Разделы презентаций


Искусство Древней Греции

Содержание

Архаический период(VIII-VI века до н.э.) Раннее греческое искусство создает образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в молодости и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Работа Бажатарник Марии
Искусство Древней Греции

Работа Бажатарник МарииИскусство Древней Греции

Слайд 2Архаический период
(VIII-VI века до н.э.)
Раннее греческое искусство создает образы

Мужчины и Женщины в их идеальном варианте. Ни детство, ни

старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в молодости и зрелости жизненные силы находятся в расцвете и равновесии. В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек - куросы и коры.
Архаические скульптуры (как, впрочем, и классические) не были такими однообразно белыми, как мы представляем их сейчас. На многих сохранились следы раскраски. Посмотрим на куросов, или, как их иногда называют, "архаических Аполлонов".
Не так важно изобразил ли художник действительно Аполлона, или героя, или атлета. Он изображал Человека. Человек молод, обнажен. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Лицо не выражает никакого определенного переживания, или индивидуальных черт характера.
Статуи куросов создавались преимущественно на территории материковой Греции.
Женские статуи - коры - главным образом в малоазийских и островных городах. Женские фигуры были найдены при раскопках архаического афинского Акрополя, возведенного в VI в. до н.э. В этих корах идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив, фигура задрапировала покрывалом или легким одеянием - хитоном (в эпоху архаики женские фигуры еще не изображались обнаженными, в отличие от мужских). Коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, а глаза голубыми.
Архаический период(VIII-VI века до н.э.) Раннее греческое искусство создает образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте.

Слайд 3«Богиня с гранатом» из Кератеи (580—570 годы до н. э.)


«Аполлон Тенейский»
(560-550 годы до н. э.)

«Богиня с гранатом» из Кератеи (580—570 годы до н. э.) «Аполлон Тенейский» (560-550 годы до н. э.)

Слайд 4.
«Персей, убивающий Медузу»
«Мосхофор»
(570 год до н. э)
Кора с

Афинского Акрополя
(510 год до н. э.)

. «Персей, убивающий Медузу»«Мосхофор» (570 год до н. э)Кора с Афинского Акрополя (510 год до н. э.)

Слайд 5Классический период
(V-IV века до н.э.)
Высшей точки экономического, политического и культурного

подъема Греция достигла в середине V в. до н.э. после

победы, одержанной союзом греческих городов над могущественной Персией.
В стиле греческой классики слиты чувственная непосредственность и рациональность.
"Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности",- говорил Перикл. Греки ценили разумность, равновесие и меру, но, вместе с тем, признавали силу страстей и чувственные радости.
Когда сейчас мы говорим "античное искусство", нам представляется музейные залы, уставленные статуями и увешанные по стенам обломками рельефов. Но тогда все выглядело иначе. Хотя у греков и были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), в подавляющей массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Статуи стояли на открытом воздухе, озаренные солнцем, возле храмов, на площадях, на берегу моря; возле них проходили шествия и праздники, спортивные игры. Как и в эпоху архаики, скульптура расцвечивалась.
Греческая скульптура частично уцелела в обломках и фрагментах. Большинство статуй известны нам по римским копиям, которые исполнялись во множестве, но часто не передавали красоты оригиналов.
Классический период(V-IV века до н.э.)Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине V в.

Слайд 6Сражения, схватки, подвиги героев... Этими воинственными сюжетами переполнено искусство ранней

классики. Например, знаменитые экземпляры греческой скульптуры в сокровищнице Сифноса в

Дельфах, северный фриз которой посвящён гигантомахии: битве богов с Гигантами. Гефест раздувает горн, чтобы поднять ветры против Гигантов, Кибела правит колесницей, запряженной львами, один из которых терзает Гиганта. Близнецы Артемида и Аполлон сражаются рядом...
Сражения, схватки, подвиги героев... Этими воинственными сюжетами переполнено искусство ранней классики. Например, знаменитые экземпляры греческой скульптуры в

Слайд 7Другой излюбленный комплекс мотивов - спортивные состязания. Темы рукопашных схваток,

конных состязаний, соревнований в беге, метании диска научили ваятелей изображать

человеческое тело в динамике. Теперь появляются сложные позы, смелые ракурсы, широкие жесты. Ярчайшим новатором выступил скульптор Мирон. Таков его знаменитый "Дискобол". Атлет наклонился и размахнулся перед броском, секунда - и диск полетит, атлет выпрямится. Но на эту секунду его тело замерло в положении очень сложном, однако уравновешенном.
Другой излюбленный комплекс мотивов - спортивные состязания. Темы рукопашных схваток, конных состязаний, соревнований в беге, метании диска

Слайд 8Бронзовая статуя "Возничий", найденная в Дельфах, - один из немногих

хорошо сохранившихся греческих подлинников. Она относится к раннему периоду строгого

стиля - примерно 470 г. до н.э. Этот юноша стоит очень прямо, ноги его босы, голова плотно охвачена посеребренной повязкой, инкрустированные глаза смотрят, как живые. Он сдержан, спокоен и вместе с тем исполнен энергии и воли. Как всякая выдающееся скульптура, "Возничий" в различных ракурсах открывает совершенно разные степени сосредоточенности и грани передачи эмоций. В одной этой бронзовой фигуре с её крепкой, литой пластикой можно почувствовать полную меру человеческого достоинства, как его понимали древние греки.
Бронзовая статуя

Слайд 9В их искусстве на этом этапе преобладали образы мужественные, но,

по счастью, сохранился и прекрасный рельеф с изображением Афродиты, выходящей

из моря - скульптурный триптих, верхняя часть которого отбита.

В центральной части богиня красоты и любви, "пенорожденная", поднимается из волн, поддерживаемая двумя нимфами, которые целомудренно ограждают её лёгким покрывалом.
На боковых частях триптиха две женские фигуры: одна обнаженная, играющая на флейте; другая, закутанная в покрывало, зажигает жертвенную свечу. Первая - гетера, вторая - жена, хранительница очага, как два лика женственности, находящиеся под покровительством Афродиты.
В их искусстве на этом этапе преобладали образы мужественные, но, по счастью, сохранился и прекрасный рельеф с

Слайд 10Еще один великий скульптор V века - Фидий родился в

Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил

скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос была выполнена из слоновой кости и золота.

«Афина Парфенос»

Еще один великий скульптор V века - Фидий родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового

Слайд 11Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию колоссальная статуя

Зевса для храма в Олимпии. Она достигали 13 метров в

высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Эту статую постигла жестокая участь - в V веке н.э. она была уничтожена христианским духовенством.
Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигали

Слайд 12Искусство другого великого ваятеля - Поликлета - устанавливает равновесие человеческой

фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну

ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его знаменитый “Дорифор” - юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название “Канон”.
Искусство другого великого ваятеля - Поликлета - устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с

Слайд 13Великое мастерство, достигнутое греческим искусством в V в., живо и

в IV, так что наиболее вдохновенные художественные памятники поздней классики

отмечены все той же печатью высшего совершенства.

Скопас, Пракситель и Лисипп — величайшие греческие ваятели поздней классики. По влиянию, которое они оказали на все последующее развитие античного искусства, творчество этих трех гениев может сравниться со скульптурами Парфенона. Каждый из них выразил свое яркое индивидуальное мироощущение, свой идеал красоты, свое понимание совершенства. Причем опять-таки в творчестве каждого это личное созвучно эпохе, воплощая те чувства, те вожделения современников, которые наиболее отвечали его собственным. Духовная стойкость и бодрая энергия, которыми дышит искусство ранней и зрелой классики, постепенно уступают место драматическому пафосу Скопаса или лирической созерцательности Праксителя.
Художников IV в. привлекают впервые прелесть детства, мудрость старости, вечное обаяние женственности.

«Битва греков с амазонками»
Скопас

«Артемида из Габий»
Пракситель

Великое мастерство, достигнутое греческим искусством в V в., живо и в IV, так что наиболее вдохновенные художественные

Слайд 14Пракситель славился особенной мягкостью лепки и мастерством обработки материала, способностью

в холодном мраморе передать теплоту живого тела. Единственным уцелевшим подлинником

Праксителя считают мраморную статую "Гермес с Дионисом", найденную в Олимпии.
Почти также мало осталось подлинных произведений резца Скопаса, но даже за этими обломками - дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба с какими-то враждебными силами, глубокие сомнения и скорбные переживания. Все это было, очевидно, свойственно его натуре и в то же время ярко выражало определенные настроения его времени. Частично сохранились рельефы фриза мавзолея в Галикарнасе (Малая Азия).
Большой славой у современников пользовалась "Менада". Скопас изобразил бурю дионисийской пляски, напрягающей все тело Менады, выгибающей торс, запрокидывающей голову. Мистерии Диониса разрешалось устраивать только раз в два года. Эти празднества были обычаем очень древним, как и сам культ Диониса, однако в искусстве стихия ранее не прорывалась с такой силой и открытостью, как в статуе Скопаса, и это, очевидно, было симптомом времени.

«Афродита Книдская»
Пракситель

«Гермес с Дионисом»
Пракситель

«Менада»
Скопас

Пракситель славился особенной мягкостью лепки и мастерством обработки материала, способностью в холодном мраморе передать теплоту живого тела.

Слайд 15Лисипп создавал скульптуры в сложных движениях, рассчитывая на обход статуи

кругом, обрабатывая их поверхности с равной тщательностью. Разворот фигуры в

пространстве был новаторским завоеванием Лисиппа. Он был неистощимо разнообразен в изобретении пластических мотивов и очень плодовит. Работая исключительно в бронзе, Лисипп в сюжетном плане предпочитал мужские фигуры; любимым героем его был Геракл.
Не сохранилось ни единого подлинного произведения скульптора, но существует довольно большое количество копий и повторений, дающих приблизительное представление о стиле мастера.

«Отдыхающий Гермес» (копия)

«Геракл борющийся со львом» (копия)

Лисипп создавал скульптуры в сложных движениях, рассчитывая на обход статуи кругом, обрабатывая их поверхности с равной тщательностью.

Слайд 16Другие ваятели старались поддерживать традиции зрелой классики, обогащая их большим

изяществом и сложностью.
Этим путем шел Леохар, создавший статую Аполлона

Бельведерского. Долгое время эта скульптура оценивалась как вершина античного искусства, "бельведерский кумир" был синонимом эстетического совершенства. Как это часто бывает, высокие хвалы со временем вызвали противоположную реакцию. Ее стали находить помпезной и манерной. Между тем Аполлон Бельведерский - произведение действительно выдающееся по своим пластическим достоинствам; в фигуре и поступи повелителя муз сочетаются сила и грация, энергия и легкость, шагая по земле, он вместе с тем парит над землей. Для достижения такого эффекта, нужно было изощренное мастерство ваятеля; беда лишь в том, что расчет на эффект слишком очевиден. Аполлон Леохара словно приглашает любоваться его красотой.
Другие ваятели старались поддерживать традиции зрелой классики, обогащая их большим изяществом и сложностью. Этим путем шел Леохар,

Слайд 17Эллинистический период
(IV-I века до н.э.)
Эллинистическое искусство наполнено контрастами -

гигантского и миниатюрного, парадного и бытового, аллегорического и натурального.

Главная тенденция - возрастающее внимание к психологии человека, зоркость к национальным, возрастным, социальным приметам личности.
Авторы же самых прославленных скульптур, про которых ничего или почти ничего не известно, работали в русле классической традиции, развивая ее поистине творчески.

«Фарнезский бык» — знаменитая мраморная скульптурная группа, изображающая казнь Дирки (или Дирцеи) братьями Амфионом и Зефом за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Создана греческими скульпторами Аполлонием Тралесским и его братом Тавриском.

Эллинистический период(IV-I века до н.э.) Эллинистическое искусство наполнено контрастами - гигантского и миниатюрного, парадного и бытового, аллегорического

Слайд 18Статуя Афродиты, традиционно называемой Венерой Милосской, была найдена в 1820

году на острове Милос и сразу получила известность как совершенное

создание греческого искусства.
Исполненная, по - видимому, во II веке до н.э. (скульптором Агесандром, как гласит полустершаяся надпись на цоколе), она мало похожа на современные ей статуи, изображающие богиню любви.
Афродита Милосская обнаженная только наполовину, задрапированная до бедер, строга и возвышенно спокойна. Она олицетворяет не столько идеал женской прелести, сколько идеал человека в общем и высшем значении.
"Безрукость" Афродиты Милосской нисколько не мешает ее красоте и даже усиливает впечатление величавости фигуры. И так как не сохранилось ни одной неповрежденной греческой статуи, то именно в таком, отчасти поврежденном состоянии, Афродита предстает перед нами, как "мраморная загадка", загаданная нам античностью, как символ далекой Эллады.
Статуя Афродиты, традиционно называемой Венерой Милосской, была найдена в 1820 году на острове Милос и сразу получила

Слайд 19Еще один замечательный памятник эллинизма - алтарь Зевса в Пергаме.

Пергамская школа более других тяготела к патетике и драматизму, подолжая

традиции Скопаса. Ее художники не всегда прибегали к мифологическим сюжетам, как это было в классическую эпоху. Когда была одержана победа над галлами, в честь ее был воздвигнут в Пергаме алтарь Зевса, законченный в 180 году до н.э.
На этот раз долголетняя война с "варварами" предстала как гигантомахия - борьба олимпийских богов с гигантами.
Грандиозный мраморный фриз, протяженностью 120 метров, исполненный в технике горельефа, опоясывает цоколь алтаря. Могучие тела громоздятся, сплетаются, подобно клубку змей, поверженных гигантов терзают космогривые львы, впиваются зубами собаки, топчут кони, но гиганты яростно сражаются. Битва страшна. Есть нечто предвещающее Микеланджело в напряженных ракурсах тел, в их титанической мощи и трагедийном пафосе.
Изменился строй композиции, она утратила классическую ясность, стала клубящейся, запутанной. Сражающимся здесь тесно, масса подавила пространство, и все фигуры так сплетены, что образуют бурное месиво тел. А тела все еще классически прекрасны...
Прекрасны олимпийцы, прекрасны и их враги. Но гармония духа колеблется. Искаженные страданием лица, глубокие тени, змеевидно разметавшиеся волосы... Олимпийцы пока торжествуют над силами подземных стихий, но победа эта ненадолго - стихийные начала грозят взорвать стройный, гармонический мир.
Еще один замечательный памятник эллинизма - алтарь Зевса в Пергаме. Пергамская школа более других тяготела к патетике

Слайд 20“Умирающий галл”, “Галл, убивающий свою жену и себя” - великолепные

образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.

“Умирающий галл”, “Галл, убивающий свою жену и себя” - великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного

Слайд 21Так же как искусство греческой архаики не следует оценивать только

как первые предвестия классики, так и эллинистическое искусство в целом

нельзя считать поздним ее отголоском, недооценивая того принципиально нового, что оно принесло. Это новое связано с расширением кругозора искусства, и с его пытливым интересом к человеческой личности. Отсюда, прежде всего, развитие индивидуального портрета.
Впервые предметом пластики становится ребенок со всеми анатомическими особенностями детского возраста и со всем очарованием, ему свойственным.
Всевозможные декоративные изделия теперь распространяются более широко и достигают большой изощренности. В искусстве глиптики (резьбы по камню), развитом еще с архаических времен, теперь применяется новая техника - резьба по трехслойному сардониксу, создающая красочные и светотеневые эффекты. Драгоценная камея Гонзага, хранящаяся в Эрмитаже, позволяет оценить красоту этой техники.
Это раннеэллинистическое произведение, исполненное в Александрии, - искусно вырезанные два профиля - считаются портретами царя Птолемея и жены его Арсинои.
Так же как искусство греческой архаики не следует оценивать только как первые предвестия классики, так и эллинистическое

Слайд 22Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом

является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная

у входа в Родосскую гавань. Над статуей “Колосса Родосского” 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке “чудес света”.
Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из

Слайд 23Очевидно, родосскому мастеру принадлежит прекраснейшая из монументальных статуй - Ника

Самофракийская.
Когда - то крылатая богиня стояла на утесе,

на берегу моря, открытая ветру и брызгам морской пены; пьедесталом служил нос боевого корабля. Теперь она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы. Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, она и здесь царит над окружающим пространством и, кажется, наполняет его шумом прибоя и ветра, сверканием солнца, синевой неба.
Складки ее одежды трепещут, развеваются, обрисовывая ее стан, устремленный вперед.
В статуе Ники есть новое чувство широты мира, огромности пространства, слитности с природой.
Очевидно, родосскому мастеру принадлежит прекраснейшая из монументальных статуй - Ника Самофракийская. Когда - то крылатая богиня стояла

Слайд 24Нужно упомянуть и еще одно прославленное произведение мастеров родосской школы,

относящееся уже к I в. до н.э., - скульптурную группу

"Лаокоон".
Троянский жрец Лаокоон подвергся страшному наказанию богов, покровительствующих грекам, за то, что убеждал своих сограждан не доверять грекам и не вносить в город оставленного ими деревянного коня. За это боги наслали на него громадных змей, задушивших сыновей Лаокоона и его самого.
Скульптура изображает отчаянные и явно напрасные усилия героя высвободиться из тисков чудовищ, которые плотными кольцами обвили тела трех жертв. Бесполезность борьбы, неотвратимость гибели очевидны. Античный ваятель, даже передавая сильнейшую боль, все же подчинил свою статую требованиям красоты. Это самая поздняя по времени создания из дошедших до нас подлинных греческих скульптур. К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается мысль о беспомощности человека. На исходе эллинистической эпохи от идеала свободного, почти богоравного человека остается лишь внешняя оболочка, нет больше веры в разумность миропорядка.
Нужно упомянуть и еще одно прославленное произведение мастеров родосской школы, относящееся уже к I в. до н.э.,

Слайд 25В созданной в конце 2 в. до н.э. скульптором Филиском

серии статуй Аполлона Кифареда и муз чисто внешняя красивость соединяется

с внутренней пустотой. Скульптора более всего привлекают красивые позы спутниц Аполлона и эффектная игра складок их одеяний.
В созданной в конце 2 в. до н.э. скульптором Филиском серии статуй Аполлона Кифареда и муз чисто

Слайд 26Спасибо за внимание!
Конец

Спасибо за внимание!Конец

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика