Слайд 1IX РАЗДЕЛ Подготовка детей к обучению грамоте
1. Сущность подготовки к
обучению грамоте
2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
3. Ознакомление
со словом
4. Ознакомление с предложением
5. Ознакомление со словесным составом предложений
6. Ознакомление со слоговым строением слова
7. Ознакомление со звуковым строением слова
8. Подготовка к обучению письму
Слайд 2Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей.
Поэтому при подготовке
к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в
детском саду:
► развитие …. речи
► развитие …. словаря
► … стороны речи
► воспитание … …. речи
Слайд 3Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо
развитой речью УСПЕШНО овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Особое
значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы.
Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи.
Слайд 4Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной
речи.
Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой
для последующего овладения письменной речью.
Слайд 5Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте
являются следующие умения:
-сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче;
-произвольно
и преднамеренно строить свои высказывания;
-выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи;
-размышлять о возможных вариантах ее решения;
-оценивать выполнение вербальной задачи.
Слайд 6Обучение грамоте
Чтение
Письмо
Слайд 7Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы
кодирования и декодирования устной речи.
В устной речи значение каждого
слова закодировано в определенном комплексе звуков речи.
В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью.
Переход с одного кода на другой называется перекодированием.
Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.
Слайд 8Д.Б.Эльконин определил путь обучения грамоте:
-путь от изучения звуковых значений
к буквам;
-путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.
Поэтому в современной
методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.
В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).
Слайд 9В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение
согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей
за ней гласной фонемы.
Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.
Слайд 10При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:
различать четко все гласные и согласные фонемы;
2) находить гласные
фонемы в словах;
3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Слайд 11Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести
широкую ориентировку в звуковой стороне речи.
Необходимо уделять большое внимание
развитию фонематического слуха.
Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи.
Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельткжов, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано.
Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).
Слайд 12Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, но недостаточно
для овладения навыком чтения и письма.
Необходимо развитие более высоких
его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
Слайд 13Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для
овладения навыками чтения и письма.
Дети с неразвитым фонематическим слухом
испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме.
Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров).
Слайд 14Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
Исследования позволили установить наиболее
оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте.
Было выявлено, что
дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте.
Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению.
Слайд 15Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно
им овладевают
(Н. С. Варенцова).
А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.
►Анализ Программы воспитания и обучения
Слайд 16Направления по подготовке детей к обучению грамоте:
1. Ознакомление детей со
словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока
речи;
2. Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;
3. Ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;
4. Ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;
5. Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.