Слайд 1«Использование современных образовательных технологий на учебном занятии»
г.Черногорск
МБОУ ДО «Центр творчества
и досуга»
Костякова Н.С., методист
Интерактивный семинар
Слайд 2План проведения семинара
1. Анализ использования современных образовательных технологий на занятиях
педагогами дополнительного образования МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
2. Самопроверка
на знание и понимание образовательных технологий педагогическими работниками учреждения
3. Интерактивное общение по обмену опытом результативности использования образовательных технологий на учебных занятиях
4. Рефлексия, подведение итогов семинара
5. Разработка проекта рекомендаций семинара
Слайд 3Технологии, используемые на занятиях
в МБОУ ДО «Центр творчества и
досуга»
Слайд 7Современные трактовки понятия «педагогическая технология»
«Педагогическая технология» - это содержательная техника
реализации учебного процесса (Владимир Павлович Беспалько). Родился в 1930, педагог, академик РАО , доктор педагогических наук , профессор
«Педагогическая технология» - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Игорь Павлович Волков). Родился в 1927 - педагог-новатор, учитель черчения и рисования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РСФСР
«Педагогическая технология» - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Вадим Макариевич Монахов). родился в Москве в 1936 г. член-корреспондент Российской академии образования
Педагогическая технология - наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование, возможность анализа путем поэтапного воспроизведения, точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.
Слайд 8Самопроверка на знание и понимание образовательных технологий педагогическими работниками учреждения
Задание
1
Подберите верный вариант названия педагогической технологии по предложенным определениям.
Задание 2
Назовите основные признаки авторских педагогических технологий:
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения
(И.С. Якиманская)
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.)
Игровые технологии (Щуркова Н.Е.)
Здоровьесберегающая технология (В.Ф. Базарный)
Технология развивающего обучения ( Л.В. Занков)
Слайд 9Задание 1
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью
является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей:
способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
В современной педагогике различают следующие группы качеств личности:
ЗУН – знания, умения, навыки;
СУД – способы умственных действий;
СУМ – самоуправляющие механизмы личности;
СЭН – эмоционально-нравственная сфера;
СДП – деятельностно-практическая среда.
Все они взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.
Технология этого обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:
Технология развивающего обучения = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.
Слайд 10ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
получила свое распространение в 20-30-х годах в советской
и зарубежной школе. Основана была на теоретических положениях американского философа
Дж. Дьюи.
Под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Принципы проблемного обучения:
самостоятельность в работе учащихся;
развивающий характер обучения.
Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения:
создание проблемных ситуаций;
обучение учащихся в процессе решения проблем;
сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Слайд 11Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения,
укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
всех субъектов образования (учащихся, педагогов). Эти педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающая технология – это:
условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Слайд 12Задание 2
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (Ираида Сергеевна Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная
деятельность общества)
и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель технологии личностно-ориентированного обучения –
максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Слайд 13Павел Иванович Пидкасистый
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, академик
Академии социальных и педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ.
советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической
психологии.
Игровые
технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные );
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные).
Слайд 14Надежда Егоровна Щуркова,
доктор педагогических наук, профессор.
Цель воспитания, согласно
концепции Щурковой Н.Е. – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то
есть жизнь, построенную на Истине, Добре и Красоте, которая позволяет человеку реализовать себя как человека разумного, осуществить в себе способность быть человеком творческим и созидающим, проявить себя как человека нравственного.
Содержанием воспитания должно быть формирование отношения к ценностям, главные из которы х- Истина, Добро и Красота.
В дополнение к ним Щуркова Н.Е. предлагает «пирамиду» ценностей, на вершине которой - Человек, как наивысшая ценность.
Человек. 2) Жизнь, Природа, Общество. 3) Добро, Истина, Красота. 4) Труд, Познание, Общение, Игра. 5) Свобода, Счастье, Совесть, Равенство, Справедливость, Братство.
Логика построения процесса воспитания (формирования отношения к ценностям ) - следующая: - «знаю» (освоение культуры) - «умею» (усвоение культуры) - «люблю» (присвоение культуры).
Слайд 15
Владимир Филиппович Базарный.
Российский учёный, врач, педагог. Доктор
медицинских наук;
Почётный работник общего образования
Российской Федерации.
Принципы, которые В. Ф. Базарный предложил использовать во всех образовательных организациях:
1.Учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Дети меняют позу через 15-20 минут.
2.В процессе занятий для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки».
3.С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам должен применяться специально разработанный «Экологический букварь»
4.Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей.
Слайд 16Л.В. Занков обосновал основные дидактические принципы развивающего обучения, существенно отличные
от принципов традиционной дидактики .
Новая система принципов сориентирована на
достижение оптимального уровня общего развития школьников.
В целом система развивающего обучения имела в своей основе такие взаимосвязанные принципы:
принцип обучения на высоком уровне сложности;
принцип обучения быстрым темпом;
принцип ведущей роли теоретических знаний;
принцип осознания школьниками процесса учения;
принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учеников.
Слайд 17Интерактивное общение по обмену опытом результативности использования образовательных технологий на
учебных занятиях
Работа в группах.
Необходимо:
Рассказать об имеющемся положительном опыте применения
образовательных технологий, заявленных в дополнительной общеобразовательной программе, раскрыть их преимущества перед другими, известными вам.
Привести конкретные примеры по их использованию.
На основе имеющегося опыта, порекомендовать для работы коллегам наиболее удачно и результативно апробированные вами технологии.
Слайд 18Рефлексия, подведение итогов семинара
Рекомендации семинара (проект)
1. Всем педагогам дополнительного
образования проанализировать дополнительные общеобразовательные программы, по которым осуществляется образовательная деятельность
в объединении, с целью корректировки использования педагогических технологий.
2. Педагогам дополнительного образования, имеющим затруднения применения педагогических технологий повысить уровень профессионального мастерства посредством самообразования.
3.Учебно-методическому совету:
3.1. организовать проведение педагогами дополнительного образования, владеющими организацией и применением педагогических технологий мастер-классов по их использованию на занятиях в объединениях;
3.2.запланировать на 2 полугодие 2017 – 2018 учебного года обучающие семинары по применению технологий активного обучения, проблемных, развивающих, технологии проектов.