Слайд 1Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Слайд 2Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
им. проф. В.Ф.
Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации»
Кафедра философии и социально-гуманитарных
наук
Лекция № 20
Русская Философия. Начало философии в России ХVIII век.
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 3План лекции
1. XVIII век – ПРОЛОГ к русской философии.
2. Основные
течения: вольтерианство, гуманизм 18 века, масонство, материалистическое направление.
3. Философские
взгляды М.В. Ломоносова.
4. Философские взгляды А.Н. Радищева.
Слайд 4Общая характеристика философской мысли XVIII века
Петровские реформы – западное влияние:
в XVII в. – немецкое – технические удобства;
в XVIII в. – французское – идеи Просвещения.
Начало светского образования.
Появление светской интеллигенции.
Секуляризация культуры (но не в борьбе с Церковью).
Идеал: Царство Божие на земле.
Влияния философской литературы Запада.
Идея мирного согласования веры и знания.
Идея Великой России: «Москва – третий Рим».
Среди философских тем на первом месте – проблемы МОРАЛИ, в частности, СОЦИАЛЬНАЯ тема.
Общий АНТРОПОЦЕНТРИЗМ мысли.
Сравнительно слабо выражен интерес к натурфилософии.
Историософские темы трактуются в форме утопии.
Слайд 5Вольтерианство
потребность создать национальную идею – искали в «естественном праве», в
«просветительстве»;
радикализм и склонность к утопизму
(толчок – Т. Мор, Руссо);
скептицизм , ирония, критика общественного строя;
осмеяние суеверий;
преклонение перед разумом, перед всем «естественным»;
решительное отрицание чудес;
свобода мысли;
особую роль в развитии науки сыграл Московский университет (1755), ставший очагом развития свободомыслия.
Слайд 6МАСОНСТВО (франк-масоноство, от фр. franc mason – букв. вольный каменщик)
– религиозно-нравственное движение, возникло в начале XVIII в. в
Великобритании и распространилось во многих странах, в т.ч. в России
провозглашало идеалы наднационального духовного братства, веротерпимости, самосовершенствования человека и человечества;
внецерковная религиозность, школа гуманизма;
в послепетровский период усиливаются процессы СЕКУЛЯРИЗАЦИИ, снижается авторитет и влияние православной церкви;
в этих условиях масонство выступает как противовес безбожию и поверхностному «вольтерианству»;
культивировались традиционные христианские добродетели;
Слайд 7Масонство
неотделимость знания от идеи добра. «Просвещение без нравственного идеала
несёт в себе отраву»;
близость к Руссо, и воспеванию чувств, к
романтизму;
сосредоточенная духовная жизнь;
главная тема – сокровенная жизнь в человеке, сокровенный смысл жизни;
верили в «золотой век» впереди;
практический идеализм;
сознание долга СЛУЖИТЬ ОТЕЧЕСТВУ;
антропоцентризм: «Без человека вся природа мертва».
Слайд 8МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765)
ученый-энциклопедист, мыслитель, поэт, реформатор русского
языка и литературы, просветитель, сторонник механистического материализма, деист;
Слайд 9Основные идеи
гипотеза об эволюции растительного и животного мира;
материя – основа
природных явлений;
выдвинул корпускулярную теорию строения вещества;
материя не существует вне движения;
основные
свойства материи – протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение;
считал материю вечной, формулирует закон сохранения материи;
природа не нуждается в божественном вмешательстве
отделяет мир разума от мира веры («Правда и вера суть две сестры родные»);
Слайд 10Основные идеи
учение Ломоносова – начало светской натурфилософии в России;
в теории
познания отводил большое место опыту;
к истине может привести соединение
эмпирических методов с теоретическими обобщениями;
уделял внимание логике;
писал об объективном содержании логических форм;
уделял много внимания этике, морали, нравственности;
считал: улучшить жизнь общества можно посредством совершенствования нравов.
Слайд 11АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ (1749 – 1802)
материалист, радикальный гуманист, писатель, общественно-
политический деятель.
1790 – «Путешествие из Петербурга в Москву» – ссылка
в Сибирь.
Слайд 12Разрабатывал и обсуждал
проекты демократизации общества;
создания правового государства;
переустройства судопроизводства
и правоохранительных органов России.
Принимал активное участие в работе Императорской комиссии
нового гражданского законодательства.
Слайд 13Философские взгляды
предмет философии – мир в целом (космос, Вселенная);
задача философии
– выработать представление о материальности, сознании, толкование проблем, смертности и
бессмертия человека, о познании внешнего мира;
материалистический монизм иногда сочетался с элементами деизма и дуализма, пантеизма;
центральная проблема – человек;
главная особенность человека – способность оценки
«Человек есть единое существо на земле, ведающее худое и злое».
«Особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться».
Слайд 14Философские взгляды
очень высоко ставит, вопреки Руссо, - социальные движения в
человеке;
естественна социальность – основа его морали;
«Человек есть существо сочувствующее и
подражающее»;
оправдывает все подлинно естественное в человеке «В человеке никогда не иссякают права природы», «совершенное умертвление страстей – уродливо»;
опирается на идеи «естественного права», которые в XVIII в. срастались с руссоизмом, критикой современной неправды;
философское обоснование внецерковной, секуляризованной идеологии;
утверждал примат социальной и моральной темы;
Слайд 15Философские взгляды
идея витуалистического единства природы: «Человек единоутробный сродственник всему, на
земле живущему, не только зверю, птице... но растению, грибу, металлу,
камню, земле»;
но и подчеркивал особенность человека: вертикальный образ хождения, «истинное отличие человеческого мозга», «чудодейственная речь», стремление к совершенствованию условий и самого себя, способность к трудовой деятельности благодаря развитию науки;
антропологическую аргументацию Радищев базировал на трудах антропологов XVIII в;
Слайд 16Философские взгляды
часто обращался к эволюционной лексике – в противовес механицизму
и органицизму ;
обосновывал принцип народовластия, свободы слова и вероисповедания;
его идеи
вдохновили декабристов, петрашевцев, социал-демократов, народников, Герцена
1792 ( в ссылке) – «О человеке, его смертности и бессмертии»;
с одной стороны, говорит о ПРИРОДНОМ происхождении человека, его смертности;
с другой – признает бессмертие души.
Слайд 17Литература
Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х томах. Р.-н-Д.-1999.
Хрусталев
Ю. М. Философия. Учебник. М.-2005.
Слайд 18
С П А С И Б О
З А
В Н И М А Н И Е !