Разделы презентаций


КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСОМ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА И ОБЩИМ УХОДОМ

Содержание

ПланОпределение ФРОсновные законы роста детейФакторы, определяющие рост детейИзменение антропометрических показателей в процессе роста и развития детей.Формулы для расчета М, Р тела детейМетодика оценки ФРПонятие об индексах ФРСемиотика наиболее частых отклонений ФР

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСОМ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА И ОБЩИМ

УХОДОМ ЗА ДЕТЬМИ Физическое развитие детей


проф. Цаллагова Р.Б.

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСОМ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА И ОБЩИМ УХОДОМ ЗА ДЕТЬМИ

Слайд 2План
Определение ФР
Основные законы роста детей
Факторы, определяющие рост детей
Изменение антропометрических показателей

в процессе роста и развития детей.
Формулы для расчета М, Р

тела детей
Методика оценки ФР
Понятие об индексах ФР
Семиотика наиболее частых отклонений ФР
ПланОпределение ФРОсновные законы роста детейФакторы, определяющие рост детейИзменение антропометрических показателей в процессе роста и развития детей.Формулы для

Слайд 3Физическое развитие ребенка является одним из основных показателей состояния здоровья.



Физическое развитие ребенка является одним из основных показателей состояния здоровья.

Слайд 4
Определение понятия ФР

Определение понятия ФР

Слайд 5Физическое развитие (ФР)
Совокупность морфологических и функциональных свойств организма,
характеризующих

процессы роста и созревания организма.


Физическое развитие (ФР)Совокупность морфологических и функциональных свойств организма,  характеризующих процессы роста и созревания организма.

Слайд 6

Под физическим развитием понимают размеры и форму

тела, соответствие их возрастной норме.

Под физическим развитием понимают размеры и форму тела, соответствие их возрастной норме.

Слайд 7ФР обусловлено наследственностью и влиянием факторов внешней и внутренней среды.

ФР обусловлено наследственностью и влиянием факторов внешней и внутренней среды.

Слайд 8 Из факторов внешней среды на ФР влияют:
питание,
режим,
воспитание (психологический климат),
физические нагрузки

(правило скелетных мышц Аршавского),
умственная активность,
урбанизация,
экология,
интенсивность обучения,
состояние здоровья (соматические заболевания),
фактор светового

дня
Из факторов внешней среды на ФР

Слайд 9Внутренние факторы
также оказывают влияние на в/у рост и ФР.
Это
Генотип

(генетические)-хромосомный аппарат,
возраст родителей (неблагоприятный25л)
Конституциональные особенности родителей
промежутки между беременностями
срок беременности

(ГВ)
порядковый номер беременности
нейроэндокринная система- гормональные
иммунокомпетентные системы и другие факторы.
Внутренние факторытакже оказывают влияние на в/у рост и ФР. ЭтоГенотип (генетические)-хромосомный аппарат,возраст родителей (неблагоприятный25л)Конституциональные особенности родителейпромежутки между

Слайд 10Гормональные факторы роста (медиаторы роста)
СТГ (соматотропный гормон):
стимуляция роста: скелета,

ув. массы органов и тк., влияние на б,ж, у. обмены
Соматомедин

( в печени)–
синтез хряща, размножение кл., рецепторы костной тк., линейный рост
Тироксин (гормон щит. железы)
На созревание костей
Их минерализация

Гормональные факторы роста (медиаторы роста)СТГ (соматотропный гормон): стимуляция роста: скелета, ув. массы органов и тк., влияние на

Слайд 11ТТГ (тиреотропный гормон)
Диф-ка костной тк.
Мозг кора больш. Полушарий
Способность к абстрактному

мышлению
Паратгормон (ПР) – синтез СТГ,
Дифференцировка кост. тк. (закрывают зоны роста)
Инсулин

(гормон поджелудочн.ж)
стимулирует рост организма,
Минергисты СТГ и ТГ
ТТГ (тиреотропный гормон)Диф-ка костной тк.Мозг кора больш. ПолушарийСпособность к абстрактному мышлениюПаратгормон (ПР) – синтез СТГ,Дифференцировка кост. тк.

Слайд 12 Рост и созревание детей характеризуются следующими закономерностями

Рост и созревание детей характеризуются следующими закономерностями

Слайд 13Законы роста
Закон прогрессивного падения скорости роста с возрастом
Закон неравномерности скорости

роста –гетерохронии
Закон кранио-каудального градиента роста
Закон полового диморфизма (половой специфичности)
Закон

органной специфичности
Закон асимметрии роста
Закон суточного и сезонного чередования направлений роста
Наличие критических периодов стимуляции







Законы ростаЗакон прогрессивного падения скорости роста с возрастомЗакон неравномерности скорости роста –гетерохронииЗакон кранио-каудального градиента роста Закон полового

Слайд 14Закон прогрессивного падения скорости роста с возрастом
Чем старше ребенок, тем

медленнее он растет
скорость роста max во в/у периоде –с 8

по 25 нед, ↓ с 34нед
Интенсивные темпы роста на 1-м году жизни
1-й год жизни- «период бурного роста»

1-й год вырастает на 25 см
2-й год … на 12-13 см
3-й год … на 7-8 см

Если бы такие темпы сохранялись, то М ребенка = М Земли,
Р ребенка= 18 метрам


В последующем v роста носит волнообразный характер

Закон прогрессивного падения скорости роста с возрастом Чем старше ребенок, тем медленнее он растетскорость роста max во

Слайд 15Закон неравномерности v роста
Есть периоды, когда ребенок растет быстро, а

есть- когда медленно
Торможение скорость роста (v ) хорошо прослеживается в

первые 2-3 г жизни ребенка
v роста носит волнообразный характер, а не линейную зависимость от возраста
1-й «скачок роста» отмечается –у м.- 4 -5,5 лет
д.- 6 лет
2-й «скачок роста» у м.- 13 -15 лет
д.- 10-11-12 лет - «половое созревание
Далее рост замедляется
Рост прекращается у м.- к 18-20 годам
у д.- к 17-18 годам (раньше к 25г)


Закон неравномерности v ростаЕсть периоды, когда ребенок растет быстро, а есть- когда медленноТорможение скорость роста (v )

Слайд 16Закон кранио-каудального градиента роста (алллометрия роста)
Части тела растут со v пропорциональной

ст. их удаленности от гол. мозга
Во в/у периоде быстрее растут

части тела, расположенные ближе к голове и сама голова
После рождения более интенсивно растут части тела, расположенные дистально
Н-р, пальцы растут быстрее
Закон кранио-каудального градиента роста (алллометрия роста)Части тела растут со v пропорциональной ст. их удаленности от гол. мозгаВо

Слайд 17Закон органной специфичности (гетерохронии)
Каждая тк. или орган имеют свой календарь

роста – развитие происходит неравномерно
Т.к.интенсивность деления клеток разных тк. и

их дифференцировка не совпадают во времени
Быстрый рост на 1-м году жизни ЦНС- гол. и спинной мозг, глаза, внутреннеее ухо…
Лимфатическая тк.- не развивается на 1-м году жизни, а развивается в 1-12 лет и т.д.
Закон органной специфичности (гетерохронии)Каждая тк. или орган имеют свой календарь роста – развитие происходит неравномерноТ.к.интенсивность деления клеток

Слайд 18Закон полового диморфизма
V роста и предел роста зависят от пола

ребенка
м. – до полового созревания имеют более ↑ антропометрические показатели


д.- в период полового созревания превосходят м.
в 14-15 лет м. вновь опережают д.
Закон полового диморфизмаV роста и предел роста зависят от пола ребенкам. – до полового созревания имеют более

Слайд 19Закон асимметрии роста
Те части тела, которые раньше и больше используются

в работе, быстрее растут
Н-р, правая рука больше левой
Одна нога на

½ размера > другой..
Закон асимметрии ростаТе части тела, которые раньше и больше используются в работе, быстрее растутН-р, правая рука больше

Слайд 20Закон чередования направлений роста
Фазы «вытягивания» чередуются с фазами «округления»
Период округления-

1-3-4-года («колобки»)
Период вытяжения в длину – 8-10 лет и т.д.
Кости-

смена роста в длину и толщину
Весной и летом- все идет в рост, ув. длина тела
Осенью и зимой- нарастает М тела
Т.е. суточное и сезонное чередование направлений роста

Закон чередования направлений роста Фазы «вытягивания» чередуются с фазами «округления»Период округления- 1-3-4-года («колобки»)Период вытяжения в длину –

Слайд 21Показателями ФР являются
антропометрические данные (длина и масса тела, окружность головы

и грудной клетки),
темпы их изменения в процессе роста,
гармоничность

развития,
соотношение календарного и биологического возрастов,
конституциональные особенности.
Показателями ФР являютсяантропометрические данные (длина и масса тела, окружность головы и грудной клетки), темпы их изменения в

Слайд 22Методы оценки ФР. 4 группы:
Антропометрические
(сомато-метрические)- все, что можно

измерить и взвесить
Длинники: длина тела, конечностей..
Масса тела
Окружности: окр.головы, гр.кл, плеча,

бедра.. и т.д.

Соматоскопические
(все, что можно определить осмотром, пальпацией)
Оценка формы головы, гр.клетки, позвоночника, ног, стоп, осанки, ..
Толщина ПЖКлетчатки, развитие мускулатуры
Зубная формула
Развитие вторичных половых признаков
Тип телосложения
Методы оценки ФР. 4 группы:Антропометрические (сомато-метрические)- все, что можно измерить и взвеситьДлинники: длина тела, конечностей..Масса телаОкружности: окр.головы,

Слайд 23III. Физиометрические (функциональные)
Показатели, которые определяются с помощью приборов
ЖЕЛ- спирограф,

пикфлоуметр –МПВ
Мышечная сила рук – динамометр, становая сила
Оценка АД –ТОНОМЕТР
Функциональные

пробы – Штанге, Генча, Шалкова..


Биологические («биологический возраст»)
«костный возраст»– сроки прорезывания зубов
стадии формирования вторичных половых признаков
появление т. окостениения

III. Физиометрические (функциональные)Показатели, которые определяются с помощью приборовЖЕЛ- спирограф,  пикфлоуметр –МПВМышечная сила рук – динамометр, становая

Слайд 24Методики оценки ФР
Центильные таблицы
Оценка пропорциональности размеров тела- индексы
Сигмальные отклонения
Шкалы регрессии

Методики оценки ФРЦентильные таблицыОценка пропорциональности размеров тела- индексыСигмальные отклоненияШкалы регрессии

Слайд 25Определение возраста ребенка к моменту обследования (календарный возраст)
Для оценки ФР

ребенка необходимо установить его точный возраст и отнести к соответствующей

возрастной гр.


В н. в. общепринятой считается следующая группировка по возрасту.

С момента рождения и до 15 дней развитие ребенка оценивается по средним показателям для новорожденных.

До 1 года возраст определяется следующими периодами:
Определение возраста ребенка к моменту обследования (календарный возраст)Для оценки ФР ребенка необходимо установить его точный возраст и

Слайд 26Определение возраста ребенка на 1-ом году жизни

Определение возраста ребенка на 1-ом году жизни

Слайд 27Определение возраста ребенка на 2-м году жизни

Определение возраста ребенка  на 2-м году жизни

Слайд 28Определение возраста ребенка на 3-м году жизни

Определение возраста ребенка на 3-м году жизни

Слайд 29Определение возраста ребенка с 7 до 10 лет

Определение возраста ребенка с 7 до 10 лет

Слайд 30Оценка показателей физического развития.

по центильным таблицам длины тела, массы

тела и гармоничности развития. За основу оценки физического развития берется

длина тела ребенка с последующим определением соотношения массы к росту, которое позволяет ориентировочно (статистически) судить о состоянии питания ребенка.
Оценка показателей физического развития. по центильным таблицам длины тела, массы тела и гармоничности развития. За основу оценки

Слайд 31Гармоничность развития
По результатам центильных оценок длины, массы тела и окружности

груди дается заключение о гармоничности развития.

если разность номеров

коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, т.е.= 0-1 можно говорить о гармоничном развитии,
если эта разность составляет 2, развитие ребенка считается дисгармоничным,

а если разность превышает 3 и более - резко дисгармоничное развитие.

Таких детей необходимо обследовать, так как у них часто имеются нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем.
Гармоничность развитияПо результатам центильных оценок длины, массы тела и окружности груди дается заключение о гармоничности развития. если

Слайд 32Антропометрические измерения с оценкой ФР
У детей 1-го года жизни

проводятся 1 раз в месяц,

на 2-м году -

1 раз в 3 мес (в квартал),

на 3-м году - 1 раз в 6 мес (в полугодие),

с 4-го года - 1 раз в год.
Антропометрические измерения с оценкой ФРУ детей 1-го года жизни 				проводятся 1 раз в месяц, на 2-м году

Слайд 33ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Слайд 34Длина тела
является наиболее постоянным, устойчивым показателем ФР.

Масса тела более

вариабельна и в большей мере подвержены влиянию факторов среды.

Длина телаявляется наиболее постоянным, устойчивым показателем ФР. Масса тела более вариабельна и в большей мере подвержены влиянию

Слайд 35Необходимо дифференцировать понятие рост и развитие
Рост - это количественное

увеличение биомассы тела;

Развитие - это качественные и количественные преобразования

в организме, обеспечивающие изменение его функций.
Необходимо дифференцировать понятие рост и развитие Рост - это количественное увеличение биомассы тела; Развитие - это качественные

Слайд 36ДЛИНА ТЕЛА
Новорожденный 46-56см
Мальчики 50,7см
Девочки 50,2
Прибавки роста
До 1 года 1 квартал

9 см (по 3 см в мес)

2 квартал 7,5 см (по 2,5 см)
3 квартал 4-6 см (по 1,5-2 см)
4 квартал 3 см (по 1 см)
1-й год вырастает на 25 см
2-й год … на 12-13 см
3-й год … на 7-8 см
ДЛИНА ТЕЛАНоворожденный 46-56смМальчики 50,7смДевочки 50,2Прибавки ростаДо 1 года 1 квартал 9 см (по 3 см в мес)

Слайд 37ДЛИНА ТЕЛА
Рост в 1 год 75 см
Рост в 4 года

– 100 см
4 лет Рост

= 100+6(n-4)
Рост в 8 лет – 130 см
<8 лет Рост = 130-7(8-n)
>8 лет Рост = 130+5(n-8)

ДЛИНА ТЕЛАРост в 1 год 75 смРост в 4 года – 100 см4 лет Рост = 100+6(n-4)Рост

Слайд 38Скачки роста
Наиболее ярко выражены


на 1-м году

жизни ребенка -«период бурного роста»

В 5-6 ЛЕТ - «ПОЛУРОСТОВОЙ

СКАЧОК»


В 13-15 лет - «пубертатный скачок» роста

Скачки роста  Наиболее ярко выражены на 1-м году жизни ребенка -«период бурного  	роста»В 5-6 ЛЕТ

Слайд 39Скачки роста


на 1-м году жизни ребенка («период бурного роста»):

РОСТ

увеличивается в 1,5 раза

вырастает на 25 см,

М тела

увеличивается в 3 раза ,

рост – преимущественно за счет удлинения туловища.

мозг и сердце увеличиваются в 2 раза




Скачки роста на 1-м году жизни ребенка («период бурного роста»):РОСТ увеличивается в 1,5 раза вырастает на 25

Слайд 40В 5-6 лет «период бурного роста»:

в результате которого ребенок достигает

примерно 70% Дл. тела взрослого


рост –

преимущественно за счет удлинения конечностей.

В 5-6 лет «период бурного роста»:в результате которого ребенок достигает примерно 70% Дл. тела взрослого

Слайд 41В 13-15 лет «пубертатный скачок» роста

как за счет удлинения туловища,



так и за счет удлинения конечностей

В 13-15 лет  «пубертатный скачок» ростакак за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей

Слайд 42Измерение длины тела
У детей первых 2-х лет
проводится в

положении
лежа
с помощью
горизонтального ростомера.

Ребенка укладывают

в ростомер на спину так, чтобы его голова прикасалась к неподвижной планке ростомера.
Ноги ребенка расправляют и придвигают к пяткам подвижную планку ростомера.
По боковой сантиметровой шкале оценивают длину тела.
Измерение длины телаУ детей первых 2-х лет проводится в положении   лежа с помощью горизонтального ростомера.

Слайд 43Рост ребенка старшего возраста (старше 2-х — 3-х лет)
измеряют

с помощью вертикального (станковым) ростомера.

Рост ребенка старшего возраста (старше 2-х — 3-х лет) измеряют с помощью вертикального (станковым) ростомера.

Слайд 44Масса тела

Масса тела

Слайд 45Массу тела
детей до 2-3-х лет жизни
определяют на специальных

детских чашечных, "лоточковых«, горизонтальных весах с max допустимой нагрузкой до

10-25 кг в положении ребенка лежа или сидя.

Для определения массы тела ребенка при взвешивании необходимо вычесть вес одежды и пеленки, которая укладывается на весы.
Массу тела детей до 2-3-х лет жизни определяют на специальных детских чашечных,

Слайд 46

С 2-3-х летнего возраста измерение М тела производится на обычных

медицинских весах.



Взвешивать детей рекомендуется
максимально раздетыми.

С 2-3-х летнего возраста измерение М тела производится на обычных медицинских весах. Взвешивать детей рекомендуется 	максимально раздетыми.

Слайд 47
Масса тела
1-е полугодие жизни (до 6 месяцев)

Масса тела = Масса при рождении+800*n

2-е полугодие жизни (после

6 месяцев)
Масса тела=М при рождении+800*6+400(n-6)


Масса тела1-е полугодие жизни (до 6 месяцев)  Масса тела = Масса при рождении+800*n 2-е

Слайд 48Масса тела
В 1 год масса тела 10,5 кг
В 5 лет

– 19 кг
В 10 лет – 30 кг
< 5 лет

Масса тела = 19-2(5-n)
>5 лет Масса тела = 19+3(n-5)
<10 лет Масса тела = 10,5+2n
>10 лет Масса тела = 30+4(n-10)

Формула Воронцова
Масса тела = 3n +посл. цифры возраста

12-15 лет Масса тела = 5n-20

Масса телаВ 1 год масса тела 10,5 кгВ 5 лет – 19 кгВ 10 лет – 30

Слайд 49Окружность головы
измеряют сантиметровой лентой, которая накладывается

сзади по затылочным буграм

(на затылочную точку),

спереди проходит по надбровным дугам.

Окружность головыизмеряют сантиметровой лентой, которая накладывается сзади по затылочным буграм (на затылочную точку), спереди проходит по надбровным

Слайд 50Окружность головы (ОГ)
ОГ при рождении 34-36 см
ОГ в 6 мес

43 см

6

мес ОГ = 43+0,5 (n-6)
ОГ в 1 год = 46 см
ОГ в 5 лет = 50 см
<5 лет ОГ = 50-1(5-n)
>5 лет ОГ = 50+0,6(n-5)
Окружность головы (ОГ)ОГ при рождении 34-36 смОГ в 6 мес   43 см6 мес ОГ =

Слайд 51Окружность грудной клетки
При измерении сантиметровую ленту накладывают спереди на уровне

сосков, сзади на уровне углов лопаток.

При этом руки ребенка

должны быть опущены, дыхание спокойное.

Окружность грудной клеткиПри измерении сантиметровую ленту накладывают спереди на уровне сосков, сзади на уровне углов лопаток. При

Слайд 52Окружность грудной клетки

Окружность грудной клетки

Слайд 53Для оценки ФР
используются таблицы параметрического и непараметрического типа.


В таблицах

параметрического типа представлены средние величины массы тела, роста и сигмальные

отклонения от них.
Для оценки ФРиспользуются таблицы параметрического и непараметрического типа. В таблицах параметрического типа представлены средние величины массы тела,

Слайд 54В настоящее время чаще используются таблицы непараметрического типа – центильные

которые являются более объективными и точными, чем параметрические.

В настоящее время чаще используются таблицы непараметрического типа – центильные которые являются более объективными и точными, чем

Слайд 55Имеются центильные таблицы, зависимости массы тела, роста, окр.головы и гр.

клетки от возраста,
а также соотношений роста и массы

Имеются центильные таблицы, зависимости массы тела, роста, окр.головы и гр. клетки от возраста, а также соотношений роста

Слайд 56РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА (см) ПО ВОЗРАСТУ (мальчики)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА (см) ПО ВОЗРАСТУ (мальчики)

Слайд 57ТАБЛИЦА ДЛЯ ОЦЕНКИ М тела (кг) ПО ДЛИНЕ ТЕЛА (дев)

ТАБЛИЦА ДЛЯ ОЦЕНКИ М тела (кг) ПО ДЛИНЕ ТЕЛА (дев)

Слайд 58Так, в зоне от 25 до 75% центилей (коридор №4)

располагаются средние показатели ФР, которые встречаются у 50% детей.

Так, в зоне от 25 до 75% центилей (коридор №4) располагаются средние показатели ФР, которые встречаются у

Слайд 59В зонах от 25 до 10% прецентилей (коридор №3) находятся

величины, свидетельствующие о ниже среднем ФР (у 15% детей)

и

от 75 до 90% (коридор №5) вышесреднем ФР (у 15% детей)
В зонах от 25 до 10% прецентилей (коридор №3) находятся величины, свидетельствующие о ниже среднем ФР (у

Слайд 60В зонах от 10 до 3% перцентилей (коридор №2)

располагаются показатели низкого ФР (у 7% детей)

и от 90

до 97% центилей
(коридор №6) располагаются показатели высокого (у 7% детей) ФР.
В зонах от 10 до 3% перцентилей (коридор №2)  располагаются показатели низкого ФР (у 7% детей)

Слайд 61Величины, находящиеся в крайних коридорах №1 и №7

очень низкое

и
очень высокое ФР
встречаются у 3% детей и
могут быть

обусловлены патологическим состоянием,
поэтому этих детей требуется длительный медицинский контроль - мониторинг
Величины, находящиеся в крайних коридорах №1 и №7 очень низкое и очень высокое ФРвстречаются у 3% детей

Слайд 62КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

А. При нормальной длине тела (25-75 центиль):
1.Нормосомия, нормальная

масса тела (25-75 центиль);
2.Пахисомия – избыточная масса тела (75-97 центиль);
3.Лептосомия

– дефицит массы тела (25-3 центиль).

Б. При избыточной длине тела (75-97 центиль):
1.Гиперсомия – избцточная, но соответствующая данной длине масса тела (75 – 97 центиль);
2.Макросомия – нормальная масса тела (25-75 центиль);
3.Макролептосомия – дефицит массы тела (25 –3 центиль).

В. При недостаточной длине тела (25-3 центиль):
1.Микросомия – избыточная, но соответствующая данной длине масса тела (75-97 центиль);
2.Микропахисомия – избыточная масса (75-97 центиль).

За пределами 3 и 97 центилей находятся «зоны патологии».
КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВА. При нормальной длине тела (25-75 центиль):1.Нормосомия, нормальная масса тела (25-75 центиль);2.Пахисомия – избыточная масса

Слайд 63Гармоничность развития
Определение гармоничности развития ребенка проводится на основании учета номеров

коридоров, в которых располагаются рост, масса тела, окружности груди в

зависимости от возраста ребенка. В случае, если разность номеров коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии; если эта разность составляет 2, развитие ребенка считается дисгармоничным, а если - 3 и более, то развитие резко дисгармоничное.
Гармоничность развития Определение гармоничности развития ребенка проводится на основании учета номеров коридоров, в которых располагаются рост, масса

Слайд 64ОСНОВНЫЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)

ОСНОВНЫЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)

Слайд 66Согласно общепринятой в педиатрии схеме выделяют 3 (соматотипа):
микросоматический,
мезосоматический

и
макросоматический.

Согласно общепринятой в педиатрии схеме выделяют 3 (соматотипа): микросоматический, мезосоматический и макросоматический.

Слайд 67СТ
Опредедяется по сумме номеров коридоров центильных шкал,
полученных для длины,

массы тела,
окружности грудной клетки.

При сумме баллов до 10=МиС,

при сумме от 10 до 16 - МеС,
от 16 до 21 - МаС.

СТОпредедяется по сумме номеров коридоров центильных шкал, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. При сумме

Слайд 68Компоненты массы тела
При описании фР используется понятие “компоненты массы тела”.



Имеются 3 составляющие, из которых сложено тело человека:
кости,
мышцы

и
жировая ткань.
Компоненты массы тела При описании фР используется понятие “компоненты массы тела”. Имеются 3 составляющие, из которых сложено

Слайд 69Компонентный уровень варьирования
оценивается по выраженности
жировой (ЖМ),
мышечной (ММ) и


костной массы (КМ).

Компонентный уровень варьированияоценивается по выраженности жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной массы (КМ).

Слайд 70Семиотика ФР

Семиотика ФР

Слайд 71Часто встречающиеся отклонения в физическом развитии

Отставание и опережение в физическом

развитии

Часто встречающиеся отклонения в физическом развитииОтставание и опережение в физическом развитии

Слайд 72Основные формы нарушения роста
Генетическая патология у 80-85% детей

нарушения роста

Хронические заболевания у 70% детей
нарушения роста

Высокорослость (гигантизм)
>97% перцентиля
Основные формы нарушения ростаГенетическая патология у 80-85% детей

Слайд 73Конституциональный (семейный) высокий рост
От высокорослых родителей >180 см

При рождении >75%

перцентиля

У этих детей пропорциональное телосложение

Конституциональный (семейный) высокий ростОт высокорослых родителей >180 смПри рождении >75% перцентиляУ этих детей пропорциональное телосложение

Слайд 74Гипофизарный гигантизм (аденома гипофиза)
Встречается в любом возрасте,
чаще в школьном

Характеризуются


нескладностью телосложения
↑ утомляемостью,
↓ сопротивляемостью к болезням

На R-гр. черепа:
↑ размеры

турецкого седла,
деструкция его стенок

Дети 11 лет:
здоровый и гигант

Гипофизарный гигантизм  (аденома гипофиза)Встречается в любом возрасте, чаще в школьномХарактеризуются нескладностью телосложения↑ утомляемостью,↓ сопротивляемостью к болезнямНа

Слайд 75Гипофизарный нанизм (недостаток гормона роста)
Дети 12 лет: здоровый и больной

Гипофизарный нанизм (недостаток гормона роста)Дети 12 лет: здоровый и больной

Слайд 76Низкий уровень ФР
служит основанием
для детального мед. обследования ребенка

Исключение

патологии
эндокринного аппарата,
сердца и сосудов,
почек и
печени.

Низкий уровень ФРслужит основанием для детального мед. обследования ребенка Исключение патологии эндокринного аппарата, сердца и сосудов, почек

Слайд 77Под дисгармоничностью ФР

понимают несоответствие М тела его Р,
а также

обхватных размеров продольным,

проявление женских черт строения тела (большой объем бедер

и таза при узкой гр. клетке) у мальчиков и

мужских (узкий таз в сочетании с широкими плечами, избыточная маскулинизация) – у девочек.

Под дисгармоничностью ФРпонимают несоответствие М тела его Р, а также обхватных размеров продольным,проявление женских черт строения тела

Слайд 78Дисгармоничность ФР
может возникнуть в результате ранней спортивной специализации

Н-р, у

девочек, занимающихся спортивной гимнастикой с 5-7-летнего возраста.

К развитию дисгармоничности

могут вести травмы, полученные в детском возрасте, особенно если поврежден позвоночник.

Это м.оказывать «-» влияние на процессы роста и развития и сказываться в дальнейшем в течение всей жизни,
даже если причины, их вызвавшие, уже давно устранены.
Дисгармоничность ФРможет возникнуть в результате ранней спортивной специализации Н-р, у девочек, занимающихся спортивной гимнастикой с 5-7-летнего возраста.

Слайд 79Изменения массы тела детей
Хронические расстройства питания носят название «дистрофия»
М.б. 2-х

видов:
Избыточное питание- «паратрофия»,
«ожирение»
Недостаточное питание

«гипотрофия»
Изменения массы тела детейХронические расстройства питания носят название «дистрофия»М.б. 2-х видов:Избыточное питание- 								  «паратрофия»,						  «ожирение»Недостаточное

Слайд 80Гипотрофия
Хр.расстройство питания
с дефицитом массы тела

у детей 1,5-2 лет

жизни

Степени тяжести
I ст. – дефицит м.т. = 11-20

% ;
II ст. – дефицит м.т. = 21-30 % ;
III ст. – дефицит м.т. = 31 % и >

ГипотрофияХр.расстройство питания  с дефицитом массы телау детей 1,5-2 лет жизни Степени тяжести I ст. – дефицит

Слайд 81Гипостатура
– это отставание роста и массы тела у детей первого

года жизни

....................................????

Гипостатура– это отставание роста и массы тела у детей первого года жизни....................................????

Слайд 82Паратрофия
Хроническое расстройство питания детей 1-го года жизни, которое характеризуется увеличением

массы тела по сравнению с нормативными данными на 10% и

больше.

В зависимости от величины превышения массы тела :
I степени– 11-20 % ;
II степени – 21-30 % ;
III степени – 31 % и больше.

По центильным таблицам этот показатель выходит за пределы VI коридора.
ПаратрофияХроническое расстройство питания детей 1-го года жизни, которое характеризуется увеличением массы тела по сравнению с нормативными данными

Слайд 83Ожирение
Это избыток (Преобладание) массы тела у ребёнка после 1 года


Степени ожирения
(в зависимости превышения М тела:
I степени

– 10 - 29 % ;
II степени – 30 - 49 % ;
III степени – 50 - 99 % ;
IV степени – 100 % и больше
ОжирениеЭто избыток (Преобладание) массы тела у ребёнка после 1 года Степени ожирения   (в зависимости превышения

Слайд 84Нанизм
Это нарушение ФР , выражающееся отставанием в росте

Этиология
генетические нарушения

роста при эндокринных и неэндокринных заболеваниях.
Патогенез
нарушения функции гипофиза,

щитовидной железы, обмена веществ.
НанизмЭто нарушение ФР , выражающееся отставанием в ростеЭтиология генетические нарушения роста при эндокринных и неэндокринных заболеваниях. Патогенез

Слайд 85Признаки нанизма:

задержка роста
кожа сухая, морщинистая, бледная ;
детские, мелкие черты

лица;
недостаточное развитие мышц;
избыточное отложение жира на груди – «ложные» молочные

железы;
низкое артериальное давление;
бесплодие.

Прогноз для жизни благоприятный.
Признаки нанизма:задержка роста кожа сухая, морщинистая, бледная ;детские, мелкие черты лица;недостаточное развитие мышц;избыточное отложение жира на груди

Слайд 86Гигантизм
увеличению роста, в основе которого лежит гиперпродукция соматотропного гормона

возникает при

заболеваниях гипофиза.

Развивается гигантизм на протяжении нескольких лет.
Увеличение роста проявляется

в препубертатном и пубертатном периодах. коридоров, а другие параметры – на уровне «средних величин».
Гигантизмувеличению роста, в основе которого лежит гиперпродукция соматотропного гормонавозникает при заболеваниях гипофиза.Развивается гигантизм на протяжении нескольких лет.

Слайд 87Акселерация
«Акселерация развития» - это

ускорение ростовых процессов,
более раннее созревание организма,
достижение

к периоду зрелости больших размеров тела

Акселерация«Акселерация развития» - это ускорение ростовых процессов,более раннее созревание организма,достижение к периоду зрелости больших размеров тела

Слайд 88Акселерация (ретардация)
Ускорение(замедление) процессов роста и развития, обнаруживаемое при сравнении людей

более поздних и ранних поколений

Акселерация (ретардация)Ускорение(замедление) процессов роста и развития, обнаруживаемое при сравнении людей более поздних и ранних поколений

Слайд 89Акселерация проявлялась !
Увеличением длины и массы тела новорожденных
Р-

на 1-2 см
М – на 150-500 г

(за 30-40 лет)
2. Большим ростом годовалых детей – на 4-5см,
М – на 1-2кг больше, чем 50 лет назад.
3. Более раннем прорезыванием зубов, сменой молочных зубов на постоянные
4. Более ранним появлением ядер окостенения
5. Ранним половым развитием
Акселерация проявлялась !Увеличением длины и массы тела новорожденных  Р- на 1-2 см   М –

Слайд 90Последствия акселерации
Ранняя половая зрелость (привела к ранним половым контактам и

сформировало большие социо-культурные, медицинские и педагогические проблемы)
Сокращение периода детства
Ув. детородного

возраста у женщин
«омоложение» спортивных достижений
«омолаживание» заболеваний –гипертонич.болезни, сах. диабета,инфаркта….


Последствия акселерацииРанняя половая зрелость (привела к ранним половым контактам и сформировало большие социо-культурные, медицинские и педагогические проблемы)Сокращение

Слайд 91Делерация
С конца 80-х годов появились сообщения о стабилизации процессов

акселерации и замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и

подростков и даже о его делерации.

Делерация С конца 80-х годов появились сообщения о стабилизации процессов акселерации и замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического

Слайд 92Делерация сопровождается
Уменьшением антропометрических показателей
Количество низкорослых детей достигло 8%
Стабилизацией ростовых

процессов
Приросты показателей Р и М тела - несущественны
снижением функциональных

возможностей
снижением мышечной силы
за последние 20 лет у школьников сила сжатия кисти уменьшилась на 18%
жизненная емкость легких - на 15%
Замедлением омоложения возраста наступления mensis
Делерация сопровождается Уменьшением антропометрических показателейКоличество низкорослых детей достигло 8%Стабилизацией ростовых процессовПриросты показателей Р и М тела -

Слайд 93Биологический возраст
оценивается:
зубная зрелость ( по числу прорезавшихся постоянных зубов),
скелетная зрелость

( по степени окостенения костей запястья и кисти на R-гр.

правой конечности),
половая зрелость ( учет половой формулы).
Биологический возрастоценивается:зубная зрелость ( по числу прорезавшихся постоянных зубов),скелетная зрелость ( по степени окостенения костей запястья и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика