Слайд 2 После Второй мировой войны, когда о необходимости её
осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей
речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки.
Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.
Слайд 3 В своей эволюции ЕС прошел все
формы
интеграции:
зону свободной торговли;
таможенный союз;
экономический и валютный союз;
политический
союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено)
При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию
Слайд 4 В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия
создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal
and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе.
Великобритания
отказалась участвовать
в этой организации по
соображениям
национального
суверенитета.
Слайд 5 С целью углубления экономической интеграции те же шесть
государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (EEC — European
Economic Community) и
Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community).
Слайд 6 Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось
Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно
стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.
Слайд 7 В январе 1960 Великобритания и ряд других стран,
не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию
свободной торговли.
Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС.
Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.
В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.
Слайд 8 Первая попытка расширения была в 1961—1963, однако,
закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де
Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.
Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973.
Слайд 9 В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС
в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании
(63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %).
Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.
В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.
В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.
Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986.
В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Закон о единой Европе (Single European Act).
Слайд 10 В 1992 году в рамках Маастрихтского Договора был
образован Европейский Союз (ЕС). Это ввело новые формы сотрудничества между
правительствами государств-членов по вопросам внутренней и внешней безопасности в области обороны, правосудия и правопорядка.
Слайд 11Институты Европейского Союза:
Высшим политическим органом Европейского союза
явлился Европейский совет.
Как совещание глав государств на
высшем уровне, Совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами. На сессиях председательствует президент или премьер-министр страны, председательствующей в руководящих органах ЕС поочередно в течение полугода.
Слайд 12 Высший исполнительный орган Европейского Союза - Европейская Комиссия
(КЕС, Комиссия европейских сообществ).
Еврокомиссия состоит из 27
членов, по одному от каждого государства-члена. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС.
Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы.
Слайд 13 Судебным органом ЕС высшей инстанции является Европейский суд
(официальное название - Суд Европейских Сообществ).
Суд состоит
из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и девяти генеральных адвокатов. Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, дает заключения по международным соглашениям.
Слайд 14 Для проведения единой валютно-финансовой политики
и выравнивания уровня экономического развития различных регионов внутри ЕС были
образованы:
Единый центральный банк,
Европейский инвестиционный банк,
Европейская счетная палата,
Европейский фонд развития,
Экономический и социальный комитет,
Комитет регионов.
Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Депутаты объединяются в соответствии с политической ориентацией.
Слайд 15 1 января 1993г. начал официально функционировать Единый Европейский
Рынок. Он практически убрал все барьеры для достижения и выполнения
четырех свобод, т.е. свободного движения людей, товаров, услуг, капитала. 1 ноября того же года был сделан необратимый шаг к созданию единого экономического и валютного союза (EMU)
Слайд 16 С целью достижения высшей формы экономической интеграции между
государствами ЕС было создано евро - единая денежная единица ЕС.
В безналичном виде на территории государств-членов ЕС евро был введен с 1 января 1999 года, а наличные банкноты - с 1 января 2002 года. Евро заменил собою ЭКЮ - условную расчетную единицу Европейского Сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС.
Слайд 17Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС
с 1 января 1995.
Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь
Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.
9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП— примерно 840 млрд долларов США, примерно равный ВВП Испании.
Слайд 1816 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми»
членами ЕС был подписан Договор о присоединении. В 2003 в
девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.
1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. 1 января 2005 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии.
17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.
Слайд 19
Девиз
In varietate concordia
United in Diversity
(Единство в многообразии)
Гимн
An die Freude
Ода к
радости
Местонахождение Еврокомиссии
Брюссель
Председатель Еврокомиссии
Жозе Мануэл Баррозу
Председатель Европарламента
Ханс Герт Пёттеринг
Площадь
— Общая
7-я в
мире *
3 892 685 км²
Население
Всего (2007) -
3-е в мире *
492 852 385
Плотность -
116,4 чел/км²
Слайд 20Европейский Союз:
проблемы
расширения
и принятия Конституции
Слайд 21Проблема принятия Конституции Европейского Союза
Слайд 22Конституция ЕС подписана лидерами стран-членов в Риме в 2004 году.
Во Франции
55 % голосов было отдано против проекта единой конституции. Нидерланды
последовали примеру Франции, 61,1% голландцев проголосовали против принятия закона ЕС. После этого большая часть европейских государств, где референдум еще не проводился, заморозили планы ратификации документа. В общей сложности конституцию приняли пятнадцать стран, но для вступления в силу единого закона необходимо согласие всех членов ЕС.
Слайд 23 ПРОБЛЕМА ГОЛОСОВАНИЯ
Польшу и другие
вновь принятые страны не устраивала формула принятия решений, предусмотренная новым конституционным
договором.
Согласно принципу «двойного большинства», решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств Евросоюза, в которых проживает не менее 65% населения ЕС. Польша считает, что такая система выгодна крупным странам, в первую очередь Германии, и настаивала, чтобы количество голосов рассчитывалось извлечением квадратного корня из величины населения той или иной страны.
Слайд 24В итоге компромиссным решением стала договоренность о том, что «двойное
большинство» будет введено в Евросоюзе только с 2014 года с переходным
периодом до 2017 года.
Слайд 25ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ
Лондон и Варшава критикуют различные положения Хартии фундаментальных прав. Лондон
опасается, что включение его в базовый договор ЕС вынудит менять британское трудовое
законодательство, в частности разрешить забастовки. Претензии Польши – по разделу «Семейное право». Варшава опасается, что ряд положений можно истолковать как право граждан ЕС на гомосексуальные браки.
Согласие англичан было получено после того, как из текста документа было исключено положение об обязательной юридической силе для Хартии фундаментальных прав. Свою позицию Лондон оправдывал тем, что не хочет видеть ЕС «супергосударством».
Слайд 26 ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ
Претендующие на вступление
в ЕС государства должны удовлетворять обширному списку критериев, которые включают
практическое применение принципов соблюдения прав человека, четкого разделения властей, независимости судебной системы, верховенства закона и равенства всех граждан перед законом.
Экономические требования для соискателей членства в Евросоюзе сведены в отдельный список. Все они нацелены на подтягивание экономик стран-претендентов к общеевропейскому уровню.
С экономической точки зрения ЕС требует от государств соблюдения принципов рыночной экономики, обеспечения честной конкуренции и борьбы с картелями, сведение к минимуму госрегулирования торговли и сбалансированного бюджета.
Слайд 27В настоящее время на вступление в ЕС претендуют 6 стран:
Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Албания, Македония, а также
Турция. Ни одно из постсоветских государств, включая Украину, в Брюсселе не рассматривается как реальный кандидат на вступление в обозримом будущем.
Согласно докладу Еврокомиссии, страны Балкан и Турция могут, в лучшем случае, надеяться присоединится к сообществу "в среднесрочной или долгосрочной перспективе". Еврокомиссия отметила медленный ход реформ в этих государствах и недостаточно активное их приближение к базовым требованиям для кандидатов в ЕС. Многие страны страдают от высокого уровня коррупции, недостаточной независимости судебных органов от государства.
Слайд 28Особенно жестко Брюссель отозвался о ситуации в Боснии и Герцеговине,
где реформам мешает "провокационная риторика властей". Главным препятствием для прогресса
Сербии Еврокомиссия назвала недостаточное сотрудничество с Гаагским трибуналом.
От Турции ЕС продолжает требовать обеспечения свободы СМИ и самовыражения, создания эффективного гражданского контроля над вооруженными силами, обеспечения прав немусульманских религиозных меньшинств.