Слайд 1История развития
специальной педагогики в ЗЕ
Слайд 2Цель: сформировать умения и навыки исторического анализа эволюционных процессов в
системах оказания психолого-педагогической помощи людям с ОВЗ и проектирования новых
на основе этих компетенций.
Задачи изучения дисциплины:
развивать способность к анализу исторических событий и социокультурных детерминант развития специальной педагогики;
Развивать способность к анализу, синтезу и обобщению изучаемой информации;
Формировать толерантность на основе анализа социокультурных детерминант развития специальной педагогики в России и в странах Западной Европы.
Слайд 3 Развитие специальной педагогики происходит в процессе эволюции отношения государств и
общества к людям с отклонениями в развитии и становления системы
специального образования как в странах Западной Европы, так и в России.
Слайд 4
Специальное образование как самостоятельное
направление педагогической науки и практики достаточно
молодо, ему менее двухсот лет. Отсчет принято вести от
момента
появления в Европе в конце XVIII в. первых
специальных классов для детей с сенсорными нарушениями.
Целых два периода ЭО соответствовали этапам
формирования предпосылок возникновения ССО и накопления практических материалов по лечению, воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии
Слайд 51 период: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения
инвалидов
(VIIIв.до н.э. –XIII в.)
Нижняя граница – принятие законов Ликурга
Верхняя
граница – появление первых государственных убежищ для слепых
Древняя Спарта
Воспитание детей осуществлялось по принципу: «В здоровом теле - здоровый дух». Больных и слабых детей уничтожали –сбрасывали в Тайгетскую пропасть.
В Древней Спарте не было семей, женщины рожали от воинов. Спарта исчезла как государство из-за жестокого отношения к детям.
Законы Ликурга – социальное устройство Спарты
Слайд 6Умерщвление детей-уродов имело место и в Древнем Риме:
Философ Сенеко
« Мы
поступаем так не из-за злобы на этих детей, а с
единственной целью: отделить негодное от здорового»
Слайд 7.
Блаженный Августин
-христианский писатель, мыслитель
Оказал огромное влияние на развитие
педагогической мысли, но в тоже время считал, что слабоумие, врожденное
уродство не соотносились
с тем, что человек создан по образу и подобию божескому.
Слайд 8I век - Христианство приносит новые нравственные ценности:
сопереживание, милосердие, и
новый взгляд на немощного человека
Дух над телом.
Милосердие – обязанность
христианина
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ,
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ,
ИОАНН ЗЛАТОУСТ
проповедовали любовь к ближнему, снисхождение к слабому и страждащему.
«Не злословь глухого, и перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему, бойся Бога твоего»
Слайд 9 В эпоху раннего Средневековья в Европе
философы-богословы теоретически обосновывают неполноценность
людей с врожденными физическими, умственными и психическими недостатками;
- средневековое законодательство,
следуя традициям Римского Права, не признает инвалидов недееспособными;
светский и церковный законы, народные традиции едины во взгляде на инвалида, как на неполноценного человека, от которого следует защищаться;
- социальные потрясения, войны, эпидемии способствуют обесцениванию жизни ребенка-инвалида не только в глазах общества, но и его близких.
НО:
- распространение христианства привело к первым попыткам церковных подвижников проявления милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством;
- урбанизация привела к тому, что вместе с католической церковью проблемами помощи начинают заниматься городские органы самоуправления, что приводит к созданию хосписов, богаделен, лепрозориев, лечебных школ;
- После крестовых походов происходит слияние Церкви, города и короны, которые становятся партнерами в деле призрения убогих.
Церковь - создание первых монастырских
богаделен и школ.
Город - открытие хосписов, богаделен, лечебных школ.
Король - открытие приютов для слепых (1198 –Оттон IV), парижский приют (1254- Людовиг IX).
Слайд 10Вывод:
Западной Европе понадобилось около двух тысяч лет, чтобы пройти путь
от отторжения и агрессии к первому осознанию необходимости призрения и
заботы о людях с выраженными отклонениями в развитии.
Слайд 11II период – от осознания необходимости призрения к осознанию возможности
обучения глухих и слепых (XIII – XVIII в.в.)
Нижняя граница -
появление первых государственных убежищ для слепых
Верхняя граница – открытие первых светских специальных заведений для глухонемых и слепых.
Рост торговли, расширение контактов с иноземцами, освоение Античной культуры.
Период Великого мора.
Реформация и переход к Новому времени (М.Лютер, Ж. Кельвин).
Развитие промышленности и предпринимательства.
Книгопечатание.
Слайд 121487 г.- Выходит трактат «Молот ведьм» - инструкция по распознаванию
ведьм и одержимых дьяволом.
В это время уничтожалось все, что не
соответствовало канонам церкви. Инквизиция расправлялась не только со свободомыслием, но и с душевнобольными людьми, считая слабоумных "детьми дьявола», со слепыми, глухими. Церковь бросала их в тюрьмы, подвергала пыткам, сжигала на кострах.
Слайд 13Эпоха Возрождения (XV-XVII вв.) в Западной Европе ознаменовалась борьбой взглядов
на природу человека, его психическую деятельность между религиозной схоластикой, и
гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам, к психическим и физическим аномалиям (М.Лютер, Ж.Кельвин). .
В это время зарождаются гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека.
Философские трактаты Э Роттердамского и Дж. Бруно, теория Ф Платтера и идеи Я.А. Коменского, оказали большое значение на изменение отношения общества к людям с отклонениями в развитии.
Слайд 14
Виднейший гуманист эпохи Возрождения
Эразм Роттердамский (1469-1536)
утверждал, что подлинного человека
формирует не природа сама по себе, а целенаправленное воспитание.
Педагогические
труды:
"Речь о достойном воспитании детей для добродетели и наук", "О приличии детских нравов"
В них идея о том, что никому не дано выбирать себе родителей и Родину, но всякий способен сформировать свой нрав и характер.
Слайд 15Джордано Бруно (1548 – 1600гг.) - итальянский мыслитель.
В философско-поэтической
исповеди "О героическом энтузиазме" (1585г.) писал:"... никому не могут быть
поставлены в вину глупость и условия пола, как нельзя ставить в вину телесные недостатки и уродства ибо если при таких условиях и имеются недостатки и ошибки, то приписать это должно природе, а не отдельному лицу."
Слайд 16В начале XVII столетия профессор медицины Феликс Платтер (1537-1614)
в г. Базеле
впервые осуществляет классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений
интеллекта, эмоций и физического состояния больных.
Слайд 17Ян Амос Коменский (1592-1670)
педагог, философ, мыслитель.
Впервые с педагогической точки
зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения.
Он
выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.
Я.А.Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала. Каким бы трудным ни был ученик, он имеет право на образование.
Слайд 18Первые попытки обучения глухих и слепых
(Испания) 1550 – Педро де
Леон – обучение глухого.
1620 - Боннет – обучение и трактат
по результатам
(Франция) В.Гаюи – слепые ученики: Парадиз, Лезюэр, Саундерсон.
1770 Открывается первая школа для глухонемых детей (Делепе, Франция).
1784 Открывается первая школа для слепых детей (В. Гаюи, Франция).
Обучение умственно отсталых только в теории
Слайд 19Идея обучения «особых детей» получила философское обоснование
Я.А. Коменский «Великая дидактика»:
…Воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободиться от тупости… Кто по
природе медлителен и зол, тот более нуждается в помощи, чтобы по возможности освободиться от тупости и глупости. Нельзя найти такого скудоумия, которому совершенно не могло бы помочь образование»…
Джон Локк «Опыт о человеческом разуме»: Опровергает фатальный характер несостоятельности ребенка, отличного от большинства. Это не от бога или дьявола, способности приобретаются через опыт и чувства, могут быть сформированы в условиях правильно организованного обучения.
Дидро «Письма о слепых в назидание зрячим»
Руссо педагогический роман «Эмиль» - рекомендации обучения глухих
Слайд 20II период ЭО. Выводы:
- политические, социальные и экономические изменения в
жизни Европы XII - XV вв. не повлияли на отношение
общества к лицам с выраженными физическими и психическими недостатками: обыватели, церковь, корона по-прежнему воспринимают их как неполноценное меньшинство, находящееся вне общества;
- ростки терпимости к "иным" людям, зародившиеся в средиземноморских городах Европы, гибнут в период инквизиции;
- разделение людей по их социально-экономической полезности для общества на "ценных" и "неполноценных" автоматически относит к последним слабоумных, психически больных, лиц с грубыми физическими недостатками;
Вместе с тем имеют место попытки индивидуального обучения детей с сенсорными нарушениями представителей знати и открытию первых светских специальных учебных заведений для глухонемых и слепых.
На это ушло шесть веков
Слайд 21
Социокультурные предпосылки:
- урбанизация городов, развитие гражданского и сословного права,
реформация
и переход к культуре Нового времени,
развитие науки и университетов,
торжество философии и гуманизма.
Результат:
1. Создание системы светского призрения инвалидов
2. Опыт индивидуального обучения глухих и слепых.
3. Открытие первых частных школ для глухих и слепых. (Франция).
4. Обсуждается вопрос о праве «ненормальных» детей на образование.
5. Впервые выдвигается идея об обучении умственно отсталых.
Идея обучения «особых детей» получила философское обоснование
(Я.А. Коменский, Д Локк, Дидро, Руссо)
Слайд 22III период –от осознания возможности обучения к необходимости обучения трех
категорий людей с отклонениями в развитии (к.XVIII - н. XX
в.)
Начало – открытие первых специальных школ для детей с сенсорными нарушениями.
Конец – принятие Закона об обязательном начальном образовании
Слайд 23 Медико-клиническая линия характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлена исследованиями
врачей-психиатров.
Филипп Пинель (1745-1826) дает классификацию душевных болезней, на
основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.
Слайд 24 Жан Итар (1775-1838 -
известный французский психиатр, сторонник медико-педагогического подхода
в обучении и воспитании умственно отсталых детей
Он впервые попытался
из одичавшего мальчика (авейронского дикаря) воспитать человека с помощью методов, основанных на развитии чувств (физиологическое обучение).
Итару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей - развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики.
Начало формирования психолого-педагогического направления
Слайд 25Медицинскую линию изучения природы и сущности слабоумия продолжил
Жан-Этьен-Доминик Эскироль
(1772-1840), ученик и последователь Ф.Пинеля.
Он ввел в оборот понятия
"имбецилизм", "идиотия", "умственная отсталость".
Он создал классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных.
После его изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого-педагогической областью исследования.
Слайд 26Вторая половина XIX и начало XX в. ознаменовались тем, что
наряду с клиническим изучением глубоких форм умственной отсталости стали обращать
внимание и на легкие формы слабоумия.
С расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных школ. Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды антисоциальных элементов.
Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи.
Слайд 27Вопросами изучения этиологии и анатомо-физиологической сущности слабоумия детей на рубеже
веков занимаются В.Айрленд, Б.Морель, Д.Бурневиль, Э.Крепелин, Ж.Демор и др.
Наибольший
вклад в разработку проблем слабоумия в этом направлении внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием "задержка психического развития", ввел термин "олигофрения" (греч. малоумие) для обозначения группы врожденных болезненных состояний.
Слайд 28Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941)
впервые по этиологии разделяет отсталых
детей на детей медицински и педагогически отсталых.
К медицински отсталым
он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве).
К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, кто перенес какие-либо болезни в раннем возрасте или стал жертвой плохих методов воспитания в школе.
Слайд 29 Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), известный швейцарский педагог
Первые попытки обучения
детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях
В 1774
г. в швейцарском городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал "Учреждение для бедных".
Им были обоснованы принципы работы с "тупоумными": посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом.
Слайд 30. В первой четверти XX в. французский педагог Жан Филипп
и врач Поль Гонкур: критерий ненормальности - неспособность обучаться обычным
образом.
Две группы детей: неизлечимых или малоизлечимых детей, чья жизнь в обществе невозможна без опеки, и излечимых детей, у которых умственная отсталость обусловливается отставанием в развитии от нормальных сверстников.
Эти дети нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия.
Слайд 31Французский психолог Альфред Бине (1857-1911) и врач-психиатр Томас Симон разработали
тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи.
В дальнейшем, совершенствуя метод тестов, они пытались соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития нормального, но более младшего возраста. Ими был предложен определенный набор заданий (задач, тестов), которые предъявлялись ребенку вербально и требовали от него выполнения определенных действий и устного ответа.
Слайд 32На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создает
ортофеническую школу для отсталых детей.
Система сенсомоторного воспитания слабоумных детей как
основу лечебной педагогики.
Слайд 33Таким образом, педагогический подход в деле помощи детям с недостатками
в развитии и поведении, в деле обучения и воспитания детей
с аномалиями в развитии интеллекта формируется в конце XVIII - начале XIX в. За его реализацию выступают как педагоги, так и врачи, общественные деятели.
Слайд 34
ВЫВОДЫ
III период – обретение права на специальное обучение (к.XVIII -
н. XX в.)
Социокультурные предпосылки:
Закон о всеобуче распространен на 3 категории
детей.
Достаточен экономический ресурс стран.
Развито университетское образование (специалисты).
Построена система светского призрения.
Крепнут общественные организации.
Результат.
Формируется педагогический подход в деле обучения и воспитания не только для глухих и слепых, но и для детей с аномалиями в развитии интеллекта. Данный подход характеризуется связью с медицинской линией исследований.
Слайд 35Общее для всех европейских стран:
- принятие Закона об обязательном
всеобщем начальном образовании;
- распространение действия этого Закона на детей
с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью;
- разработка и внедрение необходимой нормативно-правовой документации, регулирующей функционирование системы специального образования (государственный базовый учебный план, региональный учебный план, принципы комплектования специальных образовательных учреждений трех типов и т.д.);
- определение принципов и источников финансирования данных учреждений (на государственном, региональном, местном уровнях) и их законодательное закрепление;
- параллельная деятельность негосударственных организаций: ассоциаций, благотворительных фондов, стимулирующих и контролирующих государственные решения и инициирующих развитие сети специальных учреждений;
- охват специальным образованием всех или большинства регионов страны;
Педагогический подход в деле обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии характеризуется связью с медицинской линией исследований.
Слайд 36
IV период – обретение права на специальное обучение всех детей
(н. XX в. – 70-е г. XX в ).
Начало –
Первая мировая война.
Конец - принятие Декларации ООН «О правах умственно отсталых» (1971), «О правах инвалидов» (1975)
События:
Первая мировая война.
Падение монархических режимов.
Приход либерально-демократических и социалистических правительств
Слайд 37Начало пути “от изоляции к интеграции”.
На этом рубеже возникают
первые прецеденты закрытия спецшкол и перевода их учащихся в общеобразовательные
учреждения; повсеместное открытие классов для глубоко умственно отсталых детей, считавшихся ранее необучаемыми. Эти прецеденты заставят многие страны кардинально пересмотреть свою политику в области специального образования, начав путь “от изоляции к интеграции”. Так начнется следующий период эволюции отношения европейцев.
Слайд 38V период – от равных прав к равным возможностям, от
институализации к интеграции ( 71-75 г.г. - ? ).
Начало -
принятие Декларации ООН «О правах умственно отсталых» (1971), «О правах инвалидов» (1975).
Конец - ?????
Экономический подъем.
Либерально-демократические реформы.
Идеи социальной интеграции.
Философия безбарьерного мира.
Интеграция – ведущая тенденция развития ССО.
Слайд 39Анализ истории развития государств ЗЕ показал следующее:
1. Выбор пути развития
системы специального образования зависит от
- ценностных ориентаций,
-политических установок,
-экономических возможностей государства,
- законодательно –правовой основы,
- принятых культурных норм.
2. Смена социокультурных координат влечет изменение отношения к инвалидам, следствием чего является реформирование практики специального образования на правовой основе и запрос к специальной педагогике и психологии
Слайд 40Общий вывод
3. Все современные тенденции и противоречия развития национальных ССО
имеют глубокие социокультурные корни и вполне определенный “исторический возраст”.
4.
Знание и понимание специалистами социо-культурных основ становления национальных систем специального образования принципиально для развития теории и практики СП, оно заставляет вновь и вновь подвергать анализу и переосмысливать методологические основы специального образования, философские постулаты, на которых оно строится, и те цели, которые преследует.
5. Данные знания преградят путь методологическим ошибкам, связанным с прямым калькированием современного западноевропейского опыта специального образования без учета его социо-культурных предпосылок и “исторического возраста”.
Слайд 41Самостоятельная работа
Таблица «История развития СП и ПС в ЗЕ»
В столбце
– периоды ЭО к людям с отклонениями в развитии.
В строке
– краткая информация по следующим пунктам:
Перечень основных исторических событий данного периода;
Религиозные и философские взгляды
Цели и ценности периода(Гончарова);
Достояния в области развития гражданских прав и свобод (Гончарова);
Психолого – педагогические разработки
Обязателен ВЫВОД-ОБОБЩЕНИЕ по КАЖДОМУ периоду!
Слайд 42Источники:
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н.Н.
Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.- 319с.
Наумов А.А. История и
философия специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: курс лекций для магистрантов/ Наумов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 100 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32046.html.— ЭБС «IPRbooks»
Гончарова, Е.Л. Психология между прошлым и будущим специального образования / Е.Л. Гончарова. // Опорные таблицы по теме «Социокультурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития». Методическое пособие к курсу «Специальная психология». – М., 2003.
Слайд 43Развитие специальной педагогики в рамках становления ССО в России
Слайд 44 Развитие специальной педагогики в России также происходит в процессе эволюции
отношения государств и общества к людям с отклонениями в развитии
и становления системы специального образования, но в более поздние сроки и своеобразно.
Слайд 45Особенности русского сознания Догосударственный, дохристианский период
Древнерусские поучения против язычества упоминают
такую фигуру русской мифологии как Род и его спутниц Рожаниц.
Эти существа были связаны с рождением, потому у русов так ценностны понятия Родины, родных, родной земли, народа, природы, родников, в т.ч. Понятие «урода» (сравним: «убогой»-прил.), не носило пренебрежительного оттенка, поскольку Род дал рождение этому человек, значит он был задуман У РОДА – а посему он имеет право на жизнь, несомненно, что понятие «убогий» произошло по этой же аналогии.
Таким образом, родовые и общинные связи русского народа были весьма сильны вплоть до начала ХХ века (До октябрьской революции 1917 г.и гражданской войны 1918 г). Это объясняет многое в милосердном отношении нашего народа к убогим людям , и более глубокое деятельное сострадание в период христианский на Руси, чем в странах ЗЕ
Слайд 46С
к
у
д
е
л
ь
н
и
ц
ы
Традиция родовой общины славян в дохристианской Руси — заботиться о
сиротах всем миром — преобразовалась в дома при скудельницах, могильниках,
где хоронились люди после эпидемий, как в братской могиле, рядом с могильником строилась сторожка и туда приводили осиротевших детей, всем миром кормили брошенных малюток, приносили одежду, игрушки. В скудельницах (божедомках) собирались бездомные старики и старухи, которые были воспитателями сироток, воспитание, конечно проходило в русле народной педагогики - пестования. Тогда, по-видимому, и возникла пословица: «С миру по нитке, а бедному сироте сорочка». Божедомка была, конечно, убогим жилищем, но это была первая народная забота о несчастных.
Есть сведения и о том, что сирые дети оставались в просто в чьих-то семьях, потому и возникли такие выражения «названный батюшка», «названная матушка», воспитатели из рода или общины несли для приемного ребенка функции отца и матери.
Слайд 47988 год
Крещение РУСИ
Киевский период
Великий князь Киевский Владимир Святославич
как государственный деятель принимает концепцию государственного христианского домостроительства, сущность которой
в служении Богу, родной земле и людям . Ценность которой в деятельном милосердии.
признав христианство официальной государственной религией, Киевская Русь копирует византийскую систему монастырской благотворительности.. .
Слайд 48В Киевский период еще нельзя членить на государственное и церковное
попечение, ибо глава государства являлся насадителем, устроителем и покровителем Церкви,
сам является членом церкви – это период симфонии Церкви и государства
996 г. Устав князя Владимира.
Владимир - вменил призрение инвалидов церкви;
определил Церковными людьми «сирых» – сирот, «убогих», «вдов», «обидимых», «слепых», «хромых», «нищих», «трудоватых» и других,
в Уставе определяются правила призрения и содержания их/
- Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси.
Слайд 49Деятельность князя Владимира по просвещению
69 лет спустя
1065. Основан Киево-Печерский мужской
монастырь, при котором открываются не только больница «немощным» и приют
«убогим», но и ШКОЛА.
Слайд 50Владимир Мономах
Князь Владимир Мономах прославился своим «нищелюбием», оставил первое на
Руси педагогическое наследие «Духовная», завещал своим детям: «всего же паче
убогих не забывайте, но, сколько вам возможно, по силе своей кормите».
Его сестра, княгиня Анна, основала в Киеве воспитательное учреждение для убогих детей.
Сын, князь Ярослав Владимирович, открыл первое в Новгороде училище для бедных юношей.
Слайд 51 Монгольский период
1237-1480
Если в домонгольский период на Руси существовали не
только церковная благотворительность, но и частная милостыня, светское попечение о
бедных, то в период нашествия татаро-монголов на Русь милосердие «фактически находилось в руках духовенства, которому делались богатые приношения на бедных, да и само по себе оно было богато и свободно от татарских даней и поборов».
В период татаро-монгольского ига, когда рухнуло Русское государство, Русская Православная Церковь, имевшая к концу XIII века около 100 монастырей, стала единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей — убогих,престарелых, нищих — и фактически полностью взяла на себя благотворительные функции.
Кроме благотворительной деятельности Церковь обязательно занималась и просвещением, в период т-м нашествия, из горящих городов спасали книги, приносили их на хранение в храмы,
Слайд 52
Московский период
После избавления Руси от татаро-монгольского ига во второй половине
XV столетия, когда началось восстановление ее государственности, связанное с возвышением
Москвы и Московского княжества, вокруг которых русские земли стали объединяться в единое централизованное государство, Церковь связала свою судьбу с московскими князьями и всеми силами способствовала их возвышению.
С этого времени начинается новый этап в развитии благотворительной деятельности Русской Православной Церкви.
Еще преподобный Сергий Радонежский неразрывно связал служение русского православного монашества с благотворительной деятельностью. В делах милосердия выражалось призвание иноков служить миру, что являлось идеалом монашеского делания.
Слайд 53Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иоанном
Грозным на Стоглавом Соборе.
Он говорил, что в каждом городе
должны быть построены богадельни, больницы и созданы приюты для всех нищих и убогих
к середине XVI века многие государственные деятели, убедившись, что раздача милостыни без разбора не уменьшает, а увеличивает нищенство, начали относиться к этой форме благотворительности отрицательно.
В общественном сознании уже со времен Стоглавого Собора зрела идея перехода от благотворительности к системе общественного и государственного призрения.
При этом начали яснее обозначаться и контуры системы призрения, которая должна была включать не только помощь бедным милостыней и содержание их в богоугодных заведениях, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка.
Слайд 54Стоглав 1551155115 год
после Стоглавого Собора 1551 года, когда государство стало
стремиться регулировать благотворительность церквей и монастырей. Им предписывалось
отделить действительно
нуждавшихся, прокаженных и состарившихся,
переписать их по всем городам и устроить для них мужские и женские богадельни под руководством священников и целовальников,
а также содержать эти учреждения за счет пожертвований.
Слайд 55При Иоанне Грозном начинается эпоха книгопечатания на Руси. Коль скоро
при монастырях существуют школы, системы призрения с обучением ремеслу, то
существует необходимость в получении необходимых знаний, что стимулировало издание печатных учебников по грамматике и арифметике.
Свято-Духов Виленский монастырь продолжает обучение убогих детей с преподаванием 4 языков, другие ранее основанные при монастырях школы для убогих детей
Слайд 56
X век – XVIII век
Первый период: осознание необходимости заботиться
о лицах с отклонениями в развитии
Таким образом, признав христианство официальной
государственной религией, Киевская Русь копирует византийскую систему монастырской благотворительности. В отличие от Европы, где монастырские приюты появились в IV—VII вв. эта форма призрения возникает на Руси значительно позже (Х - ХI вв.) и должна быть оценена как привнесенная.
. Князь Владимир в Х веке вменил призрение инвалидов церкви (996), а его современник преподобный Феодосий, основал первую монастырскую больницу-богадельню, где оказывалась помощь калекам и глухонемым.
Слайд 57Однако феодальные междоусобицы (ХI—ХV вв.), столетия ига (ХIII— ХV вв.),
смутное время (начало ХVI — начало ХVII в.) и ослабление
православной церкви ограничили развитие на Руси церковно-христианской благотворительности. В землях, подвластных московским князьям, киевский опыт призрения не получил развития и по сути был забыт.
Слайд 58 В дальнейшем Русь станет на путь создания светской системы
призрения в эпоху Петра I. Создание первых светских специальных учреждений
произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зарубежному образцу.
С 1712 года основываются губернские госпитали для незаконнорожденных детей; сиротские дома; специальные сиротские дома при монастырях. Во всех вновь организованных учреждениях находят поддержку инвалиды: глухонемые, калеки, убогие
Слайд 59 Елизавета II (1785) - «Об учреждении указов общественного призрения»,
Первые государственные специализированные учреждения для душевнобольных. Их мало - к
концу XVIII столетия всего три.
Расширяются разновидности других учреждений - это воспитательные дома, лечебницы, сиротские дома, больницы, народные школы.
Деятельность данных учреждений контролируется государством.
Слайд 60Екатерина II - идеи просветителей, тщательно изучает опыт обучения глухонемых
детей и подростков (работы Ш. Эпе, Гейнике);
В это время
получают развитие естественно-научных,
медицинских знаний и философской мысли.
В результате первые организованные попытки обучения и воспитания различных категорий аномальных детей и подростков в России начинают предприниматься во второй
половине XVIII столетия.
Слайд 61 Итак, первый этап
формирования отношения государства и общества на лиц с отклонениями в
развитии в России протекал в иные исторические сроки, при этом его начало обусловлено принятием христианства и характеризовалось заимствованием западной системы монастырского призрения инвалидов.
Окончание периода также обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его стремлением реформировать страну по зарубежному образцу.
Слайд 62
XVIII – XIX вв
Второй период: признание целесообразности обучения
детей с
сенсорными нарушениями
Данный этап начался в России гораздо позже, составил одно
столетие, а завершился в те же сроки, что и на Западе, прецедентами открытия первых специальных школ для глухих (1806) и слепых детей (1807) по указанию императрицы Марии Федоровны французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в страну
Александром I.
Слайд 63Большую роль в организации отечественной тифлопедагогики играет филантропическая деятельность К.
К. Грота (1815-1892), который создает училище для слепых мальчиков (1881)
в Санкт-Петербурге, разрабатывает устав и содержание обучения.
Соратник К. К. Грота, известный отечественный тифлопедагог А. И. Скребицкий, разрабатывает специальный шрифт для обучения слепых - рельефно-линейный русский шрифт, организовывает печатание книг для слепых детей.
Слайд 641854 г. – открытие первого в России учреждения для слабоумных
в Риге доктором Ф. Пляцем. Небольшое учреждение является частным; в
нем оказывается помощь достаточно широкой категории детей и подростков - больным эпилепсией, малоспособным, «идиотам».
1882 г. - открытие частного Врачебно-воспитательного заведения доктора И. В. Маляревского в Санкт-Петербурге.
1894 г. - приют Е. К. Грачевой, созданный на средства благотворительности в Москве.
Слайд 65Одновременно с созданием специализированных учреждений для аномальных детей, подростков и
взрослых встает вопрос о содержании и специальных методах обучения. Исследователи,
педагоги, практики начинают разрабатывать содержание обучения различных видов аномальности.
Вопросами обучения глухих занимаются
В. И. Флери (1800-1856),
Г. А. Гурцов (1778-1858),
Я. Т. Спешнев,
А. Ф. Остроградский,
Ф. A. Pay и Н. A. Pay (организаторы первого детского сада для глухих детей, 1900).
Педагоги-практики предлагают различные варианты обучения глухих детей:
естественный язык жестов (Г. А. Гурцов),
методика чтения с губ (И. Я. Селезнев),
естественный способ обучения устной речи (П. Д. Енько), графический метод, основанный на использовании письменной речи.
Слайд 66
Обучение слепых детей и подростков строится сначала на основе рельефно-линейного
метода, затем - на основе метода Брайля, который перерабатывают применительно
к русскому языку. Метод Брайля начинает использоваться в обучении слепых детей в России с 1885 года.
Обучение умственно отсталых детей вбирает идеи зарубежных педагогов (Э. Сегена, М. Монтессори, Ф. Фребеля). Кроме того, начинают разрабатываться собственные методы и приемы специального обучения.
Врачи, педагоги, общественные деятели постоянно обращаются к правительству с требованиями создания государственных учреждений для аномальных детей и подростков.
Эти вопросы неоднократно поднимаются на различных съездах (1895-1896; 1903; 1910), однако существенных изменений в отношении аномальных не происходит вплоть до 1917 года.
Слайд 67
Особенности второго периода
становления ССО:
1. В России появление государственных специальных школ произошло под
влиянием знакомства монарха с западноевропейским опытом и было обусловлено стремлением перенести его на отечественную почву силами приглашенных учителей.
2. Прогрессивная часть дворянства и купечества постепенно переходит от традиционного российского нищелюбия и сострадания к убогим и страждущим, к деятельной, организованной филантропии и благотворительности.
Слайд 68
XIX – начало XX
Третий период: осознание необходимости организации системы
специального образования
В России начало периода знаменуется открытием первых школ для
глухонемых (1806) и слепых (1807).
Введение законодательных актов о всеобщем обязательном начальном образовании приводит к выявлению проблем обучения умственно отсталых детей.
К 1917г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринодаре, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове.
Слайд 69К началу ХХ в. в России, как и в Западной
Европе, возникает значительное число специальных образовательных учреждений для трех категорий
детей: глухих, слепых и умственно отсталых.
Однако нет оснований считать, что в дореволюционной России была создана и оформлена национальная система специального образования.
В России, как и в Европе, развиваются три основных
направления помощи детям с отклонениями в развитии:
- христианско-благотворительное (организационные формы-приют, богадельня, дом призрения),
- лечебно - педагогическое (специальное отделение
при больнице, школа-санаторий)
- педагогическое (школа, детский сад, колония).
Слайд 701 этап развития специальной педагогики
У истоков отечественной коррекционной педагогики стояли
видные ученые: А.И. Граборов, Л.К. Шлегер, К.Н. Корнилов.
Самоотверженным организатором
специального образования в России был В.П. Кащенко (1870–1943), который в 1908 г. открыл в Москве «Школу‑санаторий для дефективных детей».
Книга «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков»
Слайд 71
XX в (1935/36 гг) – XX в (1990)
Четвертый период:
осознание необходимости обучения
всех детей с отклонениями в развитии
Принципиальным отличием
специального образования в СССР являлся его цензовый характер, оно не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространяло на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей.
Однако это дало толчок развитию всех ветвей специальной педагогики.
Слайд 72Дифференциация ССО.
В 1950‑60 гг. XX столетия в Советской России происходит дифференциация
учреждений специального образования, появляются их новые виды и типы (Речь,
ОДА), расширяется их сеть, чему способствовали школьные реформы – введение обязательного 8‑летнего образования (1959), а затем и 10‑летнего (1966).
В 1970‑1980‑е гг. формируется система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). В 1981 г. для этих детей стали создавать специальные школы, а с 1988 г. в массовых школах начали открывать специальные классы выравнивания.
В конце 1980‑х гг. были организованы первые экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых детей при вспомогательных школах.
Слайд 73Достижения советской дефектологии
высокий уровень развития методологических, теоретических и методических основ
специальной педагогики.
высокий уровень развития специальных педагогических технологий, построение «обходных путей»
обучения для детей с отклонениями в развитии разных категорий (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия, А.Я. Граборов, А.С. Грибоедов, Г.М. Дульнев, Ф.А. Pay, Н.А. Pay, Ф.Ф. Pay, Ж.И. Шиф, P.M. Боскис, И.А. Соколянский, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, БД. Корсунская, М.С. Певзнер, А.И. Дьячков, С.А. Зыков и другие).
Слайд 74
Общими для Западной Европы
и СССР тенденциями развития системы на втором этапе являются ее
структурное совершенствование, дифференциация, расширение охвата специальным обучением нуждающихся детей.
Итак, между европейским и российским развитием специального образования видны не только общие закономерности, но и уникальные особенности развития отечественной системы специального образования как на этапе становления, так и на этапе ее развития и дифференциации.
Слайд 75XX 1990-e – незавершен
Пятый период: от "институализации" к интеграции
На шкале
периодизации эволюции отношения Россия находится в 90-е гг. на фазе
перехода от четвертого к пятому периоду. Об этом свидетельствует ратификация РФ в 1991 г. соответствующих конвенций и деклараций ООН (1971, 1975). Однако в России названный переход не был подготовлен, как в Западной Европе, всем ходом предшествующего эволюционного развития общества.
В нашей стране аналогичный переход носит скачкообразный характер, что обусловлено кардинальным переустройством государства и его принципиально новыми ценностными ориентациями, заявленными в 1991 г. На шкале становления и развития систем специального образования Россия находится в 90-е гг. на границе перехода со II на III этап.
Слайд 76Новые социокультурные детерминанты
разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей,
устранены
социально‑политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального образования как
системы помощи и развивающего образования: были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными детьми;
расширены по сравнению с советским периодом права родителей.
В Законе об образовании провозглашена свобода выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение новых форм образовательных структур.
Таким образом, изменившийся социальный заказ ведет к необходимости научно‑методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.
Курс «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования»
Слайд 77Перспективные направления
развития системы специального образования России
???????????????????????????????????