается на некорректность следующих утверждений, которые авторами статьи были названы мифами:
РАН создана Петром I.
Российская наука всегда полагалась на внутренние ресурсы.
РАН результативнее иностранных конкурентов.
Без академий наук не бывает наук.
РАН и российская фундаментальная наука — это одно и то же.
Независимая оценка российской науки невозможна.
Слайд 17Для выхода из сложившегося положения,
авторы статьи предложили следующие меры:
проведение
международного аудита институтов и лабораторий РАН, в первую очередь занимающимся
общественными науками;
переход к конкурсному финансированию исследований на базе грантов и жёсткой научной экспертизы;
повышение пенсий учёных за счёт профессионального управления имуществом РАН;
ротация и мобильность кадров посредством
а) проведения открытых и прозрачных конкурсов на получение должностей исследователей и руководителей научных групп;
б) запрета «академического инцеста», то есть найма научными подразделениями своих учеников;
в) регулярного проведения ротации кадров, занимающих административные должности.
Слайд 18В начале 2014 года ВЦИОМ представил данные опроса россиян.
Кто
должен управлять собственностью академии?
44 % - чиновники
42 % - учёные
6 % - профессиональные
менеджеры
Кто должен определять задачи, стоящие перед наукой?
- учёные или государство?»
44 % - учёные
41 % - государственные органы власти
Слайд 19«Считаю, что РАН требует глубоких изменений. В том виде, в
котором она существует в 2013 году, современная научная организация существовать
не может — из-за архаичности и неэффективности. По сути, это распределительная сословно-иерархическая корпорация, которая заинтересована только в поддержании своего существования. Она порождает затраты, но не заинтересована в новых результатах».
Д. В. Ливанов, министр образования и науки Российской Федерации
Слайд 20Владимир Евгеньевич Фортов
(род. 23 января 1946, Ногинск, Московская область,
РСФСР, СССР) — советский и российский физик. Президент Российской академии наук
с 29 мая 2013 года по 23 марта 2017 года.
Доктор физико-математических наук, профессор.
С 1987 года — член-корреспондент Академии наук СССР, с 1991 — академик (действительный член) Российской академии наук.
Лауреат Государственной премии СССР (1988), Государственной премии России (1997) и четырёх премий Правительства РФ (1997, 1999, 2003, 2010).
Слайд 2127 сентября 2013 года был принят закон
№ 253-ФЗ «О
Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук».
Была сохранена двухступенчатая система
званий членов академии.
Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук были упразднены путём объединения с РАН.
Управление имуществом РАН и подведомственных ей научных организаций передано Федеральному агентству научных организаций (ФАНО).
Возглавил ФАНО М.М. Котюков
Слайд 23Александр Сергеев победил на выборах президента Российской академии наук (РАН)
27 сентября 2017 года, обойдя во втором туре Роберта Нигматуллина.
Сергеев набрал 1045 голосов, его противник — 412.
А. Сергеев - доктор физико-математических наук, начал работать в РАН в 1977 году, с 2015 года руководил Институт прикладной физики.
В своей программе Сергеев предложил создать при РАН попечительский совет во главе с президентом России, а также финансировать академию за счет налога на прибыль государственных сырьевых компаний. «Те богатства, те доходы, которые они сейчас имеют, вообще говоря, добыты трудом наших ученых», — заявил Сергеев 25 сентября, представляя академикам программу. Он также заявил, что в России наука «попала в долину смерти, когда государство не могло так финансировать, как раньше, а бизнес этого делать не стал».
Слайд 24Вместе с А. Сергеевым во второй тур вышел директор Института океанологии РАН
Роберт Нигматулин. Представляя программу, он много критиковал ФАНО:
«Смотрите, как за него
все артисты поднялись. А у нас несколько академиков подвергаются преследованию, и мы об этом не знаем. Мы должны мобилизоваться. Дальнейшее ослабление опасно… Мы должны вернуть ощущение счастья молодым, которые хотят заниматься наукой».
Слайд 25Владислав Панченко — глава Российского фонда фундаментальных исследований, а также руководитель Института
молекулярной физики, который входит в состав исследовательского центра «Курчатовский институт». Центр
возглавляет Михаил Ковальчук, вместе с братом Юрием (председателем совета директоров банка «Россия»).
Владислав Панченко заявил, что РАН должна бороться с кибер-угрозами и помогать властям в борьбе с терроризмом. За Панченко в первом туре отдали 204 голоса из 1581, у него четвертое место.
Слайд 26В мае 2018 года ФАНО было упразднено, а его управленческие
функции переданы созданному Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки
России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, а также научной, научно-технической и инновационной деятельности и развитию федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов.
Образовано 15 мая 2018 года в соответствии с Указом президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
Слайд 27Михаил Михайлович Котюков
(род. 21 декабря 1976 года, Красноярск, СССР) — российский политик. Министр науки и высшего образования Российской
Федерации с 18 мая 2018 года.
Министр финансов и заместитель председателя правительства Красноярского края (2008—2010); заместитель
министра финансов Российской Федерации (2012—2013). Руководитель Федерального агентства научных организаций (2013—2018).
Слайд 28РАН, РАМН, РАСХН, РАО, РААСН и РАХ
Слайд 29Российская академия художеств (РАХ) — государственная академия наук Российской Федерации, государственное
учреждение культуры - отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного
искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации.
Высшим органом РАХ является Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.
Президентом РАХ с 1997 года Зураб Церетели.
Здание Президиума РАН (Москва, Пречистинка, 21)
В настоящее время Академия со всеми входящими в ее состав творческими, педагогическими, научно-исследовательскими и музейными учреждениями представляет собой уникальную, не имеющую аналогов в мире организацию, реализующую общенациональные интересы в сфере развития художественной культуры и эстетического воспитания, утверждающую фундаментальные гуманистические ценности.
Российская Академия художеств принадлежит к особо ценным объектам национального достояния народов России.
Слайд 30За год до своей смерти Пётр I подписал указ «Об
академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и
знатным художествам». Это петровское начинание после его смерти было воплощено в жизнь как художественное отделение Академии наук.
К середине XVIII века возникла мысль о создании отдельной гравёрно-рисовальной школы. Эту мысль развил И. И. Шувалов, который представил императрице Елизавете Петровне предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию».
Слайд 31На правах оперативного управления за РАХ закреплены являющиеся собственностью государства
следующие организации:
Институт теории и истории изобразительных искусств;
Московский государственный академический художественный
институт имени В. И. Сурикова;
Московский академический художественный лицей;
Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств с филиалами:
музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты»
музей-квартира Исаака Бродского в центре Санкт-Петербурга (Площадь Искусств)
отдел-мастерская Павла Чистякова
отдел-мастерская Архипа Куинджи
музей-мастерская Сергея Конёнкова
Научная библиотека
Архивы
Творческие мастерские по различным видам искусства.