Слайд 1Исполнительная власть в системе управления государством и реализация административной реформы
1. Понятие и сущность системы исполнительной власти
2. Правительство
РФ
3. Федеральные органы исполнительной власти
4. Административная реформа в РФ
Д.з. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ТО ФОИВ)
Слайд 2Конституция РФ:
Система ФОИВ = Правительство РФ + ФОИВ (федеральные министерства
+ федеральные агентства + федеральные службы + иные ФОИВ)
Система
ОИВ = ФОИВ РФ + ОИВ субъектов РФ (ч.2, ст.77)
1. Понятие и сущность системы исполнительной власти
Базовый структурный элемент системы власти - орган власти
Ни Конституция РФ, ни законодательство не дают определения «система исполнительной власти»
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность»
«Структура ФОИВ» - составляющие элементы системы, перечень ФОИВ.
СТРУКТУРА ФОИВ утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724
Структура ФОИВ определяется задачами и полномочиями Правительства РФ по реализации функций исполнительной власти.
Слайд 3Отличие ОИВ от ГОСУЧРЕЖДЕНИЙ
_является частью системы государственных органов;
_ обладают своим
статусом, закреплённым в нормативном акте;
_обладают определённой организационной структурой;
_Органам исполнительной власти
свойственна определённая самостоятельность;
_действуют от имени государства;
_наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач;
_являются подзаконными органами, ориентированными не деятельность на основе и во исполнения закона;
_процессе исполнения законов принимают свойственные только им правовые акты;
_действуют на основе принципов государственной службы;
_являются структурно-организованными;
Образование, реорганизация и ликвидация ИОВ осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Слайд 4Принципы организации и деятельности исполнительной власти
1. Самостоятельность органов исполнительной власти.
ст. 10 Конституции РФ .
2. Единство системы органов исполнительной
власти. (ст. 77 Конституции РФ).
3. Федерализм – в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов. (ст. 71-73).
4. Законность
5. Принцип экономичности.
6. Необходимость учета особенностей управляемых объектов – (ограничение средств прямого управления, развитие начал государственного регулирования и т.п.).
7. Гласность
8. народовластие, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ответственность.
Слайд 5Виды
_I. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ
1. федеральные органы
исполнительной власти;
2. органы исполнительной власти субъектов;
___II. В зависимости от объёма
и характера компетенции различаются:
1. органы общей компетенции;
2. органы специальной компетенции;
3. органы отраслевой компетенции;
4. органы внутриотраслевой компетенции;
5. органы межотраслевой компетенции;
6. органы смешанной компетенции;
___III. По организационно-правовым формам органы исполнительной власти:
1. правительства; 2. советы министров, имеющие статус правительства; 3. министерства; 4. государственные комитеты; 5. комитеты; 6. службы; 7. главные управления; 8. управления; 9. инспекции; 10. агентства; 11. департаменты; 12. администрации; 13. мэрии; 14. отделы; 15. другие органы исполнительной власти;
___IV. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:
1. единоначальные;
2. коллегиальные.
Слайд 6Органом управления системой исполнительной власти в соответствии с ФКЗ от
17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» выступает Правительство
РФ». Деятельность Правительства определена Конституцией (ст.110-117)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ - ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2. Правительство РФ
СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА
Президиум Правительства, консультативные и совещательные органы при Правительстве, Аппарат Правительства
Аппарат Правительства: руководство и подразделения - департаменты Правительства и секретариаты заместителей Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов создаются отделы.
Координационные и совещательные органы формируются на представительной основе. В состав включаются представители соответствующих ОИВ, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.
Президиум: Председатель Правительства РФ, его заместители, министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководитель Аппарата Правительства РФ.
Слайд 7Председателю подчинены 2 первых зама и 7 заместителей, 17 министров
Слайд 8Аппарат правительства РФ
Возглавляет – Собянин Сергей Семёнович
ЗамПред Правительства РФ,
Руководитель Аппарата Правительства
Подчинены
Заместители Руководителя Аппарата Правительства
Ушаков Юрий Викторович
Руководитель
аппарата Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ - заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ
Боровков Игорь Владимирович
Руководитель протокола Председателя Правительства Российской Федерации - заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Вайно Антон Эдуардович
Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Гапликов Сергей Анатольевич
Пресс-секретарь Председателя Правительства Российской Федерации - заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Песков Дмитрий Сергеевич
Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Ракова Анастасия Владимировна
Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Рыжков Дмитрий Алексеевич
Слайд 9Правительство РФ
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной
Думы и освобождается от неё на основаниях, предусмотренных законом.
Заместители Председателя
Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Для выполнения своих полномочий Правительство РФ наделено правом издавать постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по оперативным и другим текущим вопросам), имеющие юридическую силу.
Слайд 10Полномочия Правительства РФ определяются ст. 114 Конституции РФ и ФКЗ
«О Правительстве РФ»
Полномочия реализуются коллегиальным путем на заседаниях Правительства. Среди
полномочий Правительства РФ выделяют общие полномочия (прописаны в ст. 13 Закона о Правительстве) и полномочия специфичные
Слайд 11Порядок формирования и прекращения полномочий
не позднее 7 дней после назначения
представление Председателем Правительства РФ предложений о структуре ФОИВ и кандидатуры
заместителей и Федеральных министров
Слайд 12Административные процедуры организации особенности организационного устройства Правительства РФ
планирование заседаний
Правительства (вопросы, связанные с социально-экономическим развитием, реализацией права законодательной инициативы,
организацией и деятельностью органов исполнительной власти);
подготовка к заседанию;
проведение заседаний и принятие соответствующих решений;
организация исполнения решений, принятых на заседаниях Правительства.
Слайд 13 Формы реализации полномочий
в сфере законотворческой деятельности (реализация нормотворческой функции);
организационные полномочия (организация и обеспечение реализации функций государственного управления ФОИВ);
исполнение
собственных полномочий, возложенных на Правительство Конституцией РФ и законодательством РФ,
механизмы взаимодействия Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным собранием, с судебной системой, с органами исполнительной власти.
Слайд 143. Федеральные органы исполнительной власти
В соответствии с Указом Президента РФ
от 12 мая 2008 г. № 863 «ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ И
СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ» произошли существенные изменения в структуре ФОИВ.
Структура фоив
Указами Президента РФ к иным ФОИВ были отнесены
Управление делами Президента РФ,
Главное управление специальных программ Президента РФ,
Государственная техническая комиссия при Президенте РФ
Комитет РФ по финансовому мониторингу, и др.
Определяется количество высших и главных должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Количество ведущих должностей государственных служащих должно составлять не более 10%, старших — 40% общей численности работников этих органов. Штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления — менее 20, отдела — менее 10, отдела в составе департамента (управления) — не ме*нее 5 единиц.
Слайд 15Министерство России — ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности
Федеральная служба России
— ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, госбезопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности
Федеральное агентство — ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору
Слайд 17
Взаимодействие Правительства с ОИВ может быть функциональным (компетенционным) и (или)
организационным
Регламент Правительства РФ (устанавливает правила организации деятельности)
Постановление Правительства РФ от
19.01.2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»
Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 675, от 21.02.2008 N 112, от 28.03.2008 N 221)
На основании типовых регламентов ФОИВ должны разрабатывать и принимать свои регламенты внутренней организации.
В ФОИВ, кроме общих регламентов, должны быть разработаны административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты оказания государственных услуг.
Порядок взаимодействия Правительства РФ с ФОИВ установлен
Слайд 193. Органы исполнительной власти субъектов РФ и ТО ИОВ
Структура ИОГВ
субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъек
та Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уста
вом) субъекта РФ.
Слайд 20Высшее должностное лицо - руководитель высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации
ВЫСШИЙ ОИВ СУБЪЕКТА РФ
ОИВ субъекта РФ
Законодательный орган может
участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимал участие, что влечет их немедленное освобождение от должности
Слайд 21Взаимоотношения Правительства РФ с ОИВ СРФ
Закон о Правительстве РФ определяет
Правительство как координирующий центр по отношению к ОИВ СРФ, но
не определяет формы реализации координации
Правительство может использовать
нормативное регулирование,
применение мер разрешительного характера,
согласованное методическое руководство.
Слайд 22ТО ФОИВ
Федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) образуют в
регионах свои подразделения — территориальные органы.
Создание территориального органа производится соответствующим
органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ. Руководитель территориального органа назначается и освобождается соответствующим министерством и ведомством по согласованию с субъектом РФ.
Финансирование деятельности территориальных органов производится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и других источников. Органы исполнительной власти субъектов РФ оказывают помощь территориальным органам в создании необходимых условий для работы.
Деятельность ТО координирует полномочный представитель Президента РФ в ФО.
Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств,
Слайд 23Основные формы взаимодействия ТО ФОИВ с ОИВ СРФ.
Постановление Правительства РФ
ОТ 05.12.2005 N 725
"О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти"
а) планирование и реализация совместных мероприятий;
б) подготовка предложений по совершенствованию законодательства России и законодательства субъектов;
в) обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке;
г) иные формы, предусмотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Слайд 244. Административная реформа
это комплекс мер, который направлен на оптимизацию основных
функций органов исполнительной власти и на оптимизацию структуры системы органов
исполнительной власти
Слайд 25Правовое регулирование реформ ГУ
Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г.
№ 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах"
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 863 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»
Постановления Правительства Российской Федерации:
от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»
от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»
от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»
Слайд 26 Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. №
1789-р, в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 221)
Целями административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах являются:
повышение качества и доступности государственных услуг;
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Слайд 27Цели административной реформы
и показатели их достижения
Цели административной реформы
Показатели
Повышение качества
и доступности государственных услуг
Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность
субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования
Повышение степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг
к 2010 году - не менее чем до 70 %
Снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке
к 2010 году - до 3 %
Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти
Повышение значений показателей эффективности государственного управления на федеральном и региональном уровнях
Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить программы и планы мероприятий по проведению административной реформы с учетом положений
Концепции и плана мероприятий
Слайд 28Проведение административной реформы в 2008 году
разработка и внедрение основных стандартов государственных
услуг и административных регламентов (в т.ч. ЭАР);
ликвидация избыточных функций органов
исполнительной власти;
реализация процедур управления по результатам в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
проведение мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности по осуществлению функций контроля и надзора;
внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;
обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне;
развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти, мониторинге мероприятий административной реформы;
корректировка нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы.
Слайд 29ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА
административной реформы
Подготовлены нормативные акты, направленные на обеспечение
доступа к информации ФОИВ и ОИВ
Реформа затронула только федеральный уровень
исполнительной власти
ПРОБЛЕМЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Проведен анализ функций ФОИВ, подготовлены и частично реализованы предложения по устранению избыточных и дублирующих функций
Проведена реорганизация ФОИВ
Подготовлены предложения по реорганизации сети организаций, подведомственных ФОИВ
Подготовлены доклады о целях и показателях ФОИВ
Мероприятия по продолжению административной реформы носят инерционный характер (завершение формирования органов власти в их новой конфигурации)
Не созданы механизмы реализации полномочий ОИВ для их работы в новых условиях
Слайд 30Второй этап реформы требует огромного количества согласованных и синхронизированных решений
на всех уровнях административной вертикали
Формирование системы управления изменениями
Новые механизмы
не могут быть созданы самими органами исполнительной власти в рамках текущей деятельности и сложившейся линейной структуры управления
Распространение реформы на уровень субъектов Федерации и органов местного самоуправления многократно усложняет задачи координации
Второй этап реформы предполагает вовлечение в этот процесс широкого круга государственных служащих всех уровней
Оценка качества принимаемых и реализуемых на втором этапе решений должна осуществляться уже не столько по показателям осуществляемых действий, сколько по конечным результатам их воздействия на экономику и социальную сферу
Проблемы второго этапа реформы
Слайд 31Семинар 5. Судебная система РФ, государственные органы особой компетенции
Вопросы для
обсуждения:
Судебная система России.
Перспективы реформирования судебной системы
Государственные органы особой компетенции.
Темы
докладов:
Специфика деятельность военных судов в России Марина
Прокуратура в Российской федерации Белоедова
Надзор и контроль в системе судов Корниенко
Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Организация службы судебных приставов и службы исполнения наказаний в системе Министерства юстиции РФ Бежкинева