Слайд 2Из истории развития чертежа
Все что окружает человека: архитектурные сооружения, техника,
предметы быта, одежда, обувь и другое – все создается по
чертежам.
Для того чтобы понять, какой путь прошел современный чертеж с момента его возникновения до наших дней, рассмотрим основные этапы развития инженерной графики и стандартизации.
Слайд 8Задолго до того, как люди создали письменность, они научились рисовать
окружающие их предметы. Для создания графических изображений на различных этапах
развития общества использовались разнообразные материалы и инструменты. Сначала материалом служила земля, стены пещеры, камни, на которых рисунки выцарапывались. Затем использовали бересту, кожу, холст, пергамент, бумагу и другие материалы, на которых изображения наносились чернилами или тушью с помощью гусиного пера. Только в конце XVIII века для построения графических изображений стали применяться карандаши.
Слайд 9Прослеживая путь развития чертежа от древних времен до наших дней,
можно выделить два основных его направления:
первое - строительные чертежи,
по которым строили жилища, промышленные здания, мосты и другие сооружения;
второе - промышленные чертежи, по которым создавали различные инструменты, приспособления, машины.
Слайд 10Возникновения строительных чертежей относится к тому времени, когда люди для
постройки жилища на земле в натуральную величину разбивали планы помещений
и на них возводили постройки. Делалось это с помощью примитивных приспособлений. Линейные размеры откладывались разметочным циркулем, окружности проводили с помощью веревки и двух колышков. Один колышек вбивался в землю и играл роль центра, другим, натягивая веревку, проводили окружность.
Когда возводимые сооружения стали занимать обширные площади, возникла необходимость вычерчивать чертежи в уменьшенном виде, на каком-либо материале (коже, холсте, пергаменте). Чертежи выполняли без масштаба, но с размерами, и только в XVI веке стали применять масштаб. Первоначально изображение в плане (вид сверху) совмещали с изображением фасада здания (вид спереди).
Слайд 11В XVI веке в Москве по приказу Ивана Грозного был
создан «Пушкарский приказ», который ведал инженерным и артиллерийским делом. Чертежи
выполнялись с помощью инструментов: линейки и циркуля. По распоряжению Ивана Грозного по всему Московскому государству специальными людьми собирался географический материал, который лег в основу составленного в XVI веке «Большого чертежа» всей Московской Руси.
В начале XVII века при Борисе Годунове был составлен «Годуновский чертеж Кремля», изображавший дворцовые палаты, оборонительные укрепления, расположенные вокруг Кремля.
На рис. план-чертёж части Кремля, выполненный Б. Годуновым в начале XVII в.
Слайд 12В начале XVIII века в период правления Петра I в
России бурно развивается кораблестроение, горнорудная промышленность, строятся машины и заводские
силовые установки. Все это требовало умелого выполнения чертежей. В связи с этим по указу Петра I вводится преподавание черчения в специальных учебных заведениях, что послужило причиной появления в 1708 году первых учебников по черчению: «Приемы циркуля и линейки» и «Практические геометрии». В это время появляются первые чертежи заводских сооружений, где изображения выполнялись в двух видах. Сохранился чертеж двадцатидвухвесельного шлюпа, выполненный лично Петром I.
Еще в XVIII веке, когда ремесленное производство начало уступать место заводскому производству, стало ощущаться неудобство от того, что каждый завод работал по своим чертежам. Это создавало большие проблемы в работе производства. Возникла необходимость стандартизации.
Стандарт – это образец, норма.
Слайд 13Стихотворение Владимира Маяковского
«Нормализованная гайка».
Слайд 14Гаспар Монж (1749-1818)
С развитием техники чертежи усложнялись, и их выполнение требовало
более высокой точности исполнения. Стали применять масштабы, проекционную связь, выполняли
разрезы, без которых невозможно было понять внутреннее устройство детали.
В 1798 году французский ученый Гаспар Монж опубликовал свой труд «Начертательная геометрия», в котором он обобщил труды специалистов в изображении пространственных форм на плоскости и показал решения технических задач графическим способом. Так в конце XVIII - начале XIX веках, когда появилась и стала развиваться начертательная геометрия, метод ортогональных проекций получил научное обоснование.
С течением времени изображения совершенствовались, видоизменялись, становились удобными для работы и постепенно преобразовались в изображения современного чертежа.
Французский математик и инженер, выдающийся ученый XVIII века. Основоположник начертательной геометрии. Один из основателей Высшей Политехнической школы в Париже (1794 г.). Автор множества трудов по дифференциальной геометрии и дифференциальным уравнениям. Член Парижской Академии наук.
Слайд 15Люди разных профессий о чертеже …
«...«Дюймовочка»... Видели вы такую
игрушку? Нажимаешь на пружину — цветок раскрывается, и в чашке
Дюймовочка, та самая, о которой говорится в сказке. Сказку эту вы, наверно, все читали. Так вот, чтобы сделать такую игрушку, потребовалось шестьдесят чертежей!»
Л. Воробьев, слесарь.
Слайд 16«Я — токарь. Поступает ко мне на станок заготовка —
кусок металла,— а я должен сделать из нее деталь. Даже
несложную деталь — вот, к примеру, маленький винтик и тот без чертежа сделать невозможно. Токарь, взглянув на чертеж, должен сразу представить себе, как будет выглядеть будущая деталь. Тот, кто не умеет разбираться в чертеже, дает брак, портит продукцию».
Ю. Диков, мастер.
Слайд 17«Знаете ли вы, что ваша одежда тоже делается по чертежам?
Ведь чтобы сшить платье, нужны выкройки, а для выкройки нужен
чертеж, и притом очень точный. Ошибись закройщик где-нибудь хоть на сантиметр — и рукав или воротник будет сидеть косо...
А. Завидонов, закройщик.
Слайд 18«Принесли мне однажды в цех чертеж новой модели стула. Стал
делать, и вдруг у меня явилась мысль: «А что, если
изменить крепление спинки? Тогда стул можно сделать быстрее». И я предложил изменить чертеж спинки. На фабрике со мной согласились. Вот видите, если мастер умеет читать чертежи, то он выполняет свою работу не механически, а обдуманно, творчески».
И. Погорелый, столяр.
Слайд 19«Я не представляю себе архитектуру без чертежа. Это так же
немыслимо, как музыка без звука или литература без слов.
Допустим, что
архитектор продумал и мысленно представил себе будущее здание. Но как передать свои мысли другим без чертежа? Без него не расскажешь, как построить дом, не рассчитаешь, не докажешь возможности создания какого-нибудь сооружения».
Б. Иоффан, академик.
Слайд 20Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В
настоящее время, чертёж стал основным документом делового общения в науке,
технике, производстве, дизайне, строительстве.
Человеку, работа которого связана с созданием техники и со строительством, необходимо знать все основы построения чертежа, без которых в наше время невозможно строительство зданий и гидротехнических сооружений, немыслимо изготовление каких-либо предметов, машин или механизмов.
Компьютерные технологии позволяют создавать сложные проекты.