Слайд 1
ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Введение. Древний мир
Бочкарева Нина Станиславна
профессор кафедры мировой
литературы и культуры
а.111 (2-396-290)
Слайд 2Проверка начальных знаний
1. Время правления (век), основные события: Елизавета I
и Чарльз I.
2. Чем знаменит этот человек, когда он жил:
Генри Перселл и Бенджамин Бриттен
3. Автор картины: «Дама в голубом (Портрет герцогини де Бофор)» и «Дождь, пар и скорость»
4. Какое произведение Шекспира экранизировал режиссер: Питер Гринуэй и Питер Брук
5. Назовите три произведения английских писателей (с именами авторов), которые Вы прочли
Слайд 3КУЛЬТУРА – ???
Cultura (лат.) – обработка земли / вся деятельность
человека.
(самое узкое) (самое широкое)
ценностная деятельность и ее результаты
Whilome in Albion's isle there dwelt a youth,
Who ne in virtue's ways did take delight…
Жил в Альбионе юноша. Свой век
Он посвящал лишь развлеченьям праздным…
Откуда эти строки?
Кто их автор?
Кто этот юноша?
Что такое Альбион?
европейские кельты ирландские кельты
1 тыс до н.э. 1 тыс н.э.
Римская Британия
3-2 тыс. до н.э. I в. I в. V в.
до н.э. н.э. н.э.
3---------2----------1----------0----------1
Стоунхендж Юлий Боудикка Артур
Цезарь иценка бритт
римлянин римлянин
Слайд 5Стоунхендж (мегалит / кромлех)
(иберийцы 3000-1600 / 1900-1600 гг. до н.э.)
«круг
камней»
В центре – алтарный камень,
вокруг него – пять трилитов,
дальше – круг камней и ров.
Вероятно, использовался
для астрономических наблюдений,
а также для ритуалов,
в том числе жертвоприношения
Т.Гáрди (XIX в.)
«Тэсс из рода Д’Эрбервилей»
(Великобритания)
Ч.Палáник (XX в.)
«Бойцовский клуб»
(США)
М.Риó (XX в.)
«Мерлин. Моргана. Артур»
(Франция)
Слайд 6Кельты и кельтский эпос
(Европа III-VI вв. до н.э. /
Ирландия III-VIII вв. н.э.)
Кухулин (Ку Хулайн – пес Куланна) –герой
уладского цикла, племянник Конхобара, царя уладов.
друиды (жрецы)
филиды (прорицатели и создатели саг/скел)
барды (лирические певцы)
Слайд 7Римская Британия
55 г. до н.э. (Юлий Цезарь) – 61
г. н.э. (Боудикка) – V в. н.э. (Артур)
Христианизация Британии в
V в. н.э.,
конец Древнего мира (Римской Британии) и начало Средневековья
св. Патрик (Ирландия V в. н.э.) ; св. Августин (Кентербери VI в. н.э.)
АРТУР В СРЕДНИЕ ВЕКА
«История бриттов» Ненний VIII в. – глава о военачальнике Артуре
«История бриттов» Гальфрид Монмутский XII в. – о короле Артуре
«Смерть Артура» Томас Мэлори XV в.
«СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» В ВИКТОРИАНСКОЙ АНГЛИИ XIX ВЕКА
ДВИЖЕНИЕ ПРЕРАФАЭЛИТОВ – см. следующие слайды
Слайд 8Уильям Хольман Хант
«Светоч мира» (1853)
Слайд 10Берн-Джонс
Последний сон Артура (1881-1898)
Слайд 11Обри Бердсли
Иллюстрации (1893) к «Смерти Артура» Томаса Мэлори
Слайд 12Эдвард Берн-Джонс
Обри Бердсли
«Обман Мерлина» 1874 «Мерлин в лесу Броселианд» 1893
Слайд 14писатель-социалист
молодой график
Уильям Моррис Обри Бердсли
«Король Артур и Ланселот» «4 королевы находят Ланселота
(витраж) спящим» 1893
«Королева Гвиневера» или «Прекрасная Изольда»
(Джейн Моррис) 1858
Слайд 16Данте Габриэль Россетти
«Возвращение Персеваля» 1859
Слайд 17Литература по истории культуры
Черчилль, Уинстон. Рождение Британии. Смоленск: Русич, 2005.
512 с.
Черчилль, Уинстон. Британия в Новое время (XVI-XVII вв.). Смоленск:
Русич, 2005. 416 с.
Пью, Мартин. История Великобритании (1789-2000). Нижний Новгород: ННГУ, 2003. 291 с.
Шестаков, Вячеслав. Английский акцент. Москва: РГГУ, 2000. 188 с.
Михальская Н.П. История английской литературы. Москва: Академия, 2006. 480 с.
Слайд 18Художественная литература до XVII в. включительно
VIII в. «Беовульф» англо-саксонский
эпос
XIV в. Дж.Чосер «Кентерберийские рассказы»
XV в. Т.Мэлори «Смерть Артура»
XVI в.
Т.Мор «Утопия»
У.Шекспир («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Двенадцатая ночь», «Король Лир», «Буря»)
XVII в. Дж.Мильтон «Потерянный рай»
Слайд 19Роман эпохи Просвещения XVIII в.
Д.Дэфо «Робинзон Крузо»
Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»
Г. Уолпол
«Замок Отранто»
Г.Филдинг «История Тома Джонса, найденыша»
Л.Стерн «Сентиментальное путешествие по Франции
и Италии»
Слайд 20Поэзия эпохи Романтизма XIX в.
Байрон
Шелли
Вордсворт
Колридж
Китс
Альфред Теннисон «Леди Шалотт»
Слайд 21Роман XIX века
Чарлз Диккенс
Уильям Теккерей
Сестры Бронте
Джордж Элиот
Слайд 22Литература рубежа XIX-XX вв.
Т.Гарди
Р.Киплинг
О.Уайлд пьесы (драматургия)
Б.Шоу пьесы (драматургия)
Дж.Голсуорси
Г.Уэллс
Слайд 23Роман ХХ века
Дж.Джойс
В.Вулф «Орландо»
Д. Лоуренс
О.Хаксли
Г.Грин
А.Мердок
У.Голдинг
Дж.Фаулз «Подруга французского лейтенанта»
Дж.Барнс «История мира
в 10 ½ главах»
П.Акройд «Чаттертон»
А.Байетт «Обладание»
Слайд 24Темы презентаций
История английского парламента
История науки и/или технических достижений
История религии в
Великобритании (можно по периодам)
История английской философии XVII-XVIII в.
История английской музыки.
История
английского театра (по периодам; знаменитые драматурги, актеры, режиссеры)
История английской живописи (по художникам: Хогарт, Гейнсборо, Констебл, Блейк, Тернер, Россетти, Бердсли, Фрэнсис Бэкон)
История английского кино
Слайд 25ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ПО «БУРЕ» ШЕКСПИРА
Система действующих лиц и их
характеристика.
Композиция и сюжет.
Хронотоп (пространство и время).
Элементы жанра утопии.
Черты комедии и
трагедии.
Сравнение пьесы с одной из ее экранизаций (Д.Джармена, П.Гринуэя и др.)
Все рассуждения должны быть доказательны и подтверждаться заранее подготовленными цитатами из текста, текст хорошо знать и принести на занятие.
Слайд 26Вопросы к семинару по трагедии Шекспира «Король Лир»
Почему пьеса называется
«Король Лир»? Каков внутренний конфликт героя? Как он связан с
нравственно-философским содержанием трагедии (отношением истины и лицемерия)?
Какой герой переживает похожий конфликт? Объясните метафору ослепления – прозрения.
Проследите этапы развития конфликта. Когда и как изменяется главный герой?
Какова роль природы и других персонажей в развитии этого конфликта? Что и кем говорится о «состоянии мира»?
Составьте схему отношений персонажей в конфликте. Объясните роль каждого персонажа в пьесе.
Составьте план-схему сюжета пьесы по действиям и картинам.
Все рассуждения должны быть доказательны и подтверждаться заранее подготовленными цитатами из текста, текст хорошо знать и принести на занятие.