Слайд 1Как измерить то, что неизмеримо?
Методы изучения опыта и картины мира
личности
Авторы и ведущие проекта:
независимые исследователи
Мария Залесская, Юлия Козлова
Слайд 2Что хотелось бы получить от нашего проекта?
Слайд 3Феноменологический подход
Что это?
Слайд 4 Феноменологический подход к изучению личности
Слайд 5Невозможность строго измерить психологические феномены не может быть препятствием на
пути их изучения.
Н.В. Гришина
Слайд 6ИДЕЯ: ПРОВЕРИТЬ, ПРЕДСТАВЛЕН ЛИ НАУЧНЫЙ КОНСТРУКТ «ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ
МИРЕ» В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ.
ИНЫМИ СЛОВАМИ – ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ТРАНЗИТИВНОСТИ
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ (ПЕРВЫЙ И САМЫЙ ДОСТУПНЫЙ УРОВЕНЬ, С КОТОРОГО МОЖНО НАЧАТЬ ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА)
ЗАДАЧА: ФОРМАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ
МЕТОД: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
- РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;
АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;
ОПИСАНИЕ ПРОТОТИПА (абстрактная комбинация значимых свойств объекта или явления, а также характерная образная форма, которая воспринимается непосредственно)
ЗАДАЧИ = ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 7Основная цель исследования - изучение связи опыта личностных изменений с предполагаемыми
изменениями в будущем. Для реализации цели исследования было опрошено 150
респондентов в возрасте от 30 до 50-ти лет. Измерялись: эмпирические референты жизненного опыта и предполагаемые человеком изменения (возможные Я). Метод: интервью, пятифакторный опросник личности (в адаптации А.Б. Хромова), методика диагностики Возможных Я (К. Хукер).Обработка и анализ данных: сравнение среднего арифметического, непараметрический U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок, корреляционный и множественный регрессионный анализы.
Results: expected changes in the future - a number of Possible selves and a significance of characteristics of positive Possible selves - are associated with personality assessments of his/her I-changes in the past (in characteristics of self-control and emotional stability). Empirical indicators of proposed changes in the future (as readiness for self-change) depend (1) on the subjective severity of changes in self-control and (2) on the level of changes in his/her individual characteristic - accuracy, and also depend (3) on the severity of changes in emotional stability and on the degree of changes in his/her individual characteristic - a self-criticism. The main hypothesis — an existence of a reflected experience of personal changes is associated with expected changes in the future — has been confirmed.
Слайд 8Основная цель
Изучить связь опыта личностных изменений с предполагаемыми изменениями
в будущем
Слайд 9Основные трудности
феноменологического исследования личности
Слайд 11Проблема сбора феноменологических данных
Слайд 12
В МОЕМ СЛУЧАЕ – ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД
ЭТАПЫ СБОРА ДАННЫХ ПО ИЗМЕНЯЮЩЕМУСЯ
МИРУ:
КОСВЕННЫЕ ВОПРОСЫ В ПИЛОТАЖНОМ ИССЛЕДОВАНИИ. РЕЗУЛЬТАТ: ВЫЯВЛЕНО, ЧТО В ОБЫДЕННОМ
СОЗНАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНА ТРАНЗИТИВНОСТЬ В ЖЕСТКОМ ВАРИАНТЕ (РЕЗКИЙ ПЕРЕХОД, ПОСЛЕ КОТОРОГО СНОВА НАСТУПИТ СТАБИЛЬНОСТЬ). СОВРЕМЕННЫЙ МИР – ТЕКУЧАЯ ТРАНЗИТИВНОСТЬ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС: ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЛИ ОНА НА УРОВНЕ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ?
АНАЛИЗ ДИСКУРСИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ВАЖНО НЕ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ТОЛЬКО НАУЧНЫМ И ТОЛЬКО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ДИСКУРСАМИ. В НАШЕМ СЛУЧАЕ – НАУЧНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ. СОЦИОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, ФИЛОСОФИЯ, ПЕДАГОГИКА, ДАЖЕ ФУТУРОЛОГИЯ. В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ВАЖНА МЕЖДИСЦИПЛИНАРОНОСТЬ.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ: ВЫЯВЛЕНИЕ МАРКЕРОВ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА
ТЕСТИРУЕМ МАРКЕРЫ: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС, ФОКУС-ГРУППА, ПИЛОТАЖ-2, СОПОСТАВЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ (В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗ 54 ОСТАЛОСЬ 17 МАРКЕРОВ), ФОРУЛИРУЕМ ВОПРОСЫ, ПОДБИРАЕМ ИЗМЕРИТЕЛЬНУЮ ШКАЛУ.
Слайд 14Анкета, которую получал респондент
Слайд 15Проблема адаптации пятифакторного опросника личности (Big Five) под конкретные задачи
феноменологического исследования
Слайд 16
КОНТЕКСТ: ОПИСАНИЕ ПРОТОТИПА ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ ВАЛИДНЫМИ МЕТОДАМИ
ВЫЯВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
1
ЭТАП: РЕФЛЕКСИВНЫЙ МАТЕРИАЛ РЕСПОНДЕНТОВ (КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ЧЕЛОВЕКА,
КОТОРЫЙ ЛЮБИТ
ИЗМЕНЕНИЯ), ЗАТЕМ – ПОЛУСТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ (ЧТО ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ,
КОГДА ВЫ ОПИСЫВАЕТЕ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА – ВОЗРАСТ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИЯ, ХАРАКТЕР И Т.Д.)
НА ЭТОМ ЭТАПЕ ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ФАКТОР, ОТЛИЧАЮЩИЙ «ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА»
ОТ ОСТАЛЬНЫХ - ЭТО ХАРАКТЕР
2 ЭТАП. КАК ИЗМЕРИТЬ ХАРАКТЕР ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ, КОТОРАЯ СУЩЕСТВУЕТ
ТОЛЬКО НА УРОВНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ВАЛИДНЫМИ МЕТОДАМИ?
Слайд 17ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
- ПОЗВОЛЯЮТ ВЫЯВИТЬ НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (ЧАСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФЕНОМЕНЫ
НЕ ДО КОНЦА ОСОЗНАЮТСЯ);
ПОЗВОЛЯЮТ ИЗБЕЖАТЬ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫХ ОТВЕТОВ (ОСОБЕННО ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ТАКИХ ФЕНОМЕНОВ,
КАК, НАПРИМЕР, СЕКСУАЛЬНОСТЬ):
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОЕКТИВНЫМ СПОСОБОМ ХОРОШО ИЗВЕСТНЫЕ МЕТОДИКИ. В НАШЕМ СЛУЧАЕ –
ПЯТИФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК.
КАК ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ИНСТРУКЦИЮ?
В НАШЕМ СЛУЧАЕ: «ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЛЮБИТ ИЗМЕНЕНИЯ И ЧАСТО
МЕНЯЕТ ЧТО-ТО В СВОЕЙ ЖИЗНИ. КАК ОН ОТВЕТИЛ БЫ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ
ПРЕДЛОЖЕНЫ ВАМ В НАЧАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ?»
Слайд 21Проблема выборки феноменологического исследования: критерии, условия формирования, влияние дополнительных характеристик
Слайд 25Проблема обработки и анализа результатов феноменологического исследования
Слайд 26Пришло мне на почту после выгрузки данных
Слайд 28Практическое задание:
Разработать дизайн феноменологического исследования личности
Слайд 29Темы на выбор:
Жизненный сценарий личности
Представления, опыт представлений
Феномен субъективного восприятия
времени
Субъективное переживание одиночества
Слайд 32Спасибо за внимание!
Контакты:
maryzapsychologist@gmail.com
Julia.kozlova.it@gmail.com