Слайд 1
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСОМ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА И ОБЩИМ
УХОДОМ ЗА ДЕТЬМИ
Физическое развитие детей
проф. Цаллагова Р.Б.
Слайд 2План
Определение ФР
Основные законы роста детей
Факторы, определяющие рост детей
Изменение антропометрических показателей
в процессе роста и развития детей.
Формулы для расчета М, Р
тела детей
Методика оценки ФР
Понятие об индексах ФР
Семиотика наиболее частых отклонений ФР
Слайд 3Физическое развитие ребенка является одним из основных показателей состояния здоровья.
Слайд 5Физическое развитие (ФР)
Совокупность морфологических и функциональных свойств организма,
характеризующих
процессы роста и созревания организма.
Слайд 6
Под физическим развитием понимают размеры и форму
тела, соответствие их возрастной норме.
Слайд 7ФР обусловлено наследственностью и влиянием факторов внешней и внутренней среды.
Слайд 8
Из факторов внешней среды на ФР влияют:
питание,
режим,
воспитание (психологический климат),
физические нагрузки
(правило скелетных мышц Аршавского),
умственная активность,
урбанизация,
экология,
интенсивность обучения,
состояние здоровья (соматические заболевания),
фактор светового
дня
Слайд 9Внутренние факторы
также оказывают влияние на в/у рост и ФР.
Это
Генотип
(генетические)-хромосомный аппарат,
возраст родителей (неблагоприятный25л)
Конституциональные особенности родителей
промежутки между беременностями
срок беременности
(ГВ)
порядковый номер беременности
нейроэндокринная система- гормональные
иммунокомпетентные системы и другие факторы.
Слайд 10Гормональные факторы роста (медиаторы роста)
СТГ (соматотропный гормон):
стимуляция роста: скелета,
ув. массы органов и тк., влияние на б,ж, у. обмены
Соматомедин
( в печени)–
синтез хряща, размножение кл., рецепторы костной тк., линейный рост
Тироксин (гормон щит. железы)
На созревание костей
Их минерализация
Слайд 11ТТГ (тиреотропный гормон)
Диф-ка костной тк.
Мозг кора больш. Полушарий
Способность к абстрактному
мышлению
Паратгормон (ПР) – синтез СТГ,
Дифференцировка кост. тк. (закрывают зоны роста)
Инсулин
(гормон поджелудочн.ж)
стимулирует рост организма,
Минергисты СТГ и ТГ
Слайд 12 Рост и созревание детей характеризуются следующими закономерностями
Слайд 13Законы роста
Закон прогрессивного падения скорости роста с возрастом
Закон неравномерности скорости
роста –гетерохронии
Закон кранио-каудального градиента роста
Закон полового диморфизма (половой специфичности)
Закон
органной специфичности
Закон асимметрии роста
Закон суточного и сезонного чередования направлений роста
Наличие критических периодов стимуляции
Слайд 14Закон прогрессивного падения скорости роста с возрастом
Чем старше ребенок, тем
медленнее он растет
скорость роста max во в/у периоде –с 8
по 25 нед, ↓ с 34нед
Интенсивные темпы роста на 1-м году жизни
1-й год жизни- «период бурного роста»
1-й год вырастает на 25 см
2-й год … на 12-13 см
3-й год … на 7-8 см
Если бы такие темпы сохранялись, то М ребенка = М Земли,
Р ребенка= 18 метрам
В последующем v роста носит волнообразный характер
Слайд 15Закон неравномерности v роста
Есть периоды, когда ребенок растет быстро, а
есть- когда медленно
Торможение скорость роста (v ) хорошо прослеживается в
первые 2-3 г жизни ребенка
v роста носит волнообразный характер, а не линейную зависимость от возраста
1-й «скачок роста» отмечается –у м.- 4 -5,5 лет
д.- 6 лет
2-й «скачок роста» у м.- 13 -15 лет
д.- 10-11-12 лет - «половое созревание
Далее рост замедляется
Рост прекращается у м.- к 18-20 годам
у д.- к 17-18 годам (раньше к 25г)
Слайд 16Закон кранио-каудального градиента роста
(алллометрия роста)
Части тела растут со v пропорциональной
ст. их удаленности от гол. мозга
Во в/у периоде быстрее растут
части тела, расположенные ближе к голове и сама голова
После рождения более интенсивно растут части тела, расположенные дистально
Н-р, пальцы растут быстрее
Слайд 17Закон органной специфичности (гетерохронии)
Каждая тк. или орган имеют свой календарь
роста – развитие происходит неравномерно
Т.к.интенсивность деления клеток разных тк. и
их дифференцировка не совпадают во времени
Быстрый рост на 1-м году жизни ЦНС- гол. и спинной мозг, глаза, внутреннеее ухо…
Лимфатическая тк.- не развивается на 1-м году жизни, а развивается в 1-12 лет и т.д.
Слайд 18Закон полового диморфизма
V роста и предел роста зависят от пола
ребенка
м. – до полового созревания имеют более ↑ антропометрические показатели
д.- в период полового созревания превосходят м.
в 14-15 лет м. вновь опережают д.
Слайд 19Закон асимметрии роста
Те части тела, которые раньше и больше используются
в работе, быстрее растут
Н-р, правая рука больше левой
Одна нога на
½ размера > другой..
Слайд 20Закон чередования направлений роста
Фазы «вытягивания» чередуются с фазами «округления»
Период округления-
1-3-4-года («колобки»)
Период вытяжения в длину – 8-10 лет и т.д.
Кости-
смена роста в длину и толщину
Весной и летом- все идет в рост, ув. длина тела
Осенью и зимой- нарастает М тела
Т.е. суточное и сезонное чередование направлений роста
Слайд 21Показателями ФР являются
антропометрические данные (длина и масса тела, окружность головы
и грудной клетки),
темпы их изменения в процессе роста,
гармоничность
развития,
соотношение календарного и биологического возрастов,
конституциональные особенности.
Слайд 22Методы оценки ФР. 4 группы:
Антропометрические
(сомато-метрические)- все, что можно
измерить и взвесить
Длинники: длина тела, конечностей..
Масса тела
Окружности: окр.головы, гр.кл, плеча,
бедра.. и т.д.
Соматоскопические
(все, что можно определить осмотром, пальпацией)
Оценка формы головы, гр.клетки, позвоночника, ног, стоп, осанки, ..
Толщина ПЖКлетчатки, развитие мускулатуры
Зубная формула
Развитие вторичных половых признаков
Тип телосложения
Слайд 23III. Физиометрические (функциональные)
Показатели, которые определяются с помощью приборов
ЖЕЛ- спирограф,
пикфлоуметр –МПВ
Мышечная сила рук – динамометр, становая сила
Оценка АД –ТОНОМЕТР
Функциональные
пробы – Штанге, Генча, Шалкова..
Биологические («биологический возраст»)
«костный возраст»– сроки прорезывания зубов
стадии формирования вторичных половых признаков
появление т. окостениения
Слайд 24Методики оценки ФР
Центильные таблицы
Оценка пропорциональности размеров тела- индексы
Сигмальные отклонения
Шкалы регрессии
Слайд 25Определение возраста ребенка к моменту обследования (календарный возраст)
Для оценки ФР
ребенка необходимо установить его точный возраст и отнести к соответствующей
возрастной гр.
В н. в. общепринятой считается следующая группировка по возрасту.
С момента рождения и до 15 дней развитие ребенка оценивается по средним показателям для новорожденных.
До 1 года возраст определяется следующими периодами:
Слайд 26Определение возраста ребенка на 1-ом году жизни
Слайд 27Определение возраста ребенка
на 2-м году жизни
Слайд 28Определение возраста ребенка на 3-м году жизни
Слайд 29Определение возраста ребенка с 7 до 10 лет
Слайд 30Оценка показателей физического развития.
по центильным таблицам длины тела, массы
тела и гармоничности развития. За основу оценки физического развития берется
длина тела ребенка с последующим определением соотношения массы к росту, которое позволяет ориентировочно (статистически) судить о состоянии питания ребенка.
Слайд 31Гармоничность развития
По результатам центильных оценок длины, массы тела и окружности
груди дается заключение о гармоничности развития.
если разность номеров
коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, т.е.= 0-1 можно говорить о гармоничном развитии,
если эта разность составляет 2, развитие ребенка считается дисгармоничным,
а если разность превышает 3 и более - резко дисгармоничное развитие.
Таких детей необходимо обследовать, так как у них часто имеются нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем.
Слайд 32Антропометрические измерения с оценкой ФР
У детей 1-го года жизни
проводятся 1 раз в месяц,
на 2-м году -
1 раз в 3 мес (в квартал),
на 3-м году - 1 раз в 6 мес (в полугодие),
с 4-го года - 1 раз в год.
Слайд 33ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Слайд 34Длина тела
является наиболее постоянным, устойчивым показателем ФР.
Масса тела более
вариабельна и в большей мере подвержены влиянию факторов среды.
Слайд 35Необходимо дифференцировать понятие рост и развитие
Рост - это количественное
увеличение биомассы тела;
Развитие - это качественные и количественные преобразования
в организме, обеспечивающие изменение его функций.
Слайд 36ДЛИНА ТЕЛА
Новорожденный 46-56см
Мальчики 50,7см
Девочки 50,2
Прибавки роста
До 1 года 1 квартал
9 см (по 3 см в мес)
2 квартал 7,5 см (по 2,5 см)
3 квартал 4-6 см (по 1,5-2 см)
4 квартал 3 см (по 1 см)
1-й год вырастает на 25 см
2-й год … на 12-13 см
3-й год … на 7-8 см
Слайд 37ДЛИНА ТЕЛА
Рост в 1 год 75 см
Рост в 4 года
– 100 см
4 лет Рост
= 100+6(n-4)
Рост в 8 лет – 130 см
<8 лет Рост = 130-7(8-n)
>8 лет Рост = 130+5(n-8)
Слайд 38Скачки роста
Наиболее ярко выражены
на 1-м году
жизни ребенка -«период бурного роста»
В 5-6 ЛЕТ - «ПОЛУРОСТОВОЙ
СКАЧОК»
В 13-15 лет - «пубертатный скачок» роста
Слайд 39Скачки роста
на 1-м году жизни ребенка («период бурного роста»):
РОСТ
увеличивается в 1,5 раза
вырастает на 25 см,
М тела
увеличивается в 3 раза ,
рост – преимущественно за счет удлинения туловища.
мозг и сердце увеличиваются в 2 раза
Слайд 40В 5-6 лет «период бурного роста»:
в результате которого ребенок достигает
примерно 70% Дл. тела взрослого
рост –
преимущественно за счет удлинения конечностей.
Слайд 41В 13-15 лет
«пубертатный скачок» роста
как за счет удлинения туловища,
так и за счет удлинения конечностей
Слайд 42Измерение длины тела
У детей первых 2-х лет
проводится в
положении
лежа
с помощью
горизонтального ростомера.
Ребенка укладывают
в ростомер на спину так, чтобы его голова прикасалась к неподвижной планке ростомера.
Ноги ребенка расправляют и придвигают к пяткам подвижную планку ростомера.
По боковой сантиметровой шкале оценивают длину тела.
Слайд 43Рост ребенка старшего возраста (старше 2-х — 3-х лет)
измеряют
с помощью вертикального (станковым) ростомера.
Слайд 45Массу тела
детей до 2-3-х лет жизни
определяют на специальных
детских чашечных, "лоточковых«, горизонтальных весах с max допустимой нагрузкой до
10-25 кг в положении ребенка лежа или сидя.
Для определения массы тела ребенка при взвешивании необходимо вычесть вес одежды и пеленки, которая укладывается на весы.
Слайд 46
С 2-3-х летнего возраста измерение М тела производится на обычных
медицинских весах.
Взвешивать детей рекомендуется
максимально раздетыми.
Слайд 47
Масса тела
1-е полугодие жизни (до 6 месяцев)
Масса тела = Масса при рождении+800*n
2-е полугодие жизни (после
6 месяцев)
Масса тела=М при рождении+800*6+400(n-6)
Слайд 48Масса тела
В 1 год масса тела 10,5 кг
В 5 лет
– 19 кг
В 10 лет – 30 кг
< 5 лет
Масса тела = 19-2(5-n)
>5 лет Масса тела = 19+3(n-5)
<10 лет Масса тела = 10,5+2n
>10 лет Масса тела = 30+4(n-10)
Формула Воронцова
Масса тела = 3n +посл. цифры возраста
12-15 лет Масса тела = 5n-20
Слайд 49Окружность головы
измеряют сантиметровой лентой, которая накладывается
сзади по затылочным буграм
(на затылочную точку),
спереди проходит по надбровным дугам.
Слайд 50Окружность головы (ОГ)
ОГ при рождении 34-36 см
ОГ в 6 мес
43 см
6
мес ОГ = 43+0,5 (n-6)
ОГ в 1 год = 46 см
ОГ в 5 лет = 50 см
<5 лет ОГ = 50-1(5-n)
>5 лет ОГ = 50+0,6(n-5)
Слайд 51Окружность грудной клетки
При измерении сантиметровую ленту накладывают спереди на уровне
сосков, сзади на уровне углов лопаток.
При этом руки ребенка
должны быть опущены, дыхание спокойное.
Слайд 53Для оценки ФР
используются таблицы параметрического и непараметрического типа.
В таблицах
параметрического типа представлены средние величины массы тела, роста и сигмальные
отклонения от них.
Слайд 54В настоящее время чаще используются таблицы непараметрического типа – центильные
которые являются более объективными и точными, чем параметрические.
Слайд 55Имеются центильные таблицы, зависимости массы тела, роста, окр.головы и гр.
клетки от возраста,
а также соотношений роста и массы
Слайд 56РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА (см) ПО ВОЗРАСТУ (мальчики)
Слайд 57ТАБЛИЦА ДЛЯ ОЦЕНКИ М тела (кг) ПО ДЛИНЕ ТЕЛА (дев)
Слайд 58Так, в зоне от 25 до 75% центилей (коридор №4)
располагаются средние показатели ФР, которые встречаются у 50% детей.
Слайд 59В зонах от 25 до 10% прецентилей (коридор №3) находятся
величины, свидетельствующие о ниже среднем ФР (у 15% детей)
и
от 75 до 90% (коридор №5) вышесреднем ФР (у 15% детей)
Слайд 60В зонах от 10 до 3% перцентилей (коридор №2)
располагаются показатели низкого ФР (у 7% детей)
и от 90
до 97% центилей
(коридор №6) располагаются показатели высокого (у 7% детей) ФР.
Слайд 61Величины, находящиеся в крайних коридорах №1 и №7
очень низкое
и
очень высокое ФР
встречаются у 3% детей и
могут быть
обусловлены патологическим состоянием,
поэтому этих детей требуется длительный медицинский контроль - мониторинг
Слайд 62КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ
А. При нормальной длине тела (25-75 центиль):
1.Нормосомия, нормальная
масса тела (25-75 центиль);
2.Пахисомия – избыточная масса тела (75-97 центиль);
3.Лептосомия
– дефицит массы тела (25-3 центиль).
Б. При избыточной длине тела (75-97 центиль):
1.Гиперсомия – избцточная, но соответствующая данной длине масса тела (75 – 97 центиль);
2.Макросомия – нормальная масса тела (25-75 центиль);
3.Макролептосомия – дефицит массы тела (25 –3 центиль).
В. При недостаточной длине тела (25-3 центиль):
1.Микросомия – избыточная, но соответствующая данной длине масса тела (75-97 центиль);
2.Микропахисомия – избыточная масса (75-97 центиль).
За пределами 3 и 97 центилей находятся «зоны патологии».
Слайд 63Гармоничность развития
Определение гармоничности развития ребенка проводится на основании учета номеров
коридоров, в которых располагаются рост, масса тела, окружности груди в
зависимости от возраста ребенка. В случае, если разность номеров коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии; если эта разность составляет 2, развитие ребенка считается дисгармоничным, а если - 3 и более, то развитие резко дисгармоничное.
Слайд 64ОСНОВНЫЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)
Слайд 66Согласно общепринятой в педиатрии схеме выделяют 3 (соматотипа):
микросоматический,
мезосоматический
и
макросоматический.
Слайд 67СТ
Опредедяется по сумме номеров коридоров центильных шкал,
полученных для длины,
массы тела,
окружности грудной клетки.
При сумме баллов до 10=МиС,
при сумме от 10 до 16 - МеС,
от 16 до 21 - МаС.
Слайд 68Компоненты массы тела
При описании фР используется понятие “компоненты массы тела”.
Имеются 3 составляющие, из которых сложено тело человека:
кости,
мышцы
и
жировая ткань.
Слайд 69Компонентный уровень варьирования
оценивается по выраженности
жировой (ЖМ),
мышечной (ММ) и
костной массы (КМ).
Слайд 71Часто встречающиеся отклонения в физическом развитии
Отставание и опережение в физическом
развитии
Слайд 72Основные формы нарушения роста
Генетическая патология у 80-85% детей
нарушения роста
Хронические заболевания у 70% детей
нарушения роста
Высокорослость (гигантизм)
>97% перцентиля
Слайд 73Конституциональный (семейный) высокий рост
От высокорослых родителей >180 см
При рождении >75%
перцентиля
У этих детей пропорциональное телосложение
Слайд 74Гипофизарный гигантизм
(аденома гипофиза)
Встречается в любом возрасте,
чаще в школьном
Характеризуются
нескладностью телосложения
↑ утомляемостью,
↓ сопротивляемостью к болезням
На R-гр. черепа:
↑ размеры
турецкого седла,
деструкция его стенок
Дети 11 лет:
здоровый и гигант
Слайд 75Гипофизарный нанизм
(недостаток гормона роста)
Дети 12 лет: здоровый и больной
Слайд 76Низкий уровень ФР
служит основанием
для детального мед. обследования ребенка
Исключение
патологии
эндокринного аппарата,
сердца и сосудов,
почек и
печени.
Слайд 77Под дисгармоничностью ФР
понимают несоответствие М тела его Р,
а также
обхватных размеров продольным,
проявление женских черт строения тела (большой объем бедер
и таза при узкой гр. клетке) у мальчиков и
мужских (узкий таз в сочетании с широкими плечами, избыточная маскулинизация) – у девочек.
Слайд 78Дисгармоничность ФР
может возникнуть в результате ранней спортивной специализации
Н-р, у
девочек, занимающихся спортивной гимнастикой с 5-7-летнего возраста.
К развитию дисгармоничности
могут вести травмы, полученные в детском возрасте, особенно если поврежден позвоночник.
Это м.оказывать «-» влияние на процессы роста и развития и сказываться в дальнейшем в течение всей жизни,
даже если причины, их вызвавшие, уже давно устранены.
Слайд 79Изменения массы тела детей
Хронические расстройства питания носят название «дистрофия»
М.б. 2-х
видов:
Избыточное питание- «паратрофия»,
«ожирение»
Недостаточное питание
«гипотрофия»
Слайд 80Гипотрофия
Хр.расстройство питания
с дефицитом массы тела
у детей 1,5-2 лет
жизни
Степени тяжести
I ст. – дефицит м.т. = 11-20
% ;
II ст. – дефицит м.т. = 21-30 % ;
III ст. – дефицит м.т. = 31 % и >
Слайд 81Гипостатура
– это отставание роста и массы тела у детей первого
года жизни
....................................????
Слайд 82Паратрофия
Хроническое расстройство питания детей 1-го года жизни, которое характеризуется увеличением
массы тела по сравнению с нормативными данными на 10% и
больше.
В зависимости от величины превышения массы тела :
I степени– 11-20 % ;
II степени – 21-30 % ;
III степени – 31 % и больше.
По центильным таблицам этот показатель выходит за пределы VI коридора.
Слайд 83Ожирение
Это избыток (Преобладание) массы тела у ребёнка после 1 года
Степени ожирения
(в зависимости превышения М тела:
I степени
– 10 - 29 % ;
II степени – 30 - 49 % ;
III степени – 50 - 99 % ;
IV степени – 100 % и больше
Слайд 84Нанизм
Это нарушение ФР , выражающееся отставанием в росте
Этиология
генетические нарушения
роста при эндокринных и неэндокринных заболеваниях.
Патогенез
нарушения функции гипофиза,
щитовидной железы, обмена веществ.
Слайд 85Признаки нанизма:
задержка роста
кожа сухая, морщинистая, бледная ;
детские, мелкие черты
лица;
недостаточное развитие мышц;
избыточное отложение жира на груди – «ложные» молочные
железы;
низкое артериальное давление;
бесплодие.
Прогноз для жизни благоприятный.
Слайд 86Гигантизм
увеличению роста, в основе которого лежит гиперпродукция соматотропного гормона
возникает при
заболеваниях гипофиза.
Развивается гигантизм на протяжении нескольких лет.
Увеличение роста проявляется
в препубертатном и пубертатном периодах. коридоров, а другие параметры – на уровне «средних величин».
Слайд 87Акселерация
«Акселерация развития» - это
ускорение ростовых процессов,
более раннее созревание организма,
достижение
к периоду зрелости больших размеров тела
Слайд 88Акселерация (ретардация)
Ускорение(замедление) процессов роста и развития, обнаруживаемое при сравнении людей
более поздних и ранних поколений
Слайд 89Акселерация проявлялась !
Увеличением длины и массы тела новорожденных
Р-
на 1-2 см
М – на 150-500 г
(за 30-40 лет)
2. Большим ростом годовалых детей – на 4-5см,
М – на 1-2кг больше, чем 50 лет назад.
3. Более раннем прорезыванием зубов, сменой молочных зубов на постоянные
4. Более ранним появлением ядер окостенения
5. Ранним половым развитием
Слайд 90Последствия акселерации
Ранняя половая зрелость (привела к ранним половым контактам и
сформировало большие социо-культурные, медицинские и педагогические проблемы)
Сокращение периода детства
Ув. детородного
возраста у женщин
«омоложение» спортивных достижений
«омолаживание» заболеваний –гипертонич.болезни, сах. диабета,инфаркта….
Слайд 91Делерация
С конца 80-х годов появились сообщения о стабилизации процессов
акселерации и замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и
подростков и даже о его делерации.
Слайд 92Делерация сопровождается
Уменьшением антропометрических показателей
Количество низкорослых детей достигло 8%
Стабилизацией ростовых
процессов
Приросты показателей Р и М тела - несущественны
снижением функциональных
возможностей
снижением мышечной силы
за последние 20 лет у школьников сила сжатия кисти уменьшилась на 18%
жизненная емкость легких - на 15%
Замедлением омоложения возраста наступления mensis
Слайд 93Биологический возраст
оценивается:
зубная зрелость ( по числу прорезавшихся постоянных зубов),
скелетная зрелость
( по степени окостенения костей запястья и кисти на R-гр.
правой конечности),
половая зрелость ( учет половой формулы).