Слайд 1Искусство первобытного периода: формирование Homo Ludens
Наскальная живопись Скандинавии
проф. Журавлева О.И.
Слайд 5Первобытное общество
Возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до
IV тыс. до н.э.
Элементы культуры возникают до первобытного общества
(религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило).
Развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым стал homo sapiens или «человек разумный».
Слайд 6Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества
В палеолите — древнем каменном веке:
первобытная
музыка, танцы, песни и обряды,
геоглифы — изображения на поверхности земли,
дендроглифы — изображения на коре деревьев,
изображения на шкурах животных,
различные украшения тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов (бусы).
Слайд 7Сохранились лишь…
абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях (
на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу),
пиктограммы позитивных и
негативных трафаретов рук,
анималистические пещерные изображения (Нерха, Южное побережье Испания, Шове, Ардеш, Юг Франции),
зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм (Венера из Холе-Фельс и Человеколев — Швабский Альб, Германия) из кости и камня,
гравировки на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35 — 40 тыс. лет),
многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал.
Венера из Холе-Фельс
Человеколев- Швабский Альб, Германия
Слайд 8Наскальное искусство: особенности
Наскальное искусство – это различные изображения, которые созданы на скалах,
валунах, пещерных сводах, каменных блоках: живопись, рисунки, рельефы, петроглифы.
До наших
времен сохранилось множество наскальных изображений в эпоху палеолита прежде всего — в пещерах. При создании изображений использовались краски из минеральных красителей (охра, оксиды металлов), древесного угля, и растительных красителей, смешиваемых с жиром или кровью животных, либо водой.
Наскальные рисунки нередко выполнены с учётом цвета и формы скальной поверхности и с передачей движения изображённых животных, но, как правило, без соблюдения пропорций фигур, перспективы и без передачи объема. На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы).
Слайд 9Открытие палеолитической пещерной живописи в 1879 г.
Пещера Альтамира - пещера
в Испании с полихромной каменной живописью эпохи
верхнего палеолита.
изображения бизонов,
нарисованных красной охрой в разнообразных, в сложных позах.
Слайд 10Древнейшие в мире изображения на пещерах
Тарпаны — изображение на стене
пещеры Шове.
(35,3—38,8 тыс.лет)
Охристый пигмент изображений испанской пещеры Нерха (43,5—42,3 тыс.
лет)
Слайд 11Периодизация
Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120тыс. —35—30тыс. лет назад).
На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики
— намёк на орнамент.
К эпохе позднего палеолита (30—35тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад) относят создания пластики (т. н. «палеолитических Венер»), расцвет наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости.
Слайд 12Периодизация
В наскальных изображениях времени мезолита (примерно с 10—8-готысячелетия до н. э.)
важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека в действии: сцены
сражений, охоты и т. п.
В период неолита (примерно с 8—5-готысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно3—2-етысячелетие — начало 1-готысячелетия до н. э.) сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; широко распространилось связанное с ними искусство орнамента).
Слайд 13Эпоха позднего палеолита
Успешно развивается изобразительное искусство, которое представлено практически всеми
видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве
материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.
Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Животные являются главной темой, они даются в движении, в динамике, в различных позах. Человек изображается редко. Если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине.
Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.
Слайд 14Эпоха мезолита
В искусстве также наблюдаются заметные изменения.
Наряду
с животными широко изображается и человек, он даже начинает преобладать.
В его изображении появляется некий схематизм.
В то же время художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сцены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об этом, в частности, свидетельствуют картины на скалах Валлторта (Испания).
Слайд 15Эпоха неолита
Помимо животных изображается небо, земля, огонь, солнце. Настоящий расцвет
переживает пластика из камня, кости, рога и глины.
Виды искусства:
музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.
Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.
Слайд 16Синкретичный характер первобытной культуры
Заметным явлением первобытной культуры является синкретизм – единство
человека, общества, природы.
Олицетворением целостного, синкретического сознания, воплощением многообразных функций,
связанных с высшими проявлениями духовной жизни, выступает Орфей, мифический поэт, музыкант, мистагог (учредитель мистерий), истолкователь воли богов и жрец. Его насильственная смерть и воскресение вносят в его образ черты древнего пророка и шамана, причастного архаическим ритуалам, магии смерти и возрождения природы – не случайно он зачаровывал животных звуками своей лиры.
Слайд 17Йохан Хейзинга «Homo Ludens» (1938 г.)
Йо́хан Хёйзинга (1872—1945)— нидерландский философ,
историк, исследователь культуры.
Он связал происхождение искусства с игровой концепцией культуры
(идеи Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера).
Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку (животные тоже “играют”), то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума.
Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах.
Игра в: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства.
Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях...
Культура в ее древнейших фазах “играется”.
Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.