Слайд 1Исследовательская работа
т
« Особый ребенок
и образование в
России »
Выполнил
Богерт Дмитрий
Ученик 7 «З» класса
Научный руководитель
Левченко Ольга Федоровна,
учитель физической
культуры
МБОУ Лицей г. Уварово им. А.И. Данилова
Слайд 2Подпись
ПРИМЕЧАНИЕ
Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его.
Затем нажмите значок "Вставка рисунка"
в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Слайд 3Актуальность исследования
заключена в том, что дети с особенностями развития должны
иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. В
настоящее время существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Слайд 4Цель
Проанализировать как в нашей стране, в Тамбовской области и
нашем городе Уварово реализуется право детей- инвалидов на образование.
Проблема исследования
Принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.
Слайд 5Задачи исследования:
Сбор информации об истории вопроса.
Показать важность решения данной проблемы
в современных условиях развития общества.
Узнать, как реализуются их права
на образование.
Узнать, что такое инклюзивное образование и как оно организуется в нашей стране.
Узнать, какие условия для обучения этих детей созданы в нашей области и в нашем городе.
Провести анкету среди учащихся и взрослых.
Слайд 6Объект исследования
Доступность права на образование у детей с «ограниченными
возможностями»
Предмет исследования
Правовая и социальная государственная политика направленная на
поддержку детей с ограниченными возможностями в современном российском обществе.
Слайд 7Методы исследования:
Методы теоретического исследования:
анализ научно-методической литературы;
изучение нормативно-правовых документов
и истории вопроса в нашей стране по данной проблеме.
Методы эмпирического
исследования:
анкетирование, психодиагностические методы (тестирование, опрос).
Слайд 8Образование в дореволюционной России
В русском писаном праве первоначально появляются лишь
нормы о защите детей и женщин, оставшихся без опеки в
результате смерти кормильца.
Указ Князя Владимира, утвердивший Устав о православной церкви, по которому призрение инвалидов вменено церкви. В Соборном Уложении 1649 года также встречаются нормы, предоставлявшие гарантии судебной защиты и защиты имущественного глухих и немых детей умершего.
В 1704 году Петром был издан указ, запрещавший умерщвлять детей с врожденными дефектами и требовавший объявлять о них священникам соответствующих приходов.
Екатериной II в 1775 году издан Указ об учреждении Приказа общественного призрения. Согласно «Учреждению для управления губерний» Приказ общественного призрения должен был осуществлять попечение и надзор за «домами для с ума сшедших».
В начале XIX века по инициативе императора Александра I в России открывается первая школа для слепых (1807 г.) и первое учебно-воспитательное учреждение для глухонемых (1806 г.).
Слайд 9Образование в советской России.
Но с приходом к власти Советов, ситуация
меняется коренным образом. В июне 1918 года декретом Совнаркома все
учебные заведения из частных рук и церкви передаются в Народный комиссариат просвещения.
До начала 30-х годов по отношению к детям-инвалидам применялся термин «дефективные дети».
С 1926 года начинается развиваться систем специальных школ применительно к видам отклонений обучающихся (тугоухие, глухонемые, слепые, слабовидящие, умственно отсталые).
в 90-х годах XX века укрепился термин «ребёнок с ограниченными возможностями».
Слайд 10Исследования Л.С.Выготского
Изучая специфику развития нормальных и аномальных детей, он пришёл
к выводу, что всякий телесный недостаток вызывает в поведении ребёнка
как бы социальный вывих, который закладывается уже с семье, а в дальнейшем начинает усугубляться. И если преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, который чаще всего бывает малоэффективным, то вторичный – требует психолого-педагогическому вмешательству и он поддается коррекции.
Следовательно, если создать ребёнку душевное здоровье и благополучие, то ребёнок с ограниченными возможностями не будет чувствовать себя «другим, не таким как все».
Слайд 11Исследования словацкого психолога Л.Пожар
Ребёнок « с ограниченными возможностями» будет
себя чувствовать гармонично, если его душевное здоровье проявиться в трёх
областях:
1) В отношении к себе. Душевно здоровый человек доволен собой. У него адекватные представления как о своих собственных возможностях и способностях, так и о своих ограничениях. Он полностью осознает, что жизнь приносит не только успехи, но и разочарования, неудачи и принимает их как само собой разумеющееся.
2) В отношении к другим людям. Душевно здоровый человек чувствует себя в присутствии людей комфортно, испытывает к ним доверие. Душевно здоровый человек не проявляет агрессию в общении с другими людьми и способен постоять за себя.
3) В отношении к жизни. Душевно здоровый человек способен выполнять требования, которые предъявляет ему жизнь, способен приспособиться к окружающим. Он планирует свою жизнь, причем ставит перед собой реальные цели.
Слайд 12Конвенция о правах ребенка – это международный документ. Он был
принят ООН 20 ноября 1989 г. С ним согласились 20
государств мира, в том числе и Россия.
Конвенция ООН «О правах инвалидов» была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., вступила в действие 3 мая 2008 г.
Российская Федерация подписала эту Конвенцию 24 сентября 2008 г.
В Конвенции недвусмысленно заявляется, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, являются причиной инвалидности, а то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.
Слайд 13Динамика численности инвалидов в России
Слайд 14Динамика численности детей-инвалидов в России
Слайд 15Динамика численности детей-инвалидов в Тамбовской области
Слайд 17Динамика численности детей-инвалидов
и детей с ОВЗ в г. Уварово
Слайд 18Образование инвалидов
Для инвалидов образование играет сегодня более важную роль,
чем для «здоровых» людей, так как это один из наиболее
действенных социальных ресурсов, направленных на уменьшение общественной изоляции и экономической зависимости.
Обладая данным ресурсом и реализуя его на практике, лица с инвалидностью способны повысить не только свой материальный уровень, но и свои мотивации, направленные на повышение личностного статуса и на полноценное включение в жизнь общества.
Слайд 19Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов повлияла на
образовательную политику в отношении граждан с инвалидностью. В Федеральном законе
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые в отечественной практике обучающиеся c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получили право на инклюзивное обучение, специальные условия и адаптированные образовательные программы.
Изменения в образовательной политике привели к исключению из законодательства каких-либо упоминаний о специальном (коррекционном) образовании и коррекционной педагогике. Не позднее 1 января 2016 г. специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ОВЗ должны переименоваться в общеобразовательные организации . Из законодательства исчезло также разделение специальных школ на виды.
Слайд 20«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для всех»
состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с потребностями в особом обучении, и инвалиды – лишь одни из них.
Слайд 26Образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями в Тамбовской области
(2010-2012гг)
54 дошкольных образовательных учреждения комбинированного вида;
3 дошкольных образовательных учреждения компенсирующего
вида;
11 специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Кроме того, в 2012 - 2013 учебном году в образовательных учреждениях Тамбовской области открыто 128 классов интегрированного обучения.
В 6 муниципальных общеобразовательных учреждениях открыто 24 специальных (коррекционных) класса.
676 детей-инвалидов обучалось в общеобразовательных классах.
На дому обучалось 530 человек.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и лиц из их числа велось в 24 из 33 учреждений начального и среднего профессионального образования области и в 5 высших учебных заведениях области.
Слайд 29Создание условий для эффективной деятельности
специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Тамбовской области (2012
г.)
В целях создания оптимальных условий для самореализации творческого потенциала воспитанников
в образовательных учреждениях Тамбовской области было создано более 100 кружков и спортивных секций. Кроме того, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья посещали 27 кружков и секций на базе учреждений дополнительного образования. Общий охват дополнительным образованием составлял 985 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (82,7%).
В летний оздоровительный период в июне -июле 2012 года на базе 5 учреждений функционировали лагеря труда и отдыха, в которых отдохнуло 254 воспитанника. В загородных оздоровительных лагерях, санаториях отдохнули 473 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (всего 62%).
Слайд 30Сеть государственных учреждений и специализированных центров в Тамбовской области
Центр инновационной кадровой, технической и технологической политики в
сфере подготовки кадров из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий";
Центр социальной адаптации и трудовой подготовки "Шаг к успеху" на базе Инжавинского филиала ТОГБОУ СПО "Аграрно-промышленный техникум";
ТОГКУ СО - детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Мишутка";
ГКУЗ "Тамбовский областной специализированный дом ребенка";
ТОГКСУ СО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Росинка";
отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями в областных государственных учреждениях социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия",
"Центр социальной помощи семье и детям "Жемчужина леса", "Центр социальной помощи семье и детям "Семейный родник";
отделения по работе с населением, семьями, имеющими детей, реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения, функционирующие в областных нестационарных учреждениях социального обслуживания населения (25 отделений);
сформированы группы для детей с нарушениями умственного развития на базе ТОГБОУ СПО "Многопрофильный колледж".
Слайд 313 детей в городе по заключению ОПМПК не способны к
обучению
и не обучаются в образовательных учреждениях города
Слайд 32Диагностика особенностей отношения и восприятия образа инвалидов (6-7кл)
Слайд 34Целевая программа Тамбовской области "Доступная среда на 2011-2015 годы
В сфере
образования:
функционирует 61 компенсирующая и 50 комбинированных групп дошкольного образования;
в 20
образовательных организациях области (20,8% от общего количества образовательных организаций) проведена работа по обеспечению интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
введены обучающие модули "Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных организациях", "Технология разработки программы коррекционной работы";
на базе Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Возрождение" с целью оказания консультативной помощи родителям создан консультативный пункт;
Слайд 35В сфере образования:
Двум специальным (коррекционным) интернатным организациям (ТОГБОУ "Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат N 2", ТОГБОУ "Моршанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат")
приобретено специальное оборудование для детей с нарушением слуха и зрения;
произведена реконструкция крыльца и входа в здание ТОГБОУ "Моршанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат«;
в ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" установлены пристенные поручни в коридорах, гигиенических комнатах, световые маячки, приобретены мобильный лестничный подъемник и специальные тренажеры для занятий лечебной физкультурой с детьми с ДЦП: велосипед Рифтон, Тренажер Гросса, тренажер по методике Дикуля ;
Четыре организации профессионального образования (17 % от общего количества учреждений профессионального образования) оборудованы пандусами, лестничные марши оборудованы перилами и поручнями; созданы учебно-производственные участки ("Ателье по пошиву одежды", "Мастерская по изготовлению изделий народных промыслов", "Парикмахерский салон"), оснащенные специальными рабочими местами;
Слайд 36Целевая программа «Дети Тамбовщины»
осуществляется закупка оборудования для оснащения кабинета
для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, по обучению их навыкам по уходу,
воспитанию и развитию детей-инвалидов;
для организации работы по обеспечению социального сопровождения семей с детьми-инвалидами приобретен автотранспорт.
Слайд 37«Доступная среда» в г. Уварово
В городе Уварово в лицее (корпус
3) по Целевой программе Тамбовской области «Доступная среда» было создано
обеспечение инвалидам доступа наравне с другими гражданами. Здание школы оборудовано пандусами и на 1-ом этаже поставлено реабилитационное оборудование "спутниковая навигация", позволяющее ребенку-инвалиду по зрению самостоятельно ориентироваться в помещении.
Тьюторы центра «Досуг» сопровождают детей на уроки, занимаются с ними, проводят коррекционные занятия, помогают социально адаптироваться.
В детском саду «Теремок» учитель-логопед работает по программе «Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения речи».
Слайд 38Образование инвалидов является важнейшим элементом комплексной реабилитации, обеспечивая самостоятельность и
экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями. Обеспечение равных возможностей в
получении образования для инвалидов является важной составной частью реализации принципов независимой жизни инвалидов.
Слайд 39 В России нет запрета на обучение инвалидов в общеобразовательных
школах и учреждениях.
Законодательно закреплены разнообразные
формы получения образования инвалидами.
Но отсутствуют требования и механизмы реализации права на образование инвалидов в общей школе.
Специальные школы являются по сути сегрегационными и не отвечают требованиям инклюзии.
Таким образом, действующая сегодня система образования инвалидов в РФ не соответствует требованиям инклюзии и, в частности, принципам Конвенции ООН о правах инвалидов.
Слайд 40 Это значит, что для ускорения внедрения инклюзии необходимо создавать
условия для полноценного обучения детей-инвалидов в обычных школах, включая:
подготовку специалистов;
создание
апробированных методик, обеспечивающих совместное обучение детей;
создание надлежащих материально-технических условий.
Очевидно также, что нельзя в процессе внедрения инклюзивных форм образования «гнаться» за количеством, а необходимо качественно отрабатывать различные модели совместного обучения детей и распространять наиболее эффективные в общеобразовательных школах с учетом региональных особенностей.
Слайд 41 Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ
и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с
обученным персоналом.
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.
Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
Слайд 42Выводы по Тамбовской области
Несмотря на предпринимаемые меры, в Тамбовской
области остается нерешенной важнейшая социальная задача – создание равных возможностей
для детей-инвалидов во всех сферах жизни общества - образовании, здравоохранении, социальной сфере.
В области существуют важные ресурсы дополнительного образования и реабилитации инвалидов. Однако воспользоваться данными ресурсами может ограниченное число людей с инвалидностью в силу нормативных, архитектурно-пространственных, территориальных, финансовых барьеров.
Развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем:
не все учреждения физической культуры и спорта доступны для инвалидов и других МГН;
спортивные сооружения требуют оснащения специализированным оборудованием и инвентарем для занятий с инвалидами, имеющими различные степени ограничения;
В сфере образования остаются нерешенными следующие вопросы:
не все здания образовательных организаций адаптированы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с учетом их особых потребностей, что ограничивает возможности детей-инвалидов для получения образовательных услуг;
значительное количество образовательных организаций недостаточно оснащено специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием.
Слайд 43Выводы по г. Уварово
Несмотря на то, что в городе ведется
работа по созданию нормальных условий для получения образования детей-инвалидов и
детей с ОВЗ существует много проблем:
в образовательных организациях города не оборудованы входные группы, лестницы, пандусные съезды, пути движения внутри зданий;
отсутствуют зоны оказания образовательных услуг, санитарно-гигиенические помещения не приведены в соответствие с требованиями доступности и безопасности для детей-инвалидов;
отсутствуют специальные тренажеры для занятий лечебной физкультурой с детьми.
Слайд 44Список используемой литературы
Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в
российской федерации и за рубежом: монография / Е.Ю. Шинкарева. Архангельск.
– стр.16-31. [1]
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей. / Выготский Л.С. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1995. - 135 с. [2]
Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов; М-во труда и социал. развития Рос. Федерации и др. — М.: Просвещение, 2002. — 448с. — (Президентская программа «Дети России»). — ISBN 5-09-011665-2. Стр.17 [3]
Конвенции и соглашения. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon [4]
См. там же. Конвенция ООН «О правах инвалидов» http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml [5]
Министерство труда и социальной защиты населения РФ http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/12 [6]
Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# [7]
Об утверждении комплексной программы Тамбовской области "Право быть равным" на 2013-2015 годы (с изменениями на 20 мая 2014 года) от 10 июня 2013 года N 604. http://docs.cntd.ru/document/467400456 [8]
Кулагина Елена Викторовна. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект/ АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ИСЭПН РАН. – М.: ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2014. Стр.18 [9]
Образование в Российской Федерации : 2014 : статистический сборник. – Москва: О-23 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 464 с. ISBN 978-5-7598-1247-0 [10]
Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Доступная среда" на 2011-2015 годы (с изменениями на 13 ноября 2014 года) http://docs.cntd.ru/document/467400823 [11]
Полную информацию и отчет о реализации мероприятий по программе «Доступная среда» вы сможете посмотреть на сайте:
Управление социального развития общества Тамбовской области http://uprsoc.tmbreg.ru/invalid2.htm
12. Россия: на пути к равным возможностям. Москва 2009 Опубликовано для Организации Объединенных Наций издательством «Весь Мир». © Офис Постоянного координатора ООН в РФ
Слайд 45Не будьте безразличны к инвалидам,
К тем людям, покалеченным судьбой.
Вам боли
их порой не сразу видно,
Достаточно услышать их порой.
Поступок человека славит,
Что
блеском отражается в глазах.
И пусть здоровья обществу прибавит
Та помощь, заключенная в делах!
Спасибо за внимание!