Слайд 1КАК СОЧИНЯТЬ ГАЗЕТНЫЕ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ
М. М. Лукина, С.
Э. Некляев
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ:
ИЗДАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ
На самом деле всё просто:
сочиняем и пишем…
Слайд 2Успеть за 10 секунд
Исследования поведения читателей газет, проводимые медиаисследователями во
многих странах мира, выявили, что в первые 10 секунд читатели
обращают внимание на фотографии (вот почему так важны первополосные кадры!) и читают заголовки материалов. Поэтому газетчики в своей работе много внимания уделяют заголовкам.
Как сделать заголовок привлекательным для читателей?
В учебниках по журналистике вы найдете немало рекомендаций на этот счет, да и в каждой газете существуют свои подходы к заголовкам, их объему и стилистике. Но заголовочные правила, в принципе, едины, и, на самом деле, их можно свести к двум основным.
Слайд 3Правило №1 — дать в заголовке максимум информации
Закон перевернутой пирамиды
действует и на заголовок, когда самая главная информация должна быть
в начале заметки, т.е. в заголовке. Именно в нем заключается наиболее важная содержательная часть заметки. Внимание читателя привлекается тем, что уже из заголовка предельно ясно, что и с кем произошло. Как сочинить такой заголовок? Задайте себе вопрос: что самое главное в моем сообщении? Выносите эту мысль в заголовок. Соответствие заголовка и главной мысли текста — это
констатирующий заголовок.
Вот примеры констатирующих заголовков:
Около школы открылась станция метро
В школу доставлена новогодняя елка
Нашу школу посетил Эдуард Успенский
Как сшить костюм из подручных материалов
Как видим, констатирующий заголовок отвечает как минимум на два вопроса: Кто объект события? Что с ним произошло (сделал, сказал, посетил и т.д.)? Такие заголовки удобны в верстке, как правило, они включают 5- 6 слов, что считается оптимальным для газетной полосы.
Слайд 4Правило №1 — дать в заголовке максимум информации (2)
Некоторые газеты
допускают более развернутые заголовки, в которых есть ответы и на
4 вопроса (Кто? Что? Где? Когда?). В информационных агентствах их называют хэдлайнами.
Вот пример: На прошлой неделе директор обсудил с родителями выпускной вечер. Такой «полноформатный» заголовок (в нем может заключаться до 70% информации) годится в качестве шапки для первополосного материала («гвоздя номера»), но он слишком громоздкий для второстепенных.
Слайд 5Правило №2 — заинтриговать читателя
Чтобы материал прочитали, необходимо включать фантазию.
И тут нам поможет другой вариант заголовка, который содержит образ. Чаще всего
это метафора, но нередко встречается игра слов, идиома, афоризм. В газетах часто используют образные заголовки, а некоторые издания, например, «Коммерсант», считаются эталоном таких неоднозначных, иронических, использующих разные фигуры речи, заголовков. Вот примеры:
«Microsoft изобретает колесо» (заметка о получении патента на новую модель мыши с колесом прокрутки, которое мобильно во всех направлениях);
«Летит такой парень» (о первом российском фильме про супергероя «Черная молния»).
Слайд 6Великое дело - лид
К важным структурным элементам газетного материала относится лид,
или первый абзац, который, как правило, выделяется графически, например, полужирным шрифтом.
Как пишется лид? Здесь также важно следовать правилу перевернутой пирамиды. Если в заголовке вы ответили на два главных вопроса (кто? И что?), то в лиде расширяйте содержательное поле — желательно ответить как минимум на 4 вопроса: Кто? Что? Где? Когда? По идее лид может содержать ответы и на все5W+H.
Зачем нужен лид, каковы его функции? Информировать читателя с минимальными потерями времени (если он спешит, прочитанный заголовок и лид для него достаточные источники), а также акцентировать на самом главном (повторюсь, самой главной является та информация, которую выбрал журналист). Ниже приведены два разных лида с акцентом на разные факты в материалах на одну и ту же тему.
•Итальянские студенты будут изучать историю мафии.
Сначала 2005 г. такой курс вводит Третий университет Рима. Планируется, что читать лекции будут крупнейшие специалисты по борьбе с преступностью, в том числе генеральный прокурор по борьбе с мафией Пьетро Луиджи Винья.
• Выступления генпрокурора Италии по борьбе с мафией Пьетро Луиджи Винья отныне можно будет услышать не только в залах суда, но и в университетских аудиториях. С 2005 года его лекции по истории мафии услышат студенты Третьего университета Рима.
Чтобы написать хороший лид, журналист должен определиться, что самое главное в его материале, и начинать с этого.