Разделы презентаций


Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма

Содержание

Н.М.Карамзин – признанный глава и лучший представитель русского сентиментализма.В литературе сентиментализма изображалась не столько сама действительность, сколько её отражение в чувствах повествователя и персонажей.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»

Изображение жизни  и слово в искусстве сентиментализмаН.М.Карамзин. «Бедная Лиза»

Слайд 2Н.М.Карамзин –
признанный глава
и лучший представитель
русского сентиментализма.
В литературе

сентиментализма
изображалась не столько сама действительность,
сколько её отражение в

чувствах
повествователя и персонажей.
Н.М.Карамзин – признанный глава и лучший представитель русского сентиментализма.В литературе сентиментализма изображалась не столько сама действительность, сколько

Слайд 3Как изображена природа (пейзаж) в повести?
Как в повести изображается быт?
Как

изображен человек (Лиза)?
Как изображен человек (Эраст)?
Какие особенности языка присутствуют в

повести?
Как изображена природа (пейзаж) в повести?Как в повести изображается быт?Как изображен человек (Лиза)?Как изображен человек (Эраст)?Какие особенности

Слайд 4Лиза
Имя героини «почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, крестьянка.

Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием.
О. А. Кипренский, «Бедная Лиза»,

1827.
ЛизаИмя героини «почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, крестьянка. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием.О. А.

Слайд 5Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. Образу Лизы сопутствует мотив белизны,

чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом

она появляется в Москве с ландышами в руках.
Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой

Слайд 6Эраст
Имя героя означает «возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым

сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии.
А.Н. Федоров.

Эраст. Иллюстрация к повести «Бедная Лиза»
ЭрастИмя героя означает «возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о

Слайд 7Любовь стала испытанием для Эраста. Он плохо знал свой характер,

переоценил свои нравственные силы. Вскоре он «не мог уже доволен

быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».
Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.
Любовь стала испытанием для Эраста. Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Вскоре он «не

Слайд 8В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.
Каждое появление Эраста

на страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с

Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег».
Эраст измеряет всё деньгами. Деньги – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов.
В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При

Слайд 9Изображение человека в произведении сентиментализма
Сентименталисты обращают внимание на тончайшие душевные

движения, на противоречия внутренней жизни.
А Лиза любит всем сердцем, вся

её жизнь окрасилась этим чувством. И писатель показывает, что думает, как чувствует героиня.

Эраст в повести Карамзина – человек с добрым сердцем, но ветреный и слабый. Увидев Лизу, он полюбил её, но, столкнувшись с трудностями, совершил предательство.

Изображение человека в произведении сентиментализмаСентименталисты обращают внимание на тончайшие душевные движения, на противоречия внутренней жизни.А Лиза любит

Слайд 10Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство

психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и

Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история

Слайд 11В произведениях сентиментализма
изображается природа,
только особая – тихие пруды

со склонёнными
над водой ивами, освещённые лунным
светом рощи, картины

гармонии человека
с природой.
В произведениях сентиментализма изображается природа, только особая – тихие пруды со склонёнными над водой ивами, освещённые лунным

Слайд 12Услужливая Лиза, не дождавшись
ответа от матери своей
-

может быть,
для того, что она его знала наперед,
побежала

на погреб -
принесла чистую
кринку, покрытую чистым
деревянным кружком,
- схватила стакан, вымыла,
вытерла его белым полотенцем,
налила и подала в окно,
но сама смотрела в землю.

Как изображается
быт в произведении
сентиментализма?

.

Быт сентименталисты изображают очищенным от всего низменного.

Все предметы быта соответствуют чистой душе героини.

Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей - может быть, для того, что она его знала

Слайд 13Особенности языка произведения сентиментализма.
…я поклонилась бы ему с улыбкою
и

сказала бы приветливо:
"Здравствуй, любезный пастушок!
Куда гонишь ты

стадо свое?
И здесь растет зеленая трава
для овец твоих, и здесь алеют цветы,
из которых можно сплести венок для
шляпы твоей".

Эпизод из повести «Бедная Лиза»

Какие слова и выражения делают речь героини
столь поэтичной?

Особенности языка произведения сентиментализма.…я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

Слайд 14…я поклонилась бы ему с улыбкою
и сказала бы приветливо:


"Здравствуй, любезный пастушок!
Куда гонишь ты стадо свое?
И

здесь растет зеленая трава
для овец твоих, и здесь алеют цветы,
из которых можно сплести венок для
шляпы твоей".

Специально отобраны
прекрасные предметы
и слова, несущие определённую
стилистическую и
эмоциональную окраску, -
они передают
нежное трогательное
чувство Лизы

любезный пастушок,
с улыбкою,
зелёная трава,
алеют цветы

…я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

Слайд 15Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их

в тексте.
Сравните
Своё стадо
Твоих овец
Твоей шляпы



Стадо своё
Овец твоих
Шляпы твоей


Карамзин

открыл в языке возможности
изображения чувства, тонких движений
человеческой души, средства поэтизации
любовного переживания.
Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их в тексте.Сравните Своё стадоТвоих овецТвоей шляпыСтадо своёОвец

Слайд 16На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а «приятность»

изложения.
Соответственно подбирались «приятные», «красивые» слова.
Если слово казалось недостаточно изысканным, употреблялась

перифраза.
Текст насыщался сравнениями, метафорами.
Автор стремился воздействовать на читателя именно словами, словесными украшениями, пренебрегая тем, что избранные им «красивые» слова вступали в противоречие с изображаемой действительностью.

далее

На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а «приятность» изложения.Соответственно подбирались «приятные», «красивые» слова.Если слово казалось

Слайд 17Постарайтесь найти в отрывке примеры подчёркнутой «приятности» изложения.
Лиза

спала очень худо. Новый гость души ее,
образ Эрастов,

столь живо ей
представлялся, что она почти всякую минуту
просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения
солнечного Лиза встала, сошла на берег
Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись,
смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе
и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли
на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина.
Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение:
рощи, кусточки оживились, птички
вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки,
чтобы напиться животворными лучами света.
Постарайтесь найти в отрывке примеры подчёркнутой «приятности» изложения. Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ

Слайд 18Оценка человека в произведениях сентименталистов подчинена идеалу чувствительности.
Кто из героев

заслуживает
восхищения автора? И почему?

Прекрасна искренняя,
чистая Лиза, умеющая
самоотверженно

любить.

Прекрасна её мать,
которая хранит память
об умершем муже и
любит свою дочь.

И даже Эраст достоин прощения,
потому что он раскаялся: до конца дней был несчастлив,
не мог утешиться и почитал себя убийцею.

Поэтому Карамзин высказывает надежду
на примирение героев в ином мире.

Оценка человека в произведениях сентименталистов подчинена идеалу чувствительности.Кто из героев заслуживает восхищения автора? И почему?Прекрасна искренняя, чистая

Слайд 19Что является предметом изображения в сентиментализме?
Не служение государству, а человеческие

чувства, личные переживания, любовь – главное содержание жизни, по мнению

писателей-сентименталистов.
В сентиментализме нет высоких и низких жанров и отбор явлений не подчинён жанровому принципу.
Герои произведений сентиментализма – люди, которые любить умеют, будь они дворяне или крестьяне. Таковы Лиза и её мать в повести «Бедная Лиза».
Что является предметом изображения в сентиментализме?Не служение государству, а человеческие чувства, личные переживания, любовь – главное содержание

Слайд 20Словарь
Перифра́з, перефра́з, перифра́за (от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение»,

«иносказание»: περί — «вокруг», «около» и φράσις — «высказывание») —

в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).
В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат», «Стагирит» вместо Аристотель. Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).

Частным случаем перифраза является эвфемизм — описательное выражение «низких» или «запретных» понятий («нечистый» вместо «чёрт», «обойтись посредством носового платка» вместо «высморкаться»).

назад

Словарь Перифра́з, перефра́з, перифра́за (от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», «иносказание»: περί — «вокруг», «около» и φράσις

Слайд 21Живопись эпохи сентиментализма.
Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма

открыла не парадный, а интимный портрет.
Всмотритесь
в портрет М.И.Лопухиной,
созданный

художником
В.Л.Боровиковским.
Живопись эпохи сентиментализма.Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма открыла не парадный, а интимный портрет.Всмотритесь в

Слайд 22Это идеальный
образ человека,
наделённого чувством.
Мечтательность, задумчивость
выражения лица

молодой женщины
гармонирует с природой,
на фоне которой
она изображена.
Эти

чувства переданы
и в колорите картины –
в её голубоватых
размытых тонах.
Это идеальный образ человека, наделённого чувством. Мечтательность, задумчивость выражения лица молодой женщины гармонирует с природой, на фоне

Слайд 23Об этом портрете писал Я.П.Полонский.
Она давно прошла, и нет уже

тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье, тень любви

и мысли, след печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Об этом портрете писал Я.П.Полонский.Она давно прошла, и нет уже тех глаз,И той улыбки нет, что молча

Слайд 24Практикум. Сравните описания внешности героинь.
Какие языковые средства используют авторы?

Сделайте вывод
о различии словесного выражения в произведениях
сентиментализма и

реализма.

Много цветов в поле, в рощах и
на лугах зеленых,
но нет подобного розе; роза всех прекраснее; много было
красавиц в Москве белокаменной,
ибо царство Русское искони
почиталось жилищем красоты и приятностей, но никакая красавица
не могла сравняться с
Натальею - Наталья была всех
прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее –
и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не
будет иметь совершенного
понятия об алости щек Натальиных.

А на пятнадцатом году она
стала совсем как девушка,
и народ дивился ее
миловидности:
золотисто-белый цвет ее
продолговатого лица
чуть играл топким румянцем;
брови у нее были густые,
светло-русые, глаза синие;
легкая, ладная, - разве что
не в меру высокая,
тонкая и долгорукая, -
тихо и хорошо поднимала
она длинные свои ресницы.

«Наталья, боярская дочь», Карамзин

«Аглая», Бунин

Практикум. Сравните описания внешности героинь. Какие языковые средства используют авторы? Сделайте вывод о различии словесного выражения в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика