Слайд 1Иоганн Готлиб Фихте
(1762-1814)
Слайд 2Субъективный идеализм Фихте
развился из теоретических и
этических работ Канта.
Положения
Наукоучения Фихте:
«Я полагает самого себя»
«Я полагает не-Я»
«Я полагает не-Я и
Я вместе»
Слайд 3Достоинства философии Фихте
Сознательное применение диалектики как метода построения философской системы
Преодоление,
хотя и субъективно идеалистическим способом, кантовского дуализма вещи-в-себе и явления,
проведение строго монистического принципа в гносеологии
Обоснование суверенитета, достоинства личности, акцент на деятельной стороне жизни человека, творца социальной реальности, но прежде всего – самого себя.
Слайд 4Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831)
Слайд 5Основные философские заслуги
Гегеля:
Разработка теории объективного
идеализма.
Разработка всеобщего философского
метода
– диалектики.
Основные произведения:
«Феноменология духа»,
«Наука логики».
Слайд 6Процесс раскрытия мирового духа
Ступень логики – безличное, “чистое” т.е. непредметное
мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий (“Наука логики”)
Ступень
природы, понимаемой как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, “инобытие” , - на этой ступени появляется человек как итог развития природы, преодолевающий ее материальность(“Философия природы”)
Ступень духа - история собственно человеческой духовной жизни, в которой мировой дух доходит до философии, открывающей источник мирового развития – абсолютную идею, таким образом он возвращается к себе, познает самого себя через философию. В самопознании- смысл и цель движения и развития Мирового Духа (“Феноменология духа”)
Слайд 9Философия духа
Субъективный дух (сознание человека)
Объективный дух (семья, гражданское общество, государство)
Абсолютный
дух последовательно воплощается в:
1) Искусстве (посредством чувственного образа)
2) Религии
(посредством представления)
3) Философии (посредством спекулятивного понятия)
Слайд 11Диалектика – учение о развитии.
Законы диалектики:
Закон единства и борьбы
противоположностей.
Закон
отрицания отрицания.
Закон перехода количественных
изменений в качественные.
Слайд 12Диалектический метод Гегеля
“Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий
заблуждения”
“Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто
имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью.”
Тезис – Антитезис – Синтез (снятие)
Слайд 16Сначала общество не знает отдельного
сословия судей: суд и расправа
в
первобытном племени творится всеми
самостоятельными членами племени на
общем
собрании. Мало-помалу судебная
власть отделяется от граждан, делается
монополией особенного сословия. Но вот
общество развивается далее, вместо судей
произнесение приговора вручается
присяжным, то есть простым членам
общества, не имеющим никакого ученого
подготовления к юридической технике, и
возвращается первобытная форма суда.
Слайд 17Человек нецивилизованный и неученый прост в
разговоре, натурален во всех
движениях, не
знает заученных поз и искусственных фраз. Но
едва
помазался он лоском образованности
школьной и светской, он начинает держать
себя и говорить так, как не умеет простой
человек. Развиваясь, это искусство достигает
блистательного цвета. Но человек истинно
ученый и человек, получивший истинно
светское образование, говорит и ходит,
кланяется, садится и встает с такою же
простотою и непринужденностью, как
совершенно простой человек в своем кругу.
Слайд 19Периодизация истории
1. Восточный мир (Китай, Индия, Египет) – здесь свободен
один человек– деспот
2. Греческий мир – здесь свободны некоторые –
граждане полиса
3. Германский мир с появлением христианства – здесь свободны все
Слайд 20Новизна философии Гегеля
В представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а
не произвольном) движении мирового духа, а следовательно, всех его воплощений
(природы, истории, искусства, науки, религии и самого индивида)
В усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий
В последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания
Слайд 21Немецкая классическая
философия.
Материализм.
Л. Фейербах.
Вульгарный материализм.
Марксизм.
Слайд 23Л. Фейербах разрабатывал теорию
антропологического материализма,
обосновывал следующие положения:
Единственно существующими
реальностями являются
природа и человек.
Человек есть часть природы.
Человек является единством
материального и
духовного.
Окружающий мир познаваем, а познавательные
способности человека безграничны.
Полноценная реализация человеком своего «Я»
возможна только во взаимодействии с «Ты»
(с другими людьми), человек может жить только
в обществе.
Бога как самостоятельной реальности не существует,
Бог – плод воображения человека.
Слайд 24Этапы отчуждения человеческой сущности
Осознание зависимости от неизвестных природных сил
Антропоморфизация природных
сил (наделение их человеческими свойствами) с целью совладать с ними,
по началу они мыслились в грубой телесной форме
Очищение их от случайных элементов, проявление в них бесконечной человеческой родовой сущности
Поклонение всесовершенному существу, признание себя ничтожным по отношению к Богу и признание своей от него зависимости
Слайд 25Философия вульгарных материалистов
Сторонники вульгарного материализма:
Единственной реальностью считали материю.
Отрицали за сознанием
качество идеальности,
пытались объяснить сознание как химический
процесс.
В своих исследованиях
опирались на
достижения естественных наук.
Значительно упрощали положения
традиционного материализма.
Слайд 26Людвиг Бюхнер
(1824 -1899)
Якоб Молешотт
(1822-1893)
Карл Фохт
(1817-1895)
Слайд 27Достижения немецкой классической философии
Идея познавательной активности субъекта (Кант, Фихте)
Обоснование моральной
и правовой автономии личности (Кант)
Идеи единства мира, тождества субъекта и
объекта (Шеллинг)
Принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель)
Систематика принципов и категорий диалектики (Гегель)
Идея исторической закономерности (Гердер, Гегель)
Принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель)
Трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека (Фейербах)