Слайд 1Легкая атлетика
Выполнила:
учитель физической культуры
Павлова Мария Михайловна
Слайд 2Легкая атлетика –вид спорта объединяющий естественные для человека физические упражнения:
ходьбу ,бег, прыжки, метание .В тоже время легкая атлетика является
научно- педагогической дисциплиной .Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики . обучения и тренировки.
Введение в легкую атлетику.
Слайд 3Легкая атлетика включает в себя 5 видов физических упражнения: ходьбу
,бег, прыжки, метание и многоборье .В каждой из этих видов
имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнования определенны дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основный легкоатлетические упражнения включаются в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, национальных первенств и других соревнований. По этим упражнением в нашей стране присваиваются спортивные разряды и звания, некоторые из них включены в Президентские тесты.
Классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений.
Слайд 4 Ходьба- естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от
обычной как большей скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительною
быстроту и экономичность движений.
Слайд 5Состязания по ходьбе проводятся как на дорожке стадиона, так и
на обычных дорогах на дистанции 3,5,10, 15, 20,30,50 км и
на время- часовая и двух часовая ходьба на стадионе. Участники соревнования на спортивной ходьбе обязаны придерживаться определённых правил, главное из которых- постоянный контакт спортсмена с дорожной(опора одной или обеими стопами) при появлении без опорного положения, когда спортсмен фактически переходит на бег, он снимается с соревнований.
Слайд 6Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег
становится центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит в
составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту, с шестом и тройным, метания копья, гранаты и мяча.
Слайд 7Бег в зависимости от его характера различно влияет на организм
человека. Медленный, длительный бег в парке или в лесу имеет
преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение. Быстрый, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции- выносливости, барьерный бег- ловкости, высокой координации движений.
Слайд 8Бег подразделяется на гладкий (по дорожке стадиона), с естественными препятствиями
(кросс), с барьерами и другими искусственными препятствиями и эстафетный.
Слайд 9В свою очередь в гладком беге различают бег на короткие-
от 30 до 400м ,средние- от 500 до 2000м .
длинные- от 3000 до 10000м, сверх длинные дистанции- 20,25,30 км, часовой, двухчасовой и марафонский бег (42км 195м).
Слайд 10Кросс проводится до 14км , а так же по дорогам
на самые разнообразные дистанции до 30 км. Барьерный бег проходит
по дорожке стадиона на дистанции от 50 до 400 м.
Слайд 11Бег с препятствиями (с прочно установленными барьерами и ямы с
водой) на 1500, 2000 и 3000м
Слайд 12Эстафетный бег подразделяется в зависимости от длины и количества этапов.
Он может проводится на короткие- 4*60м, 4*100м, 4*200м,4*300м, 4*400м. средние-
3*800м, 4*800м, 10*1000м, 4*1500 и на смешанные дистанции-400+300+200+100м или 100+200+300+400м или 800+400+200+100и д.р.
Слайд 13Прыжки в легкой атлетике подразделяются по своему назначению- в длину
и высоту. Они выполняются с места и с разбега. В
настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются преимущественно как средство тренировки и в качестве тестов для определения уровня физической подготовленности.
Слайд 14Прыжки выполняются различными способами. Так, прыгать в длину можно способом
«согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницами», а в высоту –«перешагиванием». «перекатом»
«волной»,….»перекидным», «фосбери-флоп». В некоторых способах прыжков имеется несколько вариантов. Например, прыжок способом «перекат» может выполняться с нырком за планку или без него, переходя планку боком или спиной, приземляясь на толчковую или маховую ногу и тд.
Слайд 15Тройной прыжок состоит из последовательно выполняющихся «скачка», «шага» и «прыжка»
. прыжок с шестом совершается с помощью движущейся опоры –
шеста. Прыжки способствуют развитию прыгучести, скоростно-силовых качеств, разностороннему физическому развитию человека.
Слайд 16Метания- это упражнения преимущественно скоростно-силового характера, с целью которых является
перемежение снарядов в пространстве на возможно большее расстояния. Они характеризуются
мощными, кратковременными усилиями, в которые вовлекаются различные группы мышц и не только рук и плечевого пояса, но и туловища и ног .
Слайд 17Метания классифицируется зависимости от способа их выполнения. С разбега броском
из-за головы метают копью, гранату, мяч. С разгона снаряда вращением-
диск, молот, мяч с петлей. Толчком со скачка- ядро.
Слайд 18Многоборья состоит из нескольких видов легкой атлетики (троеборье, пятиборье и
т.д.). обычно в многоборье входят упражнения на силу, быстроту, ловкость
и выносливость- бег, прыжки и метания.
Слайд 19Настоящее время наибольшее распространения получили: пятиборье и семиборье для женщин;
десятиборье, семиборье и пятиборье для мужчин; троеборье, четырехборье и пятиборье
для мальчиков, девочек, детей среднего, школьного возраста: от троеборья до десятиборья для юношей старшего возраста; для старших девушек различные многоборье, начиная с троеборье и кончая семиборьем. Результаты в многоборьях определяются по специальным таблицам очков.
Легкая атлетика в системе физического воспитания.
Слайд 20Легкая атлетика в нашей стране занимаются миллионы людей разного возрастов.
О большом значении легкой атлетики в системе физического воспитания говорит
тот факт, что по своему удельному весу она занимает ведущее место в школьных программах, программах средних специальных и высших учебных заведений. Соревнования по легкой атлетике всегда являются главным событием спортивных праздников, и школьных спартакиад.
Слайд 21Оздоровительное значения этого вида спорта. Занятие легкой атлетикой проводится, как
правила, на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения благотворно воздействуют на все
группы мышц, укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно- сосудистой системы. Особенно большое значения имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения.
Слайд 22Немало важную роль играет практическое прикладное значения легкой атлетике. Здесь
легкоатлетический спорт не имеет себе равных. Качество и навыки, которые
приобретаются в ходе занятий легкой атлетике, находят самое широкое применения как в трудовой деятельности, так и в военной подготовки.
Слайд 23Занятия легкоатлетическим спортом имеют большое воспитательное значения. Они формируют характер,
закаляют волю, приучают не боятся трудностей. Систематические тренировки, подготовка к
соревнованиям, достижения высоких спортивных результатов не возможны без соблюдения правильного режима. Все это приучает занимающихся легкой атлетикой к выполнению правил, а занятия в коллектива, участие в командных соревнованиях воспитывают чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.
Слайд 24Образовательное значения легкой атлетики заключается в том, что в процессе
тренировок спортсмены приобретают полезные навыки и знания из области построения
и планирования знаний физическими упражнениями, самоконтроля, гигиены, режима и т.д.
Слайд 25Легкоатлетический спорт имеет ряд преимуществ. Он широко доступен, так как
не требует каких либо сложных приспособлений и оборудования заниматься бегом,
можно в любом месте, в любое время года. Широкий выбор упражнений, возможность варьировать нагрузку от незначительной к большой, позволяют с успехом заниматься людям самого различного возраста и разной подготовленности. Велико и зрелищное, эстетическое значение легкой атлетики. Соревнования по бегу, прыжкам и метаниям, и особенно эстафетному бегу, представляют собой захватывающее зрелище, играют большую агитационную роль в пропаганде занятий спортом.
Слайд 26Руководство развитием легкой атлетика в стране, так же как и
другими видами спорта, возложено на Комитет по физической культуре и
спорту при Совете Министров. Непосредственное руководство легкоатлетическим спортом осуществляет Управление легкой атлетики Комитета и Федерация легкой атлетики. Управление разрабатывает необходимые организационные и методические материалы, положения о соревнованиях, проводит соревнования, организует подготовку сборных команд страны для выступления на Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Федерация легкой атлетики- общественный орган, который ведет работу по вовлечению в занятие легкоатлетическим спортом возможно большего числа молодежи, разработки программ, пособий и правил соревнований.
Организация легкой атлетики.
Слайд 27Трудно найти вид спорта, который имел бы такую древнею и
богатую событиями историю, как легкая атлетика. Бег прыжки и метания
родились вместе с человеком, были тесно связаны с его трудом и бытом. По этому естественно основой первых игр, развлечений, а за тем и соревнований у всех народов стали именно легкоатлетические упражнения.
Слайд 28Археологические раскопки, наскальные рисунки и древние манускрипты свидетельствуют о том
что за много веков до нашей эры соревнования по легкой
атлетики устраивались некоторыми народами Азии и Африки. Искусство быстрого бега было известно в древнем Египте, так и во многих странах ближнего и дальнего Востока.
История развития легкой атлетики (древние времена).
Слайд 29Подлинного расцвета легкоатлетический спорт достиг в древней Греции. Спортивные состязания
в этой стране приобрели популярность еще в самые отдалённые времена-
много численные войны требовали воспитания сильных и ловких людей. За тем в местечке Олимпия, у подножья холма Кроноса, где находился знаменитый храм Зевса и где были построены много численные гимнасии и палестры для занятий физическими упражнениями, а так же стадион с ипподромом, стали проводится общенациональные, всенародные соревнования, получившие название Олимпийских игр.
Слайд 30Первая известная Олимпиада состоялась в 776 году до н.э. в
ее программе был бег на один стадий (192, 27м), или
, как тогда его называли, дромос. На XIV Олимпиаде был включен двойной бег, или диаулос, а на XV Играх бег на длинную дистанцию- доликос (24 стадия). В 708 году до н.э на XVIII Олимпиаде спортсмены начали соревноваться в пятиборье (пентатлоне), которое состояло из бега, метания копья, диска, прыжков в длину и борьбы.
Слайд 31Несколько своеобразно проводились прыжки в длину. Участники Олимпийских игр разбегались
как в наше время, но прыгали держа в руках гантели,
вес которых колебался от1,5 до 4,5 кг. Греки метали копье и диск весом от3 до 5. 7 кг. Считается что предшественником диска был плоский камень. Для удобства метания копья древку прикреплялась кожаная петля (эмма).
Слайд 32Все народная популярность Олимпийских игр ,высокие достижения которые показывали атлеты
объяснялось всем строем жизни, система физического воспитания, существовавшей в древней
Греции. В Спарте физическое воспитание носило прикладной, военизированный характер. Только воспитав сильных закалённых воинов ,спартанцы могли обеспечить свое господство над превышавшими их по численности рабами –илотами. Уже с 7 лет дети спартанцев воспитывались в общественных школах где грамоте уделялось мало внимания ,а главной была физическая подготовка.
Слайд 33Иначе строилась воспитательная система в Афинах, где на ряду с
физической культурой широко развивались науки и искусство. Мальчик мог посещать
одновременно грамматическую ,музыкальную, и гимнастическую школу. Именно в последней школе он проводил особенно много времени. Воспитании общественных гимнасиях начиналось с 16 лет .
Слайд 34В последнее века до нашей эры в Олимпийских играх участвовали
преимущественно атлеты –профессионалы .Это привело к учащению случаев обмана, не
честным приемом . Игры стали походить на жестокие состязания гладиаторов и потеряли свое значение общегреческого праздника. Олимпийские игры прекратили свое существование в связи с утратой Грецией самостоятельности и перехода её под власть Рима. В 393 году н .э. под давлением духовенства Римский император Феодосий I специальным декретом упразднил Олимпийские игры.
Слайд 35Период средневековья не благоприятствовал развитию легкой атлетике. Элементы этого вида
спорта сохранились лишь в играх и развлечениях некоторых народов. Правящие
же классы интересовались преимущественно военным искусством и рыцарскими турнирами.
Развитие легкой атлетике в наше время.
Слайд 36В эпоху возрождения народы в новь обратились культурному наследию греков.
Лишь в XVIII в. бег, прыжки и метания начинают возрождаться
в некоторых системах физического воспитания. Возрождается так же интерес к Олимпийским играм. Мысль об возобновлении греческих Олимпиад высказывали, в частности, немецкие деятели физического воспитания И. К. Геутс-Мутс (1759-1839) и Г. Фит (1765-1836).
Слайд 37Родиной современной легкой атлетикой стала Англия в XVIII в. становится
бег на больших дорогах между городами и на больших ипподромах.
В 1770 г. был зафиксирован первый результат в часовом беге- 17 км 300м. большое распространения приобретают выступления бегунов- профессионалов. Так, в 1803 году некий Д.Тодд пробежал от Гайд-парка до Оксбридж Рой расстояний около мили за 4 мин. 10с.
Слайд 38Существенным стимулом дальнейшего развития спорта в том числе и легкой
атлетике, послужило возобновления Олимпийских игр в 1895 г.в Афинах состоялись
гимнастические соревнования типа Олимпийских игр. В их программу вошли многие виды легкой атлетики: бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и в высоту, метания диска и копья. Такие игры были проведены 4 раза , однако их значения ограничилось ролью местных греческих соревнований.
Олимпийские игры нашего времени.
Слайд 39Организация международных Олимпийских игр нашего времени связано с именем французского
педагога и общественного деятеля Пьера де Куберэна, которые, будучи секретарем
Союза Французских спортивных обществ, решительно выступал против милитаризации физического воспитания. Он считал, что Олимпийские игры помогут установлению дружеских отношении между странами, будут способствовать сохранению мира. Именно это и отражает Олимпийское знамя с пятью закреплёнными кольцами, символизирующие 5 континентов.
Слайд 40По инициативе Кубертена в 1894 г.в Париже состоялся Международный спортивный
конгресс. На его открытие в актовом зале в Сорбоне присутствовали
представители 34 стран, в том числе и России.
Слайд 41МОК стал отныне руководящим олимпийских органом, который решает все вопросы,
связанные с программой, местом и порядком проведения Олимпиад.
Слайд 42В период в 1896 г до настоящего времени было проведено
29 олимпийских игр. 3 Олимпиады не состоялись из-за воин 1916
в Берлине, 1940 г в Токио и 1944 в Хельсинге. До 1928 года в играх участвовали лишь мужчины , с 1928 г к Играм допускаются и женщины. Постепенно менялось легкоатлетическая программа Олимпийских игр. Так, бег на 200м был включен во II Олимпиаду, бег на 5 и 10 км и эстафеты 4*100 и 4*400 м в V Олимпиаду. Многоборье в первые появилось в программе III олимпиаде.
Слайд 43С каждым годом росла популярность Олимпийских игр, увеличивалась число стран
участниц. Если на первые Олимпийские игры в Афины приехали 285
спортсменов из 13 стран, то в X олимпиаде приняли участие спортсмены 81 страны со всех континентах мира.
Слайд 44Лёгкая атлетика всегда была одной из популярных видов спорта на
олимпийских играх. Она собирала наибольшее количество участником и зрителей. На
I олимпийских играх в Афинах выступило лишь 59 атлетов из 8 стран. Они мерились силами в 12 видов легкой атлетики.
Слайд 45Неудачно прошли II Олимпийские игры. Они состоялись в Париже в
1900 году когда открылась всемирная выставка и превратились в своего
рода «приложения» к выставке. Именно этим можно объяснить чрезвычайно растянутые сроки соревнований (с мая по октябрь) и плохие условия , к которых выступали легкоатлеты. Однако в олимпиаде приняло участие уже более 1000 спортсменов из 20 стран. А программа соревнований по легкой атлетики пополнилась 12 новыми видами.
Слайд 46III Олимпийские игры были проведении в США большинство сильнейших европейских
спортсменов не могли попасть в Сент-луис и по многим видом
программы американцы не имели достойных соперников, естественно завоевали подавляющее большинство Олимпийских медалей.
Слайд 47Большим шагом в перед в истории легкой атлетики явилась IV
Лондонская Олимпиада 1908 года. Здесь был построен отличный стадион, разработано
рациональная программа легкоатлетических соревнований, составлены правила их проведения. В итоге были показаны высокие результаты и улучшены олимпийские рекорды.
Слайд 48Олимпиада 1912 года Стокгольм стала знаменательной вехой в истории Олимпийских
игр, как по своим масштабом, так и по уровню результатов.
В 1912 году была создана Международная любительская легкоатлетическая федерация(ИААФ), из этого же года началась официальная регистрация мировых рекордов.
Слайд 49Следующие олимпийские игры состоялись только через 8 лет. В 1920
году в Антверпене. Именно к этим играм, отмечая двадцатилетие современного
Олимпийского движения П.Кубертен предложил в качестве олимпийской эмблеме 5 переплетённых колец,(голубое кольцо- Европа, красное- Америка, жёлтое- Азия, черное-Африка и зеленое- Австралия). По предложению П.Кубертена были утверждены так же белое олимпийское знамя и текс олимпийской клятвы.
Слайд 50VIII Олимпийские игры (1924 г.) были проведены в Париже в
ознаменование 30-летнего юбилея конгресса в Сорбонне, на котором было решено
возродить Олимпиады. На этот раз французы учли печальный урок Олимпиады1990 года и с умели создать благоприятные условия для проведения Олимпиады. В итоге было установлено 6 мировых рекордов, а герою этих соревнований по Пааво Нурми удалось установить своеобразный и не превзойдённый доныне Олимпиад: он завоевал 5 золотых моделей в беге.
Слайд 51В олимпийских играх 1928 года в Амстердаме впервые выступали женщины.
На этот раз в легкоатлетических соревнованиях участвовало 880 человек (из
них 120 женщин).
Слайд 52X Олимпиада 1932 год в Лос-Анжелесе собрала сравнительно не большое
число участников, но ознаменовалась рядом выдающихся результатов. Из них нужно
назвать достижения негритянского спортсмена Э. Толана в беге на 100 м.- 10.3. которой было лучшей лишь на играх 1960 года, а так же результат в метании копья финна М.Ярвинена- 72.71м.
Слайд 53XI Олимпийские игры в 1936 году проведены в Берлине вошли
в историю как игры замечательного негритянского легкоатлета Д. Оуэнса, который
получил 4 золотых медалей.
Слайд 54Следующие Олимпийские игры состоялись в Лондоне лишь в 1948 году
после окончания второй мировой войны. Игры отличались высокими результатами.
Слайд 55XV олимпийские игры в Хельсинки 1952 год ознаменовались выходом на
олимпийскую арену спортсменов Советского Союза. Участвуя в соревнованиях такого масштаба
с умели завоевать 2 золотые 8серебряных и 7 бронзовых. Женская команда СССР вышла в неофициальном командном зачете по легкой атлетике на первое место. На Играх было установлено 9 мировых и 29 олимпийских рекордов.
Слайд 56XVI Олимпийские игры в Мельбурне 1956 г. принесли 27 новых
олимпийских рекордов, из которых 6 были мировыми. На XVI Олимпиаде
стал героем советский стайер В. Куц, победивший на дистанции 5000 и 10000м. На этот раз советские атлеты завоевали уже 5 золотых, 7 серебряных и 10 бронзовых медалей.
Слайд 57На XVII Олимпийских играх в 1960 г.в Риме легкоатлетическая команда
США впервые уступила лидирующее положение команде Советского Союза.
Слайд 58На Токийской , XVIII Олимпиаде 1964 спортсмены Советского Союза выступали
сравнительно слабо, завоевав в беговых видах программы лишь 2 бронзовых
медали.
Слайд 59 XIX Олимпийские игры в Мехико 1968 года проходили в
необычных условиях – на высоте 2240 м над уровнем моря
. Условия благоприятно сказались на результатах спринтеров и прыгунов. «прыжком века» можно назвать достижение негритянского прыгуна в длину Р.Бимона-8.90 м.
Слайд 60Примечательными были XX Олимпийские игры в Мюнхене (1977г.). за четырёх
летние, прошедшие между Олимпиадами в Мехико и Мюнхене, произошли значительные
изменение в растановке сил в мировой легкой атлетике. Догнали, а в некоторых видов превзошли спортсменов Советского Союза легкоатлеты ГДР. Потеснили она и спортсменов США, причем в таких исконно «американских видов», как толкания ядра и прыжки с шестом.
Слайд 61XXI Олимпийские игры (1976 г.) проходили в канадском городе Монреале.
Слайд 62Особое место в истории Олимпийских игр занимает Олимпиада- 80-ых состоявшаяся
в Москве. Не смотря на попытки бойкота, предпринятые реакционными кругами
США XXII Олимпийские игры прошли успешно и принесли большой успех спортсменам социалистических стран, и в первую очередь Советского Союза, занявших первое место в неофициальном командном зачете.
Слайд 63Важным событием в истории легкоатлетического спорта должны были стать XXIII
Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анжелесе. Однако администрация США, стремясь
использовать игры в политических целях, сделало все для того, что бы не участвовало СССР и других социалистических стран в этом соревновании стали не возможным. Это привело к тому что большинство сильнейших атлетов мира а Олимпиаде- 84 не участвовало.
Слайд 64Почти за девяностолетний период существования современных Олимпийских игр легкая атлетика
прошла славный путь выросли достижения легкоатлетов. Достигнуты результаты, считавшиеся ранее
фантастическими. Это относится совершенствование спортивной техники и методов тренировки. В спринте улучшилась техника старта, стартового разгона, бега по дистанции, повысился уровень скоростной выносливости. В прыжках появились рациональные способы перехода через планку «фосбери-флоп» в сочетаниях значительно улучшилась техника разбега, и финального усилия. В частности в толкании ядра стал применятся скачок в положении спиной к направлению толкания.
Слайд 65Большую роль в легкой атлетики и улучшений показываемых в ней
результатов сыграла изменения условий соревнований, снарядов, оборудований. Так, изменения правил
соревнования по прыжкам в высоту (разрешения перехода через планку первой любой части тела и приземления на любую часть тела) позволила применить сперва перекидной способ прыжка «с нырком», а затем и в вести способ «фосбери-флоп», где приземления происходит на спину. Длительную эволюцию перетерпели беговые дорожки, в начале земляные дорожки были заменены гаревыми, а затем к концу 60-ых годов появились дорожки с современным синтетическим покрытием. В прыжках в высоту и с шестом в место ямы с песком в начале стали делать насыпь из песка, а затем «подушку» из поролона.
Слайд 66Изменения произошли и со снарядами для прыжков и метаний. Особенно
существенно они повлияли на повышения результатов в прыжках с шестом,
где гибкий фибергласовый снаряд позволил прыгунам значительно увеличить преодолеваемую высоту и приблизить мировой рекорд к фантастической высоте 6 м. в метании копья важную роль сыграло появления панирующих снарядов и т.д.
Слайд 67Столь широкое развитие легкой атлетики и успехи, достигнутые в этом
виде спорта, стали возможны благодаря коллективным усилием тренеров многих стран.
Если на заре развития легкой атлетики неизбежно была разобщенности между тренерами, существовало обособленные национальные «школы» бега, прыжков и метание, то теперь благодаря созданию международных объединений тренеров, ежегодно проводящих свои конгрессы, процесс совершенствования легкоатлетического спорта значительно ускорился.