Разделы презентаций


Исакова Елена Александровна Культура речи. Речевые погрешности 201 8

Содержание

ЛитератураМайданова Л. М. Критика речи и литературное редактированиеМайданова Л. М. Практикум по современному русскому литературному языкуПавлова Н. С., Пикулева Ю.Б., Шалина И. В. Речевая культура молодого специалиста: Учебное пособие. Екатеринбург:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Исакова Елена Александровна


Культура речи. Речевые погрешности
2018

Исакова Елена АлександровнаКультура речи. Речевые погрешности2018

Слайд 2 Литература
Майданова Л. М. Критика речи и литературное редактирование
Майданова Л. М.

Практикум по современному русскому литературному языку
Павлова Н. С., Пикулева Ю.Б.,

Шалина И. В. Речевая культура молодого специалиста: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2008
Словари и справочники по русскому языку и культуре речи



ЛитератураМайданова Л. М. Критика речи и литературное редактированиеМайданова Л. М. Практикум по современному русскому литературному языкуПавлова

Слайд 3Критика речи
Процесс порождения высказывания.
Требования к речевой деятельности.
Разграничение приема выразительности

и ошибки.
Типология речевых погрешностей с точки зрения адресата.
Методика анализа речевых

погрешностей.
Языковая неправильность речи.
Критика речиПроцесс порождения высказывания.Требования к речевой деятельности. Разграничение приема выразительности и ошибки.Типология речевых погрешностей с точки зрения

Слайд 4Процесс порождения высказывания
А. А. Леонтьев, В. С. Выготский:
фазная структура процесса

порождения речевого высказывания:
звено мотивации и формирования речевой интенции (намерения);
звено ориентировки;
звено

планирования (смысловое программирование);
звено реализации плана (исполнительное);
звено контроля (этап коррекции программы).


Процесс порождения высказыванияА. А. Леонтьев, В. С. Выготский:фазная структура процесса порождения речевого высказывания:звено мотивации и формирования речевой

Слайд 5Требования к речи
речевые погрешности – это нарушения требований к

речи, которые обусловлены структурой коммуникативного акта




информационная база = запас общих сведений

Говорящий
(речевое намерение + информация)

Адресат
(некий уровень восприятия)

Текст на основе системы знаков

Требования к речи речевые погрешности – это нарушения требований к речи, которые обусловлены структурой коммуникативного акта

Слайд 6Требования к речи
Требования к речи говорящего:
требование понятности,
требование информативной новизны,
требование

адекватности передачи собственной мысли, т.е. точного ее воплощения в слове,
требования

языковой правильности речи,
требование экономии языковых средств.

минимум, который обеспечивает результативность речевой деятельности (Ср. максимы Г.П.Грайса)


Требования к речиТребования к речи говорящего: требование понятности,требование информативной новизны,требование адекватности передачи собственной мысли, т.е. точного ее

Слайд 7Требования к речи говорящего: нарушения

Требования к речи говорящего: нарушения

Слайд 8Другие важные качества хорошей речи
чистота,
выразительность,
богатство,
уместность речи
простота


Концепция

качеств хорошей речи
(Б. Н. Головин, Н. Н. Кохтев и

др.)

Другие важные качества хорошей речичистота, выразительность, богатство, уместность речи простота…Концепция качеств хорошей речи (Б. Н. Головин, Н.

Слайд 9 Требования к адресату:



нужно учитывать позицию коммуниканта






Требования к адресату:  нужно учитывать позицию коммуниканта

Слайд 10 Нарушение требований к речи
Намеренное – средство выразительности, прием
2) Ненамеренное –

речевая погрешность

Нарушение требований к речи Намеренное – средство выразительности, прием2) Ненамеренное – речевая погрешность

Слайд 11Типы речевых погрешностей с позиции адресата
Речевые погрешности

несмысловые

смысловые
1) Языковая неправильность -алогизм
речи (на фонетическом, лексическом, - каламбурность
морфологическом, синтаксическом, -неясность речи
уровне оформления письменной речи) -нечеткость речи
2) Плеоназм: -бессодержательность
1. универсальные слова, речи
2. тавтология
Типы речевых погрешностей с позиции адресатаРечевые погрешности несмысловые

Слайд 12Методика анализа речевых погрешностей
1. Понятна ли главная мысль? Смысловая или

несмысловая погрешность допущена автором?
2. Если погрешность несмысловая, то это плеоназм

или языковая неправильность речи (на фонетическом, морфологическом, лексическом или синтаксическом уровнях)?
3. Если погрешность смысловая, то это алогизм (указать его тип), каламбурность, неясность, нечеткость или бессодержательность?
4. Причина ошибки с точки зрения адресата?
5. Исправленный вариант.

Методика анализа речевых погрешностей1. Понятна ли главная мысль? Смысловая или несмысловая погрешность допущена автором?2. Если погрешность несмысловая,

Слайд 13Исакова Елена Александровна

Несмысловые речевые погрешности.
Языковая неправильность речи
2018

Исакова Елена АлександровнаНесмысловые речевые погрешности. Языковая неправильность речи2018

Слайд 14Языковая неправильность речи
С точки зрения адресата: это необоснованное, не

оправданное целями высказывания нарушение языковой нормы

Языковая неправильность речи С точки зрения адресата: это необоснованное, не оправданное целями высказывания нарушение языковой нормы

Слайд 15 Норма. Виды норм. Основные типы норм.
Языковые нормы — это исторически

сложив­шиеся правила речевого пользования, признанные обществом за образцовые.
1)Нормы по

степени обязательности: императивные (строго обязательные) и диспозитивные (вариантные)
2)Нормы по уровням языка: акцентологические (правила постановки ударений в словах) и орфоэпические (правила произношения отдельных буквосочетаний в словах), лексические (связаны с употреблением единиц лексического уровня языка в точном значении), грамматические: словообразовательные, морфологические и синтаксические (регламентируют образование слов, выбор нужных грамматических форм и грам­матических конструкций), стилистические
3)Нормы орфографические и пунктуационные









Норма. Виды норм. Основные типы норм.  Языковые нормы — это исторически сложив­шиеся правила речевого

Слайд 16 Норма. Виды норм. Основные типы норм.


Языковые нормы — это исторически

сложив­шиеся правила речевого пользования, признанные обществом за образцовые.









Норма. Виды норм. Основные типы норм.  Языковые нормы — это исторически сложив­шиеся правила речевого

Слайд 17 Классификация норм
1)Нормы по степени обязательности: императивные (строго обязательные) и диспозитивные

(вариантные)









Классификация норм  1)Нормы по степени обязательности: императивные (строго обязательные) и диспозитивные (вариантные)

Слайд 18Типы помет

Типы помет

Слайд 19Типы помет

Типы помет

Слайд 20 Классификация норм
2)Нормы по уровням языка:
акцентологические (правила постановки ударений в

словах) и орфоэпические (правила произношения отдельных буквосочетаний в словах),
лексические

(связаны с употреблением единиц лексического уровня языка в точном значении),
грамматические: словообразовательные, морфологические и синтаксические (регламентируют образование слов, выбор нужных грамматических форм и грам­матических конструкций),
стилистические









Классификация норм 2)Нормы по уровням языка: акцентологические (правила постановки ударений в словах) и орфоэпические (правила произношения

Слайд 21 Классификация норм


3)Нормы орфографические и пунктуационные









Классификация норм 3)Нормы орфографические и пунктуационные

Слайд 22Языковая неправильность
- на фонетическом уровне
- на лексическом уровне
- на морфологическом

уровне
- на синтаксическом уровне
- на уровне оформления письменной речи

Языковая неправильность- на фонетическом уровне- на лексическом уровне- на морфологическом уровне- на синтаксическом уровне- на уровне оформления

Слайд 23Языковая неправильность на фонетическом уровне
Языковая неправильность на фонетическом уровне –

это нарушения акцентологических и орфоэпических норм, не оправданные коммуникативной целью

говорящего

Нарушения акцентологических норм связаны с особенностями русского ударения. Оно
-свободное
-подвижное
Нарушения орфоэпических норм связаны с их изменчивость, а также влиянием письменности

Языковая неправильность на фонетическом уровнеЯзыковая неправильность на фонетическом уровне – это нарушения акцентологических и орфоэпических норм, не

Слайд 24 Языковая неправильность на фонетическом уровне
Трудные случаи в произношении:
нарушение акцентологических норм:

ходатайство, обеспечение и др.
произношение [чн] и [шн]: конечно, нарочно, прачечная,

скучно, Никитична и др.
Языковая неправильность на фонетическом уровнеТрудные случаи в произношении:нарушение акцентологических норм: ходатайство, обеспечение и др.произношение [чн] и

Слайд 25 Языковая неправильность на фонетическом уровне
Трудные случаи в произношении:
твердое или мягкое

произношение согласного перед [э] в иноязычных словах: артерия, музей, крем

др.
гласные звуки [э] и [о] под ударением после мягкого согласного: афера, опека, свекла и др.
Языковая неправильность на фонетическом уровнеТрудные случаи в произношении:твердое или мягкое произношение согласного перед [э] в иноязычных

Слайд 26Орфоэпические словари

!!!«Орфоэпический словарь русского языка»
под ред. Р. И. Аванесова

– наиболее авторитетное издание данного типа.
Либо: «Орфоэпический словарь русского

языка»
И. Л. Резниченко
Орфоэпические словари!!!«Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова – наиболее авторитетное издание данного типа. Либо:

Слайд 27Несмысловые речевые погрешности.
Языковая неправильность на морфологическом уровне
2018

Несмысловые речевые погрешности. Языковая неправильность на морфологическом уровне2018

Слайд 28 Языковая неправильность на морфологическом уровне
Языковая неправильность на морфологическом уровне –

это нарушение норм словообразования и словоизменения, не оправданное коммуникативной целью

говорящего
Обычно классифицируется по частям речи

Причины:
Незнание норм литературного языка
Вариантность норм и влияние аналогии

Языковая неправильность на морфологическом уровнеЯзыковая неправильность на морфологическом уровне – это нарушение норм словообразования и словоизменения,

Слайд 29Языковая неправильность на морфологическом уровне
Имя существительное

Трудные случаи в образовании:
сложности

в определении рода (заимствованные несклоняемые существительные, аббревиатуры, географические наименования)
склонение имен

собственных
сложности в образовании формы именительного падежа мн. числа;
сложности в образовании формы родительного падежа мн. числа существительных;


Языковая неправильность на морфологическом уровнеИмя существительное Трудные случаи в образовании:сложности в определении рода (заимствованные несклоняемые существительные, аббревиатуры,

Слайд 30Определение рода имен существительных
Род
мужской
женский
средний
общий (Саша, Корниенко, неряха,

невежа. плакса)

!Ср: врач, директор…


Определение рода имен существительныхРодмужской женский средний общий (Саша, Корниенко, неряха, невежа. плакса) !Ср: врач, директор…

Слайд 31 Род заимствованных несклоняемых существительных



одушевленные неодушевленные
Все к муж.роду В основном ср.род:
жалюзи, аутодафе, бра,
Ж.р.: мисс, фрау, мадам жен.р.: авеню, салями,
иваси, цеце, колибри кольраби

муж.р. и ср.: - некоторые названия ветров
- названия танцев
- названия спиртных напитков
- названия языков

! Общий род: протеже, хиппи, визави
Род заимствованных несклоняемых существительных

Слайд 32Род аббревиатур

Звуковая

буквенная

Изменяемая

неизменяемая
(род по форме
слова: вуз – м.р
ТЮЗ, МИД – м.р.)

род по базовому слову


Род аббревиатурЗвуковая

Слайд 33Склонение географических названий
Несклоняемые собственные имена, называющие географические объекты, от-носятся к

тому же роду, что и нарицательные существительные, обозначающие соответствующее родовое

понятие: зимний Хельсинки (город – слово м.р.), величавая Миссисипи (река – слово ж.р.), пострадавший от урагана Миссисипи (штат – слово м.р.).
Склонение географических названийНесклоняемые собственные имена, называющие географические объекты, от-носятся к тому же роду, что и нарицательные существительные,

Слайд 34Склонение фамилий:
Склоняются фамилии на согласный м.р.: Шевчука, Кинаша, Бондарчука (искл.:

на –ых, их)
Не склоняются на согласный, если ж.р. или семейная

пара; иностранные фамилии на гласный;
Фамилии, созвучные нарицательным существительным склонять не рекомендуется.

Склонение фамилий:Склоняются фамилии на согласный м.р.: Шевчука, Кинаша, Бондарчука (искл.: на –ых, их)Не склоняются на согласный, если

Слайд 35Имя существительное
Сложности в образовании формы именительного падежа множественного числа
Закономерность:


Имя существительноеСложности в образовании формы именительного падежа множественного числаЗакономерность:

Слайд 36 Форма родительного падежа множественного числа

Форма родительного падежа множественного числа

Слайд 37Языковая неправильность на морфологическом уровне
Имя прилагательное. Наречие

-Употребление кратких форм прилагательных:


Как светл праздник Пасхи Христовой!

Употребление сравнительной и превосходной степеней

сравнения прилагательных:
Авиация – самый лучший способ передвижения.

Наречие: вовнутрь (вм. внутрь), навряд ли (вм. вряд ли), напополам (вм.пополам) и др.

Языковая неправильность на морфологическом уровнеИмя прилагательное. Наречие-Употребление кратких форм прилагательных: Как светл праздник Пасхи Христовой! Употребление сравнительной

Слайд 38Языковая неправильность на морфологическом уровне
Имя прилагательное. Наречие

-Употребление кратких форм прилагательных:


Как светл праздник Пасхи Христовой!

Употребление сравнительной и превосходной степеней

сравнения прилагательных:
Авиация – самый лучший способ передвижения.

Наречие: вовнутрь (вм. внутрь), навряд ли (вм. вряд ли), напополам (вм.пополам) и др.

Языковая неправильность на морфологическом уровнеИмя прилагательное. Наречие-Употребление кратких форм прилагательных: Как светл праздник Пасхи Христовой! Употребление сравнительной

Слайд 39Степени сравнения качественных прилагательных
Сравнительная степень




Не образуют простых форм качественные прилагательные:
бывалый,

усталый, блестящий..
Грубоватый, здоровенный..
Гнедой, карий, русый…


Степени сравнения качественных прилагательныхСравнительная степеньНе образуют простых форм качественные прилагательные:бывалый, усталый, блестящий..Грубоватый, здоровенный..Гнедой, карий, русый…

Слайд 40Степени сравнения качественных прилагательных
Превосходная степень

Степени сравнения качественных прилагательныхПревосходная степень

Слайд 41Языковая неправильность на морфологическом уровне
Местоимение
1. Трудности в употреблении личных и

относительных местоимений:

! Личное местоимение должно относиться к ближайшему существительному.

Сестра поступила

в цирковую труппу, она скоро уезжает на гастроли.



Языковая неправильность на морфологическом уровнеМестоимение1. Трудности в употреблении личных и относительных местоимений:! Личное местоимение должно относиться к

Слайд 42Языковая неправильность на морфологическом уровне
Местоимение
2. Трудности в образовании и употреблении

форм определительных и притяжательных местоимений:

Когда общество не уважает самоё себя,

никто и государство это не уважает.
Мы помогаем решать ихние маленькие локальные проблемы.

! Притяжательное местоимение «свой» должно обозначать принадлежность предмета лицу, названному подлежащим.
Эти качества пригодятся ему в своей работе

Языковая неправильность на морфологическом уровнеМестоимение2. Трудности в образовании и употреблении форм определительных и притяжательных местоимений:Когда общество не

Слайд 43Языковая неправильность на морфологическом уровне
Лексико-грамматические разряды числительных:
Количественные

Дробные

Собирательные

Порядковые

Языковая неправильность  на морфологическом уровнеЛексико-грамматические разряды числительных:КоличественныеДробныеСобирательные Порядковые

Слайд 44Языковая неправильность на морфологическом уровне
Имя числительное
Трудности
в склонении дробных, количественных,

собирательных и порядковых числительных:
В послании выражалось беспокойство о двухсот

призывниках Свердловской области… (=>о двухстах).
Вещание идет на волне четыре и двадцать два сотых метра (=> двадцать две сотых)






Языковая неправильность на морфологическом уровнеИмя числительноеТрудности в склонении дробных, количественных, собирательных и порядковых числительных: В послании выражалось

Слайд 45Языковая неправильность на морфологическом уровне
Имя числительное
Трудности
2) в использовании собирательных

числительных:
Она воспитала троих дочерей (норма: трех)

3) ошибки в образовании форм

составных порядковых числительных:
В наших планах создание в двухтысячепервом году новой кафедры (=> в две тысячи первом)
4) ошибки в образовании и употреблении форм местоименного числительного «оба-обе»:
С обоих сторон подходили танки (=>с обеих сторон).





Языковая неправильность на морфологическом уровнеИмя числительноеТрудности 2) в использовании собирательных числительных:Она воспитала троих дочерей (норма: трех)3) ошибки

Слайд 46Склонение количественных числительных

Склонение количественных числительных

Слайд 47 40, 90 100
Им., вин. падеж – сорок □, девяносто,

сто
Р.,Д.,Т.,П. - сорока, девяноста, ста
Дробные

числительные:

И.,В.- полтора, полтораста
Р.,Д.,Т.,П.– полутора, полутораста
Порядковые числительные:
Сто тридцать первый (131-й), две тысячи пятый (2005-й), двухтысячный (2000-й), одна тысяча семьсот сорок первый (1741-й)….
40, 90 100  Им., вин. падеж – сорок □, девяносто, стоР.,Д.,Т.,П.

Слайд 48Собирательные числительные
Сочетаются только с некоторыми группами слов:
с существительными мужского и

общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;
с существительными,

имеющими формы только множественного числа: двое саней, трое ножниц;
с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;
с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, вас трое, их было пятеро.
С названиями детенышей, но НЕ с названиями животных.
! Не рекомендуется использовать с существительными, называющими лиц женского пола (к примеру, сочетание «пятеро учениц» неверно).
Собирательные числительныеСочетаются только с некоторыми группами слов:с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое

Слайд 49Языковая неправильность на морфологическом уровне
Глагол
Трудности в образовании некоторых глагольных форм:
1лица

ед.числа: ощутить, победить, пылесосить и др.;
3 лица ед.числа: полощет, сыплет,

щиплет и др.;
- формы глаголов с основной на г,к,х: жжем, извлечем, стечет и др.



Языковая неправильность на морфологическом уровнеГлаголТрудности в образовании некоторых глагольных форм:1лица ед.числа: ощутить, победить, пылесосить и др.;3 лица

Слайд 50Языковая неправильность на морфологическом уровне
Глагол
Трудности в образовании некоторых глагольных форм:
-

повелительного наклонения: положи, поезжай;
попытка образовать причастия будущего времени или сослагательного

наклонения: Начнется все равно эра читателей, откроющих эмигрантскую поэзию (норма: которые откроют)



Языковая неправильность на морфологическом уровнеГлаголТрудности в образовании некоторых глагольных форм:- повелительного наклонения: положи, поезжай;попытка образовать причастия будущего

Слайд 51Несмысловые речевые погрешности.
Языковая неправильность на лексическом уровне
2018

Несмысловые речевые погрешности. Языковая неправильность на лексическом уровне2018

Слайд 52Языковая неправильность на лексическом уровне
Языковая неправильность на лексическом уровне –

это нарушение норм употребления лексических единиц, не оправданное коммуникативной целью

говорящего.
По классификации Л. М. Майдановой:
Можно выделить
Нарушения смысловой сочетаемости слов
Некорректное использование фразеологизмов
Неясность лексического значения слова


Языковая неправильность на лексическом уровнеЯзыковая неправильность на лексическом уровне – это нарушение норм употребления лексических единиц, не

Слайд 53Нарушение смысловой сочетаемости слов
! Основная причина – влияние аналогии:
Сближение сходных

по значению слов, в результате которого одно из них ненормативно

оказывается в контексте, предназначенном для другого (= неудачный выбор синонима):

Мы более плотно задумались над этой проблемой
В стране развернулись крупные политические страсти
Я озадачен ситуацией, которая происходит в Екатеринбурге
Нарушение смысловой сочетаемости слов! Основная причина – влияние аналогии:Сближение сходных по значению слов, в результате которого одно

Слайд 54Нарушение смысловой сочетаемости слов
! Основная причина – влияние аналогии:
Неудачный выбор

синонима:
1. Мы более плотно задумались над этой проблемой (=> Мы

глубоко задумались над этой проблемой)
В стране развернулись политические страсти (=>В стране бушуют политические страсти)
Я озадачен ситуацией, которая происходит в Екатеринбурге (=>Я озадачен ситуацией, которая складывается в Екатеринбурге)
Нарушение смысловой сочетаемости слов! Основная причина – влияние аналогии:Неудачный выбор синонима:1. Мы более плотно задумались над этой

Слайд 55Нарушение смысловой сочетаемости слов
! Основная причина – влияние аналогии:
2. Сближение

слов по смежности, т.е. метонимическая замена нужного слова ошибочно употребляемым
Цены

на зарубежные товары в этом сегменте дороже, чем на отечественные
Температура воздуха прогреется только до пятнадцати градусов .
Нарушение смысловой сочетаемости слов! Основная причина – влияние аналогии:2. Сближение слов по смежности, т.е. метонимическая замена нужного

Слайд 56Нарушение смысловой сочетаемости слов
! Основная причина – влияние аналогии:
2. Сближение

слов по смежности, т.е. метонимическая замена нужного слова ошибочно употребляемым
Цены

на зарубежные товары в этом сегменте дороже, чем на отечественные (=> Цены на зарубежные товары в этом сегменте выше, чем на отечественные
Температура воздуха прогреется только до пятнадцати градусов (=> Воздух прогреется до 15 градусов; температура поднимется до 15 градусов)
Нарушение смысловой сочетаемости слов! Основная причина – влияние аналогии:2. Сближение слов по смежности, т.е. метонимическая замена нужного

Слайд 57Нарушение смысловой сочетаемости слов
! Основная причина – влияние аналогии:
3. Смешение

паронимов (однокоренных и (реже) разнокоренных)
Поставьте роспись в этой графе
В продаже

появился новый мутирующий крем


Нарушение смысловой сочетаемости слов! Основная причина – влияние аналогии:3. Смешение паронимов (однокоренных и (реже) разнокоренных)Поставьте роспись в

Слайд 58Нарушение смысловой сочетаемости слов
! Основная причина – влияние аналогии:
3. Смешение

паронимов (однокоренных и (реже) разнокоренных)
Поставьте роспись в этой графе (=>

Поставьте подпись в этой графе.
Роспись – живопись на стенах, потолках, предметах быта. Художественная р. Древнерусские росписи. [СОШ 2005: 684] Подпись – 2.Собственноручно написанная фамилия. Поставить свою п. Дать бумагу на п. [СОШ 2005: 541]
В продаже появился новый мутирующий крем (=> матирующий)

Нарушение смысловой сочетаемости слов! Основная причина – влияние аналогии:3. Смешение паронимов (однокоренных и (реже) разнокоренных)Поставьте роспись в

Слайд 59Нарушение смысловой сочетаемости слов
4. Нарушение смысловой сочетаемости в результате некорректного

может нарушаться в ряду однородными членами
Здесь подготовят и повысят квалификацию

вашего интернет-маркетолога.
=> Здесь для вас подготовят интернет-маркетолога или повысят квалификацию вашего специалиста.

Нарушение смысловой сочетаемости слов4. Нарушение смысловой сочетаемости в результате некорректного может нарушаться в ряду однородными членамиЗдесь подготовят

Слайд 60Нарушение смысловой сочетаемости слов
5*. Некорректное построение словосочетания с наречием «очень»

и некоторыми другими показателями степени признака.

Это очень уникальный объект. =>
Это

уникальный объект.
Уникальный – единственный в своем роде, неповторимый [СОШ 2005: 681]
Нарушение смысловой сочетаемости слов5*. Некорректное построение словосочетания с наречием «очень» и некоторыми другими показателями степени признака.Это очень

Слайд 61Языковая неправильность на лексическом уровне
Некорректное использование фразеологизмов – устойчивых выражений

с самостоятельным значением
(! у нас – широкое понимание фразеологизмов,

в число которых также включаются заработная плата, оказать влияние, мягкий знак, божья коровка и т.д.)


Языковая неправильность на лексическом уровнеНекорректное использование фразеологизмов – устойчивых выражений с самостоятельным значением (! у нас –

Слайд 62Языковая неправильность на лексическом уровне
Некорректное использование фразеологизмов
Контаминация (смешение) фразеологических

оборотов:
Этому направлению не придавали столь пристального внимания («уделять внимание»

и «придавать значение»);
Это оказывает первостепенное значение («оказывать влияние» и «иметь значение», в том числе и первостепенное).


Языковая неправильность на лексическом уровнеНекорректное использование фразеологизмов Контаминация (смешение) фразеологических оборотов: Этому направлению не придавали столь пристального

Слайд 63Языковая неправильность на лексическом уровне
Некорректное использование фразеологизмов
2. Замена слова

во фразеологизме (не в результате контаминации, а в результате сближения:

по сходству значения, по смежности или по сходству звучания):
Теперь терпению стариков пришел предел (=> пришел конец; синонимическая замена);
Бандиты понесут ответственность (=>понесут наказание; метонимическая замена слова: ответственность и наказание – элементы одной ситуации);
Языковая неправильность на лексическом уровнеНекорректное использование фразеологизмов 2. Замена слова во фразеологизме (не в результате контаминации, а

Слайд 64Языковая неправильность на лексическом уровне
Некорректное использование фразеологизмов
2. Замена слова

во фразеологизме (не в результате контаминации, а в результате сближения:

по сходству значения, по смежности или по сходству звучания):
Теперь терпению стариков пришел предел (=> пришел конец; синонимическая замена);
Бандиты понесут ответственность (=>понесут наказание; метонимическая замена слова: ответственность и наказание – элементы одной ситуации);
Языковая неправильность на лексическом уровнеНекорректное использование фразеологизмов 2. Замена слова во фразеологизме (не в результате контаминации, а

Слайд 65Языковая неправильность на лексическом уровне
Некорректное использование фразеологизмов
3. Вставка во

фразеологизм нового слова (новых слов):
Тут могут оказать очень медвежью

услугу ныне расплодившиеся экстрасенсы (=>оказать медвежью услугу)
Эта схема тоже имеет место быть (=> схема имеет место)
фразеологизм «ИМЕТЬ МЕСТО»
в значении «быть»
Языковая неправильность на лексическом уровнеНекорректное использование фразеологизмов 3. Вставка во фразеологизм нового слова (новых слов): Тут могут

Слайд 66Языковая неправильность на лексическом уровне
Некорректное использование фразеологизмов
4. Прочие модификации

фразеологизмов: усечение, перестановка элементов, вставка слов, изменение грамматических связей составляющих

их единиц.
Состояние жилого фонда желает оставлять лучшего (=> ??)

Языковая неправильность на лексическом уровнеНекорректное использование фразеологизмов 4. Прочие модификации фразеологизмов: усечение, перестановка элементов, вставка слов, изменение

Слайд 67Языковая неправильность на лексическом уровне
Неясность лексического значения слова
Причины:
Дефект авторской мысли

(говорящий не знает значения слова или представляет его только приблизительно)
Говорящий

не учитывает особенности словарного запаса адресата (большое количество заимствованных единиц, жаргонные единицы, профессионализмы, термины и т.д.)
Языковая неправильность на лексическом уровнеНеясность лексического значения словаПричины:Дефект авторской мысли (говорящий не знает значения слова или представляет

Слайд 68Языковая неправильность на лексическом уровне
Неясность лексического значения слова
Любовь к России

зиждет теми, кто работает в обществе защиты культуры (зиждить –

«создавать, творить, строить» - СлРЯ 1: 610. Возможная правка: любовь движет теми).


Языковая неправильность на лексическом уровнеНеясность лексического значения словаЛюбовь к России зиждет теми, кто работает в обществе защиты

Слайд 69Несмысловые речевые погрешности.
Языковая неправильность
на синтаксическом уровне
2018

Несмысловые речевые погрешности. Языковая неправильность на синтаксическом уровне2018

Слайд 70Языковая неправильность на синтаксическом уровне
Языковая неправильность на синтаксическом уровне –

это нарушение синтаксических норм (то есть правил, регулирующих порядок и

связь слов в предложении и словосочетании), не оправданное коммуникативной целью адресанта

Типология

1. Речевые погрешности на уровне словосочетания
2. Речевые погрешности на уровне предложения
Языковая неправильность на синтаксическом уровнеЯзыковая неправильность на синтаксическом уровне – это нарушение синтаксических норм (то есть правил,

Слайд 71Языковая неправильность на синтаксическом уровне
Речевые погрешности на уровне словосочетания
Некорректное построение

словосочетаний со связью согласование:
нарушение согласования по роду: За три дня

произошло семьдесят один пожар (=>произошел семьдесят один пожар) Там располагался штаб-квартира этого казачьего образования (=> ??)
нарушение согласования по числу: Министерство прислали нам новые инструкции (=> ??)
нарушение согласования по падежу и введение ненормативного согласования по падежу: Нам было бы очень приятно видеть на соревнованиях такую команду, как «Уралочку» (=>такую команду, как «Уралочка»).
Языковая неправильность на синтаксическом уровнеРечевые погрешности на уровне словосочетанияНекорректное построение словосочетаний со связью согласование:нарушение согласования по роду:

Слайд 72Языковая неправильность на синтаксическом уровне
Речевые погрешности на уровне словосочетания
2) Некорректное

построение словосочетаний со связью управление:

употребление предложной конструкции вместо беспредложной (оплатите

за проезд вместо нормативного оплатите проезд)


Языковая неправильность на синтаксическом уровнеРечевые погрешности на уровне словосочетания2) Некорректное построение словосочетаний со связью управление:употребление предложной конструкции

Слайд 73Языковая неправильность на синтаксическом уровне
Речевые погрешности на уровне словосочетания
Некорректное построение

словосочетаний со связью управление:
неверный выбор предлога:
Его поведение говорит за

то, что он не прав.
Она приехала из Алтая.
Специалисты дают консультации о своем выставленном материале.
Мы не можем убедить его о том, что здесь есть состав преступления.
неверный выбор падежной формы при предлоге:
Благодаря хорошего здоровья, ему быстро удалось восстановиться после болезни.

Языковая неправильность на синтаксическом уровнеРечевые погрешности на уровне словосочетанияНекорректное построение словосочетаний со связью управление:неверный выбор предлога: Его

Слайд 74Языковая неправильность на синтаксическом уровне
Некоторые правила построения словосочетаний со связью

управление:
Глаголы речи, мысли и чувства при себе требуют зависимого существительного

в форме предложного падежа с предлогом О (реже ПРО): думаю о сестре, сообщил о неизбежном, скучаю о доме.
С административно-географическими наименованиями (названиями городов, районов, областей, республик, стран) употребляются предлоги В и ИЗ: в Ирбит – из Ирбита, в Сибирь – из Сибири, в Германии – из Германии. С названием гор употребляются предлоги НА и С: на Урал – с Урала. При названии предприятий употребляется предлог НА (на радио, на заводе), при названии учебных заведений – предлог В (в колледже, в академии).
Языковая неправильность на синтаксическом уровнеНекоторые правила построения словосочетаний со связью управление:Глаголы речи, мысли и чувства при себе

Слайд 75Языковая неправильность на синтаксическом уровне
Некоторые правила построения словосочетаний со связью

управление:

3) Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только с дательным падежом

(благодаря хорошему здоровью, согласно уставу, вопреки неудачам). Предлоги ввиду, вследствие управляются родительным падежом (ввиду опоздания поезда, вследствие травм).


Языковая неправильность на синтаксическом уровнеНекоторые правила построения словосочетаний со связью управление:3) 	Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только

Слайд 76Языковая неправильность на синтаксическом уровне
Речевые погрешности на уровне словосочетания
3) Некорректное

построение словосочетаний со связью примыкание:

Мы поднимаем вопрос организовать совещание экономистов

области (=> вопрос об организации).

Языковая неправильность на синтаксическом уровнеРечевые погрешности на уровне словосочетания3) Некорректное построение словосочетаний со связью примыкание:Мы поднимаем вопрос

Слайд 77Языковая неправильность на синтаксическом уровне
Речевые погрешности на уровне предложения
Ошибки

в порядке слов: Если есть государство, значит, есть бюрократы, и

их надо, чтобы было как можно меньше (=>: надо, чтобы их было меньше).
Правило?
*К каким ошибкам могут приводить эти погрешности?
2) Пропуск связки в составном именном сказуемом: Не менее важным фактором – это то, что халатное отношение к своему здоровью со стороны самого пациента
3) * Ошибки в употреблении оборота «такой как»: После передачи у нас будет много подарков, таких как книг, дисков с записями песен (норма: таких как книги, кассеты).
Языковая неправильность на синтаксическом уровнеРечевые погрешности на уровне предложения Ошибки в порядке слов: Если есть государство, значит,

Слайд 78Языковая неправильность на синтаксическом уровне
Речевые погрешности на уровне предложения
4)

- Ошибки в употреблении однородных членов предложения:
а) ошибки в соединении

однородных членов: Наш коллектив не только исполняет известные хиты, но и новые песни.
(!сопоставительный союз соединяет равноправные элементы).

б) ошибки в связях однородных членов с другими словами предложения: Депутат на приемах избирателей должен выслушать и разобраться в ситуациях (=> должен выслушать посетителей и разобраться в ситуациях).

Языковая неправильность на синтаксическом уровнеРечевые погрешности на уровне предложения 4) - Ошибки в употреблении однородных членов предложения:а)

Слайд 79Языковая неправильность на синтаксическом уровне
Речевые погрешности на уровне предложения
5)

Ошибки в употреблении деепричастного оборота
Оглянувшись на прожитое, невольно напрашиваются выводы…

=>
Когда оглядываешься на прожитое, невольно напрашиваются выводы;
оглянувшись на прожитое, я невольно сделал вывод, что…
Языковая неправильность на синтаксическом уровнеРечевые погрешности на уровне предложения 5) Ошибки в употреблении деепричастного оборотаОглянувшись на прожитое,

Слайд 80Несмысловые речевые погрешности.
Плеоназм
2018

Несмысловые речевые погрешности. Плеоназм2018

Слайд 81Плеоназм
Плеоназм – это речевая избыточность, не оправданная целями говорящего
Плеоназм
Универсальные слова
Тавтология

ПлеоназмПлеоназм – это речевая избыточность, не оправданная целями говорящегоПлеоназмУниверсальные словаТавтология

Слайд 82Плеоназм
Универсальные слова – это слова чаще всего из официально-делового стиля,

которые обладают диффузной семантикой (размытым значением) и могут быть исключены

из высказывания без ущерба для смысла.
Они внесли большой вклад в дело борьбы с наркоторговлей
ПлеоназмУниверсальные слова – это слова чаще всего из официально-делового стиля, которые обладают диффузной семантикой (размытым значением) и

Слайд 83 Тавтология
это плеонастическое выражение, в котором одно и то же содержание

передается путем буквального или прибли­зительного повторения без установки на выразительный

эффект: прейскурант цен, более успешнее
Возникает потому, что значение одного из слов пол­ностью включает в себя значение другого слова или потому, что слова синонимичны. Правка: оставить в высказывании один из двух элементов.

Тавтологияэто плеонастическое выражение, в котором одно и то же содержание передается путем буквального или прибли­зительного повторения

Слайд 84 Типы тавтологии
По языковым уровням:
1. Тавтология на грамматическом уровне: тавтологичные формы

степеней сравне­ния прилагательных и наречий: Фирма стала работать более успеш­нее;

Мы должны привести людей к более лучшей жизни

Типы тавтологииПо языковым уровням:1. Тавтология на грамматическом уровне: тавтологичные формы степеней сравне­ния прилагательных и наречий: Фирма

Слайд 85 Типы тавтологии
2. Тавтология на лексическом уров­не, 1) при которой нарушаются

нормы смысловой сочетаемости слов:
Надо сказать, что добрый фундамент в

основу ее характера был заложен еще родителями. - Фундамент – «база, опора», основа – «источник, базис.


Типы тавтологии2. Тавтология на лексическом уров­не, 1) при которой нарушаются нормы смысловой сочетаемости слов: Надо сказать,

Слайд 86 Типы тавтологии
Предполагаемый район заготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров.

- Изобиловать – «иметь в изобилии, распола­гать большим количеством кого-,

чего-н.»

Типы тавтологии Предполагаемый район заготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров. - Изобиловать – «иметь в изобилии,

Слайд 87 Тавтология
2. Тавтология на лексическом уров­не, 2)которая может возникать в ряду

однородных членов: Автоматизм? Да, но автоматизм сознательный, где каждым движе­нием

управляет ум, интеллект, мастерство. - Интеллект – «ум, рас­судок, мыслительная способность у человека»
Тавтология2. Тавтология на лексическом уров­не, 2)которая может возникать в ряду однородных членов: Автоматизм? Да, но автоматизм

Слайд 88Анализ погрешностей


Есть ли в высказывании ошибка? Если да, то проанализируйте

высказывание по методике

Анализ погрешностейЕсть ли в высказывании ошибка? Если да, то проанализируйте высказывание по методике

Слайд 89Методика анализа речевых погрешностей
1. Понятна ли главная мысль? Смысловая или

несмысловая погрешность допущена автором?
2. Если погрешность несмысловая, то это плеоназм

или языковая неправильность речи (на фонетическом, морфологическом, лексическом или синтаксическом уровнях)?
3. Если погрешность смысловая, то это алогизм (указать его тип), каламбурность, неясность, нечеткость или бессодержательность?
4. Причина ошибки с точки зрения адресата?
5. Исправленный вариант.

Методика анализа речевых погрешностей1. Понятна ли главная мысль? Смысловая или несмысловая погрешность допущена автором?2. Если погрешность несмысловая,

Слайд 90 Смысловые речевые погрешности
Алогизм
Каламбурность
Неясность речи
Нечеткость речи
Бессодержательность речи


Смысловые речевые погрешностиАлогизмКаламбурностьНеясность речиНечеткость речиБессодержательность речи

Слайд 91Алогизмы
Алогизмы – погрешности в изложении, связанные с нарушением законов логи­ки

и правил операций с понятиями.

АлогизмыАлогизмы – погрешности в изложении, связанные с нарушением законов логи­ки и правил операций с понятиями.

Слайд 92Алогизмы
Нарушения закона тождества
Закон тождества требует постоянства объема и содержания понятия

на протяжении рассуждения.

К нему можно обратиться по любому вопросу… Не

откажет, сделает, и сделает на совесть (Варианты правки: «к нему можно обратиться с любой просьбой – не откажет, сделает» или «к нему можно обратиться по любому вопросу – разбе­рется и в случае нужды поможет»)
Причина – неудачное языковое оформление (неудачный выбор слова)

Алогизмы Нарушения закона тождестваЗакон тождества требует постоянства объема и содержания понятия на протяжении рассуждения.К нему можно обратиться

Слайд 93Алогизмы
2. Нарушения закона противоречия
Закон противоречия: два суждения, из которых в

одном утверждается нечто о предмете мысли («А есть В»), а

в другом то же самое отрицается об этом же предмете мысли («А не есть В»), не мо­гут быть сразу истинными (если при этом признак В утверждается или отрицается о предмете мысли А, рассматриваемом в одно и то же вре­мя и в одном и том же отношении)»
Алогизмы2. Нарушения закона противоречияЗакон противоречия: два суждения, из которых в одном утверждается нечто о предмете мысли («А

Слайд 94Алогизмы
2. Нарушения закона противоречия
Я не думаю о съемках, разве что

во сне. Да и то, рано просну­вшись, вдруг вспомнишь какую-то

тему и бежишь к столу записать. Иначе и быть не может. Тот не журналист, кто постоянно не думает о съемках, о композиции.
Причина – неудачное оформление письменной речи (лишняя запятая).
Вариант правки: Я не думаю о съемках разве что во сне…

Алогизмы2. Нарушения закона противоречияЯ не думаю о съемках, разве что во сне. Да и то, рано просну­вшись,

Слайд 95Алогизмы
3. Нарушения закона достаточного основания
Закон достаточного основания требует обоснованности, аргументированности

суждений. В качестве аргумента может использоваться ссылка на факт, логически

строго построенное доказательство.

Алогизмы3. Нарушения закона достаточного основанияЗакон достаточного основания требует обоснованности, аргументированности суждений. В качестве аргумента может использоваться ссылка

Слайд 96Алогизмы
С приходом весны особенно хочется выглядеть привлекательно, современно и недорого
Причина

– пропуск смыслового звена. Вариант правки: С приходом весны осо­бенно

хочется выглядеть привлекательно и современно. Хорошо бы еще, чтобы все это обошлось не слишком дорого.


АлогизмыС приходом весны особенно хочется выглядеть привлекательно, современно и недорогоПричина – пропуск смыслового звена. Вариант правки: С

Слайд 97Алогизмы
4. Нарушения правил определения понятия
Определение понятия должно включать в себя

достаточное, но не чрезмерное количество существенных признаков, что позволяет четко

отграничить одно понятие от другого.
К сожалению, наша фабрика, по словам начальника про­изводственного отдела, не приспособлена к пошиву изящной продукции, ее оборудование рассчитано только на выпуск массовой обуви
 

Алогизмы4. Нарушения правил определения понятияОпределение понятия должно включать в себя достаточное, но не чрезмерное количество существенных признаков,

Слайд 98Алогизмы
4. Нарушения правил определения понятия
К сожалению, наша фабрика, по словам

начальника про­изводственного отдела, не приспособлена к пошиву изящной продукции, ее

оборудование рассчитано только на выпуск массовой обуви
Причина ошибки – неудачное языковое оформление (противопоставление «изящная обувь – обувь массового пошива») и пропуск смыслового звена
Вариант правки: Техника на фабрике не приспособлена для тонких операций, поэтому те или иные детали не могут быть выполнены, а это сказывается на внешнем виде обуви.
 

Алогизмы4. Нарушения правил определения понятияК сожалению, наша фабрика, по словам начальника про­изводственного отдела, не приспособлена к пошиву

Слайд 99Алогизмы
5. Нарушения правил классификации и деления объема понятий
Правила классификации и

деления объема понятий требуют единст­ва основания членения, равенства объемов членимого

и элементов членения, взаимоисключения элементов членения
Алогизмы5. Нарушения правил классификации и деления объема понятийПравила классификации и деления объема понятий требуют единст­ва основания членения,

Слайд 100Алогизмы
5. Нарушения правил классификации и деления объема понятий
Экспонаты изображали птиц,

зверей, природу, сюжеты из сказок
Причина – неудачный выбор слова (замена

по смежности).
Возмо­жная правка: «Экспонаты изображали птиц, зверей, пейзажи, сюжеты из сказок».

Алогизмы5. Нарушения правил классификации и деления объема понятийЭкспонаты изображали птиц, зверей, природу, сюжеты из сказокПричина – неудачный

Слайд 101Каламбурность
(с точки зрения адресата) – это наличие у высказывания двух

смыслов, один из которых предусмотрен автором, а второй возник в

результате речевой погрешности.
Разыгрывается новая однокомнатная квартира на улице Белинского улучшенной планировки (произнесено без всяких пауз)
Я хочу выразить слова благодарности всем, кто запустил екатеринбургскую систему образования.
Причина возникновения погрешности – ?

Каламбурность(с точки зрения адресата) – это наличие у высказывания двух смыслов, один из которых предусмотрен автором, а

Слайд 102Каламбурность

Каламбурность

Слайд 103Нечеткость мысли
Наличие в высказывании дефекта, который затрудняет понимание его смысла
К

парикмахеру она пришла за тем имиджем, которого она хотела бы

поменять.

Причина возникновения погрешности – ?



Нечеткость мыслиНаличие в высказывании дефекта, который затрудняет понимание его смыслаК парикмахеру она пришла за тем имиджем, которого

Слайд 104Неясность речи
Речевая погрешность, при которой адресат либо не может перефразировать

высказывание, либо не имеет возможности выбрать один из двух смысловых

эквивалентов.
Состоялась встреча с очень довольно-таки известным бизнесменом.
Неясность речиРечевая погрешность, при которой адресат либо не может перефразировать высказывание, либо не имеет возможности выбрать один

Слайд 105Бессодержательность речи
с позиции адресата – это отсутствие в тексте

новой для адресата информации при ожидании та­ковой и наличие новой

информации, несущественной в дан­ном акте общения
Те вопросы, какие есть, они действительно имеют место
Причина погрешности и вариант правки высказывания?



Бессодержательность речи с позиции адресата – это отсутствие в тексте новой для адресата информации при ожидании та­ковой

Слайд 106Бессодержательность речи
Нередко сборная школы по футболу выезжала на городские

со­ревнования, и не беда, что иной раз возвращаются игроки с

пораже­нием. Главное – ребята находят свои ошибки, пробуют силы и готовят себя к службе в армии. В спорте выигрывают все, даже те, кто проиг­рал дружескую встречу. «В здоровом теле здоровый дух», – говорили древние, этого же мнения придерживаются и юные футболисты.

Причина погрешности и вариант правки высказывания?




Бессодержательность речи Нередко сборная школы по футболу выезжала на городские со­ревнования, и не беда, что иной раз

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика