Слайд 1История развития менеджмента в России
Менеджмент
Лукьянова М.Н.
Слайд 2Управленческая мысль в России не только не отставала, и в
ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе
1860-1870 г.
- в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых процессов, которая была награждена «Медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.
Эта методика вызвала интерес за рубежом и стала распространяться в Англии.
Аналогичные методики стали разрабатываться американскими представителями школы научного управления (Тейлором, Гилбретом и др.)
В 1911 – 1912 годах профессор Петербургского политехнического института И.Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством», в которых излагались основы производственного менеджмента.
Слайд 3Различия менеджмента России и Запада
В России менеджмент в его современной
форме был активно востребован вначале 90-х гг. в связи с
переходом к рыночному типу экономических отношений. Важно, что и развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположенными путями: в России оно шло сверху вниз, а на Западе – снизу вверх.
Слайд 4Этапы трансформации менеджмента
Развитие управленческих идей в России прошло путь последовательной
трансформации. В течение XX в. ее основные этапы следующие:
1905 г, —
«малая» социалистическая революция, начало реформ по капитализации сельского хозяйства России;
1917 г. — октябрьский переворот, начало интенсивного строительства социализма в России;
1929 г. —год «великого перелома», переход экономики на централизованное пятилетнее планирование.
Слайд 5Этапы трансформации менеджмента
Развитие теории и практики управления в 1920—1930 гг.
характеризуется поиском путей создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
Основные достижения этого периода:
разработка всеобщей организационной науки А.А. Богданова (1873-1928);
развитие концепции «трудовые установки» А.К. Гастева (1882-1941);
формирование теории социалистической рационализации О.А. Ерманского (1866-1941);
становление теории научной организации труда (НОТ) П.М. Керженцева (1881-1940);
создание науки об организации производства, труда и управления О.И. Непорента, Б.Я. Каценбогена (1897—1956).
Слайд 6Этапы трансформации менеджмента
1941 г. — переход народного хозяйства на рельсы военной
инновационной экономики.
1947 г. — отмена карточек на товары, введение неограниченного денежного
обращения, проведение денежной реформы.
В целом период 1940—1950-х гг. характеризовался усилением командно-административных методов управления.
1957 г. — отмена отраслевого и введение территориального управления экономикой, основанного на формировании экономических административных районов.
Слайд 7Этапы трансформации менеджмента
Косыгинские реформы
1965 г. — Первая «косыгинская» реформа деятельности предприятий:
введение
принципов хозрасчета,
учреждение на предприятиях фондов экономического стимулирования (фонда материального поощрения,
фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонда развития производства),
установление стоимостного подхода к оценке деятельности предприятий,
переход от административных рычагов к экономическим методам управления,
расширение самостоятельности предприятий и возврат к отраслевой системе управления экономикой.
1979 г. — вторая «косыгинская» реформа управления экономии создание системы долгосрочного, многоэтапного и комплексного планирования на основе экономических нормативов, повышение эффективности и качества работы.
Слайд 8Этапы трансформации менеджмента
1985 г. — ускорение социально-экономического развития, начало «перестройки», развитие
гласности и демократии, техническая реконструкция отраслей народного хозяйства.
1991 г. — либерализация
цен, внешней торговли, разгосударствление и приватизация собственности, начало интенсивного строительства рыночной экономики, создание нормативной базы для становления и развития рыночных отношений, образование новых рыночных структур управления.
Слайд 9Краткие выводы по развитию советского менеджмента:
В советский период можно выделить
четыре этапа развития теории и практики управления:
1) 20-е годы –
период поиски новых форм и методов управления;
2) 30 – 50-е годы – формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления;
3) 60 – 70-е годы – период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики;
4) 80 – 90-е годы – отказ от социалистических преобразований и попытки посредством реформ, проводимых сверху, создать современную рыночную экономику.
Слайд 10Этапы трансформации менеджмента
2002 г. — настоящее время — построение и укрепление основ управления рыночной
экономикой.
Принципы современной парадигмы управления:
децентрализация и демократизация системы управления;
полицентрическая система хозяйствования;
сочетание
рыночных и административных рычагов управления;
формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых социально ориентированных систем;
ориентация на качество продукции и услуг, удовлетворение потребностей рынка в разнообразных товарах и услугах;
повышение роли организационной культуры, формирование созидательной идеологии бизнеса.
Слайд 11Проблемы развития менеджмента в России в настоящее время:
непроработанность стратегии социально-экономического развития;
несовершенство
нормативно-правового регулирования;
недостаточно эффективная налоговая, кредитная и финансовая политика;
низкая управленческая культура;
некомпетентность
и недобросовестность хозяйствующих субъектов.
решение существующих проблем должно осуществляться с учетом сложившихся в современном мире условий и факторов управления;
развитие менеджмента в системе мирохозяйственных связей;
обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках;
развитие и внедрение инновационных технологий управления;
превращение информации в фактор развития общества;
возрастание социальной ответственности бизнеса;
усиление гуманистической составляющей управления.