Слайд 1Как работать с текстом на экзамене.
Задания С1-4.
Слайд 21. С чего начинать работу с текстом?
Прежде, чем отвечать на
вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на
многие вопросы содержатся в самом тексте.
Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
Слайд 32. Нужно определить главную идею текста.
3. Отвечать в том порядке,
в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас
невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.
4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?
Внимательно прочитать задание. Отвечайте точно на поставленный вопрос. Избегайте неполных ответов.
Слайд 45. На что обращать внимание при выполнении заданий?
Важно: внимательно прочитать
задание; понять, что именно требуется для успешного ответа; уяснить, из
каких частей складывается задание; стараться выполнить все задание;
если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы); не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием; старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами; сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Слайд 5Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия
и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и
представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».Например:
Слайд 6Государство в условиях рыночной экономики
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное
пространство страны, гдединаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают
особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию,государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируястабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет неменьшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
(А. Пороховский)
Слайд 7С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы
в тексте?
С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в
прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Слайд 8Ответ:
С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы
в тексте?
Слайд 9С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой
зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые
три из них и проиллюстрируйте примером.
Слайд 10С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии
конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три
подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
Слайд 11С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики
и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два
аргумента и поясните любой из них с помощью примера.