сочинение ГИА!?
Презентация от блога
ogebeat.ru
Слайд 2План урока
Общие положения
Первая часть (тезис)
Вторая часть ( аргументы)
Третья часть
( вывод)
Слайд 3Общие положения
1) Задание С2(сочинение) состоит из 3-х частей и
вы можете получить за него 9 баллов.
Это задание обязательно
для выполнения ,если вы хотите получить 4 или 5 ,так как в случае его невыполнения вы потеряете не только 9 баллов , но и баллы (5 и более) за грамматику , за которую лишь при наличии изложения и сочинения можно получить 10 баллов ( при отсутствии изложения либо сочинения максимум 5 баллов)
2) Три части сочинения:
1. тезис, в котором приведены 2 функции определённого языкового явления ( цитата из задания и согласие, полностью собственное утверждение по поводу цитаты)
2. 2 и более аргумента , доказывающих тезис
3. вывод (лучше выучить вывод-шаблон и использовать его в каждом сочинении)
3)Общее время выполнения задания (60-70 минут),однако обычно используется 30-50 минут для выполнения задания .
5)Сколько необходимо написать слов : минимум - 70 слов ,но обычно пишут 90 - 120 слов
Слайд 4Базовые Термины
Лингвистика(языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки
Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα — «буква») — раздел языкознания,
который изучает грамматический строй языка.
Си́нтаксис — раздел грамматики , изучающий строение словосочетаний и предложений.
Ле́ксика — раздел
науки о языке, изучающий словарный состав языка.
Морфология — раздел грамматики, изучающий части речи.
Пунктуация — совокупность правил расстановки знаков препинания. Бывают знаки завершения(точка, восклицательный ,вопросительный знаки ;разделения(запятые,двоеточие,тире) и выделения(кавычки,запятые,тире).
Слайд 51. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Универсальные лексические категории
Омонимы / синонимы / антонимы / паронимы
Лексика
активного и пассивного запаса
общеупотребительная лексика / диалектизмы / профессионализмы /жаргонизмы
эмоционально окрашенные слова
Архаизмы / историзмы / неологизмы / заимствованные слова / старославянизмы
разговорная лексика / просторечные слова / книжная лексика / термины
Фразеологизмы / крылатые слова / эмоционально-экспрессивная лексика
Тропы
Метафора / метонимия / ирония /гипербола / олицетворение /сравнение /эпитет/синекдоха
Стилистические фигуры
Градация / антитеза
Слайд 7Тезис
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г.
Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика
– как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Вариант 1. Я согласен с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробую доказать это примерами из текста (автора)
Вариант 2(Капканы ЕГЭ и ГИА). Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Попробую доказать свою мысль примерами из текста (автора)
Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:
Лингвист / учёный / языковед / автор высказывания / филолог / Г.Степанов
Утверждал / считал / писал / рассуждал
Высказывание / афоризм / мысль / утверждение / суждение / мнение / слова / изречение
Справедливо / верно / неоспоримо / бесспорно / понятно
Я (полностью) согласен с … / Не могу не согласиться с … / Я вынужден согласиться с …
Я разделяю точку зрения …/ Я поддерживаю мнение / Я думаю, …
Я считаю, …/ По моему мнению, …/ На мой взгляд, …/ Мне кажется, … /Безусловно, …/ Конечно, …
Слайд 8Основная часть ( аргументы)
Основная часть вашего сочинения должна быть по
объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части вы должны:
1.
объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
2.привести 1 пример на определённое явление(функцию) языка . В данном случае 1 пример лексического и грамматического явления
Так, в предложении 3 из ряда синонимов, которыми можно назвать ленивого ученика, автор употребляет просторечное слово «лоботряс» , обозначающее «бездельник, лентяй». Слово это звучит в тексте весьма уместно.
Интересно это предложение и с точки зрения грамматики. В нем используются однородные члены («не лентяй, не лоботряс, не хулиган…»), позволяющие ярче описать речевую ситуацию.
(Капканы ЕГЭ и ГИА)
Слайд 9Вывод
Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов,
утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а
грамматика – как они думают».
Исходя из примеров текста, я убедился в том, что высказывание Г. Степанова соответствует действительности.
Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
Таким образом, я убедился в том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Слайд 10Общие советы
1)Абзацное членение текста – это одно из важных условий
при написании сочинения на лингвистическую тему. Сочинение должно иметь ориентировочно
4 абзаца (минимум - 3):
• 1 абзац - тезис,
• 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,
• 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
• 4 абзац - вывод.
2)Напишите в черновике более 2 примеров, затем выберите те 2 примера, которые ,на ваш взгляд, наиболее правильные и уместные. Желательно не писать в чистовик более 2 примеров ( оценивают только 2)
Старайтесь не писать слишком сложно. Пишите просто и понятно(в научном или публицистическом стиле) , но не на бытовом уровне.
Постарайтесь понять высказывание автора , выделите ключевые слова и определите , о чём необходимо писать :
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
(http://uchimcauchitca.blogspot.ru/)
Написав сочинение в черновик, проверьте его 2 раза(можете использовать словарь).