Слайд 1Как легко и эффективно
Составить бизнес- план
Слайд 2Определяет курс движения вашей компании
Компания
Бизнес - план
Слайд 33 Главных Вопроса
ЧТО?
КТО?
КАК?
Слайд 4АЗБУКА Предпринимательства
Хозяйственное законодательство,
Основы организации бизнеса,
Особенности различных сфер деловой
активности (частнопредпринимательской, акционерной, государственной и т. п.),
Механизм экономической инфраструктуры
(банки, биржи, страховые компании),
Специфика внешнеэкономической деятельности.
Слайд 5Заповедь: Будьте честным перед самим собой, никогда не приукрашайте себя
в своих собственных глазах
«Надо бежать со всех ног, чтобы оставаться
на месте»
Слайд 6План формирования успешной бизнес идеи
Определите сферу деятельности компании
Выберите способ организации
своего бизнеса
Создайте Видение своей будущей компании
Определите, что потребуется от Вас
лично, чтобы бизнес был успешным
Слайд 7Определите сферу деятельности Вашей компании
Производство (Сырьё, сборка, сбыт…)
Услуги (Обслуживание, ремонт,
информация …)
Торговля (Покупка/продажа)
Транспортировка (Откуда, куда, как быстро?)
Информация (Где, когда, сколько?)
Слайд 8ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НУЖНО?
Зависть и желание иметь то, что есть
у кого то другого
Желание быстро заработать и получить достаточно много
денег, чтобы решить свои проблемы
Желание реализовать те таланты, которыми вы обладаете
Слайд 9Выберите способ организации своего бизнеса
Придумать что-то новое
Купить готовый бизнес
Купить франшизу
Скопировать
чужую идею
Украсть чужую идею
Слайд 10Создайте Видение своей будущей компании
Занимается ли моя компания производством товаров
и/или услуг, или только их продажей?
Какие именно товары и/или
услуги мы предлагаем?
Сколько человек работает в нашей компании? Что это за люди, чего они хотят и чего могут?
Как осуществляется управление компанией?
Каков оборот компании?
Откуда и каким образом поступают деньги?
Как они распределяются (какая часть на что тратится)?
Кто является нашими клиентами?
Где они находятся и каким образом мы осуществляем взаимодействие с ними?
Кто является нашими конкурентами?
Что мы предлагаем такое, что является важным для наших клиентов и отличает нас от конкурентов?
Кто является нашими поставщиками? Сколько их?
Слайд 11Личные рекомендации начинающему предпринимателю
Научитесь слушать
Умейте убедительно воздействовать не собеседника посредством
речи
В любой ситуации общения научитесь выделять главное
Слайд 12Как надо слушать
проанализируйте свои привычки слушателя, выявите сильные и слабые
стороны, допускаемые ошибки;
умейте показать собеседнику, что Вы действительно слушаете и
понимаете его;
будьте внимательны, поддерживайте визуальный контакт с собеседником;
умейте сосредоточиться на том, что говорит собеседник, старайтесь понять не только смысл его слов, но и чувства;
будьте наблюдательны, следит за неречевыми сигналами;
придерживайтесь одобрительной реакции в отношении собеседника.
Слайд 13Как надо говорить
отдавайте предпочтение коротким предложениям; знайте: новая мысль
требует нового предложения;
предпочитайте простые слова, не подражайте чужому стилю;
не начинайте
с "сотворения мира" будьте осторожны при отклонениях от главной темы и изложении деталей;
используйте больше глаголов и меньше прилагательных;
произносите речь в размеренном темпе, достаточно громко, но не переходя на крик;
не забывайте о паузах, четко отделяя ими предложения и абзацы; не стойте неподвижно, помогайте себе жестами, используйте мимику, модулирование голоса.
Слайд 14Как выделить главное
Метод расчленения, при помощи которого монолитная целостность ситуации
дробится на составляющие; разбив ситуацию, на нее легче взглянуть по-новому;
Метод
аналогий (аналогия—это сходство, подобие различных ситуаций); аналогия должна быть знакомой и понятной, не стоит ее усложнять и запутывать;
Метод вращения внимания (метод инверсии), когда на одну и ту же ситуацию смотрят с точки зрения разных ее участников, с самыми противоречивыми интересами.
Слайд 15Основные разделы бизнес-плана
Краткое резюме: предельно сжатое изложение сути проекта и
значения его для важнейших показателей
Основная идея проекта: краткое описание бизнес-идеи
и обоснование возможности создания нового предприятия
План маркетинга: характеристика предлагаемых товаров(услуг) спроса на них, конкурентов, прогноз продаж и план маркетинга
План производства: обоснование всех видов затрат, связанных с созданием бизнеса
Юридический и организационный план: выбор организационно – правовой формы и системы предприятия
Финансовый план: составление финансового бюджета создаваемого предприятия
Анализ рисков: описание возможных рисков, с которыми может толкнуться будущий бизнес, и мер по ослаблению их влияния
Слайд 16Краткое резюме
(пишется в последнюю очередь)
Производством и реализацией какого товара (оказанием
каких услуг) будет заниматься Ваше предприятие?
Кто будет Вашим покупателем?
Каким будет
объем продаж (выручка от реализации) за первый год?
Какова сумма всех затрат на реализацию проекта?
Сколько будет привлечено наёмных работников?
Какой потребуется объем финансирования для реализации проекта?
Каковы источники финансирования
Основные показатели проекта: общая прибыль (доход) за период, величина денежных средств в конце первого года работы, рентабельность
Объем: 1 страница
Слайд 17Основная идея проекта
В чем состоит основная цель проекта?
Какие конкретные задачи
надо решить для достижения этой цели?
Какие проблемы будут препятствовать успешному
решению задач на Вашем предприятии? Как эти проблемы можно преодолеть?
Какие конкретные действия и в какие сроки Вы намерены предпринять для достижения цели проекта?
Какими аргументами Вы можете подтвердить Вашу уверенность в успехе проекта
Объем: 1 страница
Слайд 18План Маркетинга
Виды товаров и услуг
Рынок сбыта
Конкуренция
Прогноз продаж
План маркетинговых мероприятий
Слайд 19Виды товаров и услуг (преимущества Вашей продукции)
Какой именно товар или
услугу Вы предложите покупателям?
Какие потребности будет удовлетворять данный товар или
данная услуга?
Насколько тщательно разработана Ваша продукция? Есть ли у Вас патент на эту продукцию? Имеете ли Вы уже опыт производства и реализации этой продукции?
В каких сферах ее можно использовать?
В чем состоит преимуществ Вашего Товара (услуги) с точки зрения потенциального покупателя?
Почему покупатели отдадут предпочтения именно Вашему товару (услуге), и как Вы будете пытаться их преодолевать?
Какие характеристики может иметь Ваш товар (услуга), и как Вы будете пытаться их преодолевать?
Какие характеристики делают Ваш продукт уникальным?
Как Ваши товары или услуги будут доходить до потребителя?
Слайд 20Рынок сбыта
(докажите, что вы сможете продать свой товар или
услугу)
Общее описание рынка
Расчетный размер и состав рынка, в том числе
распределение по географическим районами и описание основных типов клиентов
Положение на рынке в настоящий момент и его предполагаемое развитие: будет расти, останется неизменным или какие-то иные варианты развития событий
Механизмы действия рынка и основные типы конкуренции: цена, качество, обслуживание, репутация
Слайд 21Рынок сбыта
(докажите, что вы сможете продать свой товар или
услугу)
Описание вашего сегмента рынка
Где (в каком районе?) живут Ваши будущие
покупатели?
Кто будущий покупатель Ваших товаров? (возраст, пол, социальное положение, род занятий, уровень доходов и т.д.)
Какими соображениями Вы руководствовались при выборе той или иной группы покупателей (рыночного сегмента), которых заинтересует Ваш товар?
По какой цене сейчас покупают аналогичный товар?
Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
Слайд 22Конкуренция
(опишите потенциальных конкурентов и покажите их сильные и слабые
стороны)
Какие из фирм – конкурентов работают в Ваших рыночных сегментах?
Кто
из них производит аналогичные Вашим товары и услуги?
Что представляет из себя их продукция – ее отличительные особенности, дизайн и т.д.?
Каков уровень цен на товары (услуги) Ваших конкурентов?
Каким образом конкуренты находят своих покупателей – реклама, каналы сбыта, другие формы продвижения
Какая из фирм – конкурентов расположена по соседству?
Как развивается бизнес у Ваших конкурентов? В чем причины производящих изменений, наращивания или снижения объемов, расширения или сужения ассортимента, роста или сокращения персонала?
Какие Ваши товары (услуги) будут иметь конкурентные преимущества перед другими производителями аналогичных товаров (услуг)?
Слайд 23Конкуренты
(сравнительная таблица)
Слайд 24Прогноз продаж
(3 прогноза объемов продаж Вашей продукции или услуг на
первый год работы)
Слайд 25План Маркетинга
(описание программы Ваших действий по доведению товаров (услуг) до
покупателей)
Как покупатели узнают о Вашей продукции?
Сколько денег Вы предполагаете выделить
на рекламу?
Как вы будете продавать свой товар?
Слайд 26План Маркетинга
Установление уровня цен
Цены конкурентов на аналогичный товар или товары
заменители
Цены, определяемые спросом на данный товар
Себестоимость продукции и целевая прибыль
Уникальные
качества товара
Метод ценообразования ≪себестоимость + целевая прибыль≫ основывается на определении всех издержек бизнеса и, соответственно, самого минимального
уровня цен для их покрытия, с учетом той нормы прибыли, которую предприниматель хочет получить на вложенные деньги.
Слайд 27План Маркетинга
План сбыта
Как Вы намерены продавать товары и услуги?
Самостоятельно или
через посредников
Оптом или в розницу
По предварительным заказам по телефону или
иным способом
Слайд 28План Маркетинга
План рекламных мероприятий
Будете ли вы рекламировать свой товар или
услугу?
Какую информацию надо сообщать о Ваших товарах и услугах?
Где вы
собираетесь размещать Вашу рекламу?
Сколько денег Вы собираетесь тратить на рекламу?
Слайд 30План Маркетинга
План рекламных мероприятий
Слайд 31План производства
(как обосновать требуемые ресурсы)
Описание производственных мощностей
Капитальные затраты
Амортизация основных
производственных фондов
Затраты на сырьё и материалы
Персонал и расходы на оплату
труда
Текущие затраты
Сводный календарный план реализации проекта
Слайд 32Описание производственных мощностей
(докажите, что Ваше предприятие будет в состоянии
производить необходимые товары (оказывать услуги) в нужные сроки и с
требуемым качеством
Насколько правильно выбрано месторасположение предприятия, исходя из близости к клиентам, поставщикам сырья, доступности рабочей силы, транспорта?
Какие потребуются производственные мощности: помещение, оборудование, сырьё? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними
Предполагается ли производственная кооперация, с кем, в какой области?
Каким будет режим работы Вашего предприятия?
Слайд 33Описание производственных мощностей
Слайд 34Капитальные затраты (обоснуйте все виды капитальных затрат)
Слайд 35Амортизация основных производственных фондов
Слайд 36Затраты на сырьё и материалы
(обоснуйте материальные затраты на выпускаемые
товары (услуги)
Укрупнённый перечень необходимых видов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, основных
и вспомогательных материалов, запасных частей и нормативы их расхода в расчете на единицу готового товара
Охарактеризовать альтернативные варианты выбора возможных поставщиков и выбрать оптимальный вариант, для которого привести данные по условиям поставок (цена, комплект поставки, график и финансовые условия поставок, меры по хранению и складированию)
Слайд 37Персонал и расходы на оплату труда
Какова потребность в сотрудниках в
настоящее время?
В каком профессиональном практическом опыте будет нуждаться Ваше предприятие?
Где
можно найти таких людей?
Каким будет режим работы Вашего предприятия и Ваших сотрудников?
Какую систему оплаты труда работников Вы предполагаете установить: повременную, сдельную, твердый оклад, их сочетание?
Будете ли Вы использовать систему премий и льгот?
Слайд 39Сводный календарный план реализации проекта
Слайд 40Юридический и организационный план
Выбор организационно правовой формы предприятия
Организационный план
Слайд 41Выбор организационно – правовой формы предприятия
Какой юридический статус наиболее подходит
для Вашего вида деятельности?
Рассматривается ли возможность изменения формы предприятия в
будущем?
Какие разрешения необходимо получить для осуществления Вашей деятельности: лицензию, разрешение на торговлю, сертификаты соответствия, гигиеническое заключение, согласования инспекций – опишите порядок их получения и обоснуйте ориентировочный размер затрат?
Какие начальные затраты потребуются для регистрации предприятия?
Каким образом будут оформлять сделки с поставщиками и потребителями, а также трудовые отношения (если будет привлекаться наёмный персонал)?
Слайд 42Организационный план
Сведения о руководящем составе предприятия, распределение обязанностей, ответственности
Опыт работы
в данной области бизнеса
Источники профессиональной поддержки
Слайд 43Финансовый план проекта
Также как и маркетинговый, производственный и организационный планы
финансовый план является важной составной частью бизнес-плана, но для потенциального
инвестора он представляет особый интерес, поскольку обосновывает потребность компании в финансовых средствах и позволяет судить о том, насколько предлагаемый проект будет инвестору выгоден.
В данном разделе определяются общая потребность в финансировании и предполагаемые источники финансирования, рассчитывается срок окупаемости проекта и строится график достижения точки безубыточности, определяется потребность в оборотном капитале, оптимальный размер запасов ресурсов.
Слайд 44Определение источников финансирования
Слайд 45Смета затрат до получения первых поступлений от реализации продукции
Слайд 46Смета затрат до получения первых поступлений от реализации продукции
Слайд 47Рабочий график первого этапа реализации проекта
Цель составления рабочего графика –
согласование сроков, размера финансирования и затрат на этапе создания бизнеса
Слайд 48Рабочий график первого этапа реализации проекта
Слайд 50Оценка финансовой состоятельности инвестиционного проекта основывается на трех формах финансовой
отчетности, называемых в литературе “базовыми формами финансовой оценки”:
(1) отчет
о прибыли и убытках (Income Statement);
(2) отчет о движении денежных средств (Cash Flow);
(3) балансовый отчет (Balance Sheet).
Слайд 51Базовые формы оценки инвестиционного проекта
Слайд 52План финансовых результатов (отчет о прибылях и убытках)
Слайд 53План движения денежных средств
Здесь определяем только реальные поступления и расходы
(их еще называют притоками и оттоками денежных средств), которые планируются
на каждый конкретный период времени.
Необходимость подготовки данного отчета обусловлена тем, что понятия “доходы” и “расходы”, используемые в отчете о прибыли, не отражают напрямую действительного движения денежных средств: например, поступления за реализованную продукцию не всегда относятся к тому же временному интервалу, в котором последняя была отгружена потребителю.
Слайд 55Точка безубыточности
Нахождение точки безубыточности представлено на графике взаимосвязи затраты/объём/прибыль, показывающем
объём суммарных постоянных затрат, суммарных переменных затрат, общих затрат (сумма
общих постоянных и общих переменных) и совокупный доход предприятия при заданной цене продаж.
Слайд 56Точка безубыточности
Для руководства точка безубыточности — важный ориентир в анализе,
так как показывает уровень продаж, ниже которого предприятие будет нести
убытки. Её можно рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции или услуг.
Математически оценить точку безубыточности можно по следующей формуле:
Для объективной оценки финансового состояния бизнеса следует включать в постоянные затраты не только производственные, но и лизинговые платежи, содержание офиса, бухгалтерии и пр. В переменные — мотивацию менеджеров по продажам, которая обычно составляет процент от продаж. Комиссионные, выплаченные за отчётный период коммерческим агентам, должны быть вычтены из объёма продаж — эти денежные средства предприятию не принадлежат и в формировании маржинальной прибыли не участвуют.
Учитывая условность уровня релевантности и неизменности постоянных расходов, расчёт точки безубыточности следует производить по окончании каждого отчётного периода (например, раз в месяц).
Слайд 57Расчет показателей проекта
Чистый дисконтированный доход (ЧДД, NPV, Net Present Value) —
сумма ожидаемого потока платежей, приведенная к стоимости на настоящий момент
времени.
Приведение к текущей стоимости приводится по заданной ставке дисконтирования.
Необходимость расчета чистого дисконтированного дохода отражает тот факт, что сумма денег, которая есть у нас в настоящий момент, имеет большую реальную стоимость, чем равная ей сумма, которую мы получим в будущем. Это вызвано несколькими причинами, например:
- Имеющаяся сумма может быть вложена в доходные операции и принести прибыль.
- Инфляция, уменьшение реальной покупательной способности денег.
- Существует риск неполучения ожидаемой суммы.
Слайд 58Формула расчета чистого дисконтированного дохода
Платежи денежного потока обычно суммируются
внутри определенных периодов времени, например, помесячно, поквартально, годично. Тогда, для
денежного потока, состоящего из N шагов, можно записать:
CF = CF1 + CF2 + … + CFN,
Таким образом, общий денежный поток равен сумме потоков на всех шагах.
CF1 CF2 CFN
NPV = -CF0 + -----+------+...+------ (1+D) (1+D)2 (1+D)N
Где CF0 — инвестиции сделанные на начальном этапе.
D — ставка дисконтирования, которая отражает скорость изменения стоимости денег со временем.
Слайд 59Внутренняя норма доходности, IRR
Внутренняя норма доходности (ВНД, IRR от
англ. internal rate of return) — это ставка дисконтирования, при которой
чистый дисконтированный доход (NPV) равен 0. NPV рассчитывается на основании потока платежей, приведенного (дисконтированного) к сегодняшнему дню.
Экономический смысл внутренней нормы доходности состоит в следующем:
Характеризует доходность инвестиционного проекта, чем выше IRR, тем выше доходность проекта.
Это максимальная цена, по которой имеет смысл привлекать ресурсы, чтобы инвестиционный проект остался безубыточным. Например, если инвестиционный проект использует кредит, то при плате за кредит более чем IRR % годовых, проект будет убыточным.
Слайд 60Расчет внутренней нормы доходности
IRR = r, при которой NPV = f(r) =
0, находим из формулы:
Где:
CF – денежный поток;
I - сумма
инвестиционных вложений в проект в t-ом периоде;
n - количество периодов.
Этот показатель показывает норму доходности или возможные затраты при вложении денежных средств в проект (в процентах).
Слайд 61Пример определения NPV в Excel
В MS Excel 2010 для
расчета NPV используется функция =ЧПС().
Найдем чистый дисконтированный доход (NPV) проекта,
требующего вложений инвестиций на 90 тыс. руб., и денежный поток которого распределен по времени рис 1. , и ставка дисконта равна 10%.
Слайд 62Пример определения NPV в Excel
Рассчитаем показатель NPV по формуле excel:
=ЧПС(D3;C3;C4:C11)
Где
D3 – ставка дисконта
C3 – вложения в 0 периоде (наши
инвестиционные затраты в проект)
C4:C11 – денежный поток проекта за 8 периодов
Слайд 63Для определения IRR в Excel
Для определения IRR в Excel
используется встроенная функция
=ЧИСТВНДОХ().
Но так как у нас в примере данные
поступали в равные интервалы времени можно использовать функцию =ВСД(C3:C11)
Доходность вложения в проект равна 38%.
Слайд 64В завершение картинка финансового анализа проекта целиком.
Слайд 65Период окупаемости
Период окупаемости определяется как ожидаемое число лет, необходимое
для полного возмещения инвестиционных затрат.
Т (ок) = число лет, предшествующих
году окупаемости + Невозмещенная стоимость на начало года окупаемости / Приток наличности в течение года окупаемости
Схема расчета срока окупаемости.
1. Рассчитать дисконтированный денежный поток доходов по проекту, исходя из ставки дисконта и периода возникновения доходов.
2. Рассчитать накопленный дисконтированный денежный поток как алгебраическую сумму затрат и потока доходов по проекту.
3. Накопленный дисконтированный денежный поток рассчитывается до получения первой положительной величины.
4. Определить срок окупаемости по формуле.
Слайд 66Оценка рисков
В рыночных условиях раздел, посвященный потенциальным рискам, особенно важен,
и от глубины его проработки в значительной степени зависит доверие
потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу. Следует отметить, что важна не столько точность расчетов, сколько необходимость заранее предусмотреть все возможные рисковые ситуации.
Необходимо разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать. Чем глубже вы проработаете эту проблему, тем выше будет к вам доверие потенциальных партнеров и инвесторов
Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков: производственные, коммерческие, финансовые и связанные с форс-мажорными обстоятельствами.
Слайд 67Производственные риски
Производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе
или в процессе поставок сырья, материалов, комплектующих изделий. Как правило,
мерами по снижению производственных рисков являются действенный контроль за ходом производственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем диверсификации и дублирования поставщиков, применения импортозамещающих комплектующих и прочие меры.
Слайд 68Коммерческие риски
Коммерческие риски связать с реализацией продукции на товарном рынке
(уменьшение размеров и емкости рынков, снижение платежеспособного спроса, появление новых
конкурентов и т. п.).
Мерами снижения коммерческих рисков могут быть:
• систематическое изучение конъюнктуры рынка;
• создание дилерской сети;
• соответствующая ценовая политика;
• образование сети сервисного обслуживания;
• формирование общественного мнения (паблик рилейшнз) и фирменного стиля;
• реклама и т. д.
Слайд 69Финансовые риски и форс-мажор
вызываются инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных
курсов и пр. Они могут быть снижены благодаря созданию системы
эффективного финансового менеджмента на предприятии, работе с дилерами на условиях предоплаты и т. д.
Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами — это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса страны до забастовок и землетрясений). Мерой по их снижению служит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.
Слайд 70Подумайте о таких проблемах, как:
• риск истратить всю наличность
до получения, заказа на продукт;
• риск снижения цен из-за действий
конкурентов;
• возможные тенденции в развитии отрасли;
• риск превышения запланированных уровней затрат разработки и производства продукта;
• невыход на намеченный объем продаж;
• срыв графика разработки продукта;
• трудности в поставках сырья и комплектующих;
• трудности в получении банковского кредита;
• риск оказаться без наличности после массового поступления заказов.
Слайд 71Схема написания данного раздела следующая
А. Степень риска коммерческой неудачи для
вашей сферы бизнеса. Покажите, относится ваш бизнес к уже хорошо
освоенной области предпринимательства, новой, осваиваемой области или новейшей, неосвоенной области, а также имеет ваше предприятие высокий, средний или низкий уровень риска в вашей области предпринимательства.
Б. Степень обеспеченности получения и продажи продукта. Укажите вероятность технического успеха в получении продукта и долю продаваемого объема продукции в общем ее объеме, предназначенном для продаж.
В. Рентабельность вашего дела с учетом риска. Укажите прогнозируемую чистую прибыль (эти данные имеются в разделе «Финансовый план») и общие издержки, исчислите уровень рентабельности.
Г. Конкретные виды рисков для вашего дела. Перечислите наиболее существенные виды риска, с которыми вы можете встретиться в вашем бизнесе и которые целесообразно страховать (уничтожение, хищение или порча товара при транспортировке; невыполнение субподрядчиками обязательств).
Слайд 72Схема написания данного раздела следующая.
Перечислите наиболее существенные виды риска, не
зависящие от страхования и требующие использования специальных способов уменьшения негативных
последствий (связанные с неверным выбором проекта и колебанием конъюнктуры, изменениями цен и спроса; коммерческий риск; финансовый риск; ошибки менеджеров; социальная нестабильность и др.).
Д. Мероприятия по уменьшению ущерба, связанного с предпринимательским риском. Укажите, к каким страховым организациям и компаниям вы планируете обратиться, какие типы договоров о страховании и на какие суммы вы планируете заключить. Намерены ли вы использовать хеджирование для уменьшения возможного ущерба? Перечислите мероприятия по не страхуемым видам риска.
Для снижения общего влияния рисков на эффективность предприятия необходимо предусмотреть коммерческое страхование по действующим системам (страхование имущества, транспортных перевозок, рисков, заложенных в коммерческих контрактах на заключаемые сделки, перестрахование и пр.).
Вероятность каждого типа рисков и убытки, вызываемые ими, различны, поэтому необходимо их прогнозировать и, по возможности, рассчитать.
Слайд 73Оформление и презентация бизнес-плана
- бизнес-план представляется в виде
сброшюрованного отчета;
соблюдайте последовательность
написания разделов, особое внимание уделите правильному и полному заполнению финансовых
таблиц;
стремитесь избегать описательности и эмоциональных оценок, основывайтесь на цифрах и фактах;
язык должен быть простым и понятным без избытка технических и специальных терминов, кроме финансовой части;
иллюстрируйте бизнес-план схемами, графиками, рисунками;
избегайте многословия