Слайд 1Работу выполнила
студентка 2 курса
заочного отделения
Комиссарова Анастасия
Историческое развитие организационных форм обучения
Слайд 2Метод обучения
способ обучающей работы учителя и определяемый им способ организации
учебно-познавательной деятельности учащихся
другими словами, метод обучения представляет собой внутреннюю, инструментальную
сторону учебного процесса.
Слайд 3Форма обучения
лат. forma «наружный вид или внешнее очертание»
Внешняя сторона организации учебной
работы, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом
обучения, а также порядком его осуществления.
Слайд 4Формы обучения
По колличественному признаку выделяют: индивидуальные, микро групповые, групповые, коллективные
и массовые формы обучения.
По продолжительности выделяют: классический урок, спаренные занятия,
спаренные укороченные занятия (70 мин), а также бывают уроки без звонков (произвольной длительности).
по месту проведения выделяют стационарные формы обучения и экскурсии (выезд, выход к месту нахождения) и т.д.
Слайд 5Историческая эволюция форм учебной работы в школе
Индивидуальная форма обучения
предполагает работу
учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому у ученика
или у учителя.
Индивидуально-групповая форма обучения
Учитель занимался с группой учащихся, но работа носила индивидуальный характер, т.к. учащиеся были разного возраста, уровня подготовки, приходили и уходили вразное время
Классно-урочная форма обучения
Суть классно-урочной формы обучения состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста для занятий распределяются по отдельным классам; занятия с ними проводятся поурочно, по заранее составленному расписанию; все ученики класса работают над усвоением одного и того же учебного материала; каждый урок посвящается только одному предмету
Слайд 6Историческая эволюция форм учебной работы в школе
Белл-ланкастерская форма обучения.
Приобрела
большую популярность в конце XVIII столетия среди беднейших стран мира.
Учитель, имея большое количество учеников (до 150), в первую половину дня занимался со старшими, наиболее хорошо обучаемыми учениками (мониторы), давал им необходимые инструкции, с помощью которых во второй половине дня эти старшие ученики обучали своих младших товарищей.
Слайд 7Историческая эволюция форм учебной работы в школе
В конце XIX –
нач. XX в. в Европе и США, как реакция на
недочеты классно-урочной формы обучения, появились избирательные формы обучения:
Маннгеймская форма обучения и Батавская форма обучения.
Слайд 8Историческая эволюция форм учебной работы в школе
Батовская форма обучения.
Суть батовской
системы заключается в том, что время учителя (8 часовой рабочий
день) делится на 2 неравные части. Меньшая (2-3 часа) посвящается коллективной работе с детьми – изложение нового материала, раздача индивидуальных заданий, анализ проверенных индивидуальных работ. Вторая часть рабочего времени учителя отводится на оказание помощи ученикам в выполнении индивидуальных заданий, подготовке к следующему уроку, написанию тестов и т.д.
Слайд 9Историческая эволюция форм учебной работы в школе
Мангеймская форма обучения
Суть мангеймской
системы состоит в том, что все учащиеся, начиная с 11
летнего возраста на основании специального тестирования, определяющего уровень их IQ, для обучения распределяются по четырём классам: вспомогательный класс для умственно отсталых, класс для слабых учеников, класс для средних учеников, класс для сильных учеников, где обучаются по соответствующим программам начального, среднего и продвинутого уровня.
Слайд 10Историческая эволюция форм учебной работы в школе
форма индивидуализированного обучения: Далтон-план
Суть
этого метода: вместо классов в школе создаются система лабораторий (мастерских)
по каждому предмету, учащиеся занимаются в них самостоятельно (или группами 2, 3 или 4 человека) пользуясь помощью дежурного учителя, общего расписания занятий не предусмотрено, коллективная работа – 1 час в день, остальное время самостоятельное выполнение всех проектов, отчёт перед учителем.
Слайд 11Историческая эволюция форм учебной работы в школе
форма индивидуализированного обучения: план
Трампа
получил известность в 50–60-х гг. XX в. в США
лекции –
40 % времени, групповые занятия – 20 %, индивидуальные занятия – 40 %. . Высококвалифицированные педагоги с помощью студентов проводили лекции в больших аудиториях (от 100 до 1500 человек) Затем в малых группах учащихся (по 10–15 человек) обсуждались материалы лекции, проводились дискуссии под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Состав малых групп не был постоянным. Объем этих занятий составлял 20 %. Кроме того, около 40% времени отводилось на индивидуальную работу учащихся в кабинетах и лабораториях.
Слайд 12Достоинства классно-урочной формы обучения:
четкая организационная структура;
удобство управления деятельностью класса;
сочетание массовых,
групповых и индивидуальных форм учебной работы;
стимулирующее влияние классного коллектива на
учебную деятельность каждого ученика;
тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся;
эмоциональное влияние личности учителя на учащихся;
экономичность обучения: учитель работает одновременно с группой учащихся.
Наиболее устойчивой из всех перечисленных форм массового обучения оказалась классно-урочная система, так как имеет несомненные преимущества:
Слайд 13Недостатки классно-урочной формы обучения:
ориентация на среднего ученика, что создает значительные
трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более
сильных;
трудность учета индивидуальных особенностей учеников;
одинаковый для учащихся с разным уровнем обучаемости темп и ритм работы;
ограниченное общение между учениками.
Слайд 14Такова краткая история развития организационных форм обучения.
В целом же
классно-урочная система, действительно, является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой
практики работы массовой школы