Слайд 1Итоговое сочинение
10 класс пишет в мае по направлениям 2018-2019 уч.г.
11
класс пишет в декабре
Слайд 2«Разрешающие» правила
Первое из них гласит:
Сочинение – дело личное. Надо писать
не то, что положено, что и так всем известно, а
только то, что ты сам чувствуешь и думаешь.
Второе напоминает:
Сочинение – дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже, если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор.
Третье обнадёживает:
Сочинение – дело выполнимое. Даже, если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.
Слайд 3«Запрещающие» правила
Нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе
понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить, прежде всего, самому себе
– почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не согласен с нею – тебе опять же придётся потрудиться, аргументируя свою точку зрения.
Нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь.
Нельзя излагать отвлечённые идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами.
Слайд 4Учимся рассуждать и строить рассуждение
Рассуждение – такой тип текста, который
содержит:
мысли (утверждения, тезисы), которые должны быть доказаны или мысли-антитезисы, которые
должны быть опровергнуты;
доказательства (аргументы);
выводы.
Слайд 5Сочинение по русскому языку (ЕГЭ) и итоговое сочинение
Слайд 6Сочинение по литературе (ЕГЭ) и итоговое сочинение
Слайд 8Два обязательных требования.
Объем более 250 слов.
Самостоятельность написания.
Слайд 9Критерий № 1 «Соответствие теме»
обязательный
Данный критерий нацеливает на проверку содержания
сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия
(например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не
соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели
высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях
выставляется «зачет»).
Слайд 10
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
обязательный
Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать
литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары,
публицистику) для построения рассуждения
на предложенную тему и для
аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее
одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой
путь использования литературного материала; при этом он может показать
разный уровень осмысления художественного текста: от элементов
смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и
т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания
и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без
привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено
содержание произведения, или литературные произведения лишь
упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех
остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 11Критерий № 3
«Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на
проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли,
стараясь выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения
мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 12
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
«Незачет» ставится при условии, если
грубые логические нарушения
мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-
доказательная часть
(во всех остальных случаях выставляется «зачет»)
Критерий № 5 «Грамотность»
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и
понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 13 Направления тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год:
«Война и
мир» – к 150-летию великой книги
Надежда и отчаяние
Добро и зло
Гордость
и смирение
Он и она
Эти формулировки не являются темами сочинения.
Слайд 14Примерный план сочинения
= ответ на прямой вопрос.
Вступление (размышление над
главными понятиями темы) – 2-3 предложения
Тезис – мой прямой ответ
на поставленный в теме вопрос (1-3 предложения)
Аргумент №1 - моя точка зрения в качестве доказательства моего тезиса (3-5 предложений) с опорой на личный опыт, опыт моих друзей, родителей и т.п.
Аргумент №2 – подтверждение (или опровержение) моей точки зрения по поставленному в теме вопросу на примере литературного произведения (опираясь на его проблематику, сюжет, характеры героев, авторскую позицию и т.п.) - 3-5 предложений.
Заключение = вывод, к каким выводам по заданному вопросу я прихожу, читая лит.произведение и анализируя то, что происходит в окружающей меня жизни? (1-2 предложения)
Слайд 15Универсальная литература, которая подходит под любое из 5-ти направлений
"Война и
мир" Л.Н. Толстой.
"Капитанская дочка" А.С. Пушкин
"Евгений Онегин" А.С. Пушкин
"Шинель" Н.В.
Гоголь
"Мертвые души" Н.В. Гоголь
Вишневый сад" А.П. Чехов
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
""Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков
"Горе от ума" А.С. Грибоедов
"Мцыри" М.Ю. Лермонтов
"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
"Судьба человека" М.А. Шолохов
"На дне" М. Горький
"Отцы и дети" И.С. Тургенев
"Гроза" А.Н. Островский
"Премудрый пескарь" М.Е. Салтыков-Щедрин
"Обломов" И.А. Гончаров
"Матренин двор" А.И. Солженицын
"Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин
"И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов
"Уроки французского" В.Г. Распутин
"Обелиск" В.В. Быков
Слайд 16«Война и мир» – к 150-летию великой книги
Роль "Эпилога" в
романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Что значит быть патриотом? (По
роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману "Война и мир").
Кто из героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир" вам особенно близок и почему?
Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
Слайд 17Надежда и отчаяние
Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать
в отчаяние.
Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых
надежд человек сохнет»?
Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.
Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
Бывают ли надежды напрасными?
Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
К чему может привести отчаяние?
Роль надежды в жизни человека
Слайд 18Добро и зло
Что такое доброта?
Чем доброта отличается от милосердия?
Может ли
доброта принести человеку разочарование?
Нужно ли сдерживать в себе доброту?
Как человек
может воспитывать в себе доброту?
Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
Какими качествами обладает добрый человек?
Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
Может ли доброта причинить вред человеку?
Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
Что порождает злость в людях?
Может ли жестокостью заслужить уважение?
Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
Почему люди становятся жестокими/злобными?
Слайд 19Гордость и смирение
Чем отличается гордость от гордыни?
Как отличить гордость от
высокомерия?
Какого человека называют гордым?
Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
Стоит ли
терпеть обиды?
Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?
Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
Как связаны сила духа и гордость?
Согласны ли вы с утверждением: "Смирение — вот противоядие от стыда"?
Помогает ли смирение понять себя?
Слайд 20«Он и она»
Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
Почему важно уметь
контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
От каких ошибок
может предостеречь нас любимый человек?
Когда можно ли простить измену в любви?
Как вы понимаете смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?
Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
Слайд 21Источник:
https://www.ctege.info/napravlenie-voyna-i-mir/temyi-sochineniy-voyna-i-mir.html