Слайд 1КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Слайд 2 Качеством какого-либо объекта (процесса) считаются его существенные, устойчивые свойства,
благодаря которым он этим объектом и является. Таким образом, качественная
информация об объекте выражает его сущность и содержание и совершенно необходима для его характеристики.
Качественными характеристиками (параметрами) описываются в педагогике все процессы и результаты обучения и воспитания, все виды деятельности, взаимоотношений участников педагогического процесса, все достижения в развитии личностей и коллективов. Основные закономерности и принципы педагогики имеют качественную форму.
Слайд 3Количественная характеристика окружающего мира представляет более высокий уровень его познаний.
Количество - это объективная определенность объекта познания, в силу которой
его можно разделить на однородные части. Количественные характеристики позволяют гораздо глубже, чем описательно-логические проанализировать процессы, выявить наличие и оценить величину связи различных качеств, обнаружить закономерности.
Количество и качество тесно связаны: они диалектически взаимодополняют и превращаются друг в друга (закон перехода количества в качество). В любой качественной информации всегда содержится та или иная степень количественной
Слайд 5 Педагогическое измерение-операция присвоения чисел объектам и их свойствам в
соответствии с определенными правилами.
В педагогическом эксперименте применяются четыре основных
способа измерения, связанные с различными правилами, называемые измерительными шкалами (номинальная,
порядковая,
интервальная и
шкала отношений
Слайд 6 1. Номинальная шкала (шкала наименований), которую правильнее было бы
считать классификацией, а не измерением, делит все объекты на группы
по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет
Примеры:
А. Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки - 01, мальчики - 02.
Б. Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке -1, на улице -2. дома -3.
Слайд 7 2. Шкала порядка предназначена для измерения (обозначения) степени различия
какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером
порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения. 3начительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Здесь имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения):
ранжирование (в ряд),
группировка (ранжирование по группам),
парное сравнение,
метод рейтинга,
метод полярных профилей.
Слайд 8 Ранжирование
Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени
выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект
с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.
Слайд 9Группировка
всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно
отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака.
Примеры:
А. Учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т. д.
Б. Анкетирование отношения учащихся к данному событию позволило разбить их на группы и оценить следующим образом:
Учащиеся с ярко положительным отношением ранг + 2
со слабо положительным ранг + 1
с безразличным ранг 0
со слабо отрицательным ранг - 1
с резко отрицательным ранг - 2
Слайд 10 Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с. другом (каждый с
каждым) по какому-либо качеству
. Если они одинаковы, то каждый получает
по баллу. Если у одного этого качества больше,
чем у другого, первый получает два балла, второй – 0 (как при спортивных играх по круговой системе).
Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного
качества у каждого учащегося (его ранг).
Пример: В результате сравнения по признаку “кто добрее?” получается следующая таблица:
Слайд 11Рейтинг.
В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений
группы компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале,
в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.
Слайд 12Метод полярных профилей.
Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы,
крайними точными которой являются противоположные значения признака (например, добрый -
злой, теплый - холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).
Пример. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале:
(Доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не доверяю)
Социометрические измерения (методики) предназначены для изучения межличностных отношений в группах и коллективах. В них используются все вышеперечисленные приемы номинального и порядкового шкалирования, и на их основе с помощью математической обработки определяется целый ряд характеристик групп и коллективов учащихся. Их описание будет дано в одной из последующих частей “Методических рекомендаций”.
Слайд 133. Интервальная шкала
, или интервальное намерение, это такое присвоение чисел
объектам, когда равные разности чисел соответствуют равным разностям значений измеряемого
свойства. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица или масштаб измерения.
Нулевая точка шкалы выбирается произвольно.
Примеры: температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.
Слайд 144. Шкала отношений
отличается от интервальной только тем, что ее
нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого
свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т. п.).
Возможности педагогических измерений реализуются в методах сбора и получения информации, которые представляются тремя большими группами;
методы наблюдения;
методы изучения документации педагогического процесса и продуктов деятельности учащихся;
опросные методы