Разделы презентаций


КАФЕДРА ГИГИЕНЫ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ: 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ЗАКАЛИВАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КАФЕДРА ГИГИЕНЫ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Л Е К Ц И

Я

«ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ»


Доктор медицинских наук, профессор

ПОЛЯКОВА Альбина Николаевна
КАФЕДРА ГИГИЕНЫ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКАЛ Е К Ц И Я«ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ»Доктор

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ: 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ЗАКАЛИВАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ

ЖИЗНИ 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПРОВОДИМЫЕ НА БАЗЕ ДОУ
СОДЕРЖАНИЕ:

Слайд 3ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Слайд 4 Закаливание – одно из средств укрепления здоровья и про-филактики заболеваний.

Оно тренирует защитные силы организма. Суть закаливания заключается в тренировке

терморецепторов. Закаливание оказывает как специфическое, так и неспецифи-ческое действие на организм. Специфическое воздействие заключается в тренировке тер-морегуляционных механизмов, происходит выработка быстрой и адекватной реакции терморегуляторного аппарата на холодовое воздействие. Неспецифическое воздействие – повышение устойчивости организма к воздействию метеофакторов, при этом совершенствует-ся реакция гомеостаза.
Закаливание – одно из средств укрепления здоровья и про-филактики заболеваний. Оно тренирует защитные силы организма. Суть закаливания

Слайд 6 Различают два вида закаливания:
1.В повседневной жизни.
2.Специальные методы

закаливания

Различают два вида закаливания: 1.В повседневной жизни.2.Специальные методы закаливания

Слайд 7Вопрос 1 «Закаливание в повседневной жизни»

Вопрос 1 «Закаливание в повседневной жизни»

Слайд 10ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ НА УЛИЦЕ
С ребенком, родившимся летом, с первых дней

выходят на прогулку при t воздуха не менее 12-15 градусов
С

ребенком, родившимся зимой, можно выхо-дить на прогулку при t воздуха не ниже -5 гра-дусов
С детьми в возрасте 2-3 месяца жизни можно выходить на улицу 2-3 раза в день при t не ниже -10 градусов с продолжительностью прогулки 20-30 минут, постепенно увеличивая время до 1 часа 30 мин
С ребенком в возрасте 6-8 месяцев и до конца 1 года жизни можно быть на свежем воздухе при t -15 градусов с продолжительностью прогулки в зависимости от погодных условий от 1 до 3 часов
ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ НА УЛИЦЕС ребенком, родившимся летом, с первых дней выходят на прогулку при t воздуха не

Слайд 11ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКАЛИВАНИЯ СОЛНЕЧНЫМИ ВАННАМИ

Солнечные ванны можно начинать

с детьми 3-х-4-х месяч-ного возраста (допускаются только рассеянные солнечные лучи)
Дети

в возрасте старше 1.5 года в течение нескольких дней находятся в «кружевной тени» деревьев, после чего выво-дятся под прямые солнечные лучи
В первое полугодие продолжительность солнечной проце-дуры не должна превышать 5-10 мин.
Для детей 3-6 лет продолжительность процедуры – 10 мин
Во время прогулки солнечную ванну можно повторять 2-3 раза
При проведении солнечных ванн температура воздуха в тени не должна быть ниже 20-23 градусов
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКАЛИВАНИЯ СОЛНЕЧНЫМИ ВАННАМИСолнечные ванны можно начинать с детьми 3-х-4-х месяч-ного возраста (допускаются только

Слайд 12Вопрос 2 «Специальные методы закаливания»

Вопрос 2 «Специальные методы закаливания»

Слайд 13 Наиболее эффективным будет такой подбор
специальных закаливающих процедур, при котором
они равномерно

распределены в режиме дня
каждой возрастной группы детского учреждения и
продолжают выполняться

родителями в домашних
условиях.
Специальные закаливающие процедуры
различаются по силе воздействия:
Местные (обтирание, обливание, ванна)
Общие (обтирание, обдувание воздушными потоками, обливание, ванна, купание)
По продолжительности
По действующему фактору (воздух, вода, солнце)
Начинают закаливание с местных
воздействий. Закаливание воздухом должно
предшествовать закаливанию водой и солнцем
Наиболее эффективным будет такой подборспециальных закаливающих процедур, при которомони равномерно распределены в режиме днякаждой возрастной группы детского

Слайд 15ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА МЕСТНЫЕ И
ОБЩИЕ


Местные
Дети находятся в обычной одежде, оставляя обнаженными
руки и ноги. Проводится во время физкультурных, музыкальных
занятий и утренней гимнастики
Общие
Общие воздушные ванны проводятся при смене белья, во
время дневного сна
Температура воздуха в помещении должна быть комфортной
(+18-+20)
Длительность первой воздушной ванны 3-5 мин., с
последующим увеличением на 3-5 мин. Продолжительность
доводится до 30 мин.
Воздушные ванны проводятся через 1.5 часа после еды или
за 30 мин. до еды
Воздушные ванны проводятся как в покое, так и в движении
(для детей 1-ой группы)
ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА МЕСТНЫЕ И ОБЩИЕ

Слайд 16Температурный режим в помещении при проведении местных и общих ванн

(для 2-ой группы детей)


Температурный режим в помещении при проведении местных и общих ванн (для 2-ой группы детей)

Слайд 17 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКАЛИВАНИЮ ВОЗДУШНЫМ ПОТОКОМ

Создание дозированного

воздушного потока
Начальная температура воздуха в помещении должна быть 21-22 градуса
Вентиляторы

устанавливаются на высоте 30-40 см от пола. Один вентилятор на 2-х детей

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКАЛИВАНИЮ ВОЗДУШНЫМ ПОТОКОМСоздание дозированного воздушного потокаНачальная температура воздуха в помещении должна

Слайд 18Режим закаливания воздушными потоками

Режим закаливания воздушными потоками

Слайд 19Начинают их световоздушных ванн в тени деревьев
Солнечные ванны в возрасте

старше 1.5 лет принимаются после 10-15 разового курса воздушных ванн

(в тени)
Под прямыми лучами солнца допускается:
1.5-3.0 мин. для детей в возрасте 1-3 г;
3-5 мин. для детей 4-6 лет с увеличением до 15-20 мин;

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ

Начинают их световоздушных ванн в тени деревьевСолнечные ванны в возрасте старше 1.5 лет принимаются после 10-15 разового

Слайд 21 Закаливание носоглотки и

слизистой рта
1. Полоскание слизистой рта могут проводить дети в возрасте

2-3 года.
2. Полоскание горла могут проводить дети с 4-х-5-ти летнего
возраста
3. Начальная температура воды должна быть 36-37 градусов
4. Через каждые 3-4 дня температура воды должна снижаться на
1-2 градуса
Для ослабленных детей целесообразно использовать для
полоскания отвары трав (зверобой, ромашка, шалфей)
Полоскание горла рекомендуется проводить 4 раза в день
(утром после сна, вечером перед сном, перед обедом и после
обеда)
Закаливание носоглотки и слизистой рта1. Полоскание слизистой рта могут проводить

Слайд 23

Хождение босиком по полу
Температура пола должна быть не менее 18

градусов
Время охлаждения первые 5-7 дней – 3-4 минуты
Далее время увеличивается на 1 минуту
Максимальное время – 15-20 минут

Обмывание стоп
Начальная температура воды 36-37 градусов
Конечная температура воды – 20 градусов
Снижение температуры воды через 1 день на 1 градус
Вода должна литься на теплые ноги
Данный вид закаливания рекомендуется проводить пос-
ле дневного сна
Хождение босиком по полуТемпература пола должна быть

Слайд 24






Метод закаливания стоп «Хождение по мокрому

одеялу» (солевой и йодно-солевой метод)
После дневного сна

дети проходят по ребристой доске,
резиновому коврику с шипами
Далее проходят по мокрому одеялу по 4-5 человек
Начальное время пребывания на нем – 30 сек. Постепен-
но доводят длительность до 2-х минут
4. Исходная температура 38-40 градусов. В дальнейшем ее
снижают через каждые 2 дня на 1 градус (конечная тем-
пература – 20 градусов)

Для приготовления солевого раствора
1 кг соли на 10 л воды
Для приготовления йодно-солевого
раствора 10 л воды, 400 г поваренной соли
20 мл 5% спиртового раствора йода

Метод закаливания стоп «Хождение по мокрому     одеялу» (солевой и йодно-солевой метод)После

Слайд 25 Контрастное

обливание ног (щадящее)

В начале обливают теплой водой 35-36 градусов, затем


сразу прохладной – 24-25 градусов и так повторяют до тех пор,
пока температура теплой воды не повысится до 40, а прохладной
до 18 градусов.
Такой режим рекомендуется ослабленным детям. Тем-
пература изменяется на 1 градус каждые 5-7 дней. Закаленным
детям начинают обливание прохладной водой, затем теплой.
Контрастное обливание ног (щадящее)	В начале обливают теплой водой

Слайд 27 Метод закаливания

«Ручеек»
(поточно-групповой

метод)

Устанавливают четыре пластмассовые ванночки,
дно которых покрывается промытым гравием
1-я ванночка – 39-40 градусов
2-я ванночка – 35-30 градусов
3-я ванночка – 31-32 градуса
4-я ванночка – 26-25 градусов
Температура воды в 1-ой и во 2-ой ванночках
не меняется, а в 3-ей и 4-ой – через каждые 5-7 дней тем-
пература воды снижается на 1 градус
Метод закаливания «Ручеек»

Слайд 28Общие водные процедуры (влажное обтирание, обливание, купание)

Общие водные процедуры (влажное обтирание, обливание, купание)

Слайд 29Общие водные процедуры (влажное обтирание, обливание, купание)

Общие водные процедуры (влажное обтирание, обливание, купание)

Слайд 30Схема комплекса закаливающих процедур в осенне-зимний сезон

Схема комплекса закаливающих процедур в осенне-зимний сезон

Слайд 31ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ЧАСТО И ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
1.

Воздушные ванны в помещении в холодное время года нужно проводить

при температуре воздуха +22 градуса (для детей 1-3 года) и при температуре +21-+20 градусов для детей 4-6 лет.
2. В зимнее время с целью повышения резистентности организма показано облучение УФ –лучами.
3. Закаливание водой начинают со слабых воздействий (систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры).
4. После курса воздушных ванн (в течение 2-х-3-х недель) можно приступить к местным влажным обтираниям. Вначале применяют сухую (махровую) варежку в течение 8-12 дней, затем влажную
Исходная температура воды 37-36 градусов. Температура воды снижается медленнее, чем для здоровых детей (через каждые 3-4 дня).
Через 2-2.5 месяца, когда появилась холодовая устойчивость, можно приступить к контрастному щадящему обливанию стоп и голени.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ЧАСТО И ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ1. 	Воздушные ванны в помещении в холодное время

Слайд 32ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ
Поведение детей в различные режимные моменты: быстрое засыпание,

более глубокий сон, улучшение аппетита, повышение внимания на занятиях.
Желание детей

выполнять закаливающие процедуры.
Динамика заболеваемости детей по сезонам года.
Уменьшение числа ЧБД.
Число дней, пропущенных одним ребенком за год.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯПоведение детей в различные режимные моменты: быстрое засыпание, более глубокий сон, улучшение аппетита, повышение внимания

Слайд 33Лекция «Ультрафиолетовая недостаточность, ее проявления и профилактика» Д.м.н. профессор А.Н. Полякова

Лекция «Ультрафиолетовая недостаточность, ее проявления и профилактика»  Д.м.н. профессор А.Н. Полякова

Слайд 34 УФ излучение – невидимое глазу электромагнит-ное излучение, которое занимает промежуточное

по-ложение между коротковолновой границей видимо-го спектра и рентгеновским излучением

УФ излучение – невидимое глазу электромагнит-ное излучение, которое занимает промежуточное по-ложение между коротковолновой границей видимо-го спектра и

Слайд 35СПЕКТРАЛЬНЫЙ СОСТАВ СОЛНЕЧНЫХ ВАНН ЗАВИСИТ:

ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА;
ОТ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШИРОТЫ;
ОТ ВЫСОТЫ

НАД УРОВНЕМ МОРЯ (ВОЗРАСТАЕТ С ВЫСОТОЙ. НА КАЖДЫЙ КМ ВЫСОТЫ

НА 6%);
ОБЛАЧНОСТИ (ОБЛАКА РАССЕИВАЮТ УФ ЛУЧИ, ТЕМНЫЕ ТУЧИ СПОСОБНЫ ПОЛНОСТЬЮ БЛОКИРОВАТЬ);

СПЕКТРАЛЬНЫЙ СОСТАВ СОЛНЕЧНЫХ ВАНН ЗАВИСИТ:ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА;ОТ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШИРОТЫ;ОТ ВЫСОТЫ НАД УРОВНЕМ МОРЯ (ВОЗРАСТАЕТ С ВЫСОТОЙ. НА

Слайд 36СВОЙСТВА УФ ЛУЧЕЙ
Слабо отражаются от гладких поверхностей.
Лучше отражаются от матовых

и шероховатых поверхностей;
Хорошо отражаются от снега (80%), песка (до 25%).

От воды – 7%
Наилучшим образом поглощаются кожей, жировой тканью, эритроцитами крови
СВОЙСТВА УФ ЛУЧЕЙСлабо отражаются от гладких поверхностей.Лучше отражаются от матовых и шероховатых поверхностей;Хорошо отражаются от снега (80%),

Слайд 37ЗНАЧЕНИЕ УФ ИЗЛУЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗМА

Нормализует фосфорно-кальциевый обмен.
Образует витамин Д3 из

эргостерина.
Повышает иммунобиологическую реактивность организма.
Является мощным средством закаливания, регулирует гомеостаз.
Уплотняет клеточные

и сосудистые тканевые мембраны, повышаются барьерные свойства тканей.
Снижается активность щелочной фосфатазы, которая регулирует отложения Са и Р в костной ткани.
При недостатке УФ лучей увеличивается количество щелочной фосфатазы, замедляется всасывание пищевого кальция и фосфора.
УФ излучение обладает выраженным бактерицидным действием, в основе которого лежит фотохимическое разрушение белковой структуры микробной клетки.
УФ лучи стимулируют симпатико-адреналовую систему, что способствует повышению иммунобиологической реакции.
При недостатке УФ лучей у детей развивается рахит, у взрослых – остеопороз или остеомаляция

ЗНАЧЕНИЕ УФ ИЗЛУЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗМАНормализует фосфорно-кальциевый обмен.Образует витамин Д3 из эргостерина.Повышает иммунобиологическую реактивность организма.Является мощным средством закаливания,

Слайд 38Признаки «светового голодания»
1. Повышенная утомляе-мость.
2. Головная боль.
3. Повышенная заболе-ваемость простуд-ными

заболеваниями.
4. Нарушение фосфор-но-кальциевого обмена
УФ-недостаточность проявляется у следу-ющих категорий населения
Жители Крайнего

Севера, северных широт.
Работающие под землей.
Работающие в зданиях без естественного света.
Жители средней полосы (с ноября по февраль)

Признаки «светового голодания»1. Повышенная утомляе-мость.2. Головная боль.3. Повышенная заболе-ваемость простуд-ными заболеваниями.4. Нарушение фосфор-но-кальциевого обменаУФ-недостаточность проявляется у следу-ющих

Слайд 39РАННИЕ ПРИЗНАКИ УФ – НЕДОСТАТОЧНОСТИ


Нарушение фосфорно-кальциевого обмена.
Снижение неорганического фосфора в

крови.
Повышение активности щелочной фосфотазы.
Снижение неспецифической резистентности организма.
Повышение ломкости сосудов

РАННИЕ ПРИЗНАКИ УФ – НЕДОСТАТОЧНОСТИНарушение фосфорно-кальциевого обмена.Снижение неорганического фосфора в крови.Повышение активности щелочной фосфотазы.Снижение неспецифической резистентности организма.Повышение

Слайд 40
ПРИМЕНЕНИЕ УФ ИЗЛУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Повышение иммунобиологической реактив-ности

организма (профилактика УФ недостаточ-ности).
При лечение различных заболеваний (зева, но-соглотки, профилактика

рахита и т.д.).
Оздоровление окружающей среды (санация во-здуха в ДОУ, больницах, пром. предприятиях, обеззараживание воды).


ПРИМЕНЕНИЕ УФ ИЗЛУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕПовышение иммунобиологической реактив-ности организма (профилактика УФ недостаточ-ности).При лечение различных заболеваний

Слайд 41ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УФ ИЗЛУЧЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

Облучательные установки длительного действия (оборудование

эритемных люминесцентных ламп в сети общего освещения с длиной волны

280-380 нм).
Профилактическое облучение рекомендуется только в осенне-зимний и ранний весенний период (с 1 ноября по 1 апреля).
Освещенность в помещении должна быть не менее 200 мк.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УФ ИЗЛУЧЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХОблучательные установки длительного действия (оборудование эритемных люминесцентных ламп в сети общего освещения

Слайд 42УФ БАКТЕРИЦИДНОЕ ОБЛУЧЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ НАПРАВЛЕНО:

На снижение количества микроорганизмов (ес-тественная

микрофлора воздуха значительно устойчивее, патогенная микрофлора, находяща-яся в капельной фазе

погибает быстро).
На профилактику инфекционных заболеваний.
На соблюдение санитарных норм и правил по устройству и содержанию помещений.
УФ БАКТЕРИЦИДНОЕ ОБЛУЧЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ НАПРАВЛЕНО:На снижение количества микроорганизмов (ес-тественная микрофлора воздуха значительно устойчивее, патогенная микрофлора, находяща-яся

Слайд 43БАКТЕРИЦИДНОЕ ДЕЙСТВИЕ УФ ИЗЛУЧЕНИЯ ЗАВИСИТ

От влажности воздуха (с увеличением влажности

бактерицидный эффект снижается. С уменьшением влажности воздуха в помещении чувствительность

микроорганизмов повышается в 20-50 раз).
От температуры воздуха (при высокой температуре воздуха действие УФ излучение повышает свое бактерицидное действие)
БАКТЕРИЦИДНОЕ ДЕЙСТВИЕ УФ ИЗЛУЧЕНИЯ ЗАВИСИТОт влажности воздуха (с увеличением влажности бактерицидный эффект снижается. С уменьшением влажности воздуха

Слайд 44ВИДЫ БАКТЕРИЦИДНЫХ ОБЛУЧАТЕЛЕЙ
(РЕЦИРКУЛЯТОРОВ)
Облучатели выпускаются нескольких видов:
Настенные;
Потолочные;
Передвижные;
Стационарные
Облучатели-рециркуляторы могут работать
как в

присутствии, так и в отсутствии людей.
Дезар – 2 имеет 2

лампы мощностью по 16 вт.
Дезар – 3 имеет 2 ламп по 15 вт
Дезар 5,6.7 2-3 лампы по 30 вт.
лампы имеют длину волны 205-315 нм
Улучшенный «Сибест» закрытого и открытого
типа имеет 5 ламп по 30 вт
ВИДЫ БАКТЕРИЦИДНЫХ ОБЛУЧАТЕЛЕЙ(РЕЦИРКУЛЯТОРОВ)	Облучатели выпускаются нескольких видов: Настенные;Потолочные;Передвижные;Стационарные		Облучатели-рециркуляторы могут работатькак в присутствии, так и в отсутствии людей.	Дезар –

Слайд 46КАФЕДРА ГИГИЕНЫ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Л Е К Ц И

Я

«ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ»


Доктор медицинских наук, профессор

ПОЛЯКОВА Альбина Николаевна
КАФЕДРА ГИГИЕНЫ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКАЛ Е К Ц И Я«ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ»Доктор

Слайд 47

СОДЕРЖАНИЕ: 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ЗАКАЛИВАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ

ЖИЗНИ 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПРОВОДИМЫЕ НА БАЗЕ ДОУ
СОДЕРЖАНИЕ:

Слайд 48ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Слайд 49 Закаливание – одно из средств укрепления здоровья и про-филактики заболеваний.

Оно тренирует защитные силы организма. Суть закаливания заключается в тренировке

терморецепторов. Закаливание оказывает как специфическое, так и неспецифи-ческое действие на организм. Специфическое воздействие заключается в тренировке тер-морегуляционных механизмов, происходит выработка быстрой и адекватной реакции терморегуляторного аппарата на холодовое воздействие. Неспецифическое воздействие – повышение устойчивости организма к воздействию метеофакторов, при этом совершенствует-ся реакция гомеостаза.
Закаливание – одно из средств укрепления здоровья и про-филактики заболеваний. Оно тренирует защитные силы организма. Суть закаливания

Слайд 51 Различают два вида закаливания:
1.В повседневной жизни.
2.Специальные методы

закаливания

Различают два вида закаливания: 1.В повседневной жизни.2.Специальные методы закаливания

Слайд 52Вопрос 1 «Закаливание в повседневной жизни»

Вопрос 1 «Закаливание в повседневной жизни»

Слайд 55ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ НА УЛИЦЕ
С ребенком, родившимся летом, с первых дней

выходят на прогулку при t воздуха не менее 12-15 градусов
С

ребенком, родившимся зимой, можно выхо-дить на прогулку при t воздуха не ниже -5 гра-дусов
С детьми в возрасте 2-3 месяца жизни можно выходить на улицу 2-3 раза в день при t не ниже -10 градусов с продолжительностью прогулки 20-30 минут, постепенно увеличивая время до 1 часа 30 мин
С ребенком в возрасте 6-8 месяцев и до конца 1 года жизни можно быть на свежем воздухе при t -15 градусов с продолжительностью прогулки в зависимости от погодных условий от 1 до 3 часов
ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ НА УЛИЦЕС ребенком, родившимся летом, с первых дней выходят на прогулку при t воздуха не

Слайд 56ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКАЛИВАНИЯ СОЛНЕЧНЫМИ ВАННАМИ

Солнечные ванны можно начинать

с детьми 3-х-4-х месяч-ного возраста (допускаются только рассеянные солнечные лучи)
Дети

в возрасте старше 1.5 года в течение нескольких дней находятся в «кружевной тени» деревьев, после чего выво-дятся под прямые солнечные лучи
В первое полугодие продолжительность солнечной проце-дуры не должна превышать 5-10 мин.
Для детей 3-6 лет продолжительность процедуры – 10 мин
Во время прогулки солнечную ванну можно повторять 2-3 раза
При проведении солнечных ванн температура воздуха в тени не должна быть ниже 20-23 градусов
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКАЛИВАНИЯ СОЛНЕЧНЫМИ ВАННАМИСолнечные ванны можно начинать с детьми 3-х-4-х месяч-ного возраста (допускаются только

Слайд 57Вопрос 2 «Специальные методы закаливания»

Вопрос 2 «Специальные методы закаливания»

Слайд 58 Наиболее эффективным будет такой подбор
специальных закаливающих процедур, при котором
они равномерно

распределены в режиме дня
каждой возрастной группы детского учреждения и
продолжают выполняться

родителями в домашних
условиях.
Специальные закаливающие процедуры
различаются по силе воздействия:
Местные (обтирание, обливание, ванна)
Общие (обтирание, обдувание воздушными потоками, обливание, ванна, купание)
По продолжительности
По действующему фактору (воздух, вода, солнце)
Начинают закаливание с местных
воздействий. Закаливание воздухом должно
предшествовать закаливанию водой и солнцем
Наиболее эффективным будет такой подборспециальных закаливающих процедур, при которомони равномерно распределены в режиме днякаждой возрастной группы детского

Слайд 60ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА МЕСТНЫЕ И
ОБЩИЕ


Местные
Дети находятся в обычной одежде, оставляя обнаженными
руки и ноги. Проводится во время физкультурных, музыкальных
занятий и утренней гимнастики
Общие
Общие воздушные ванны проводятся при смене белья, во
время дневного сна
Температура воздуха в помещении должна быть комфортной
(+18-+20)
Длительность первой воздушной ванны 3-5 мин., с
последующим увеличением на 3-5 мин. Продолжительность
доводится до 30 мин.
Воздушные ванны проводятся через 1.5 часа после еды или
за 30 мин. до еды
Воздушные ванны проводятся как в покое, так и в движении
(для детей 1-ой группы)
ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА МЕСТНЫЕ И ОБЩИЕ

Слайд 61Температурный режим в помещении при проведении местных и общих ванн

(для 2-ой группы детей)


Температурный режим в помещении при проведении местных и общих ванн (для 2-ой группы детей)

Слайд 62 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКАЛИВАНИЮ ВОЗДУШНЫМ ПОТОКОМ

Создание дозированного

воздушного потока
Начальная температура воздуха в помещении должна быть 21-22 градуса
Вентиляторы

устанавливаются на высоте 30-40 см от пола. Один вентилятор на 2-х детей

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКАЛИВАНИЮ ВОЗДУШНЫМ ПОТОКОМСоздание дозированного воздушного потокаНачальная температура воздуха в помещении должна

Слайд 63Режим закаливания воздушными потоками

Режим закаливания воздушными потоками

Слайд 64Начинают их световоздушных ванн в тени деревьев
Солнечные ванны в возрасте

старше 1.5 лет принимаются после 10-15 разового курса воздушных ванн

(в тени)
Под прямыми лучами солнца допускается:
1.5-3.0 мин. для детей в возрасте 1-3 г;
3-5 мин. для детей 4-6 лет с увеличением до 15-20 мин;

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ

Начинают их световоздушных ванн в тени деревьевСолнечные ванны в возрасте старше 1.5 лет принимаются после 10-15 разового

Слайд 66 Закаливание носоглотки и

слизистой рта
1. Полоскание слизистой рта могут проводить дети в возрасте

2-3 года.
2. Полоскание горла могут проводить дети с 4-х-5-ти летнего
возраста
3. Начальная температура воды должна быть 36-37 градусов
4. Через каждые 3-4 дня температура воды должна снижаться на
1-2 градуса
Для ослабленных детей целесообразно использовать для
полоскания отвары трав (зверобой, ромашка, шалфей)
Полоскание горла рекомендуется проводить 4 раза в день
(утром после сна, вечером перед сном, перед обедом и после
обеда)
Закаливание носоглотки и слизистой рта1. Полоскание слизистой рта могут проводить

Слайд 68

Хождение босиком по полу
Температура пола должна быть не менее 18

градусов
Время охлаждения первые 5-7 дней – 3-4 минуты
Далее время увеличивается на 1 минуту
Максимальное время – 15-20 минут

Обмывание стоп
Начальная температура воды 36-37 градусов
Конечная температура воды – 20 градусов
Снижение температуры воды через 1 день на 1 градус
Вода должна литься на теплые ноги
Данный вид закаливания рекомендуется проводить пос-
ле дневного сна
Хождение босиком по полуТемпература пола должна быть

Слайд 69






Метод закаливания стоп «Хождение по мокрому

одеялу» (солевой и йодно-солевой метод)
После дневного сна

дети проходят по ребристой доске,
резиновому коврику с шипами
Далее проходят по мокрому одеялу по 4-5 человек
Начальное время пребывания на нем – 30 сек. Постепен-
но доводят длительность до 2-х минут
4. Исходная температура 38-40 градусов. В дальнейшем ее
снижают через каждые 2 дня на 1 градус (конечная тем-
пература – 20 градусов)

Для приготовления солевого раствора
1 кг соли на 10 л воды
Для приготовления йодно-солевого
раствора 10 л воды, 400 г поваренной соли
20 мл 5% спиртового раствора йода

Метод закаливания стоп «Хождение по мокрому     одеялу» (солевой и йодно-солевой метод)После

Слайд 70 Контрастное

обливание ног (щадящее)

В начале обливают теплой водой 35-36 градусов, затем


сразу прохладной – 24-25 градусов и так повторяют до тех пор,
пока температура теплой воды не повысится до 40, а прохладной
до 18 градусов.
Такой режим рекомендуется ослабленным детям. Тем-
пература изменяется на 1 градус каждые 5-7 дней. Закаленным
детям начинают обливание прохладной водой, затем теплой.
Контрастное обливание ног (щадящее)	В начале обливают теплой водой

Слайд 72 Метод закаливания

«Ручеек»
(поточно-групповой

метод)

Устанавливают четыре пластмассовые ванночки,
дно которых покрывается промытым гравием
1-я ванночка – 39-40 градусов
2-я ванночка – 35-30 градусов
3-я ванночка – 31-32 градуса
4-я ванночка – 26-25 градусов
Температура воды в 1-ой и во 2-ой ванночках
не меняется, а в 3-ей и 4-ой – через каждые 5-7 дней тем-
пература воды снижается на 1 градус
Метод закаливания «Ручеек»

Слайд 73Общие водные процедуры (влажное обтирание, обливание, купание)

Общие водные процедуры (влажное обтирание, обливание, купание)

Слайд 74Общие водные процедуры (влажное обтирание, обливание, купание)

Общие водные процедуры (влажное обтирание, обливание, купание)

Слайд 75Схема комплекса закаливающих процедур в осенне-зимний сезон

Схема комплекса закаливающих процедур в осенне-зимний сезон

Слайд 76ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ЧАСТО И ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
1.

Воздушные ванны в помещении в холодное время года нужно проводить

при температуре воздуха +22 градуса (для детей 1-3 года) и при температуре +21-+20 градусов для детей 4-6 лет.
2. В зимнее время с целью повышения резистентности организма показано облучение УФ –лучами.
3. Закаливание водой начинают со слабых воздействий (систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры).
4. После курса воздушных ванн (в течение 2-х-3-х недель) можно приступить к местным влажным обтираниям. Вначале применяют сухую (махровую) варежку в течение 8-12 дней, затем влажную
Исходная температура воды 37-36 градусов. Температура воды снижается медленнее, чем для здоровых детей (через каждые 3-4 дня).
Через 2-2.5 месяца, когда появилась холодовая устойчивость, можно приступить к контрастному щадящему обливанию стоп и голени.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ЧАСТО И ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ1. 	Воздушные ванны в помещении в холодное время

Слайд 77ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ
Поведение детей в различные режимные моменты: быстрое засыпание,

более глубокий сон, улучшение аппетита, повышение внимания на занятиях.
Желание детей

выполнять закаливающие процедуры.
Динамика заболеваемости детей по сезонам года.
Уменьшение числа ЧБД.
Число дней, пропущенных одним ребенком за год.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯПоведение детей в различные режимные моменты: быстрое засыпание, более глубокий сон, улучшение аппетита, повышение внимания

Слайд 78БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика