Разделы презентаций


Искусство первобытного периода: формирование Homo Ludens

Содержание

Первобытное обществоВозникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Элементы культуры возникают до первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило).Развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Искусство первобытного периода: формирование Homo Ludens
Наскальная живопись Скандинавии

проф. Журавлева О.И.
Искусство первобытного периода: формирование Homo LudensНаскальная живопись Скандинавии

Слайд 5Первобытное общество
Возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до

IV тыс. до н.э.
Элементы культуры возникают до первобытного общества

(религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило).
Развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым стал homo sapiens или «человек разумный».
Первобытное обществоВозникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Элементы культуры возникают

Слайд 6Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества
В палеолите — древнем каменном веке:
первобытная

музыка, танцы, песни и обряды,
геоглифы — изображения на поверхности земли,


дендроглифы — изображения на коре деревьев,
изображения на шкурах животных,
различные украшения тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов (бусы).
Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного обществаВ палеолите — древнем каменном веке:первобытная музыка, танцы, песни и обряды, геоглифы — изображения

Слайд 7Сохранились лишь…
 абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях (

на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу),
пиктограммы позитивных и

негативных трафаретов рук,
анималистические пещерные изображения (Нерха, Южное побережье Испания, Шове, Ардеш, Юг Франции),
зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм (Венера из Холе-Фельс и Человеколев — Швабский Альб, Германия) из кости и камня,
гравировки на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35 — 40 тыс. лет),
многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал.

Венера из Холе-Фельс  

Человеколев- Швабский Альб, Германия  

Сохранились лишь… абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях ( на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на

Слайд 8Наскальное искусство: особенности
Наскальное искусство – это различные изображения, которые созданы на скалах,

валунах, пещерных сводах, каменных блоках: живопись, рисунки, рельефы, петроглифы.

До наших

времен сохранилось множество наскальных изображений в эпоху палеолита прежде всего — в пещерах. При создании изображений использовались краски из минеральных красителей (охра, оксиды металлов), древесного угля, и растительных красителей, смешиваемых с жиром или кровью животных, либо водой.

Наскальные рисунки нередко выполнены с учётом цвета и формы скальной поверхности и с передачей движения изображённых животных, но, как правило, без соблюдения пропорций фигур, перспективы и без передачи объема. На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы).
Наскальное искусство: особенностиНаскальное искусство – это различные изображения, которые созданы на скалах, валунах, пещерных сводах, каменных блоках: живопись, рисунки,

Слайд 9Открытие палеолитической пещерной живописи в 1879 г.
Пещера Альтамира - пещера

в Испании с полихромной каменной живописью эпохи
верхнего палеолита.






 изображения бизонов,

нарисованных красной охрой в разнообразных, в сложных позах.
Открытие палеолитической пещерной живописи в 1879 г.Пещера Альтамира - пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи   верхнего палеолита.

Слайд 10Древнейшие в мире изображения на пещерах
Тарпаны — изображение на стене

пещеры Шове.
(35,3—38,8 тыс.лет)
Охристый пигмент изображений испанской пещеры Нерха  (43,5—42,3 тыс.

лет) 
Древнейшие в мире изображения на пещерахТарпаны — изображение на стене пещеры Шове.(35,3—38,8 тыс.лет)Охристый пигмент изображений испанской пещеры

Слайд 11Периодизация
Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120тыс. —35—30тыс. лет назад).

На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики

— намёк на орнамент.

К эпохе позднего палеолита (30—35тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад) относят создания пластики (т. н. «палеолитических Венер»), расцвет наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости.




ПериодизацияПоявление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120тыс. —35—30тыс. лет назад). На отдельных предметах этого времени находят ритмические

Слайд 12Периодизация
В наскальных изображениях времени мезолита (примерно с 10—8-готысячелетия до н. э.)

важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека в действии: сцены

сражений, охоты и т. п.

В период неолита (примерно с 8—5-готысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно3—2-етысячелетие — начало 1-готысячелетия до н. э.) сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; широко распространилось связанное с ними искусство орнамента).

ПериодизацияВ наскальных изображениях времени мезолита (примерно с 10—8-готысячелетия до н. э.) важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека

Слайд 13Эпоха позднего палеолита
Успешно развивается изобразительное искусство, которое представлено практически всеми

видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве

материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Животные являются главной темой, они даются в движении, в динамике, в различных позах. Человек изображается редко. Если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине.

Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.
Эпоха позднего палеолитаУспешно развивается изобразительное искусство, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура,

Слайд 14Эпоха мезолита
В искусстве также наблюдаются заметные изменения.

Наряду

с животными широко изображается и человек, он даже начинает преобладать.

В его изображении появляется некий схематизм.

В то же время художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сцены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об этом, в частности, свидетельствуют картины на скалах Валлторта (Испания).

Эпоха мезолита  В искусстве также наблюдаются заметные изменения. 	Наряду с животными широко изображается и человек, он

Слайд 15Эпоха неолита
Помимо животных изображается небо, земля, огонь, солнце. Настоящий расцвет

переживает пластика из камня, кости, рога и глины.

Виды искусства:

музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.

Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

Эпоха неолитаПомимо животных изображается небо, земля, огонь, солнце. Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и

Слайд 16Синкретичный характер первобытной культуры
Заметным явлением первобытной культуры является синкретизм – единство

человека, общества, природы.

Олицетворением целостного, синкретического сознания, воплощением многообразных функций,

связанных с высшими проявлениями духовной жизни, выступает Орфей, мифический поэт, музыкант, мистагог (учредитель мистерий), истолкователь воли богов и жрец. Его насильственная смерть и воскресение вносят в его образ черты древнего пророка и шамана, причастного архаическим ритуалам, магии смерти и возрождения природы – не случайно он зачаровывал животных звуками своей лиры.
Синкретичный характер первобытной культурыЗаметным явлением первобытной культуры является синкретизм – единство человека, общества, природы. Олицетворением целостного, синкретического сознания,

Слайд 17Йохан Хейзинга «Homo Ludens» (1938 г.)
Йо́хан Хёйзинга (1872—1945)— нидерландский философ,

историк, исследователь культуры.
Он связал происхождение искусства с игровой концепцией культуры

(идеи Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера).
Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку (животные тоже “играют”), то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума.
Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах.
Игра в: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства.
Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях...
Культура в ее древнейших фазах “играется”.
Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.

Йохан Хейзинга «Homo Ludens» (1938 г.)Йо́хан Хёйзинга (1872—1945)— нидерландский философ, историк, исследователь культуры.Он связал происхождение искусства с

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика